Методическая разработка Использование сюжетно-ролевых игр с дошкольниками
методическая разработка
Методическая разработка Использование сюжетно-ролевых игр с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_ispolzovanie_syuzhetno-rolevyh_igr_s_doshkolnikami.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка:
«Использование сюжетно-ролевых игр с дошкольниками»
Выполнила: Дементьева Г.И.
воспитатель
Актуальность
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.
Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Наблюдая за детьми в самостоятельной и в совместной деятельности, мы заметили, дети стали относиться к своим игрушкам, книжкам и вещам с некоторой беспечностью. Это связано с тем, что родители бездумно покупают детям все, чего бы они ни попросили. В связи с этим дети перестали беречь свои игрушки и книжки, зная, что завтра купят новые.
Данная методическая разработка для детей среднего, старшего дошкольного возраста, может использоваться в работе педагогами дошкольных учреждений. На основе выбранных сюжетов ролевой игры, педагоги могут разрабатывать свои сюжеты.
Цель: отражение в игре сюжетов, связанных с трудом и взаимоотношениями взрослых в мастерской, расширение знаний детей о профессиях.
Задачи:
- воспитывать уважение к труду взрослого;
- формировать навыки взаимоотношения со сверстниками;
- развивать диалогическую речь, слуховое внимание;
- познакомить с новыми профессиями: мастер по ремонту игрушек, мебели и одежды, автослесарь;
- расширять словарный запас специальными словами-терминами: клиент, мастер квитанция, оплата.
Для организации игры были приготовлены соответствующие атрибуты: наборы детских инструментов, сшиты костюмы для мастеров, изготовлено окно «Пункт приема», швейная машинка, карточки заказа, квитанции об оплате, сломанные игрушки, бутафорские деньги т.д.
Предварительная работа: тематические беседы и рассказы о профессиях; рассматривание тематического альбома «Мир профессий»; вовлечение родителей в организацию игры (оказание помощи в сборе атрибутов); дидактические игры с детьми: «Лото» (инструменты), «Что лишнее?», «Что для чего?»; чтение художественной литературы: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», А. Барто «Грузовик», О. Емельянова «У Семена столяра», Б. Заходер «Мне нужны такие вещи», К. Жабова «Мне братишка говорит».
Обыгрывание мини-сюжетов: «Пункт приема», «У меня сломалось колесо», «У Маши заболела книжка», «Сдадим в починку», «Мелкий ремонт». Объединив эти сюжеты, у нас получилась сюжетно-ролевая игра «Мастерская».
Примерный ход игры
Педагог читает стихотворение
У меня растут года
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда
Чем заниматься?
Воспитатель: Давайте поговорим, какие профессии вы знаете. Но чтобы поработать врачом, парикмахером, портнихой нужно сначала вырасти. Но как долго ждать. А так хочется сейчас стать взрослым и поработать. Правда?
А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок, а называется он «Город мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми. Хотите туда поехать? (ответы детей) А поедем мы туда на автобусе. Давайте выберем водителя (выбирают водителя по считалке или по желанию).
Качу, лечу во весь опор
Я сам шофер и сам мотор
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль.
И так поехали! А вот и наш волшебный городок. Все стали взрослыми, вот бы поработать! А где будем работать, я вам сейчас расскажу и покажу.
Вот пункт приема, куда люди сдают разные вещи и предметы, которые не могут починить сами. Здесь находится мастерская «Умелые руки» - это и столярная мастерская, и мастерская по ремонту автомобилей, и ателье по ремонту и пошиву одежды, обуви.
Здесь так много интересного, вы можете потрудиться. Выбирайте, что вам больше нравится, и за работу!
(распределение ролей по желанию детей под руководством взрослого).
Игра-ситуация «Мастерская по ремонту игрушек»
Уронили мишку на пол
Оторвали мишке лапу
Все равно его не брошу
Потому что он хороший.
Девочка показывает сломанную игрушку (медвежонка с оторванной лапой).
Клиент: У меня случилась беда. Младший братишка оторвал моему любимому медвежонку лапу. Можете вы мне помочь?
