Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста через знкомство с родным городом
проект (средняя группа)
Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста через знакомство с родным городом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста через знакомство с родным городом
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, основой жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений .За последние годы в нашей стране произошли изменения, касающиеся нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, изменилось и отношение людей к Родине. Поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.
Особенно актуально решение проблемы патриотического воспитания применительно к детям в дошкольном возрасте, т.к. в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления активно происходит усвоение правил и норм поведения в семье и обществе. А приобщение детей к народной культуре является эффективным средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности, нравственности, началом формирования личности.
Но патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста . Р.И. Жуковская, А.М. Виноградова, С.А. Козлова базой формирования патриотизма считают воспитание чувства любви к своей земле, определяют педагогические условия воспитания патриотизма: эвристическая предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова раскрывают некоторые особенности развития старших дошкольников как предпосылки патриотического воспитания - опосредованное освоение знаний, выходящее за пределы личного опыта детей, проявление устойчивого интереса к социальным явлениям. Авторы указывают, что «воспитание у старших дошкольников чувства любви к родине осуществляется на основе неразрывного единства чувств, сознания и поведения» . В.С. Мухина отмечает, что в период старшего дошкольного возраста происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием своего региона. Знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые прославили город, имеет большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста.
При ознакомлении детей с родным краем создаются благоприятные условия, при которых у дошкольников расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества. Положительный результат можно достичь при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально- практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, разные виды деятельности, свойственные дошкольникам с учетом возрастных особенностей. Подобная работа может быть эффективной только при условии активного привлечения к ней родителей. Т.к. родители часто не имеют достаточных знаний об истории родного города, его традициях и культурных ценностях, испытывают трудности в их передаче детям, необходимо создание такой системы работы, которая позволит активно вовлекать родителей в решение вопросов патриотического воспитания детей и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.
С этой целью нами был организован совместный детско-родительский проект «Улицы родного города»
Тип данного проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: средне-срочный.
Цель проекта: Приобщение детей к культуре родного города через знакомство с его улицами, архитектурой
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
Задачи:
Образовательные:
1.Расширять знания детей о родном городе, его улицах: главной лице Большая Покровская и улице Кораблестроителей, где находится наш детский сад. О некоторых достопримечательностях: Нижегородский кремль, памятник Минину и Пожарскому, Нижегородская ярмарка и другие, об архитектуре города.
2. Систематизировать знания детей о проспекте Кораблестроителей, близлежащих к нему улицах, своем адресе.
3. Сформировать у детей умение ориентироваться по схеме.
4. Закреплять у детей знания о правилах безопасного поведения на улице.
Развивающие:
- Развивать интерес к родному городу.
- Развивать у детей разговорную речь, обогащать словарный запас по теме проекта.
- Развивать грамматически правильную монологическую речь, упражнять детей в составлении описательных рассказов по картинкам, фотографиям
- Развивать сенсорные процессы, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез).
- Развивать творческий потенциал детей и родителей.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей позитивное и уважительное отношение к месту жительства, к родному городу и его архитектуре.
2. Привлекать родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
В рамках реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
- Беседы «Улица, на которой я живу», «Здания на моей улице», «Где мой дом?», «Нижний Новгород», «Здания родного города» с целью расширения знаний детей о родном городе, его улицах, некоторых достопримечательностях, архитектуре и закрепления детьми своего домашнего адреса.
- Рассматривание фотографий архитектурных объектов, достопримечательностей на ул. Большая Покровская, пр-т Кораблестроителей с целью познакомить с приметными и значимыми зданиями г. Нижнего Новгорода
- Речевая деятельность «Составление рассказов по фотографиям с любимым местом на улицах города» с целью развития монологической речи, речевых навыков, умения составлять описательные рассказы по фотографии. Учить использовать в речи полные, распространенные простые и сложноподчиненные предложения.
- Игра-путешествие «Прогулка по главной улице города» с целью познакомить детей с главной улицей и ее достопримечательностями.
- Дидактическая игра «Безопасное поведение на улице» с целью закрепить с детьми знания правил безопасного поведения на улице и на дороге.
- Дидактическая игра «Построим дом» с целью закреплять у детей знания об особенностях труда строителей.
- Дидактическая игра «Угадай, что за здание?» с целью учить детей классифицировать здания по назначению, сравнивать дома, находить их сходство и различия.
- Дидактическая игра «Кто в домике живет?» с целью учить детей придумывать условные обозначения различных животных, развивать память, внимание.
- Дидактическая игра «Дом, в котором я живу» с целью упражнять детей в составлении целостной картинки из деталей, упражнять детей в назывании частей зданий (крыша, дверь, стены, окна, вывеска, чердак, арка и т.д.).
