Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи»
материал

Экен Надежда Ивановна

Цель: формирование мотивационных установок на здоровый образ жизни. Уточнение и углубление компетенций воспитателей об основных факторах, способствующих укреплению и сохранению здоровья ребенка в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_formirovanie_zdorovogo_obraza.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель, Экен Н.И.

Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи»

План семинара практикума:

1.Теоретическая часть (вводная, основная)

2.Сообщение воспитателя«Формы работы с семьями по формированию ЗОЖ».

3. Практическая часть. Мастер - классы «Дыхательная гимнастика»,«Полезные продукты» (изо деятельность).

Ход семинара

Теоретическаячасть

Вводная часть.

Упражнение “Воздушный шар”(о ценности здоровья для человека).

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 7 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.).

А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и скоро упадёт. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 2(а потом еще 2) слова из списка. Что вы оставили в списке? Обоснуйте ответ, что вы поставили на 1 место.

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы.

Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.

Притча “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, ирешили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они,каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное,что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы егоспрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?

Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живет с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье- то оказывается спрятано в каждом из нас.

Как известно, хорошее здоровье способствует успешномувоспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья.Основная часть

Итак, тема нашего семинара – практикума посвящена здоровью:

«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи».

Цель:

Формирование мотивационных установок на здоровый образ жизни. Уточнение и углубление компетенций воспитателей об основных факторах,способствующих укреплению и сохранению здоровья ребенка в условиях детского сада.

Задачи:

-Расширить знания педагогов с учетом современных требований поформированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.

-Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

-Развить творческий потенциал педагогов.

Уважаемые педагоги, давайте разбираться, что же такое здоровье? Работа с раздаточным материалом.

«ЗДОРОВЬЕ»

-естественное состояние организма, характеризующеесяего уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

«ЗДОРОВЬЕ»

-нормальное состояние, правильное функционирующего, неповрежденного организма.

«ЗДОРОВЬЕ»

-состояние        целеполагающей        жизнедеятельности,        воспроизводящей психофизиологическую потребность в добровольномнапряжении.

«ЗДОРОВЬЕ»

-отсутствие болезней, физических дефектов, полное психическое, социально- нравственное и физиологическое благополучие. Таким образом, здоровье-это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физическихдефектов.

Многие придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно- нравственный аспект.

Педагоги, а теперь давайте попробуем определить по 100% шкале уровень здоровья. Как вы считаете, от чего он зависит?

-система здравоохранения –10%;

-от наследственных факторов –20%;

-от состояния окружающей среды –20%;

-от самого человека (образ жизни) –50%.

Поэтому детей с самого раннего возраста необходимо приучать ценить,беречь и укреплять свое здоровье, и лишь в этом случае можно надеяться,  что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но ифизически.

А теперь давайте вместе сформулируем понятие «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ».

«Здоровый образ жизни»

-активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья.

«Здоровый образ жизни» - это правильное, качественное питание, занятия спортом, отсутствие вредных привычекит.п.        »

Федеральный закон РФ «Об образовании» гласит: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровлениядетей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни».

На сегодняшний день, в соответствии с ФГОС ДО, направленного на решение одной из первостепенных задач «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование общей культурыличностидетей, в том числе ценности здорового образа жизни», созданы все условия для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях. Сохранение и укрепление здоровья детей, и формирование у них здорового образа жизни должно стать главным направлением в деятельности каждой дошкольной образовательной организации.

Физминутка для педагогов «Мы устали, засиделись»

Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Приступили мы к зарядке:

То на стену посмотрели, То в окошко поглядели, Вправо, влево поворот, А потом наоборот.

Приседания начинаем, Ноги до конца сгибаем, Вверх и вниз,

Вверх ивниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели, А теперь на стулья сели.

Коллеги, давайте разберёмся, что относится к технологии сохранения и стимулирования здоровья?

•Динамические паузы,физкультминутки, двигательные разминки-проводятся во время занятий, 2-5 мин., в качестве профилактикиутомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики идр.

•Подвижные и спортивные игры разной степени подвижности проводятся ежедневно во всех возрастных группах.

•Релаксация

•Пальчиковая гимнастика

•Гимнастика для глаз

•Бодрящая гимнастика

-ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, возле кроваток, ходьба по тропе здоровья;

-Гимнастика корригирующая

•Дыхательная гимнастика

Упражнение "Посещение зоопарка"

Встаньте, пожалуйста, паровозиком в круг друг за другом. Старший воспитатель становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за ним и по кругу делают массаж друг другу.