Приема – сдатчик: Конечно, можем. Сейчас я тебе выпишу квитанцию заказа, ты оставишь ее здесь. Наш мастер сейчас подойдет и заберет твой заказ. Тебе нужно оплатить заказ, я дам квитанцию. За медвежонком приходи через 1 час.
После мастер забирает на свое рабочее место сломанную игрушку и чинит ее, при необходимости с помощью воспитателя. Через некоторое время приходит клиент.
Клиент: Я сегодня сдавал игрушку в ремонт, могу – ли я её забрать?
Приема – сдатчик: да, конечно. Давайте мне квитанцию.
Ребёнок отдаёт квитанцию и забирает отремонтированную игрушку.
Примечание: так как дети не умеют писать цифры, вместо номера заказа они рисуют разные геометрические фигуры цветными фломастерами на листе заказа.
Игра-ситуация «Мастерская по ремонту и пошиву одежды»
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Погоди немного кошка
Будет и тебе одежка!
Диалог мамы с дочкой.
Дочка: Мама, скоро праздник Новый год, мы будем малышам показывать представление. Я буду играть роль тигренка, но для этого мне нужен костюм тигренка.
Мама: Я очень рада за тебя, но где, же нам взять костюм? Можно купить, а можно посетить ателье по пошиву одежды и заказать там. Что мы выберем?
Дочка: Я бы хотела заказать в ателье и посмотреть, как там работают мастера.
Мама: Хорошо, пойдем в ателье.
Девочка с мамой идут в ателье
Мама: Нам нужен нарядный костюм тигренка, можем мы воспользоваться вашими услугами?
Приема – сдатчик: Конечно, можете. Сейчас я вам выпишу квитанцию заказа. В ателье всем, кто пожелает, шьют платья для кукол, новогодние костюмы.
Все вместе идут в ателье
Закройщик: - Тася, я вижу, по вашему заказу, что тебе нужен новогодний костюм тигренка. Я возьму ленту и измерю тебя, сколько надо материала. Теперь подожди, скоро твой костюм будет готов. Кто следующий? Кто хочет сшить новую одежду?
Ребенок (с куклой): Я.
Закройщик: Что ты будешь шить?
Ребенок: Платье.
Закройщик: Для кого?
Ребенок: Для куклы Риты.
Закройщик: Выбирай материал.
Ребенок: В горошек.
Закройщик: Я сниму мерку и сошью твоей Рите платье.
Дети с куклами садятся на диван и ждут.
Пока клиенты ожидают выполнение своих заказов, а мастера работают, проводится динамическая пауза:
В прятки мы, когда играли (закрывают глаза руками)
Стул нечаянно сломали (руки в стороны),
А сегодня так и быть (руки в боки)
Будем мы его чинить (ногу правую вперед).
Кулачок покрепче бей (кулачок друг о друга)
Дайте нам еще гвоздей (просим).
Вот и все (руки в стороны)
Наш стул как новый (хлопают)
Он теперь стоит в столовой (топают).
Через некоторое время выходит закройщик и приглашает примерить новые платья для кукол. Дети примеряют куклам обновки.
Закройщик: Можете получить свои заказы. Приходите к нам ещё. До свидания.
Игра-ситуация «Ремонт обуви»
Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня гости!
Воспитатель приносит в группу туфли и обращается к детям.
Воспитатель: Ребята, сегодня я торопилась в детский сад и у моих туфель сломались каблуки. Что же мне делать? Кто может починить?
Дети: Ваши туфли может починить сапожник в мастерской.
Воспитатель: Артём, ты — мастер? Сможешь починить мои туфли? Могу я воспользоваться твоими услугами? Почини, пожалуйста, туфли.
Артём: Да, я могу починить ваши туфли. Сходите в пункт приема и оформите заказ.
Воспитатель: У тебя есть молоток и гвозди? Как ты будешь чинить? Постучишь молотком, прибьешь гвоздик?
Артём: Вот так (показывает свою работу). Молотком нужно работать очень осторожно, а то можно ударить пальцы.
Воспитатель: Смотрите, ребята, Артём починил мои туфли, я теперь снова могу их носить (надевает туфли). Дети, кому надо ремонтировать обувь, подходите, у нас появился хороший мастер. Он умеет подбивать каблуки, склеивать кожу.
