Технология по экспериментированию "Этот загадочный мир"
методическая разработка
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_po_eksperimentirovaniyu_etot_zagadochnyy_mir.doc | 538.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
I. Пояснительная записка | 3 |
Актуальность | 5 |
Практическая значимость программы | 6 |
Цель. Задачи | 8 |
Направленность | 8 |
Отличительные особенности | 8 |
Возрастные особенности | 9 |
Объем и срок освоения | 14 |
Форма обучения | 14 |
Особенности организации образовательного процесса | 15 |
Планируемые результаты освоения программы | 16 |
Форма аттестации | 16 |
Материально-техническое обеспечение | 17 |
II. Учебный план | 18 |
III. Методическое обеспечение | 18 |
IV. Список литературы | 19 |
V. Календарный учебный план график | 20 |
- Пояснительная записка
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей
деятельности период дошкольного развития ребенка»
Н.Н. Поддьяков
В 1990-е гг. профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддьяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
Эта идея не всеми была понята и принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясным, что между этими двумя взглядами нет противоречия.
Еще Л.С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию.
Попытка разграничить игру и экспериментирование — не чисто теоретический вопрос. От его разрешения зависит построение методики обучения ребенка раннего и дошкольного возраста.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОО поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Как доказал Н.Н. Поддьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую, последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
В Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знаний об окружающем мире в процессе деятельности. Такие ученые как, В.А. Запорожец, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков, считают дошкольное детство наиболее сенситивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.
Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно - манипулятивная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическим воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества с взрослым.
Актуальность
На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Практическая значимость программы
Данная программа направлена на формирование интеллектуальных способностей дошкольников посредством экспериментирования. Этот процесс рассматривается как самостоятельный творческий поиск, дающий реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, о взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Процесс строится самим ребёнком, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка. В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем.
Ценность экспериментального обучения состоит в создании условий, при которых дети:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны, поэтому считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Цель: Создание условий для формирования основного целостного мировидения и познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно–экспериментальной деятельности, средствами физического эксперимента.
Задачи:
- Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Включить детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
- Способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов - помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.).
- Формировать основы логического мышления.
Направленность: естественно-научная.
Отличительные особенности: понимая значения экспериментирования для развития ребенка, мною разработана программа для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Ведущая идеи программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально деятельности для формирования естественнонаучных представления естественнонаучных представлений дошкольников. В процессе работы над данной программой, я выяснила, что в данный момент нет единого источника литературы, из которого я могла бы взять всё необходимое, что я считаю нужным для моей работы с детьми по экспериментированию. Поэтому я проработала информацию из нескольких источников, и составила программу своей работы так, чтобы она полностью соответствовала моим пожеланиям, и охватывала максимальное количество областей экспериментирования, для всестороннего развития детей моей группы.
Возрастные особенности:
Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. В этом возрасте усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эксцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет.
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др. В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).
В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещѐ по ходу самой игры.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов. Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события). Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом). Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки). В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.). К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме. Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет
В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству, менять свое поведение в зависимости от места в нем. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, 7 военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми.
Объем и срок освоения: 3 года, сентябрь и май каждого учебного года - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: средняя группа 1 раз в неделю; продолжительность – 20 минут. Старшая группа 1 раз в неделю; продолжительность – 25 минут. Подготовительная группа 1 раз в неделю; продолжительность – 30 минут
Форма обучения: очно-групповая. Занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.
Особенности организации образовательного процесса: особенностью организации обучения, является знакомство детей со способами проведения эксперимента, физическими явлениями, через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
принцип системности:
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.
принцип системно–деятельностного подхода – содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
принцип индивидуализации: предусматривает развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе учета его интересов, потребностей.
принцип интеграции: образовательный процесс строится на основе взаимодействия содержания образовательных областей, взаимопроникновения в разные
виды деятельности.
игровой принцип: заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.
принцип мобильности: предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОО и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.
Экспериментальная деятельность с дошкольниками может быть организована в трех основных направлениях:
- Специально-организованное обучение;
- Совместная деятельность педагога с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей.
Планируемые результаты освоения программы:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;
- расширять знания об объектах и их свойствах.
Форма аттестации: итоговое занятие «В мире удивительных открытий». Сбор показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Материально-техническое обеспечение: наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей). Приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.); разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы; разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.); технические материалы (гайки, скрепки, болты и т.п.); разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые); медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.); прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).
II. Учебный план
Учебный план программы для детей 4-5 лет. Средняя группа
№ | Тематика | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводный блок | 2 | ||
2 | Вода | 2 | 2 | |
3 | Свойства предметов | 2 | 2 | |
4 | Воздух | 2 | 2 | |
5 | Камни | 2 | 2 | |
6 | Стёкла | 2 | 2 | |
7 | Эксперименты на различные темы | 6 | 6 | |
8 | Итого: | 18 часов | 16 часов |
Продолжительность занятия 20 минут, 2 занятия в месяц.
