Методическая разработка: рекомендации для родителей «Развитие внимания и памяти детей 4-5 лет».
методическая разработка (средняя группа)

Николаева Олеся Викторовна

Методическая разработка: рекомендации для родителей

«Развитие внимания и памяти детей 4-5 лет».

Многие родители, сталкиваясь с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста, не знают, как её решить. данная информация призвана помочь родителям в развитии внимания и памяти у детей 4-5 лет. Ведь достаточная концентрация внимания и устойчивая память обеспечивают не только успешное обучение, но и легкую социализацию ребенка.

            Для начала необходимо определиться с понятиями «внимание» и «концентрация внимания».

Внимание – это психический процесс, посредством которого человек концентрируется на некоторых особенностях окружающей среды относительно других объектов или событий. При этом концентрация внимания – это продолжительность времени, когда ребенок может сосредотачиваться на какой-то деятельности или идее.

Ближе к 5 годам внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 15-20 минут вместе со взрослым.

Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым, например:

  • отобрать несколько фигур определенной формы и цвета;
  • найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определенным образом.

Развивать и совершенствовать внимание также важно, как и обучать чтению, счёту или письму. Развитие внимания находится в неразрывной связи с развитием памяти.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Память дошкольника в этом возрасте носит непроизвольный характер – ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить, запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания, но в то же время определяется, скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями ребенка.

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении сказок, то есть ставит цель: «Вспомни!» Напомню, что очень важно, чтобы цель, поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той деятельности, в которую включается дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.

Совершенствование памяти и внимания предполагает развитие мыслительной деятельности, так как научить детей думать – значит научить их анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие, осуществлять обобщение, классифицировать предметы и явления. Именно мыслительные операции становятся при определенных условиях способами логического запоминания.

Гораздо быстрее осваивается материал в игре, чем при простом объяснении. Эмоциональное переживание способствует оживлению непроизвольного запоминания, так как в памяти откладывается масса деталей второстепенных по существу, но помогающих удерживать главное. дети запоминают лучше то, что привлекло их своей яркостью, необычностью; запоминают лучше то, с чем они активно действовали.

Именно игра способствует развитию внимания и произвольной памяти.

Далее предоставлены примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие памяти и внимания, в которые вы можете поиграть с ребенком находясь на прогулке, дома или во время похода в магазин и т.д.

 

Игры на развитие внимания

  1. Сколько чего?

Взрослый просит ребенка осмотреть комнату в квартире или площадку, на которой вы играете, и назвать как можно больше имеющихся здесь предметов, начинающихся на букву «К», «Т» или «С». Затем назвать предметы по форме. Далее назвать предметы из определенного материала. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов.

  1. Летает – не летает

Если летает – хлопаем, если не летает – топаем.

Стрекоза, парта, вертолёт, дом, книга, самолёт, мяч, бабочка, белка, лебеди, петух, ракета, божья коровка, листочек, пчела, диван, комар, сова, почта, сорока, письмо.

  1. Полслова за вами

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро – воз, теле – фон и т.д. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.

 

Игры на развитие памяти

  1. Чудесный мешочек

Положите в полотняный мешочек несколько предметов, обладающих разными свойствами, например, пуговицу, кубик, моток ниток. Ребенку необходимо на ощупь определить, что это за предметы.

  1. Узнай предмет

Ребенку завязывают глаза и по очереди дают ему в руки разные предметы (5-10 штук), не называя их. Ребенок должен самостоятельно догадаться о том, что это за предмет. Затем предложите ребенку назвать все предметы в той последовательности, в которой он их угадывал.

  1. Кто больше знает

Ребенку необходимо в течение 1 минуты назвать 5 предметов заданного цвета или формы, например, 5 желтых или 5 квадратных предметов. Повторять предметы нельзя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya_i_pamyati_detey_4-5_let.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: рекомендации для родителей

«Развитие внимания и памяти детей 4-5 лет».

Многие родители, сталкиваясь с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста, не знают, как её решить. данная информация призвана помочь родителям в развитии внимания и памяти у детей 4-5 лет. Ведь достаточная концентрация внимания и устойчивая память обеспечивают не только успешное обучение, но и легкую социализацию ребенка.

