Система работы «В гостях у сказки» по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники группа для детей от 4 до 5 лет
методическая разработка (средняя группа)
Введение
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы в речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией (компьютер, телевидение, а живого человеческого общения получают недостаточно- развитие речи затормаживается. Отсюда у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Как сформировать речь ребенка, наполнить её палитрой слов, красивыми фразами, благозвучными словосочетаниями?
В своей педагогической деятельности мы используем такие методы, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для этого мы решили применять нетрадиционные, а главное эффективные приемы работы с детьми, такие как метод мнемотехники.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Актуальность использования мнемотехники в работе по развитию речевой активности детей дошкольного возраста состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование приёмом мнемотехники;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность приёмов мнемотехники детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
Для ребёнка сказка всегда была и остаётся не только первым и наиболее доступным средством познания, но и способом познания социальных отношений, поведения в ситуациях его повседневной жизни. Сказка удовлетворяет тягу малышу к поступкам, необычному, формирует и развивает фантазию.
При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
Взяв за основу мнение великих педагогов, мы решили использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по - разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов – блоками-квадратами, Т. В. Большакова – коллажем, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Мнемосхема (мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица) заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехника включает в себя: мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, признаков и явлений природы, персонажей сказки, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
У ребенка развивается интерес к экспериментированию, решению различных творческих задач. Но в данной программе нет системы использования мнемотехники для развития речевых способностей детей дошкольного возраста.
Учитывая актуальность и практическую значимость использования мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста, нами составлена система «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста, через рассказывание русских народных сказок с использованием приёмов мнемотехники.
Цели: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста, через рассказывание русских народных сказок с использованием приемов мнемотехники.
Были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень сформированности связной речи.
2. Использовать мнемотаблицы для рассказывания русских народных сказок.
3.Создать единое образовательное пространство по решению поставленной задачи с родителями.
4. Определить эффективность проведенной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_mnemotablitsy_solnechnye_zaychiki_.pdf | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...
Использование нетрадиционных приемов работы со сказками в развитии связной речи детей
В статье описываются методы и приемы работы со сказками, используя технологию ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)....
Использование нетрадиционных приёмов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения у детей 4-5 лет.
Речь, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Для развития св...
Использование мнемотехники в развитии связной речи детьми старшего дошкольного возраста
Использование мнемотехники в развитии связной речи детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект ООД по развитию связной речи (составление описания предмета с использованием мнемотехники) в среднем возрасте.
Данное занятие проводится с группой детей среднего возраста. На занятии мы учим ребят описывать овощи и фрукты с использованием мнемотехники, развиваем аналитические способности, память и воображение,...
Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер.Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления близкие их жизнен...
Использование сказки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психологического развития
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....