Тренинг для педагогов "Личностно – ориентированная модель общения"
методическая разработка
Задачи: 1. Создать условия для проявления профессиональной и личностной индивидуальности;
2. способствовать выделению сильных и слабых сторон значимых в профессиональной деятельности качеств личности членов группы;
3.начать активное овладение личностно ориентированной позицией по отношению к воспитанникам на основе практического усвоения понятий «понимание, принятие и признание личности ребенка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_lichnostno-orientirovannaya_model_obshcheniya.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов
Личностно – ориентированная модель общения
Задачи: 1. Создать условия для проявления профессиональной и личностной индивидуальности;
2. способствовать выделению сильных и слабых сторон значимых в профессиональной деятельности качеств личности членов группы;
3.начать активное овладение личностно ориентированной позицией по отношению к воспитанникам на основе практического усвоения понятий «понимание, принятие и признание личности ребенка».
Ход работы:
- Приветствие. Члены группы свободно перемещаются, подходят к друг другу и здороваются любым способом.
- Упражнение «Мое педагогическое кредо».
Материал и оборудование: средства изображения и вся окружающая обстановка.
Необходимо сформулировать девиз, создать образ-символ, эмблему своей профессиональной деятельности, а затем представить ее группе. Это может быть рисунок, песня, схема, пословица и т.д.
Участники могут воспользоваться любыми имеющимися изобразительными материалами и прочими вспомогательными средствами. Время подготовки 10 мин.
Вопросы для обсуждения:
- Почему вы выбрали именно эти средства для символизации своего кредо?
- Что главное в себе вы хотели подчеркнуть этим символом?
- Что в этом символе вы не отразили, но хотели бы добавить?
- Какой элемент символа несет на себе основную смысловую нагрузку?
- Удовлетворены ли вы созданием символа?
- Считаете ли вы, что он действительно отражает ваше кредо?
- Основное содержание.
Необходимо проговорить в парах как понимаются следующие понятия: понимание, принятие, признание личности ребенка, личностная позиция педагога.
Упражнение «Звезда».
Материалы: карманное зеркальце, изображения звезд.
Подготовить основу – изображение двойной пятиконечной звезды размером 5x5 см. Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звездами. Это изображение хорошо иллюстрирует возможности ребенка в период созревания головного мозга и ограниченность этих возможностей.
Вопросы для обсуждения:
- Ваши ощущения в процессе выполнения задания?
- Ваши мысли по этому поводу?
Комментарий: «от ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии: (например, молчать во время выполнения задания) Этим мы показываем ребенку, что понимаем».
Упражнение «Подкрепление».
Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочного положительного отношения к ребенку.
Двое желающих участников выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет (из имеющихся в помещении) и место, на которое активному участнику необходимо его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах.
Во – первых, ни сам предмет, ни его новое местно не называется на прямую, а ответы-уточнения носят расплывчатый, завуалированный характер.
Во – вторых, группе участников определяется задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков, а второму - положительное.
Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и переместить его на другое место. Процедура совершается по очереди каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.
По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми предоставляется активным участникам.
Вопросы для обсуждения:
1.Как вы чувствуете себя в своей роли?
2.Какие чувства вызвала у вас реакция группы?
3.Как вы чувствуете себя сейчас?
4.Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
Комментарий: безусловно, положительное отношение, принятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка – это способ выражения принятия.
Упражнение «Самосознание».
Материал: карточки с написанным на них буквами, составляющими слово «самосознание».
Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самосознание». Из них группе игроков придется составлять новые слова.
В начале упражнения ведущий спрашивает у каждого, сколько, на его взгляд, слов можно составить из общего набора букв. После выслушивания мнений группе игроков можно задать вопрос: «Когда ты называл количество возможных слов, ты опирался только на то, сколько можешь сам составить, или учитывал, что могут появиться варианты от других членов группы?»
Далее группа игроков строит все возможные слова из букв – людей, составляя их в ряд.
Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями.
Вопросы для обсуждения:
- Все участвовали в составлении слов?
- Как было организовано составление слов?
- Были ли «выпадающие?»
- Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали?
Комментарий: необходимо видеть каждого, принимать каждого, учитывать мнение каждого человека. Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно – спокойного, пассивного, робкого. Иллюстрируемый способ общения: признание.
Упражнение «Что помогает тебе в работе».
Высказывание о своем соседе слева о его сильных сторонах как личности и профессионала: «Тебе как профессиональному педагогу очень помогает в работе то, что ты….. »
Завершение встречи:
- Что нового я узнал?
- Что я возьму с собой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно -ориентированная модель воспитания и обучения.
Презентация на тему:"Личностно -ориентированная модель воспитания и обучения ". Весь материал представлен в виде схем, кратких описаний, которые содержат в себе задачи ,основу гуманистической ...
Тренинг педагогической осознанности "Личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком"
Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития в период дошкольного и школьного детства. Значимый взрослый – это близкий человек, оказывающ...
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ
помочь воспитателям изменить своё отношение к детям, сломать устарелые стереотипы...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важное условие сохранения психологического здоровья детей».
Модернизация образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному образованию, которое основано на отрицании авторитарных методов, принуждающих к уче...
Практикум "Личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком"
Предлагаемый материал в целях изменения работы по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов, а упражнения помогут осознать и прочувствовать смысл способов общения....
"Личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком" - семинар-тренинг для педагогов ДОУ
Цель: формировать у педагогов знания и представления о личностно ориентированной модели общения взрослого с ребёнком. Задачи: 1. Познакомить педагогов с целями личностно ориентированной модели общения...
Тренинг для молодых педагогов: «НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ». Комплекс упражнений тренинга для молодых педагогов в части «Знакомство».
Тренинг для молодых педагогов: "НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ".Комплекс упражнений тренинга для молодых педагогов в части "Знакомство"....