        Для начала необходимо определиться с понятиями «внимание» и «концентрация внимания».

Внимание – это психический процесс, посредством которого человек концентрируется на некоторых особенностях окружающей среды относительно других объектов или событий. При этом концентрация внимания – это продолжительность времени, когда ребенок может сосредотачиваться на какой-то деятельности или идее.

Ближе к 5 годам внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 15-20 минут вместе со взрослым.

Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым, например:

  • отобрать несколько фигур определенной формы и цвета;
  • найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определенным образом.

Развивать и совершенствовать внимание также важно, как и обучать чтению, счёту или письму. Развитие внимания находится в неразрывной связи с развитием памяти.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Память дошкольника в этом возрасте носит непроизвольный характер – ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить, запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания, но в то же время определяется, скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями ребенка.

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении сказок, то есть ставит цель: «Вспомни!» Напомню, что очень важно, чтобы цель, поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той деятельности, в которую включается дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.

Совершенствование памяти и внимания предполагает развитие мыслительной деятельности, так как научить детей думать – значит научить их анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие, осуществлять обобщение, классифицировать предметы и явления. Именно мыслительные операции становятся при определенных условиях способами логического запоминания.

Гораздо быстрее осваивается материал в игре, чем при простом объяснении. Эмоциональное переживание способствует оживлению непроизвольного запоминания, так как в памяти откладывается масса деталей второстепенных по существу, но помогающих удерживать главное. дети запоминают лучше то, что привлекло их своей яркостью, необычностью; запоминают лучше то, с чем они активно действовали.

Именно игра способствует развитию внимания и произвольной памяти.

Далее предоставлены примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие памяти и внимания, в которые вы можете поиграть с ребенком находясь на прогулке, дома или во время похода в магазин и т.д.

Игры на развитие внимания

  1. Сколько чего?

Взрослый просит ребенка осмотреть комнату в квартире или площадку, на которой вы играете, и назвать как можно больше имеющихся здесь предметов, начинающихся на букву «К», «Т» или «С». Затем назвать предметы по форме. Далее назвать предметы из определенного материала. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов.

  1. Летает – не летает

Если летает – хлопаем, если не летает – топаем.

Стрекоза, парта, вертолёт, дом, книга, самолёт, мяч, бабочка, белка, лебеди, петух, ракета, божья коровка, листочек, пчела, диван, комар, сова, почта, сорока, письмо.

  1. Полслова за вами

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро – воз, теле – фон и т.д. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.

Игры на развитие памяти

  1. Чудесный мешочек

Положите в полотняный мешочек несколько предметов, обладающих разными свойствами, например, пуговицу, кубик, моток ниток. Ребенку необходимо на ощупь определить, что это за предметы.

  1. Узнай предмет

Ребенку завязывают глаза и по очереди дают ему в руки разные предметы (5-10 штук), не называя их. Ребенок должен самостоятельно догадаться о том, что это за предмет. Затем предложите ребенку назвать все предметы в той последовательности, в которой он их угадывал.

  1. Кто больше знает

Ребенку необходимо в течение 1 минуты назвать 5 предметов заданного цвета или формы, например, 5 желтых или 5 квадратных предметов. Повторять предметы нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка дидактических игр по развитию внимания детей дошкольного возраста

Методическая разработка дидактических игр по  развитию внимания детей дошкольного возраста...

Мастер-класс для родителей «Развитие внимания и памяти у детей в повседневной жизни»

-Внимание – способность человека сконцентрироваться на чем-либо, его сосредоточенность на определённом объекте. Благодаря вниманию из огромного потока информации, непрерывно идуще...

Рекомендации и советы родителям развития внимания и памяти у детей 5-6 лет

Многие родители,  сталкиваются с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста и  не знают,  как её решить. Достаточная концентрация внимания и устойчивая память обеспечи...

Рекомендации для родителей, развития внимания и памяти у детей 4-7 лет.

Данный материал будет полезен как родителям, так и педагогам....

Методическая разработка. Рекомендации для родителей по математическому развитию детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по математическому развитию детей дошкольного возраста....

Методическая разработка. Консультация для родителей. «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Консультация для родителей. «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия ифо...