Духовно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
статья (старшая группа)

Смагина Лариса Николаевна

В данной статье отражено решение важной проблемы воспитания основ духовности и патриотизма в процессе ознакомления с родным г. Мичуринском, его историей, символикой, достопримечательностями, традициями и промыслами, знаменитыми людьми, прославивших его, в условиях детского сада. Каждый патриот должен обладать «крепким духом». Как же воспитать и развить дух, духовность? Ответ на этот вопрос даёт огромный потенциал, заложенный в историческом прошлом и настоящем г. Козлова – г. Мичуринска.  Целенаправленная, систематическая работа в данном направлении приведёт к закладке крепкого «фундамента», основ духовности и патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-patrioticheskoe_vospitanie.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом.

 Глобальной проблемой на сегодняшний день является не столько экономический кризис, как принято говорить в обществе, не обнищание населения, а спад в воспитании подрастающего поколения.  Отечественные традиции забываются, а на смену им приходят западные технологии. В современном обществе всё большее распространение получают цинизм, равнодушие, пренебрежительное отношение к семейным ценностям, гражданскому долгу и Родине. Исказились понятия о добре, гуманизме, великодушии. На государственном уровне о значимости и актуальности проблемы говорят принятые Национальная Доктрина патриотического воспитания и программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, где определены цели и задачи нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения.

Духовно – нравственные, патриотические качества личности являются главенствующими в общей системе воспитания. В связи с этим, необходимо дать новый импульс духовному развитию детей, ориентировать их на воспитание основ патриотизма. В обществе возникает необходимость обратиться к опыту и знаниям предков, возродить лучшие традиции и обычаи нашего народа.  С древнейших времён, одной из основных задач воспитания, считалась передача житейского и духовного опыта старшего поколения младшему.

Дошкольное детство – это самое благоприятное время для закладки духовно – патриотических качеств личности. Именно дошкольник открыт и восприимчив ко всему новому, любознателен, активен. Эти качества позволяют воспитывать в нём духовность, нравственность, патриотизм.

От нас, взрослых: педагогов, семьи, зависит, какими людьми станут нынешние дошкольники в будущем.

 Анализ литературы позволяет говорить о том, что данная проблема не нова. В разное время исследованиями  этой проблемы занимались К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, В. С. Мухина, А. Н. Радищев, А. С. Макаренко, Л. Е. Никонова и другие. Однако многие аспекты духовно – патриотического воспитания детей недостаточно изучены.

Существуют  ряд программ патриотической направленности. Это О. Л. Князева, М.  Д. Маханевой  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», А. Лазарев «Народоведение», С. А. Козлова «Я – человек» и другие.

 Целью духовно - патриотического воспитания  является развитие в детях высокой духовности, активной гражданской позиции, воспитание позитивных качеств личности, высоких моральных ценностей, основ патриотизма, способных проявлять их в интересах Отечества.

 Родиной для ребёнка является, в первую очередь, его семья, дом, улица, детский сад, родной город. Поэтому  осуществлять духовно – патриотическое воспитание необходимо именно в таком порядке, Считаем, что краеведческий компонент является значимым и весомым в данной работе, так как наш город имеет свою, уникальную историю, традиции, промыслы, природу, достопримечательности. В какой - то момент, ребёнок начинает осознавать себя полноценны жителем города Мичуринска, у него появляется желание  сделать  что то полезное для его развития и процветания. Этот этап в развитии духовно – патриотического воспитания упускать нельзя, иначе нам будет очень трудно добиться вышеназванной  цели.

Эффективность воспитания духовно – патриотических качеств личности зависит от понимания сущности данного процесса. Исследованиями данного процесса занималась Л. Е. Никонова.  Она выделила три структурных компонента:

  • эмоциональный. Это переживания и эмоции, которые испытывает ребёнок. Проявляется в любви к своему городу;
  • интеллектуальный.  Овладение совокупностью знаний, адекватных возрастным возможностям. Овладевает знаниями о родном городе, его символике, истории, достопримечательностях;
  • действенно – практический. Включает в себя трудовую, игровую, изобразительную деятельность.

Таким образом, под воспитанием у детей старшего дошкольного возраста духовно – патриотических качеств личности в процессе ознакомления с родным городом необходимо понимать поэтапный процесс формирования личности ребёнка, ориентированный на знания ребёнка о месте проживания, символике, истории, традициях, промыслах, достопримечательностях, природе родного города.

Кроме того, воспитание у старших дошкольников духовности, нравственности, патриотизма в процессе ознакомления с родным городом будет  действенным, если:

  • поэтапно осуществлять ознакомление с родным городом (Эмоциональный этап, интеллектуальный и действенно – практический);
  • систематизировать учебный материал, применять разнообразные формы, методы и средства работы;
  • обогатить развивающую предметно – пространственную среду;
  • взаимодействовать с педагогами, семьёй, социумом.

Патриотизм очень важен для становления и развития личности. Его можно по праву считать одной из важнейших основ духовной жизни человека. И несомненно, краеведческий компонент, является огромным потенциалом в духовно – патриотическом воспитании дошкольников. Углубляя, расширяя и обогащая знания детей о родном городе Мичуринске, мы закладываем  «крепкий фундамент» для дальнейшего формирования основ духовности и патриотизма.

 Список литературы:

  1. Буре Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников: методическое пособие / Р. С. Буре – М.: Мозаика – Синтез, 2011 – 80 с.
  2. Бурляева О. В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края //Детский сад: теория и практика. – 2011 №9.  – с. 82 – 89
  3. Ветохина А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. / А. Я. Ветохина. – Спб.: «ООО Издательство «Детство – пресс», 2010 – 192 с.
  4. Волобуева Н. Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем // Педагогика: традиции и инновации. – 2011 – с. 68 – 71
  5. Виноградова Н. Ф. Наша Родина / Н. Ф. Виноградова – М.: Просвещение, 1984 – 303 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ "

Продолжать формировать понятие Родина, воспитывать у детей любовь к родному краю, к малой родине, расширять и углублять знания детей о Лямбире , Лямбирском районе...

Рабочая программа Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом

Создавать условия для формирования гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города....

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.

Нравственно-патриотическое воспитание одно из важных направлений в дошкольном образование, предлагаю перспективное планирование для старшего дошкольного возраста. План составлен с учетом того, ч...

Перспективное планирование по теме «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом - Рубцовском».

Перспективное планирование по краеведению в подготовительной группе по теме нравственно-патриотического воспитания.  Цель: Создавать условия   для воспитания патриотизма у детей ст...

Опыт духовно нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре,родной речи начинается с малого –  любвик  своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постоянно расширяясь,эта любовь пере...