Консультации для воспитателей "Использование нетрадиционных методов и приемов при проведении закаливающих мероприятий"
консультация
Консультация поможет повысить профессиональный уровень педагогов в вопросах использования нетрадиционных методов и приемов при закаливании детского организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_metody_i_priemy.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных методов и приемов при проведении закаливающих мероприятий
Цель: Повысить профессиональный уровень педагогов в вопросах использования нетрадиционных методов и приемов при закаливании детского организма.
Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Ребенок нуждается в естественном гармоничном образе жизни. Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является.
Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов, формируют условно-рефлекторную пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает большую устойчивость кожной поверхности к длительному воздействию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внутренней среды на постоянном уровне. При прекращении закаливающих воздействий условные рефлексы угасают. Тренирующий эффект закаливающей нагрузки достигается за несколько месяцев (2-3), а исчезает за 2-3 недели, а у дошкольников через 5-7 дней.
Подчиняясь этому правилу, нельзя отменять закаливание даже в случае легких заболеваний детей – следует уменьшать нагрузку или интенсивность раздражителя.
На практике, часто применение какой-либо одной специальной закаливающей процедуры, например обливание ног или обтирание, служит уже основанием для того, чтобы считать закаливание проводящимся. Однако, применение только одной, специальной закаливающей процедуры, даже сильно действующей, не оказывает должного эффекта. Поэтому при организации оздоровления детей в условиях детского сада необходимо помнить, что закаливание - это целая система мероприятий, неоднократно повторяющихся в режиме дня, а не отдельно взятая процедура.
При проведении нетрадиционного метода закаливания необходимо соблюдать следующие правила:
1. У воспитателя должно быть всегда хорошее настроение.
2. Воспитатель должен ежедневно проводить закаливающие процедуры – если мы хотим видеть наших детей здоровыми.
3. Не должно быть принуждаю.
4. Стараться создать при закаливании радостное настроение, положительные эмоции – только тогда закаливание станет полезным для здоровья.
5. Уметь вовремя закончить закаливающие процедуры, если видим, что у ребенка ухудшилось самочувствие.
6. Не только сами радуйтесь успехам ребенка, но и расскажите, о его удачах родителям.
7. Старайтесь соблюдать основные принципы закаливания: систематичность, постепенность и индивидуальный подход к ребенку.
Нетрадиционные методики закаливания
1. Методика контрастного воздушного закаливания
После дневного сна дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц.
Затем по команде воспитателя дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь лишь в трусах и майках, отправляются в групповую комнату с дорожками, применяемыми для развития и укрепления свода стоп, а затем в «холодный» зал.
Характер пребывания в «теплом» помещении отличается от пребывания в «холодном» более спокойным темпом. В прохладном помещении предлагаются разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением, разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, различные виды ходьбы, бега, разнообразные построения и перестроения. В заключение – несколько упражнений на восстановление дыхания.
После активных движений дети отправляются обратно в группу, где проходит обширное умывание лица, рук до плеч, в старших группах – обтирание груди. Затем тело необходимо растереть полотенцем до легкого покраснения.
При проведении контрастного воздушного закаливания соблюдается принцип постепенности увеличения дозы холодового воздействия. Разница температуры в двух помещениях, составляя вначале в «теплом» – +23-+26o, а в «холодном» – на 3-5oниже. Она увеличивается в течение 1,5-2 месяцев до 8-10o за счет снижения температуры в «холодной» комнате. Обязательно учитывается общее состояние здоровья детей. Температура воздуха в «теплом» помещении поддерживается с помощью батарей центрального отопления, в «холодном» понижается за счет интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков.
2. Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания, который является хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. При хождении босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.
При хождении босиком необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности.
Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Дети старших групп проводят босиком утреннюю зарядку (в помещениях), физкультурные занятия, подвижные игры. Детям, которые легко простужаются и часто болеют, рекомендуется первоначально ходить по полу в носках, а уже затем босиком. Следующий этап — хождение босиком по земляному грунту во дворе, в саду, на улице в течение лета. Приступая к процедуре закаливания, необходимо помнить, что горячий песок или асфальт, снег, лед, острые камни, иглы в хвойном лесу и шишки оказывают сильное возбуждающее воздействие, в то время как теплый песок, мягкая трава, дорожная пыль, ковер в помещении успокаивают.
Данный вид закаливания сочетают с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия. Например, ходьба на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки не носок, на месте, не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.