Воспитатель побуждает детей нести обувь в ремонт.
Игра-ситуация «Ремонт машин»
Я рабочая машина
Вот мой кузов и кабина.
Я тяжелый, я большой,
Знаешь, мощный я какой!
Грузы я возить привык.
Кто скажи я? Грузовик.
Но случилась вдруг беда
У сломались оба колеса.
Инструменты я возьму
И колеса починю.
Воспитатель подходит к играющим в машины детям и помогает им обогатить игру.
Воспитатель: Максим, у твоей машины, кажется, спустилось колесо. Не хочешь позвать мастера? Ты сам сможешь поменять колесо?
Максим: Наверное, смогу. Только одному неудобно, мне потребуется помощь.
Воспитатель: Можешь позвать кого-нибудь из водителей. Нет, они сейчас отдыхают, обедают. (Обращается к мальчикам.) Водители, вы отдыхаете? Уже пообедали? Там вас Максим зовет.
Дети: Максим, объясни, что у тебя с колесом. Если только колесо спустилось, то можно самим поменять. А если еще и дверца не работает, то можно съездить в ремонтную мастерскую — в автосервис. Поедем ремонтировать или сами будете делать?
Максим: Я думаю, мы справимся сами. Вот только нам потребуются инструменты. Они у вас есть?
Дети: Да, конечно. Мы поможем тебе.
Максим: Хорошо. Чтобы поменять колесо у своей машины, сначала надо его снять. Потом поставить новое.
Дети ремонтируют свои машины.
Воспитатель: В нашем городе наступил вечер, рабочий день закончился и наша мастерская закрывается. А нам пора возвращаться в детский сад.
Вывод: Организовав эту игру, мы отметили следующие результаты: дети заинтересовались сюжетом игры и в самостоятельной деятельности обыгрывают сюжеты, активизировался словарь специальными словами-терминами, игра способствует налаживанию партнерских отношений, дети стали замечать различные неисправности и у них возникает желание что-то наладить, починить, исправить.
Литература
- Бойченко, Н.А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников [Текст]: / П.Н. Григоренко, Е.И. Коваленко, Е.И. Щербакова // – Киев: Рад. Школа, 2016 г. – 112 c.
- Буре, Р. С. Дошкольник и труд. [Текст]: Теория и методика трудового воспитания. / Р.С. Буре // – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 136 с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова // - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 416 с.
- Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст]: / Н.В. Краснощекова //. Изд. 4-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 251 с.
- Михайленко, Н. Я., Организация сюжетной игры в детском саду[Текст]: Пособие для воспитателя/ Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко //2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2015. - 96 с.
- Солнцева, О. Играем в сюжетные игры [Текст]: ежемесячный журнал // Дошкольное воспитание.-2015.- № 4.- с.33-37
- Шорыгина, Т. А. Профессии. Какие они? [Текст]: Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина // М.: Гном, 2016. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Конспект сюжетно - ролевой игры "Кондитерская фабрика"
Конспект занятия для дошкольников. Познакомить детей с профессиями....
Для воспитателей - методическая разработка "Планирование сюжетно-ролевых игр"
Планирование по месяцам....
Методическая разработка «Организация сюжетно-ролевой игры»
Методическая разработка на тему : «Организация сюжетно-ролевой игры»...
Методическая разработка "Сценарии сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка для воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте...
Методическая разработка Модель сюжетно-ролевой игры "ПАРОХОД" вторая младшая группа
Ведущей деятельностью детей - дошкольников, и тем более младших, является игра. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В Федеральны...
Методическая разработка "Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе"
Игра ребенка является главным способом освоения мира. Играющий человек – это человек, создающий свой мир, человек творящий. С точки зрения психологии отмечается влияние игры на общее психическое...
Методическая разработка "Использование сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с сюжетом как средства развития коммуникативных навыков и устной речи у дошкольников с нарушением слуха"
Данную методическую разработку можно использовать в коррекционно-педагогической работе по формированию устной речи у детей 3-4 года обучения с различными нарушениями слуха в том числе, после кохлеарно...