Учебный план программы для детей 5-6 лет. Старшая группа
№ | Тематика | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводный блок | 2 | ||
2 | Вода | 2 | 2 | |
3 | Воздух | 2 | 2 | |
4 | Эксперименты на различные темы | 12 | 12 | |
5 | Итого: | 18 часов | 16 часов |
Продолжительность занятия 25 минут, 2 занятия в месяц.
Учебный план программы для детей 6-7 лет. Подготовительная группа
№ | Тематика | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводный блок | 2 | ||
2 | Эксперименты на различные темы | 16 | 16 | |
3 | Итого: | 18 часов | 16 часов |
Продолжительность занятия 30 минут, 2 занятия в месяц.
III. Методическое обеспечение: методы обучения - наглядные.
IV. Список литературы:
1. Экспериментирование как метод дошкольного образования. Поддьяков Н. Н.
2. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
4. Поддьяков Н. Н., Дыбина О. В. - «Ребенок в мире поиска», 2017 г.
5. Дыбина О. В. - Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
5. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста. 2005. – 80 с.
6. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
V. Учебный план программы по возрастам.
Учебный план программы
«Этот загадочный мир» по экспериментированию для детей 4 - 5 лет.
Средняя группа.
Дата | Тематика | Цель | Количество уч.недель | Количество уч.дней |
Октябрь | «Звенящая вода» | Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. | 1 | 1 |
Октябрь | ВОДА:«Прозрачная вода, которая принимает форму» | Выяснить свойства воды. Понять, что она принимает форму сосуда, в который налита. | 1 | 1 |
Ноябрь | «Какие предметы могут плавать?» | Дать детям представление о плавучести предметов, от чего она зависит. | 1 | 1 |
Ноябрь | Делаем мыльные пузыри. | Познакомить детей со способами изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла. | 1 | 1 |
Декабрь | Воздух повсюду. | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. | 1 | 1 |
Декабрь | Воздух работает | Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (воздушные шары, парусники и т.д.) | 1 | 1 |
Январь | Каждому камешку свой домик. | Классификация камней по их особенностям. | 1 | 1 |
Январь | Можно ли менять форму камня и глины. | Выявить свойства глины и камня, схожесть и различия. | 1 | 1 |
Февраль | Таинственные картинки. | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. | 1 | 1 |
Февраль | «Всё увидим» | Познакомить детей с прибором-помощником лупой и её назначением. | 1 | 1 |
Март | Ловись, рыбка, и мала, и велика. Фокусы с магнитами. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | 1 | 1 |
Март | Почему дует ветер | Познакомить с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс. | 1 | 1 |
Апрель | Свет и тень. | Познакомить с образованием тени от предметов. | 1 | 1 |
Апрель | Радуга в небе. | Познакомить детей со свойствами света. | 1 | 1 |
Май | «Путешествие капельки» | Познакомить детей с понятием «Круговорот воды в природе» | 1 | 1 |
Май | «Забавные фокусы» | Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы в процессе демонстрации фокусов. Подведение итогов. | 1 | 1 |
Итого: | 16 | 16 |
Учебный план программы
«Этот загадочный мир» по экспериментированию для детей 5 - 6 лет.
Старшая группа.
Дата | Тема | Цель | Количество уч.недель | Количество уч.дней |
Октябрь | ВОДА: «В гостях у Капельки» | Дать представление о детской лаборатории. Познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), рассказать о способе познания мира – эксперименте (опыте). Познакомить детей со свойствами воды. Какую форму принимает вода. Дать понятие детям о свойстве воды - вода не имеет формы, принимает форму сосудов; не имеет цвета, прозрачная. | 1 | 1 |
Октябрь | ВОДА: - Что такое «растворимость»?- Получение пресной воды. | Уточнить представления детей о свойствах воды. Выявить вещества, которые растворяются в воде. Показать детям, как получить пресную воду из соленой. | 1 | 1 |
Ноябрь | ВОЗДУХ: Игры воздушных пузырьков. | Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении. Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. | 1 | 1 |
Ноябрь | ВОЗДУХ: Откуда берутся облака. | Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом. Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха. | 1 | 1 |
Декабрь | Вулкан. | Познакомить детей с природным явлением - вулканом. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. | 1 | 1 |
Декабрь | Волшебные зеркала. | Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. Показать детям, как из одного предмета сделать несколько с помощью зеркал. | 1 | 1 |
Январь | Тайные чернила. | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание. Развивать у детей самостоятельность. Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать дружеские взаимоотношения во время работы. | 1 | 1 |
Январь | Игры с тенью. | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Помочь понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность. | 1 | 1 |
Февраль | Песчаное путешествие. | Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, цветом, структурой, выделить: сыпучесть, рыхлость. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми. | 1 | 1 |
Февраль | Бутылочный оркестр. | Объяснить детям, что звук можно получить практически из любого предмета, в том числе из бутылок с водой. | 1 | 1 |
Март | ЗВУК: Рупор. | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов (с помощью линейки, натянутой струны) Выяснить причины ослабления звука. Подвести к пониманию возникновения эха (звук отражается от твердых предметов). | 1 | 1 |
Март | Фокусы с монеткой. | Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. | 1 | 1 |
Апрель | Цветное молоко. | Познакомить с процессом растворения краски в молоке при помешивании палочкой, смоченной в жидком мыле. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, формировать чувство цвета. | 1 | 1 |
Апрель | Волшебный волчок. | Познакомить со свойством света превращаться в спектр. Расширить представления о смешении цветов, составляющих белый цвет. | 1 | 1 |
Май | КОСМОС: «Моя планета». | Познакомить детей с элементарным опытом рисования красками по соде. Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования | 1 | 1 |
Май | «День и ночь». «Плывет, плывет кораблик». | Объяснить детям, почему бывает день и ночь. Познакомить детей со свойствами мыла. Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах. Развить творческое воображение и мышление. Мониторинг достижений детей. | 1 | 1 |
Дополнительно | Магнит - что это? | Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов. Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. | ||
Итого: | 16 | 16 |
Учебный план программы
«Этот загадочный мир» по экспериментированию для детей 6 - 7 лет.
