«Технологии социализации дошкольников»
статья
Предварительный просмотр:
Технологии социализации дошкольников
Социальное воспитание ребенка есть фундамент его социального развития. Социальное воспитание предполагает, что ребенок правильно воспринимает окружающий мир, познает и ценит окружающую среду, уделяет внимание работе и интересам других, знакомится с их работой, уважает каждую профессию и людей, сочувствует чужим горестям и радостям.
Одним из принципов ФГОС является создание условий для успешной социализации, формирования социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, именно посредством нее следует развивать все личностные качества дошкольников. В практике формирования социально-коммуникативных навыков широко применяются различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные. Особую роль в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольников играет сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра разнообразна и богата как по характеру ролевых взаимоотношений и межличностных взаимодействий, так и по разнообразию сюжетов и обобщенности отображаемых событий. В процессе игр, дети учатся выстраивать взаимоотношения, учатся общению, несмотря на то, что в этом возрасте, часто возникают споры по соблюдению правил игры или о роли ведущего. Одним из видов игровых технологий являются музыкально-коммуникативные игры, которые так же являются мощным стимулирующим средством, для введения детей в межличностные отношения и развития социальных навыков, а также создания условий для свободного проявления индивидуальных качеств дошкольного воспитания.
Коммуникативно-музыкальные игры используются в разнообразных формах работы:
- в непосредственной музыкальной деятельности,
- на праздниках, развлечениях,
- в качестве динамической паузы,
- в работе с родителями.
Следующим видом игровых технологий являются народные игры. Они также развивают у дошкольников социально коммуникативные навыки и, кроме того, знакомят с песенной и культурной историей страны. Следует отметить, что игры способствуют и тому, что дети застенчивые и неуверенные и дети с лидерскими качествами чувствуют себя равными членами детского коллектива.
Самым наглядным средством социально-коммуникативного развития ребенка в образовательном пространстве детского сада, по моему мнению, являются народные сказки, так как они выступают самой эффективной формой педагогического воздействия на личность ребенка. Все дети любят сказки. С удовольствием их слушают, рассказывают. На начальной ступени обучения педагоги подбирают доступные и интересные в данном возрасте сказки, которые далее можно использовать для театрализации.
Но время не стоит на месте. И появляются новые технологии эффективной социализации в работе с детьми дошкольного возраста. Например, такие как: ежедневный рефлексивный круг, социальная акция, дети-волонтеры.
Технология «Дети - волонтеры» (Н.П. Гришаевой)
Предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.
Волонтерство - полезная социальная практика и опыт для детей дошкольного возраста. Для начала в более доступной для детей форме, необходимо раскрыть детям понятие «волонтер», далее организуется поход в младшие группы детского сада, где дети играют с малышами в различные игры на прогулке и в группе, оказывают помощь в образовательной деятельности, помогают одеваться на прогулку, помогают мыть игрушки, показывают небольшие спектакли. Помогая младшим, у детей-волонтеров проявляется ощущение «взрослости», ответственности, самостоятельности. Ко Дню победы с детьми организуются посещение пожилых людей, помнящих военное и послевоенное время, дошкольники рисуют и развешивают поздравительные плакаты на подъездах домов, участвуют в возложении цветов к памятнику, участвуют в концертах для пожилых людей. Использование данной технологии не только позволяет успешно социализировать детей дошкольного возраста, но и формирует у них их будущую гражданскую позицию.
Технология «Клубный час
Задачи:
- развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты
- воспитание самостоятельности и ответственности за свои поступки
- развитие коммуникативных навыков
- обогащение жизненного опыта и развитие социальных навыков.
Важное место в реализации педагогическим коллективом технологии клубного часа является предварительная работа. Ответственные за организацию работы каждой станции педагоги тщательно продумывают свою деятельность во время клубного часа, чем и как заинтересовать детей, какую интересную и полезную деятельность предложить в рамках предстоящей темы, подготавливают необходимое оборудование.
Утром воспитатель обращает внимание детей на доску выбора, где представлены картинки с обозначением станций, которые дети могут посетить в этот день. Затем вместе с детьми вспоминают, чем можно будет заняться на каждой из них. Кратко повторяют правила поведения во время клубного часа, а также правила отдельных станций (например, для того чтобы пойти на станцию «Двигательной активности», нужна спортивная форма и обувь, дозировка упражнений). Во время утреннего круга каждый ребенок определяется с выбором станций и на доске фиксирует свой выбор. В каждой группе по-разному: свою фотографию или условный значок (геометрическую фигуру). Воспитатель обращает внимание на количество выбранных станций каждым ребенком, на тех детей, которые выбрали одну и ту же станцию, просит объяснить свой выбор, уточняет, кто уже решил объединиться и почему.
Количество и набор станций зависит от времени года, типа клубного часа и темы. Начать можно с четырех станций: «Творческая мастерская», «Волшебная лаборатория», «Конструкторское бюро», «Крепыш». Постепенно количество станций можно увеличивать: «Школа мяча», «Веселый английский», «Волшебное тесто», «Занимательные шашки», «Степы».
