Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
Необходимым условием для успешного обучения в школе является хорошо сформированная речь. Однако в настоящее время число детей с различными речевыми нарушениями в нашей стране неуклонно растет. К наиболее распространенным нарушениям речи относится неправильное произношение звуков. Как правило, при этом наблюдается нарушение мелкой моторики рук. Учеными доказано, что уровень развития речи напрямую связан с сформированостью тонких движений рук, а центры коры головного мозга, отвечающие за работу этих систем, находятся в близости друг от друга. Поэтому в процессе коррекционных занятиях с детьми эффективным будет использование метода биоэнергопластики, которая одновременно стимулирует движения рук и речевого аппарата.
Биоэнергопластика- это содружественные действия артикуляционного аппарата и движений рук. Объединение движений кистей рук и артикуляционного аппарата развивает мелкую моторику, внимание, память, речь, чувство ритма детей. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает где, в каком положении находится язык, губы, нижняя челюсть. Это позволяет гораздо быстрее объяснить детям положение органов артикуляции во время произнесения тех или иных звуков, а детям легче их запомнить.
Биоэнергопластика предоставляет большее количество вариантов упражнений, использование дополнительных атрибутов, чем простая артикуляционная гимнастика, что способствует повышению интереса детей к занятиям. Для того, что бы детям не надоели задания, на занятиях используется разнообразный картинный материал, стихи, сказки, перчаточный театр, сказочные герои.
При использовании метода биоэнергопластики в работе используются классические артикуляционные упражнения, к которым добавляются движения кистями рук. Статические упражнения развивают мышечную силу, помогают принять необходимую артикуляционную и пальчиковую позу:
"Заборчик ” – пальцы сомкнуты, ладонь принимает вертикальное положение.
"Хоботок” – ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
"Улыбка ” – ладонь в вертикальном положении, все пальцы широко расставлены.
"Лопаточка” – сомкнутая, ненапряженная ладонь опускается вниз.
"Чашечка” – пальцы прижаты друг к другу, согнуты в форме "чашечки”.
"Парус” – сомкнутая, согнутая ладонь принимает вертикальное положение.
"Киска сердится” – пальцы сомкнуты, согнутая ладонь опущена вниз.
"Трубочка”– пальцы согнуты, образуют трубочку.
Динамические упражнения благотворно влияют на мышечный тонус, делают движения точными и ритмичными:
"Часики” – сжатая ладонь с поднятым указательным пальцем движется из стороны в сторону.
"Качели” – ладонь находится в вертикальном положении и движется вверх- вниз .
"Вкусное варенье ” – ладонь согнута подобно чашке, сгибать и разгибать сомкнутые пальцы.
"Футбол” – ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, вместе с кистью под счет поворачивается вправо – влево.
"Почистим зубки”– ладонь сжата в кулаке, указательный палец выдвинут вперед, производит движения по кругу.
При использовании в работе биоэнергопластики выделяют несколько этапов:
1. Знакомство детей со строением органов артикуляционного аппарата и артикуляционными упражнениями. Все упражнения выполняются перед зеркалом. Учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями руки. Ребенок на данном этапе запоминает движения руки, но сам их не выполняет.
2. На втором этапе для укрепления мотивации и заинтересованности ребенка будет полезно использовать различных героев перчаточного театра, сказочных героев , которые станут осваивать гимнастику вместе с ним.
3. При выполнении артикуляционной гимнастики, ребенок начинает сопровождать ее движениями ведущей руки, повторяя действия за учителем-логопедом. Необходимо следить за тем, чтобы рука ребенка не напрягалась, а его движения были плавными и синхронными. Рука должна быть параллельно полу и располагаться на уровне солнечного сплетения.
4. Во время выполнения упражнений подключается вторая рука. Дети выполняют артикуляционную гимнастику и движениями обеих рук повторяют движения речевого аппарата. Учитель-логопед наблюдает за ритмичным, точным и плавным выполнением заданий, дает правильный образец движений. Для этих целей используют счет, музыку.
5. На этом этапе дети осваивают артикуляционную гимнастику и движения руками. Поэтому становится возможным использование артикуляционных сказок, стихов, перчаточного театра. Учитель- логопед рассказывая сказку, называет нужные упражнения, а ребенок их выполняет.
Таким образом, использование метода биоэнергопластики способствует повышению интереса детей к занятиям, что увеличивает результативность артикуляционной гимнастики, способствует развитию мелкой моторики, психических процессов, коррекции звукопроизношения, введению звуков в речь, формированию пространственной ориентировки, позволяет достичь лучший результат в более сжатые сроки.
Список литературы
1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: Детсво-Пресс, 2011.
2. Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. М.: АСТ: “Астрель”, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Театрализованное деятельность как одно из средств повышения коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения речи"
Видиоролик который раскрывает важностьзанятий детей в художественноречевой студии "Речецветик" из опыта моей работы...
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"
Презентация из 2 частей о логопедической работе с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...
ИКТ в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
статья"ИКТ в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи."Безменова Ирина Юрьевна,Учитель-логопед,МБДОУ№90 г. Мурманск. Использование компьютерных технологий может стать мо...
мастер-класса «Использование театрализованных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи
Использование театрализованных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи...
Использование пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми, имеющих нарушения речи
Наблюдения за детьми, посещающих коррекционные группы детского сада показали, что у большинства отмечается отставание в развитии тонких движений пальцев рук. Им трудно правильно удерживать карандаш, р...
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....
Консультация "Использование логосказкок при постановке, дифференциации и автоматизации звуков в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи"
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, ...