Презентация опыта работы "Использование метода «биоэнергопластики» в коррекционной работе с детьми с ТНР"
статья
Применяю в работе с детьми с ТНР нестандартный, инновационный метод выполнения упражнений - артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики (автор Р.Г. Бушлякова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_-bioenergoplastika.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода «биоэнергопластики»
в коррекционной работе с детьми с ТНР
Венидиктова Любовь Александровна,
учитель-логопед МБДОУ № 49 «Росинка» г. Канска
«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка»
В. А. Сухомлинский
1 слайд
Дети с тяжелыми нарушениями речи (это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте) посещают группу компенсирующей направленности. Образовательный процесс в данной группе организован в рамках «Адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми речевыми нарушениями».
Детям с ТНР присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения плохо координированы, скорость и чёткость их выполнения снижены. Дети испытывают трудности при выполнении сложной словесной инструкции. Отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мелкой и артикуляционной.
Анализ результатов диагностики детей показал, что наиболее типичным для детей с ТНР является неправильное произношение звуков, а так как звуки речи образуются в результате сложных движений языка, губ, челюстей и для каждого из них существует определённый артикуляционный уклад, то, даже незначительное отклонение от нормы, в расположении органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Поэтому возникла необходимость организации работы по формированию правильных артикуляционных укладов, развитию и укреплению мышц речевого аппарата.
Для решения выше обозначенной проблемы, я организовала работу по применяю артикуляционной гимнастики с детьми, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на совершенствование основных движений органов артикуляции у детей с ТНР. К сожалению, оказалось, что в ходе ежедневных занятий артикуляционной и пальчиковой гимнастикой у детей снизился интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения гимнастики. Возникла необходимость в поиске новых, интересных способов воздействия в решении данного вопроса.
2 слайд
Исходя из этого, целью работы в данном направлении стало - применение метода биоэнергопластики для коррекции звукопроизношения у детей с ТНР.
Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому мне, как логопеду, работающему с такими детьми, приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- формировать и развивать артикуляционную моторику; укреплять мышцы речевого аппарата;
- формировать умения соединять движения артикуляционного аппарата с движениями кистей рук;
- развивать слуховое внимание, слуховую память;
- автоматизировать звуки речи;
- развивать познавательные процессы;
- повышать мотивационную готовность, умение длительно удерживать положительный настрой детей на протяжении всего занятия.
Для решения поставленных задач я стала использовать в своей работе нестандартный, инновационный метод выполнения упражнений - артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики (автор Р.Г. Бушлякова).
3 слайд
Почему остановилась именно на данном методе? Практическая деятельность показала, что артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
«Биоэнергопластика» включает три базовых понятия:
био - человек как биологический объект; энергия - сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика - плавные движения тела, рук.
Таким образом, биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей рук.
Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
4 слайд
Артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергоплатики я использую в своей практике уже более 5 лет. Для того чтобы достичь эффективного влияния биоэнергопластики на организм ребёнка, определила последовательность действий, т.е. работу по применению элементов пальцево-речевой гимнастики я разделила на 5 этапов, которые представлены на слайде (диагностический, подготовительный, эмоциональный, основной, заключительный).
5 слайд
На диагностическом этапе первыми шагами стали - это сбор анамнестических сведений, беседы с родителями, педагогами, наблюдения за детьми в игровой и свободной деятельности. При обследовании моторной сферы фиксирую:
- общую моторику: объём выполняемых движений, напряжённость, скованность, моторную неловкость, повышенную двигательную активность, расторможенность;
- мелкую моторику: плавность выполняемых движений, переключаемость, точность темп и объём движений, наличие леворукости, амбидекстрия;
- артикуляционную моторику: объём движений, переключаемость, удержание позы, ощущения языка во рту, тремор, саливация.
После обследования подбираю комплекс артикуляционных упражнений с учётом нарушенных звуков у ребенка.
6 слайд Подготовительный этап
Следующим моим действием был подбор и определение артикуляционных упражнений, направленных на знакомство ребёнка с органами артикуляции, со строением речевого аппарата. На подготовительном этапе работу с каждым ребенком провожу индивидуально, сидя перед зеркалом.