В ходе проведения клубного часа дошкольники могут посетить не только отдельные станции, но и группы раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае можно использовать технологию «дети-волонтеры»: старшие дошкольники с удовольствием играют с малышами, оказывают помощь во время подготовки к прогулке, организуют показ мини-спектаклей, включаются в любую деятельность. В рамках такого клубного часа успешно решаются такие задачи, как создание условий для разновозрастного общения детей и проявления инициативы в заботе об окружающих, воспитание дружеских отношений между детьми разного возраста.
Во время тематического клубного часа все подчинено конкретной теме. Например, в рамках клубного часа «С днем рождения, детский сад!» могут работать такие станции, как «Веселые нотки», «Творческая мастерская», «Бумажные фантазии», «Звонкий каблучок», «Раз - словечко, два - словечко». В процессе проведения такого клубного часа детям предоставляется возможность оформить афишу праздничного мероприятия, изготовить пригласительные билеты для сотрудников детского сада, украсить торт, поучаствовать в подготовке концерта (спеть песню, повторить танец, разучить флешмоб или выучить стихотворения).
Таким образом, клубный час – эффективная технология социально коммуникативного развития дошкольников, которая позволяет успешно решать задачи данной образовательной области: обогащение жизненного опыта, освоение норм и правил общения детей друг с другом и с взрослыми, развитие навыков саморегуляции собственных действий и коммуникативных навыков.
Технология квест-игра
В переводе с английского это игра с приключениями, которая предполагает из точки в точку, с выполнением различных заданий, которые объединены одной логической цепочкой.
Активные командные игры для дошкольников предполагают состязательность. Дети стремятся победить, быть сильнее и лучше, они чутко реагируют на любую несправедливость, допущенную товарищами. Дошкольники учатся сотрудничать, помогать и поддерживать товарищей по команде, а также отстаивать свою позицию и точку зрения и договариваться. И это, пожалуй, наряду с физическим развитием, важнейшая роль таких игр. Поэтому квест-игры как ни кстати подходят для развития социально-коммуникативных качеств дошкольников.
Социальные акции
Это такие запланированные социальные действия, которые направлены на достижение поставленных целей. С помощью социальных акций формируется основа отношения детей к социальной стороне жизни.
Для того чтобы провести акцию надо понять ее составляющие. Любая акция предполагает в своем содержании три этапа: мотивация, планирование социальных действий и заключительный этап. Очень важна мотивация на начальном этапе проведения акции. Дети и родители должны осознавать свою позиции относительно темы акции, знать ее значимость и актуальность. Акции всегда являются тематическими.
Таким образом, современные технологии меняют подход к организации образовательного процесса, способствуют развитию у детей инициативности и самостоятельности, приобретению опыта взаимодействия со сверстниками не только в своей группе, но и с дошкольниками из других групп детского сада.
Поиск нетрадиционных подходов к организации воспитательного и образовательного процесса, является благоприятным стимулом для развития коммуникативной компетенции дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гришаева, Н.П. Проблемы социализации современных дошкольников /Н.П. Гришаева // Сб. материалов IV ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». М.: Мозаика-Синтез, 2018.
Гущина, Е. А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников / Е. А. Гущина // Педагогическое мастерство. – 2017. – С. 36-38.
Деркунская, В.А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду / В.А. Деркунская, С.С. Агабекян, Н.А. Воронина/ Метод. пособие воспитателям, 2018. – 240 с.
Кочеткова, Т. В. Игровые технологии развития коммуникативных компетенций у старших дошкольников / Т. В. Кочеткова // Научные труды ИНПО. – 2017. – № 5 (5). – С. 133-137.
Харчевникова, А.Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4- 5 лет/ А.Н. Харчевникова, В.А. Деркунская. – М.: АРКТИ, 2015. – 64 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Клубный час» - как современная технология социализации дошкольников.
Выступление на Р.М.О....
Разновозрастное общение в рамках работы по технологии социализации дошкольников Н.П. Гришаевой
Раскрываются особенности разновозрастного общения дошкольников. Работа в рамках технологии социализации....
Современные технологии социализации дошкольников
В презентации представлен обзор современных технологий позитивной и эффективной социализации детей дошкольного возраста....
Педагогическая технология социализации дошкольника
Клубный час - это особая современная технология развития личности ребёнка, реализуемая уже 15 лет в Москве . Педагогическая технология его заключается в том, что дети могут в течение одного часа перем...
Педагогическая технология социализации дошкольников "Клубный час"
Поддержка детской инициативы, как основная цель технологии социализации "Клубный час"...
Педагогическая технология социализации дошкольника. "Клубный час".
Социализация дошкольников....
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ
В условиях современных требований к дошкольному образованию, которые определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, инновационные технологии являются усло...