Методическая разработка «Использование игр для развития внимания дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)
Методическая разработка «Использование игр для развития внимания дошкольников»
Вопрос развития внимания детей уже давно интересует и волнует
воспитателей, учителей, психологов. Одним из непременных условий успешного
обучения в школе является развитие внимания дошкольников.
В настоящее время хорошо известно насколько сложна и объемна программа
начальных классов, и как трудно порой бывает ребенку, который не умеет
удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив.
Это связано с неумением концентрировать, распределять, переключать свое
внимание в учебной деятельности. И поэтому возникает необходимость развивать
внимание ребенка именно в дошкольном возрасте, т. к. в этот период у детей
происходит формирование интереса к окружающему миру, усложнение
деятельности детей, что ведет к переходу от непроизвольного внимания к
произвольному.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к
окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен
до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает
переключение внимания на него. Поэтому дети дошкольники редко длительное
время занимаются одним и тем же делом. И на наш взгляд, именно в данный
возрастной период необходимо способствовать развитию внимания детей.
Основное достижение в развитии внимания в дошкольном возрасте состоит в
том, что начинает формироваться основной его вид – произвольное внимание. С его
развитием дети получают возможность правильно направлять свое сознание на
определенные предметы и явления, удерживать его в течение некоторого времени.
Но, стоит учитывать, что само по себе развитие и совершенствование
непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольности.
В четыре - пять лет ребенок направляет свои действия под влиянием
взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Использование игр для развития внимания дошкольников»
Вопрос развития внимания детей уже давно интересует и волнует
воспитателей, учителей, психологов. Одним из непременных условий успешного
обучения в школе является развитие внимания дошкольников.
В настоящее время хорошо известно насколько сложна и объемна программа
начальных классов, и как трудно порой бывает ребенку, который не умеет
удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив.
Это связано с неумением концентрировать, распределять, переключать свое
внимание в учебной деятельности. И поэтому возникает необходимость развивать
внимание ребенка именно в дошкольном возрасте, т. к. в этот период у детей
происходит формирование интереса к окружающему миру, усложнение
деятельности детей, что ведет к переходу от непроизвольного внимания к
произвольному.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к
окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен
до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает
переключение внимания на него. Поэтому дети дошкольники редко длительное
время занимаются одним и тем же делом. И на наш взгляд, именно в данный
возрастной период необходимо способствовать развитию внимания детей.
Основное достижение в развитии внимания в дошкольном возрасте состоит в
том, что начинает формироваться основной его вид – произвольное внимание. С его
развитием дети получают возможность правильно направлять свое сознание на
определенные предметы и явления, удерживать его в течение некоторого времени.
Но, стоит учитывать, что само по себе развитие и совершенствование
непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольности.
В четыре - пять лет ребенок направляет свои действия под влиянием
взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: "Будь внимательным",
"Слушай внимательно", "Смотри внимательно". Выполняя требования взрослого,
ребенок управляет своим вниманием.
Развитие внимания связано и с усвоением средств управления им.
Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В
старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка,
которая приобретает, планирующую функцию. "Я хочу посмотреть сначала
обезьянок, а потом крокодильчиков " – говорит малыш по дороге в зоопарк. Он
намечает цель "посмотреть", а затем внимательно рассматривает интересующие его
объекты.
Таким образом, развитие внимания, тесно связано не только с развитием речи,
но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее
цели. Следовательно, развитие внимания связано и с привычкой прилагать волевые
усилия для достижения цели.
В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств
внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3
предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с
автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым.
Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя
определенную работу, пусть даже неинтересную. Старший дошкольник не
отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась
более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания,
фиксация его на объекте определяется развитием любознательности,
познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме,
чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будетесть
свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего
раздражителя. В возрасте 5-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а
наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства
длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть
возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности
отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.
Следует отметить, что начиная со старшего дошкольного возраста дети
становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают
для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания
учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно
возрастает к семи годам.