  1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справаналево).
  2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево отпозвоночника).
  3. Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиковпальцев "сбегать" вниз поспине).
  4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спинекрест-накрест).
  5. Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею илопатки).
  6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником,но

не по позвоночнику).

  1. Слышатся сильные прыжки кенгуру ("топать" кончиками пальцев по спине).
  2. Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходятпо вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками наспину).
  3. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие назмеиные).
  4. Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки иноги).
  5. А вот и колибри прилетела в гнезд о и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергатьих).

Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на стулья(кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи партнера; почувствовать егодыхание)

  1. Упражнение "Общее дыхание" Послушайте и понаблюдайтезадыханием партнера впереди и постарайтесь достичь синхронности дыхания с дыханием партнера. (Вся группа начинает дышать на одном ритме).

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика» Насонова Л.Е.

  1. Что относится к технологии обучения здоровому образужизни:

•Утренняя гимнастика

•Физкультурные занятия

-Серия игровых занятий о ЗОЖ

-Игротерапия

•Самомассаж

•Активный отдых

  1. Что относится к коррекционнымтехнологиям:

•Артикуляционная гимнастика, логоритмика.

•Технология музыкального воздействия проводится в различных формах Физкультурно - оздоровительной работы 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

•Сказкотерапиюиспользуют        для психологической терапевтической и развивающейработы.

-Арттерапия.

-Технологии воздействия цветом - правильно подобранные цвета в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

-Психогимнастика.

-Песочнаятерапия.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольном образовательном учреждении предполагают воспитаниевалеологическойкультуры родителей с целью приобретения знаний о здоровом образе жизни и осознанного отношения к здоровью у детей.

Сообщение воспитателя

«Методы и формы работы с родителями по формированию навыков здорового образа жизни в условияхДОУ»

А теперь предлагаю Вам ответить на вопросы викторины:

  1. Есть насекомые – индикаторы отсутствия у человека навыков гигиены, назовите их. (Блохи, вши,клопы.)
  2. Каким видом спорта следует заниматься для формированияосанки? (Плавание, гимнастика, лёгкаяатлетика.)Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый –8 часов, подросток –9-10, ребёнок–10-12.)
  3. Каким видом спорта нельзя заниматься детям до 15 лет и почему? (Тяжёлой атлетикой, так как до этого возраста идёт активное формирование скелета.) 5.Этот витамин важнейший из всех в формировании костнойсистемыорганизма ребёнка. Какой это витамин? (Витамин D.) какое заболевание возникает у детей при его нехватке? (Рахит.) Эффективный метод лечения рахита? (Солнечный свет.)

6.Назовите витамин красоты, который влияет на состояние кожи и укрепляет зрение? Витамин А.) Где он содержится в большом количестве? (В моркови.)

Мы не ошибёмся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы!», «Желаем вам самогоглавного-здоровья», - говорят люди друг другу. По большому счёту, здоровье было и остаётся дороже власти и богатства. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. А мы с вами забываем о собственном здоровье, ведём малоподвижный образ жизни. Поэтому очень важно научиться расслабляться и восстанавливать силы, чтобы поддерживать бодрость духа, молодость и красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Здоровый образ жизни в семье"

Материал представляет собой практическую разработку мероприятия для родителей коррекционной группы детского сада по формированию навыков здорового образа жизни в семье....

Формирование здорового образа жизни дошкольников условиях ДОУ и семьи

Материал содержит консультацию для родителей о актуальности проблемы формирования навыков здорового образа жизни детей  в условиях семьи и семейного воспитания. Приведены практические примеры, на...

Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации и семьи

Ахметзалялова Ирина Геннадьевна,воспитатель МБДОУ ДС № 18 «Орленок»,г. Нижневартовск Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации и семьи...

13.12.2021 Семинар – практикум для педагогов «Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи»

Семинар – практикум для педагогов«Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи»...

Опыт работы по теме «Создание условий для формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи»

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от условий, которые его окружают, поэтому важно, чтобы родители были педагогически грамотными и осознавали полноту ответственности, которая на них лежит. З...

Консультация для педагогов: «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности, формированию здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи»

Все мы — педагоги, родители, – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные с...