Начинаю работу с самых простых упражнений (открывание-закрывание рта, «Улыбка», «Лопатка», «Трубочка», «Часики» и т.д.), с постепенным их усложнением («Чашечка», «Болтушка», «Вкусное варенье» и т.д.). Темп выполнения упражнений медленный с постепенным его увеличением, дозировка соответственно с 3 до 5-10 секунд. Вначале проговариваю упражнение устно, затем показываю ребёнку, предлагаю выполнить упражнение вместе, затем повторить самостоятельно, и, только потом сопровождаю показ движением своей правой руки. Постепенно, по мере усложнения упражнений, вовлекаю в работу вторую руку. Движения рук должны быть плавными, раскрепощёнными. Ребёнок наблюдает, привыкает, запоминает. Рука ребёнка, на подготовительном этапе в работу не вовлекается (ребёнок смотрит, привыкает).
7 слайд Эмоциональный этап
Для создания положительного настроя на занятие, повышения мотивационной готовности, использую выполнение упражнений под счет, хлопки, ритмичные удары молоточком.
Собака «Найда»
Включаю игровые персонажи. Живой интерес вызывает персонаж - «Собака Найда», которая ведёт диалог с детьми во время занятий, помогает, и если что-то не получается, подсказывает, подбадривает.
8 слайд Картинки и стихи к упражнениям
С целью повышения интереса к упражнениям использую красочные картинки и стихи к ним:
«Часики» Тик-так, тик-так! Ходят часики вот так!
«Качели» Вверх – вниз, вверх – вниз, ты качаться не ленись.
«Маляр» Раз-два, раз-два, и покрашена стена.
Три-четыре, три-четыре, потолок мы побелили.
«Улыбка» Тянем губки прямо к ушкам, как весёлая лягушка.
«Хоботок» Подражаю я слону, губки хоботом тяну.
9 слайд Основной этап работы
На основном этапе ребёнок выполняет упражнения для губ, языка, челюстей с подключением своей ведущей руки. Я выполняю упражнения вместе с ребёнком, сопровождая показ движением кисти одной руки. Таким образом, ребёнок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Такую артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики мы выполняем в течение полутора-двух месяцев, пока ребёнок не научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук ребенка, при этом, должны быть раскрепощёнными и плавными; слежу за тем, чтобы рука ребенка в кисти не напрягалась.
По мере усвоения упражнений подключается другая рука ребёнка. При этом слежу за ритмичным выполнением упражнений, точностью и чёткостью, объёмом движений.
10 слайд (дети в перчатках)
В настоящее время я стала использовать в работе разноцветные перчатки, что ещё более повысило интерес и желание детей к выполнению артикуляционной гимнастики, позволило создать положительный настрой к работе.
11 слайд Заключительный этап
Удачной оказалась идея применения музыкального сопровождения во время проведения с детьми артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики. Когда ребёнок полностью освоит упражнения и сможет выполнять их самостоятельно, я (для повышения мотивации детей к данной деятельности) подключаю (использую) музыку.
Выполнение упражнений под музыку помогает создать положительный эмоциональный фон, снять фактор тревожности у детей с ТНР. Музыкальное сопровождение повышает выразительность движений, увеличивает амплитуду, пластичность движений. Музыка дисциплинирует, повышает внимание и работоспособность. Звучание музыки наиболее желательно в те моменты, когда все дети вместе выполняют одни и те же движения, в едином темпе и ритме. В связи с этим, я ввожу элементы биоэнергопластики, с музыкальным сопровождением на фронтальных занятиях (со всей группой детей).
Такую пальцево-речевую гимнастику мы с детьми выполняем на протяжении всего учебного года.
(демонстрация видеозаписи)
12 слайд
Результативность данной работы с детьми с ТНР отслеживается с помощью мониторинговой деятельности. Опыт работы показал, что применение элементов биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике с детьми с ТНР, способствует:
- повышению интереса детей к логопедическим занятиям;
- позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики;
- совершенствуется координация движений, укрепляются мышцы речевого аппарата, что значительно облегчает постановку звуков и введение их в речь;
- развивается слуховая память, внимание, мышление ребёнка.
А музыкальное сопровождение является существенным дополнением к биоэнергопластике, развивает чувство темпа, ритма, создаёт положительный эмоциональный фон, растормаживает речевые функции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию ...
"Применение метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда"
Эта работа будет интересна как учителям-логопедам, так и воспитателям логопедических групп....
Буклет "Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками"
Буклет адресован учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения. В буклете описаны преимущества метода биоэнергопластики, этапы работы над артикуляционными упр...
Применение метода биоэнергопластики в коррекционной работе
Успешное применение метода энергопластики....
Презентация «Использование метода «Синквейн» в коррекционной работе с детьми с ТНР по развитию речи»
Опыт работы со старшими дошкольниками с ТНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями...
«Использование метода "Биоэнергопластика" в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»
Использование метода «Биоэнергопластика» в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР . Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Ча...