К концу дошкольного возраста у детей способность к произвольному
вниманию начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание
становится непременным условием организации учебной деятельности в школе.
Между тем, Запорожец А. В. указывал, что, хотя, дети старшего дошкольного
возраста начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное остается
для них преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. В связи с этим
он также выделяет средства, способствующие развитию произвольного внимания.
Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для
них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционального
окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться
внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по
которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих
постоянного напряжения внимания. Используемые на занятиях элементы игры,
продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяет
поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
Для развития внимания детей дошкольного возраста могут быть использованы
различные игры. Так, например, с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
можно использовать чтение различных потешек, небольших сказок, прибауток. Во
время проигрывания той или иной потешки, у ребенка вырабатывается способность
сосредотачиваться на этой деятельности. Например, в игре «Маленькие и большие
ножки» детям приходиться одновременно держать текст игры в сознании и
действовать согласно ему. Это ведет к развитию переключения и объема внимания.
Также развитию внимания в данном возрастном периоде способствуют различные
наблюдения детей за живой и неживой природой, организованные взрослыми, игры
типа нанизывание колец, постройка башен, пирамид и т. д.
Для детей среднего возраста применяются игры, требующие от ребенка
большего внимания. Это могут быть игры на классификацию предметов и явлений,
на описание их и нахождение общих признаков («Что нужно?», «Посуда» и т. д.)
Детям старшего возраста можно предложить игры, в которых необходимо
назвать и описать предмет, не глядя на него («Волшебный мешочек», «Отгадай-ка»).
Здесь в качестве ведущего в игре могут выступать сами дошкольники.
На развитие внимания старших дошкольников в игре влияет и способность
выполнять указания взрослых, которые включают его в новые виды деятельности и
при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.
Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, с помощью
которых он впоследствии начинает сам управлять вниманием.
Для развития внимания можно использоать игру в вопросы и ответы по типу
игры в фанты с запретами: «Да» и «Нет» не говорите, белого и черного не берите».
По ходу игры ребенку задают ряд вопросов. Ребенок должен отвечать, как можно
быстрее и при этом выполнять инструкцию:
• не называть запрещенных цветов, например черного и белого;
• не называть дважды один и тот же цвет.
Гиппенрейтер Ю. Б. указывала, что большое значение для развития
целенаправленного внимания в дошкольном возрасте имеет обучающая игра, так
как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы
своевременно развивать у детей определенные свойства внимания и способность
управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В
одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и
помнить цель действия, в-третьих – вовремя переключать внимание, в-четвертых –
необходима сосредоточенность и устойчивость внимания, поскольку нужно
заметить и осознать произошедшие изменения.
Игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение
сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.
Следовательно, существует прямая взаимосвязь между игрой и развитием внимания
дошкольников и поэтому есть необходимость обязательного включения игровых
приемов в воспитательно-образовательный процесс детей дошкольного возраста, а
именно в старшем дошкольном возрасте. Приведем примеры такихигр
Игра «Будь внимательным»
Дидактическая задача: развивать у детей внимание, умение четко определять
значение слова.
Картотека игр, направленных на развитие устойчивости, концентрации, переключения, увеличения объема внимания
«Воры и сыщики»
Всем играющим раздают бумажки, на которых написана цифра 1 или 2. Таких бумажек должно быть одинаковое количество. Выбирается ведущий - самый главный вор. Он выходит за дверь. Тем временем в помещении прячется какой-либо предмет. Задача ведущего - найти его. Делает он это при помощи игроков-воров (тех, у кого на бумажке цифра 1, которые подсказывают глазами, где спрятан этот предмет). Задача сыщиков (у кого цифра 2) - следить за играющими и найти воров. Игра заканчивается в том случае, когда найден предмет или когда "сыщики" поймали всех... "воров".
«Дни недели»
Суть игры очень проста. Когда ведущий называет будний день, ребята хлопают в ладоши, а когда выходной- никаких движений быть не должно. Ведущий в очень быстром темпе называет дни недели и следит за самыми внимательными.
