Презентация опыта работы "Использование метода «биоэнергопластики» в коррекционной работе с детьми с ТНР"
статья

Применяю в работе с детьми с ТНР нестандартный, инновационный метод выполнения упражнений - артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики (автор Р.Г. Бушлякова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_-bioenergoplastika.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода «биоэнергопластики»

в коррекционной работе с детьми с ТНР

Венидиктова  Любовь  Александровна,

учитель-логопед МБДОУ № 49 «Росинка» г. Канска

«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка»

В. А. Сухомлинский

1 слайд

Дети с тяжелыми нарушениями речи (это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте) посещают группу компенсирующей направленности. Образовательный процесс в данной группе организован в рамках «Адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми речевыми нарушениями».

Детям с ТНР присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения плохо координированы, скорость и чёткость их выполнения снижены. Дети испытывают трудности при выполнении сложной словесной инструкции. Отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мелкой и артикуляционной.      

Анализ результатов диагностики детей показал, что наиболее типичным для детей с ТНР является неправильное произношение звуков, а так как звуки речи образуются в результате сложных движений языка, губ, челюстей и для каждого из них существует определённый артикуляционный уклад, то, даже незначительное отклонение от  нормы, в расположении органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Поэтому возникла необходимость организации работы  по формированию  правильных  артикуляционных укладов, развитию и укреплению  мышц речевого аппарата.

Для решения выше обозначенной проблемы, я организовала работу по применяю артикуляционной гимнастики с детьми, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на совершенствование основных движений органов артикуляции у детей с ТНР. К сожалению, оказалось, что в ходе ежедневных занятий артикуляционной и пальчиковой гимнастикой у детей снизился интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения гимнастики. Возникла необходимость в поиске новых, интересных способов воздействия в решении данного вопроса.

       2 слайд

Исходя из этого, целью работы в данном направлении стало - применение метода биоэнергопластики  для коррекции звукопроизношения у детей с ТНР.

Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому мне, как логопеду, работающему с такими детьми, приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка.

Для достижения цели были поставлены задачи:

- формировать и развивать артикуляционную моторику; укреплять мышцы речевого аппарата;

- формировать умения соединять движения артикуляционного аппарата с движениями кистей рук;

- развивать слуховое внимание, слуховую память;

- автоматизировать звуки речи;

- развивать познавательные процессы;

- повышать мотивационную готовность, умение длительно удерживать положительный настрой детей на протяжении всего занятия.

Для решения поставленных задач я стала использовать в своей работе нестандартный, инновационный метод выполнения упражнений - артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики (автор Р.Г. Бушлякова).

3 слайд

Почему остановилась именно на данном методе? Практическая деятельность показала, что артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

«Биоэнергопластика» включает три базовых понятия: 

био - человек как биологический объект; энергия - сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика - плавные движения тела, рук.

Таким образом, биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей рук.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

4 слайд

Артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергоплатики я использую в своей практике уже более 5 лет. Для того чтобы достичь эффективного влияния биоэнергопластики на организм ребёнка, определила последовательность действий, т.е. работу по применению элементов пальцево-речевой гимнастики я разделила на 5 этапов, которые представлены на слайде (диагностический, подготовительный, эмоциональный, основной, заключительный).

5 слайд             

       На диагностическом этапе первыми шагами стали - это сбор анамнестических сведений, беседы с родителями, педагогами, наблюдения за детьми в игровой и свободной деятельности.  При обследовании моторной сферы фиксирую:

 - общую моторику: объём выполняемых движений, напряжённость, скованность, моторную неловкость, повышенную двигательную активность, расторможенность;

- мелкую моторику: плавность выполняемых движений, переключаемость, точность темп и объём движений, наличие леворукости, амбидекстрия;

-  артикуляционную моторику: объём движений, переключаемость, удержание позы, ощущения языка во рту, тремор, саливация.

После обследования подбираю комплекс артикуляционных упражнений с учётом нарушенных звуков у ребенка.

6 слайд       Подготовительный этап

Следующим моим действием был подбор и определение артикуляционных упражнений, направленных на знакомство ребёнка с органами артикуляции, со строением речевого аппарата. На подготовительном этапе работу с каждым ребенком провожу индивидуально, сидя перед зеркалом.