- Словесная игра «Здания нашего города» с целью упражнять детей в употреблении определений к заданным словам.
- Словесная игра «Кто где живет?» с целью закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых, употребление в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
- Дидактическая игра «Город – село» с целью учить различать городские и сельские объекты архитектуры.
- Проблемная ситуация «Медвежонок потерялся» с целью продолжать учить детей классифицировать здания по назначению, упражнять детей в составлении описательных рассказов о различных зданиях города (магазин, театр, детский сад, больница, аптека и др.)
- Видеоигра - викторина с Мишкой «Угадай, где находится Мишка» с целью закрепление знаний детей в узнавании объектов на изученных улицах.
- Занятие по конструированию «Построй домик для матрешки (магазин, дом)» с целью упражнять детей в постройке домов разных размеров, разного назначения .Конструирование разных домов по образцу, схеме.
- Занятие-конструирование «Наш детский сад» с целью познакомить детей со схематичным изображением зданий, учить строить детский сад из настольного конструктора.
- Совместная художественная деятельность: рисование «Мой дом», «Наш детский сад» с целью развивать у детей способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
Познакомить детей с малой родиной, воспитывать потребность узнавать о культурных ценностях родного города.
- Совместная художественная деятельность: рисование «Моя улица», «Наш детский сад» с целью воспитывать интерес к своему району, улице. Приучать заботиться о его чистоте, закреплять рисование предметов вертикально и горизонтально, используя геометрические фигуры ( квадрат, прямоугольник, треугольник).
- Совместная художественная деятельность : аппликация «Домик в деревне» с целью закрепить с детьми знания о сельской архитектуре. Учить выполнять аппликацию домика из брёвен.
- Итоговое занятие конструирование по схеме « Моя Улица» с целью закрепить знания детей по конструированию улицы, работа со схемами. Закрепить знание адреса.
- Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица» с целью познакомить детей с литературным произведением.
- Слушание фонограммы «Нижегородский вальс» с целью познакомить детей с музыкальным произведением о Нижнем Новгороде. Прививать им любовь к родному городу.
- Презентация «Путешествие в прошлое» с целью познакомить детей с фотографиями улиц в наше время и в прошлом. Рассказать о происхождении названия улиц Большая Покровская и Кораблестроителей.
- Создание выставки фотографий и рисунков «Моя любимая улица» с целью обогатить среду группы, создать выставку для рассматривания и составления рассказов про свою улицу.
В результате проекта:
- У детей повысился интерес к своему родному городу, его улицам, зданиям.
- Дети имеют представления о родном городе, улицах, где находится детский сад, где они живут, некоторых достопримечательностях.
- Дети знают и называют свой адрес проживания, правила безопасного поведения на улице.
- Дети умеют ориентироваться по схеме, составлять описательные рассказы о зданиях города, улицах
- Повысилась речевая активность детей, обогатился словарный запас.
- Появился позитивный настрой от совместного творчества родителей и детей.
- Среда группы обогатилась наглядными материалами и интерактивными пособиями для ознакомления детей с улицами родного города.
- Повысилась активность родителей в образовательной деятельности группы
Литература :
- Система патриотического воспитания в воспитании в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4- е доп. – М.: УЦ «перспектива», 2008г.- 248 с.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007.- 224 с. – (Растим патриотов России)
- Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. – сост. И.Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2008.- 160с.
- Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н, и др. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: « ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через использование мультимедийного оборудования.
Доклад для коллег на тему: "Формирование познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через использование мультимедийного оборудования"....
"Формирование познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через использование мультимедийного оборудования"
Доклад для педагогов на тему: "Формирование познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через использование мультимедийного оборудования"....
Формирование патриотизма у детей младшего дошкольного возраста через культурно-досуговую деятельность
Мы живём во времена модернизаций, инноваций, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Мы видим, как происходят социальные изменения в обществе: ценностная пер...
развитие патриотических чувст детей старшего дошкольного возраста через изучение родного города в различных режимных моментах
ФЕВРАЛЬ первая неделяТема периода «День защитника отечества»ЗадачиРасширение представлений детей о Российской Армии. Рассказы о трудной. но почетной обязанности защищать Родину, охра...
Педагогический опыт работы по теме: Формирование экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края посредством дидактических игр.
С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показ...
«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА» «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО ГОРОДА»
С чего начинается Родина для малыша? С маминых теплых объятий, с сильных папиных плеч, вкусных бабушкиных пирожков, с места, где они родились и живут – с малой родины. Цель - формирование нравст...
Статья:«Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Проблема:Проблема формирования патриотизма становится все более актуальной, и вместе с тем, она сопряжена с некоторыми сложностями. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия &laq...