Развивающий потенциал игрушки и игровых средств в развивающей предметно-пространственной среде
материал
Организация развивающей среды в детском саду с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Поэтому необходимо обогатить среду игровыми средствами так, чтобы они стимулировали познавательную, эмоциональную, творческую, двигательную активность. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развивающий потенциал игрушки и игровых средств в развивающей предметно-пространственной среде»
Организация развивающей среды в детском саду с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Поэтому необходимо обогатить среду игровыми средствами так, чтобы они стимулировали познавательную, эмоциональную, творческую, двигательную активность. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению РППС среды группы игровыми средствами и пособиями.
Эффективность и насыщенность развивающей среды подразумевает не изобилие игровых средств в группе, а возможность вариативного использования одних и тех же игрушек с учетом стимулирования познавательной и двигательной деятельности детей. Допустим с одним и тем же игровым пособием можно поиграть в различных центрах активности или совершать с ним различные игровые действия. Возьмем для примера куклу. С точки зрения речевого развития, можно разговаривать с ней, почитать ей книгу. Познавательное развитие – изучить части тела, одеть куклу по сезону. Художественно-эстетическое развитие - изобразить куклу с помощью разных видов деятельности (слепить, нарисовать, раскрасить, сделать аппликацию).
Таким образом, каждая игрушка должна нести развивающую функцию. Развивающие возможности игрушек в РППС характеризуются на основе оценки их «развивающего потенциала». Что такое развивающий потенциал?
Развивающий потенциал – это возможности, в которых растет и развивается ребенок. Чем выше этот потенциал, тем выше развивающие возможности детей.
Развивающий потенциал игровых средств и пособий можно рассмотреть через несколько степеней.
- Чем больше количество заданий с использованием игрушки, тем выше развивающий потенциал. Это означает, что чем чаще ребенок взаимодействует с той или иной игрушкой и выполняет с ней различные игровые действия (сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно), тем лучше он знает, где и как его применить.
- Чем больше число ступеней сложности, которые могут быть сформированы на основе образовательных заданий и чем выше сложность эти ступеней, чем равномернее их «высота», тем выше развивающий потенциал игровых пособий в РППС. Степень этого потенциала можно оценить следующим образом: на основе какого-либо пособия можно сформулировать несколько заданий, причем задания должны быть разного уровня сложности (от простого к сложному). При такой неравномерности заданий ребёнок может легко справится с одними заданиями, а другие будут для него слишком трудны и он сможет справиться с ними только с помощью взрослого.
- Степень «открытости» - существуют такие игрушки в развивающей среде, которые стимулируют творческую активность и ребёнка и взрослого. Они побуждают придумывать новые задания. Чем больше новых заданий может быть придумано на основе использования игрушек, тем выше их развивающий потенциал.
- Степень универсальности – возможность применять игровые средства в предметной среде для нескольких программных направлений. Чем для большего числа направлений они могут быть использованы, тем выше его развивающий потенциал. Например, игрушка пирамидка может использоваться и в физическом развитии (быть ориентиром для двигательной активности), и в познавательном развитии (развитие сенсорной культуры, могут использоваться как цветовые схемы признаков объектов природы, овладение умениями сравнивать, приемами наложения и приложения и т.д.), и в речевом развитии (описание игрушки, разучивание художественного произведения), и в художественно-эстетическом развитии (цветовая гамма, изображение пирамидки с помощью различной деятельности – рисование, лепка, аппликация).
- «Автодидактичность» – свойство игрового средства, которое «указывает» ребёнку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. Чем больше заданий с такими «указаниями», тем выше развивающий потенциал игровых средств и пособий в развивающей предметно-пространственной среде. Они «подсказывают», какие игровые действия с ними можно производить, что отвечает воспитанию самостоятельности в игре. Ребёнок сам догадывается о способе действий с игрушкой и учится через собственные действия и ошибки находить поиск правильного решения задачи.
Определяя перечисленные степени, можно делать выводы о величине развивающего потенциала различных игровых средств и пособий, сравнивать их между собой, и выбирать из них те, которые имеют наибольшие развивающие возможности.
Таким образом, если подходить к наполнению РППС игрушками и игровыми пособиями с точки зрения оценивания их развивающих возможностей и потенциала, то значительно повысится эффективность игровой поддержки образовательного процесса ДОУ. Это обусловлено тем, что одна развивающая игрушка с высокой степенью развивающего потенциала, может быть использована для организации развивающих игр с широким диапазоном сложности.
Список литературы:
- Карабанова О. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
- Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Р. А. Кирьянова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010. – 5 - 12 с.
- Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2015.
- Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях. Сборник научно-методических материалов по итогам работы ДОУ Кировского района в рамках городской стажировочной площадки «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ, ориентированной на ребёнка» (2013/2016 годы) / Автор-составитель: Гусельникова Ю. А.,. Новосибирск, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...
Презентация "Развивающий потенциал игрушки и игровых средств в развивающей предметно-пространственной среде детского сада по ФГОС ДО"
В презентации изложены принципы, компоненты РППС по ФГОС ДО. А также раскрываются через различные степени развивающий потенцил игрушек и игровых средств....
Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...