Начинаю работу с самых простых упражнений (открывание-закрывание рта, «Улыбка», «Лопатка», «Трубочка», «Часики» и т.д.), с постепенным их усложнением («Чашечка», «Болтушка», «Вкусное варенье» и т.д.). Темп выполнения упражнений медленный с постепенным его увеличением, дозировка соответственно с 3 до 5-10 секунд.  Вначале проговариваю упражнение устно, затем показываю ребёнку, предлагаю выполнить упражнение вместе, затем повторить самостоятельно, и, только потом сопровождаю показ движением своей правой руки. Постепенно, по мере усложнения упражнений, вовлекаю в работу вторую руку. Движения рук должны быть плавными, раскрепощёнными. Ребёнок наблюдает, привыкает, запоминает.  Рука ребёнка, на подготовительном этапе в работу не вовлекается (ребёнок смотрит, привыкает).

7 слайд   Эмоциональный этап

Для создания положительного настроя на занятие, повышения мотивационной готовности, использую   выполнение упражнений под счет, хлопки, ритмичные удары молоточком.

Собака «Найда»

Включаю игровые персонажи. Живой интерес вызывает персонаж - «Собака Найда», которая ведёт диалог с детьми во время занятий, помогает, и если что-то не получается, подсказывает, подбадривает.

8 слайд      Картинки и стихи к упражнениям

С целью повышения интереса к упражнениям использую красочные картинки и стихи к ним:

«Часики»        Тик-так, тик-так! Ходят часики вот так!

«Качели»        Вверх – вниз, вверх – вниз, ты качаться не ленись.

 «Маляр»        Раз-два, раз-два, и покрашена стена.

                         Три-четыре, три-четыре, потолок мы побелили.

«Улыбка»      Тянем губки прямо к ушкам, как весёлая лягушка.

«Хоботок»      Подражаю я слону, губки хоботом тяну.

9 слайд        Основной этап работы    

На основном этапе ребёнок выполняет упражнения для губ, языка, челюстей с подключением своей ведущей руки. Я выполняю упражнения вместе с ребёнком, сопровождая показ движением кисти одной руки. Таким образом, ребёнок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Такую артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики мы выполняем в течение полутора-двух месяцев, пока ребёнок не научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук ребенка, при этом, должны быть раскрепощёнными и плавными; слежу за тем, чтобы рука ребенка в кисти не напрягалась.

По мере усвоения упражнений подключается другая рука ребёнка. При этом слежу за ритмичным выполнением упражнений, точностью и чёткостью, объёмом движений.

10 слайд     (дети в перчатках)

В настоящее время я стала использовать в работе разноцветные перчатки, что ещё более повысило интерес и желание детей к выполнению артикуляционной гимнастики, позволило создать положительный настрой к работе.

11 слайд       Заключительный этап

         Удачной оказалась идея применения музыкального сопровождения во время проведения с детьми артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики. Когда ребёнок полностью освоит упражнения и сможет выполнять их самостоятельно, я (для повышения мотивации детей к данной деятельности) подключаю (использую) музыку.

         Выполнение упражнений под музыку помогает создать положительный эмоциональный фон, снять фактор тревожности у детей с ТНР. Музыкальное сопровождение повышает выразительность движений, увеличивает амплитуду, пластичность движений. Музыка дисциплинирует, повышает внимание и работоспособность. Звучание музыки наиболее желательно в те моменты, когда все дети вместе выполняют одни и те же движения, в едином темпе и ритме. В связи с этим, я ввожу элементы биоэнергопластики, с музыкальным сопровождением на фронтальных занятиях (со всей группой детей).

Такую пальцево-речевую гимнастику мы с детьми выполняем на протяжении всего учебного года.

(демонстрация видеозаписи)

12 слайд

Результативность данной работы с детьми с ТНР отслеживается с помощью мониторинговой деятельности. Опыт работы показал, что применение элементов биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике с детьми с ТНР, способствует:

- повышению интереса детей к логопедическим занятиям;

- позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики;

- совершенствуется координация движений, укрепляются мышцы речевого аппарата, что значительно облегчает постановку звуков и введение их в речь;

- развивается слуховая память, внимание, мышление ребёнка.

А музыкальное сопровождение является существенным дополнением к биоэнергопластике, развивает чувство темпа, ритма, создаёт положительный эмоциональный фон, растормаживает речевые функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию ...

"Применение метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда"

Эта работа будет интересна как учителям-логопедам, так и воспитателям логопедических групп....

Буклет "Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками"

Буклет адресован учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения. В буклете описаны преимущества метода биоэнергопластики, этапы работы над артикуляционными упр...

Применение метода биоэнергопластики в коррекционной работе

Успешное применение метода энергопластики....

Презентация «Использование метода «Синквейн» в коррекционной работе с детьми с ТНР по развитию речи»

Опыт работы со старшими дошкольниками с ТНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями...

«Использование метода "Биоэнергопластика" в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»

Использование метода «Биоэнергопластика» в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР . Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Ча...