«Летит, летит по небу шар»
Слова очень просты: "Летит, летит по небу шар, по небу шар летит. Но знаем мы, что в небо шар никак не долетит". Они поются на мелодию песенки "В лесу родилась елочка". Постепенно слова заменяются соответствующими жестами (летит - изображают руками полет птицы, шар - представляют, что в руках шар и т. д.). В итоге всю песню, показываем жестами. Игру проводит ведущий, который четко усвоил слова и жесты.
«Чей приз?»
Вызываются 2-3 игрока, которые очень хотят получить приз. Ведущий читает текст: "Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз. Лишь скажу я цифру 3,- приз немедленно бери. Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри рыбешек мелких увидали и не одну, а целых 7. Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи. Возьми и на ночь повтори разок-другой, а лучше 10. Мечтает парень закаленный стать олимпийским чемпионом. Смотри, на старте не хитри, а жди команду: раз, два, марш! Однажды поезд на вокзале мне 3 часа пришлось прождать..." (если ребята не успели взять приз, его забирает ведущий и говорит: "Ну, что ж, друзья, вы приз не брали, когда была возможность брать?!".
«Жесты»
Все играющие садятся кружком. Каждый выбирает себе жест, не повторяя никого. Игра начинается с того, что любой из игроков показывает свой жест, а затем чей-либо другой. Тот, чей жест показан игроком, также показывает сначала свой жест, а затем другой и т п. Игра проводится в быстром темпе. Тот, кто сбился- выходит из игры.
«Лим-пом-по»
Все играющие становятся в круг. Первый выбранный ведущий выходит за дверь. Выбирается второй ведущий, Его задача - незаметно для первого ведущего менять жесты (которые подхватывают все играющие) под слова "Сантики-фан-тики, лим-пом-no". Задача ребят - не выдать глазами второго ведущего и быстро менять за ним жесты. Если первый ведущий трижды не угадал того, кто меняет движения, он должен отдать "творческий фант": спеть, станцевать и т. д. Игра повторяется, и каждый раз выбираются новые ведущие.
«Угадай и говори»
Игровой материал: Картинки с изображением предметов в окружающей обстановке. Вещи должны быть, с одной стороны, знакомыми, но, чтобы узнавание требовало некоторых усилий: цветы (одуванчик, роза, колокольчик), мебель (стол, шкаф, кресло), посуда (тарелка, кастрюля, нож) и т.д. Картинок можно сделать около 10-15 штук.
“Я покажу тебе картинку, а ты будешь говорить, как она называется. Сначала внимательно посмотри, что нарисовано на картинке, если знаешь, пока не говори. Жди, пока я скажу: «Раз, два, три – что это?” Правильно говоришь – картинка тебе в подарок. Выигрывает то, у кого больше всего будет картинок”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: (статья) Развитие внимания дошкольников с помощью дидактических игр, используемых на занятиях.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:(статья)Развитие внимания дошкольников с помощью дидактических игр, используемых на занятиях....
Методическая разработка дидактических игр по развитию внимания детей дошкольного возраста
Методическая разработка дидактических игр по развитию внимания детей дошкольного возраста...
Методическая разработка"Использование пастели в работе с дошкольниками"
Методическая разработка, презентация для педагогов творческой группы «Разноцветный мир»...
Методическая разработка «Использование моделирования в изобразительной деятельности дошкольников» Картотека игр и упражнений.
Модель — это символ, предмет-заместитель, схематичное изображение предмета с его характерными признаками. Виды моделей:— сенсорные, характеризующие цвет, форму, размер, фактуру поверхности предмета,...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР по лексической теме «Фрукты. Сад»
Материал для учителей-логопедов и воспитателей ДОУ...
Методическая разработка: рекомендации для родителей «Развитие внимания и памяти детей 4-5 лет».
Методическая разработка: рекомендации для родителей«Развитие внимания и памяти детей 4-5 лет».Многие родители, сталкиваясь с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста, н...
Методическая разработка Использование сюжетно-ролевых игр с дошкольниками
Методическая разработка Использование сюжетно-ролевых игр с дошкольниками...