Для оздоровления детей в сочетании с хождением босиком полезно использовать «игровые дорожки» - ребристая доска, силуэты ступней, колючие коврики. Применение этих спортивных снарядов не только делают процедуру более интересной, но и развивают двигательную активность, улучшают координацию движений, укрепляют отдельные мышцы рук, ног, развивают гибкость.
3. Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37o. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 10 и доводится до комнатной температуры. Постепенно температура воды снижается до 20-22o с целью достижения закаливающего эффекта. 4. Одним из элементов здорового образа жизни является правильное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровообращении, в том числе и органах дыхания, укрепляется мышца – диафрагма. Цель дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие. Очень хорошо сочетать дыхательную гимнастику с массажем.
5. Массаж – это механическое воздействие специальными приемами: поглаживание, постукивание, пощипывание и точечный массаж. Точечный массаж используется по средствам выполнения следующего упражнения: «Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева». Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы, является способом профилактики простудных и других заболеваний.
Еще одним из наиболее часто используемых методов массажа является само-массаж, он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает функции желез, что положительно влияет на обмен веществ.
В сочетании с художественным словом, данное упражнение является не просто физическим воздействием на тело ребенка, но и средством снятия психологического напряжения в течение дня.
6. Благотворное воздействие оказывает массаж биологически активных точек. Массаж БАТ можно проводить с использованием простейших снарядов. В качестве простейших снарядов могут выступать: губки для мытья посуды, обычный карандаш, колючий резиновый мяч.
- Массаж с губками для мытья посуды «Чистюли» – стимулировать БАТ на кончиках пальцев и ладоней: «Вот мы ручки вам покажем и как мыли их расскажем. Долго, долго отмывали и чистюлями мы стали!»
- Массаж «Дождик» - массаж БАТ с водой - способствует расслаблению, снятию напряжения, релаксации.
- Массаж «Мячики» улучшает осанку, способствует эмоциональному благополучию: «Мячики, мячики подарили нам! Красные, желтые дарят малышам!»
- Массаж «Веселый карандаш» применяется в изобразительной деятельности. Способствует развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений: «В руки карандаш возьмем, вместе с ним играть начнем. Вместе с нами ты играй и от нас не убегай!»
Массаж биологически активных точек – способствует расслаблению мышц, снятию нервно-эмоционального напряжения, поднимает жизненный тонус, укрепляет здоровье, дает закалку организму.
Еще один нетрадиционный способ закаливания детей дошкольного возраста:
Закаливание проводится в несколько этапов:
- на первом этапе ребенок ходит по полотенцу, смоченному в воде (температура 12 градусов) в течение одной минуты на первой неделе и затем прибавляем по одной минуте на каждой последующей неделе, доведя до 7 минут на седьмой неделе.
- на втором этапе ножки ребенка обливаются водой (температура 12 градусов) в течение одной минуты на первой неделе и затем добавляя по одной минуте на каждой последующей неделе, доведя до 7 недель. Ребенок топает ножками, пока стекает вода.
- на третьем этапе ребенок ходит по воде по щиколотку. В первый день ходьба 1 минута. Затем также прибавляем по одной минуте на каждой неделе соответственно и доводим до 5 минут.
-на последующих этапах можно перейти к обливанию, а затем и кратковременному погружению в воду (температура воды всегда 12 градусов).
Для того, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от закаливающих мероприятий необходимо использовать игровые методы и приемы и яркое нестандартное оборудование из бросового материала, привлекающее глаз ребенка (большие и малые массажеры, сделанные из пробок и коробочек «киндер-сюрпризов», массажные коврики из пуговиц, пробок, веревок, фломастеров, кусочков меха и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка по проведению тематического контроля Проведение закаливающих мероприятий, утренней гимнастики и гимнастики пробуждения в ДО.
Справка по проведению тематического контроля Проведение закаливающих мероприятий, утренней гимнастики и гимнастики пробуждения в ДО....
организация и проведение закаливающих мероприятий в режиме дня
консультация для воспитателей...
Методические рекомендации по проведению закаливающих мероприятий в летний период.
для воспитателей...
Памятка для воспитателей "Организация и проведение закаливающих мероприятий с детьми, используя природные факторы с учетом индивидуальных особенностей детей"
Данный материал содержит технологию проведения закаливающих мероприятий с детьми в летний период....
Организация и проведение закаливающих мероприятий на воздухе.
Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям....
Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при автоматизации и дифференциации звуков, образовании...
Консультация для воспитателей «Создание условий для проведений закаливающих мероприятий в условиях детского сада».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни"...