Подготовительная группа.
Дата | Тема | Цель | Количество уч.недель | Количество уч.дней |
Октябрь | Волшебные стеклышки | Познакомить детей с приборами для наблюдения микромира – лупой, микроскопом. Дать представления для чего они нужны. | 1 | 1 |
Октябрь | «Угадайка» | Понять зависимость веса предмета от материала. | 1 | 1 |
Ноябрь | Хитрости инерции | Познакомить детей с фокусом основанным на инерции (стакан воды, лист бумаги). Показать возможность использования инерции в повседневной жизни. | 1 | 1 |
Ноябрь | Почему дует ветер? | Уточнить и расширить представления детей о возникновении и движении воздушных масс, потоков воздуха. | 1 | 1 |
Декабрь | О дрожалке и пищалке. | Продолжать знакомить детей с понятием «звук». Выявить причину возникновения звука - дрожание предметов. | 1 | 1 |
Декабрь | «Свойства воды. Очищение воды» | Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами, о давлении и силе воды. | 1 | 1 |
Январь | «Что можно почувствовать кожей?» | Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности | 1 | 1 |
Январь | «Как мы чувствуем запахи?» | Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. | 1 | 1 |
Февраль | «Как работает термометр» | Научить определять температуру веществ и предметов. Посмотреть, как работает термометр. | 1 | 1 |
Февраль | «Воздух занимает место» | Показать, что воздух занимает место. Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. Выяснить как поймать воздух в комнате? | 1 | 1 |
Март | «Удивительные камни» | Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. обратить внимание на особенности камней. Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. | 1 | 1 |
Март | «Как увидеть и услышать электричество» | Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. | 1 | 1 |
Апрель | «Откуда радуга берется?». | Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. | 1 | 1 |
Апрель | «Волшебные цветы своими руками» | Узнать, какими способами можно окрасить цветы. Провести опыты по окрашиванию цветов в условиях группы. | 1 | 1 |
Май | «Наши помощники» | Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза — смотреть, уши — слышать, нос — определять запах, язык — определять вкус, пальцы — определять форму, структуру поверхности). С охраной органов чувств. | 1 | 1 |
Май | «Материалы и их свойства» | Закрепить знания детей об основных свойствах материалов: дерево, бумага, стекло, пластмасса, железо. | 1 | 1 |
Итого: | 16 | 16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Загадочный мир космоса. Космический коллаж» Комплексное занятие с использованием компьютерных технологий в подготовительной группе
Ознакомление детей с космосом, звёздами, планетами солнечной системы, космической техникой.Ознакомление со способом изготовления коллажа: создавать коллективную композицию с использованием различ...
"Загадочное письмо" НОД с использованием ЦОР и современных образовательных технологий
Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием ЦОР и здоровьесберегающих технологий...
НОД с использованием здоровьесберегающих и ИКТ технологий "Загадочный мир насекомых"
Продолжать занкомить детей с миром насекомых, развивать познавательно - поисковую деятельность....
Конспект ООД по ФЭМП в технологии квест- игры Тема: «В поисках загадочного ключика»
- Совершенствовать навыки счета в пределах 9 и упражнять в счете по образцу;- Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 9;- Формировать умение делить целое на части, показывать и на...
Конспект НОД «Загадочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы
Развитие коммуникативной активности дошкольников. Способствовать развитию наглядно-образного, причинно-эвристического мышления; памяти, воображения детей....
Организованная образовательная деятельность по ФЭМП с использованием технологии развивающих игр В.В. Воскобовича и Б.П. Никитина Тема: «Загадочные числа»
Познакомить детей с образованием числа и составом числа 7, цифрой 7....
Конспект НОД образовательной области « Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий « Загадочное письмо» (пластилинография).
Конспект НОД образовательной области « Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий « Загадочное письмо» (пластилинография)....