«Воспитание основ патриотизма у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом»
статья (младшая группа)

Тюрина Мария Андреевна

В преддверии празднования 800-летия Нижнего Новгорода нам хотелось приобщить ребят к этому событию, событию федерального масштаба. В связи с этим, весной 2021 года во второй  младшей группе №9 был проведен среднесрочный информационно-творческий проект  «Мой дом. Моя улица. Мой город». Этому проекту посвящена статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyurina_m.a._madou_no460.docx346.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тюрина Мария Андреевна,

МАДОУ «Детский сад №460»

Сормовского района, г.Нижнего Новгорода,

Воспитатель

603158, Проспект Кораблестроителей, 46

mariamaria10061987@mail.ru

271-45-45

«Воспитание основ патриотизма у детей младшего дошкольного возраста

в процессе ознакомления с родным городом»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начитается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко  всему человечеству»

(Д. С. Лихачев)

Любовь к Отчизне начинается с любви  к своей малой  Родине – месту, где ты родился, где  ты провел детство, там, где все вокруг кажется родным и особенным. Твой дом, который даже имеет свой запах такой, который не похож ни на один другой. Родные дорожки к дому и детскому саду. А еще это место, где каждый человек стал ЧЕЛОВЕКОМ, научился отличать плохое от хорошего, творить добро, сопереживать, любить, где услышал первые добрые слова и песни. Воспитание любви к родному дому, городу – одна из задач патриотического воспитания детей. Заложить фундамент любви к Родине, к родному городу, к родной природе, можно только в младшем возрасте. Конечно, детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо правильно с этим понятием знакомить, через ближайшее окружение.  

В преддверии празднования 800-летия Нижнего Новгорода нам хотелось приобщить ребят к этому событию, событию федерального масштаба. В связи с этим, весной 2021 года во второй  младшей группе №9 был проведен среднесрочный информационно-творческий проект  «Мой дом. Моя улица. Мой город»

Задачами нашей работы являлись:

- Сформировать у детей представление о том, что каждая улица имеет название; познакомить детей с названиями близлежащих улиц; познакомить детей с происхождением названия проспекта Кораблестроителей;

- Подвести детей к понятию «город»: много людей, много домов, много транспорта - мы живем в городе;

- Познакомить с достопримечательностями, которые располагаются  в территориальной доступности от места жительства ребенка (Сормовский парк, зоопарк «Лимпопо», озеро «Светлоярское»;

- Пополнить знания о видах транспорта, правилах движения транспорта и пешеходов;

- Углублять знания детей о строении разных домов: сельские (низкие одноэтажные), современные городские (высотные, многоэтажные);

- Вызвать у детей познавательный интерес, желание узнать о родном городе;

- Развивать внимание детей; обогащать словарный запас, упражнять детей в умении отвечать на вопросы взрослых, рассказывать о своих впечатлениях.

Во время беседы на тему «Каждая улица имеет свое название» к ребятам прибежал зайчик, который не мог найти домик своего друга ёжика. Помогая зайчику, дети узнали, что каждая улица имеет свое название (в данном случае улицы «Красная», «Зеленая», «Желтая»), и зная название улицы, очень просто найти нужный дом.

Во время прогулок проводили тематические наблюдения для того, чтобы все, о чем мы говорили, дети увидели вживую, поскольку в дошкольном возрасте весь образовательный процесс построен на наглядности.

В ходе беседы «Улица, на которой стоит наш детский сад»  мы с ребятами уточнили, как называется наш детский сад. Обратили внимание, что у здания детского сада есть стены, крыша, крыльцо, а так же узнали, как называется улица, на которой стоит наш детский сад и почему она так называется.

В процессе беседы «Мы живем в городе» дети узнали, что у всех, и у людей, и детских садов, и улиц есть имена. И наш любимый город не исключение, его имя – Нижний Новгород. С детьми мы рассматривали изображение достопримечательностей нашего города, главных улиц, отметили, что наш город очень большой и красивый. В городе очень много разных  домов, дорог и улиц, много транспорта и живет много людей.

Так же с ребятами мы поговорили и рассмотрели фотографии тех мест, где они больше всего любят гулять: озеро Светлоярское, зоопарк Лимпопо, парк Сормовский. Каждый ребенок составил рассказ из 3-4 предложений из своего личного опыта, большую помощь в  составлении рассказов оказали выполненные родителями фотоколлажи.

Дети закрепляли полученные представления через конструктивную деятельность.

В ходе беседы «Грузовой транспорт» мы рассмотрели с детьми основные части грузовика, поупражнялись в словообразовании: молоковоз, хлебовоз,  мусоровоз; повторили, какую роль они выполняют и какую пользу несут. Полученные впечатления детей отразились в ярких рисунках.

Чтобы рассказать, какую пользу несет пассажирский транспорт, в гости к ребятам пожаловали Винни Пух и его друг Пятачок, которые очень хотели отправиться в зоопарк, но не знали, как туда добраться. Дети помогли им и рассказали, какой пассажирский транспорт бывает, кто управляет этим транспортом, кто продает билеты, кто такие пассажиры и как нужно себя вести в пассажирском транспорте.

На улицах большого города не следует забывать и про безопасность. В рамках беседы мы повторили с детьми основные правила безопасности на улице. Для закрепления полученных знаний была выполнена аппликация «Светофор - наш друг». Созданный с помощью родителей альбом «Такие разные дома», позволил уточнить знания о том, какие бывают дома: одноэтажные - многоэтажные, городские - сельские. Полученные представления отразились в аппликации «Дома нашего двора».

На протяжении всего времени мы развивали у детей умение пересказывать сказки и рассказы с опорой на иллюстрации, с небольшой помощью воспитателей. Регулярно проводили с ребятами подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Автобус», «Поезд». Так же использовалась музыкальная игра забава «Разноцветные флажки», нацеленная на развитие двигательной активности.

Итогом нашего проекта стала игра-занятие «Путешествие по городу», где мы  обобщили полученные представления детей. Совместно с родителями был создан макет «Улица, на которой стоит наш детский сад».

https://sun9-65.userapi.com/impg/MRApOplmitoZUHuG_7fB82B8_eP_DeUwi2p20w/WR0Fm9QEGeY.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=b8990ed5d2100c64b92284437cf243ba&type=album

Таким образом, наша работа позволила нам достичь следующих результатов:

  • У детей сформировано представление о городе, (это место, где много домов, много улиц, много транспорта), об улицах (каждая улица имеет свое название), о происхождении названия проспекта Кораблестроителей;
  • Дети употребляют в активной речи  название города и  улицы, на которой стоит наш детский сад;
  • С помощью взрослого дети могут составить рассказ из 3-4 предложений из собственного опыта по теме: «Прогулка в выходной день по достопримечательностям моего района»
  • Расширились знания о видах транспорта («пассажирский», «грузовой», их назначение), о правилах поведения на дорогах города и в общественном транспорте;
  • Сформировано представление о разнообразии внешнего облика домов (городские, деревенские, высокие, низкие)
  • У родителей повысилась заинтересованность,  активность в процессе проектной деятельности.

Библиографический список:

  1. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина»
  2. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Патриотическое воспитание детей»
  3. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. Игровая и продуктивная деятельность», Москва, Творческий центр «Сфера», 2005 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Петербурговедение». Воспитание у детей младшего дошкольного возраста чувства любви к родному городу.

Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой родной город, любить его. А еще они должны ...

Перспективное планирование по теме «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом - Рубцовском».

Перспективное планирование по краеведению в подготовительной группе по теме нравственно-патриотического воспитания.  Цель: Создавать условия   для воспитания патриотизма у детей ст...

Духовно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

В данной статье отражено решение важной проблемы воспитания основ духовности и патриотизма в процессе ознакомления с родным г. Мичуринском, его историей, символикой, достопримечательностями, традициям...

Проект для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом «Главная улица города»

Все мы знаем, что знать историю своей страны, своей Малой Родины должен каждый. Но, к сожалению, современные дети, да, и многие взрослые, мало знают о своем родном городе; об его истории и тради...

Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста через знкомство с родным городом

Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста через знакомство  с родным городом...

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматривается комплекс мероприятий, направленный на воспитание основ патриотизма у детей среднего дошкольного возраста: представлен блок занятий по теме «Богатыри земли р...

Формирование нравственно патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Патриотизм – является мощным педагогическим инструментом в воспитании подрастающего поколения. К.Д. Ушинский....