ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ
материал (старшая группа) на тему
помочь воспитателям изменить своё отношение к детям, сломать устарелые стереотипы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 82»
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ
Практикум является частью комплексной работы по перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми и позволяет начать работу по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов, актуализировать изменение педагогической позиции с субъект-объектных отношений на субъект-субъектные отношения с детьми.
Цель: Обращение сознания к собственным переживаниям и к чувствам воспитанников. Выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно-ориентированной модели общения.
Материал: изображение двойной пятиконечной звезды размером примерно 5 х 5 см для каждого педагога (приложение 1), бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание», зеркало размером примерно 15х 20 см на каждого педагога, карточки с ролями «методист», «воспитатель» (несколько), «психолог», «непринимаемый», анкеты «Обратная связь» (приложение 2). Презентация (приложение 3) служит визуальным подкреплением информации.
Подготовил:
педагог-психолог
Макамбила А.Н.
Братск - 2017
Вступительное слово. Без внутренней готовности к построению новых отношений с детьми даже владение необходимыми приемами не может компенсировать отсутствия духовного единства взрослого и ребенка. Одним из основных требований ФГОС становится формирование внутренней личностной позиции педагога ориентированной на интересы ребенка, перспективы его развития, восприятие воспитанников как равноправных партнеров в условиях сотрудничества, невозможно без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, без самоанализа, самопознания и самоопределения личности в целом. Это предполагает большую и длительную внутреннюю работу над собой.
Предлагаемый мною практикум позволит создать условия для формирования таких внутренних новообразований, которые необходимы современному педагогу и будут определять вашу осознанную и адекватную позицию в общении с воспитанниками.
Упражнение-активатор «Педагог»
Перекидывая друг другу мячик, дают любые возможные определения понятию «педагог». Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.
Далее группа переходит к освоению содержания понятия «личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком» (по А.В. Петровскому)
Цель: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности (базис личностной культуры); развивать его индивидуальность.
Способы общения: понимание, приятие и признание личности ребенка, основанные на способности взрослого к децентрации.
Понимание - умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
Приятие - безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Признание его уникальности.
Признание - это прежде всего право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.
Тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
В первую очередь необходимо уделять внимание анализу и формированию позиции педагога, реализующейся через понимание, приятие и признание личности воспитанников.
Этапы формирования необходимых предпосылок личностно-ориентированной модели общения должны быть таковы: от формирования личностной позиции педагогов по отношению к детям через присвоение личностно-ориентированных способов общения к овладению адекватной тактикой общения с детьми.
Содержание предлагаемых в дальнейшем игр и упражнений поможет осознать и прочувствовать смысл понимания, приятия и признания личности ребенка, т.е. позволит получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога.
Дав определение всем трем способам общения, после каждого упражнения надо предложить педагогам самим определить, какой способ общения оно иллюстрировало.
Упражнение «Звезда»
Материалы: небольшое карманное зеркало. Подготовить основу - изображение двойной пятиконечной звезды размером примерно 5 х 5 см для каждого педагога (приложение 1).
Задание: глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звездами. Это упражнение хорошо иллюстрирует возможности ребенка в период созревания головного мозга и ограниченность этих возможностей.
Вопросы для обсуждения
Ваши ощущения в процессе выполнения задания.
Ваши мысли по этому поводу.
Идеи, выносимые на обсуждение
От ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии.
Во время выполнения этого упражнения у взрослых часто вырываются восклицания, вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением эмоций, помогает выполнить задание. От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идет вразрез с естественными реакциями и накапливает эмоциональное напряжение.
Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.
Упражнение «Подкрепление»
Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ребенку. Процедура такова. Двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах:
1) ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнениями на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер.
2) группе дается задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму - положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).
После этого приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место (процедура совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления). По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми «выпустить пар» предоставляется активным участникам.
Вопросы для обсуждения
Как вы чувствовали себя в своей роли?
Какие чувства вызвала у вас реакция группы?
Как вы чувствуете себя сейчас?
Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
Идеи, выносимые на обсуждение
Безусловно положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих.
Психологическая поддержка - это способ выражения приятия.
С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, так как понимал, что это - игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом, у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.
Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.
Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ:
Упражнение «Самопознание»
Материалы: бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание».
Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». Из них группе придется составлять новые слова. В начале упражнения ведущий спрашивает у каждого сколько, на его взгляд, слов можно составить из этого набора букв. После выслушивания мнений группе можно задать вопрос:
- Когда ты называл количество возможных слов, ты опирался на то, сколько сам можешь составить, или учитывал, что могут появиться варианты от других членов группы? Далее группа строит все возможные слова из букв людей, составляя их в ряд. Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями.
Вопросы для обсуждения
Все ли участвовали в составлении слов?
Как было организовано составление слов?
Были ли «выпадающие»?
Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали в упражнении?
В какой форме проходило составление слов (затаскивание, перестановка, уговаривание, просьбы, совместное решение и т.д.)?
Для упражнения можно использовать и другое слово при условии, что количество букв в нем будет соответствовать числу играющих и некоторые их них будут повторяться.
Идеи, выносимые на обсуждение
Необходимо видеть каждого, принимать каждого, учитывать мнение каждого человека.
Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно - спокойного, пассивного, робкого.
Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.
Упражнение «Взгляды»
Все закрывают глаза. По команде ведущего открыв глаза, надо одними глазами установить контакт с кем-нибудь из группы. Если это не получилось с первого раза - попробовать еще. Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг перед другом тех, кто имеет контакт глаз, но таким образом, чтобы получись две шеренги, - это две команды для следующего упражнения (упражнение также показывает степень развития личных контактов в группе).
Упражнение «Композиция»
Группа делится на две команды. Обеим командам дается задание: на альбомном листе нарисовать композицию из геометрических фигур - двух треугольников, трех квадратов. и одного прямоугольника (размеры и место размещения - на усмотрение команды).
Когда рисунки готовы, команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в чужую команду, смотрит рисунок и своей команде начинает объяснять, как изобразить то же самое (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя). Потом это же делает второй капитан.
По окончании рисования предлагается сравнить получившиеся рисунки с «подлинниками» И найти отличия. Первое слово для высказывания своих впечатлений от упражнения предоставляется капитанам.
Вопросы для обсуждения
С какими трудностями вы столкнулись, когда диктовали описание рисунка?
Хотелось ли вам затем что то сказать по-другому, другими словами, более подробно?
Чем отличаются рисунки?
Как вы считаете, в чем причина получившихся отличий?
Идеи, выносимые на обсуждение
Каждый имеет право на ошибку: и ребенок, и взрослый. Наше старание не обязательно приводит именно к тому, чего мы ожидаем. Старания ребенка тоже не всегда приводят к хорошим результатам, к успеху.
Если ребенок не понял - это не значит, что он невысокого развития, возможно, мы просто не смогли понятно объяснить. Косноязычие педагогов.
Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.
Упражнение «Зеркало»
Материалы: зеркало размером примерно 15х 20 см.
По кругу передается зеркало. Задача каждого игрока -посмотреться в зеркало и попытаться воспринять себя отстраненно, как будто видишь не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло внимание.
Сосредоточенно изучите этого человека и попытайтесь ответить на такие вопросы:
- Что привлекательного вы видите в этом человеке?
- За что его можно любить?
- Что вызывает уважение, а может быть, восхищение?
После того как зеркало обойдет весь круг, обсудить ту внутреннюю работу, которую многим пришлось совершить.
Идеи, выносимые на обсуждение
Сложно увидеть хорошее в себе, но, научившись это делать, полюбив себя, значительно проще увидеть нечто особенное и в другом человеке.
Приняв себя таким, какой ты есть, можно научить других такому же отношению к себе.
Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ.
Упражнение «Дискуссия»
Материалы: карточки с ролями «методист», «воспитатель» (несколько), «психолог», «непринимаемый».
Группа делится пополам. Одна половина образует внутренний круг, это участники дискуссии. Другая - внешний, это наблюдатели, которым также предстоит держать над головами членов дискуссии таблички, определяющие их должностной статус в учреждении: методист, воспитатели, психолог. Только на одной табличке имеется надпись, указывающая не должность, а положение этого работника в коллективе - «непринимаемый».
Таблички раздаются таким образом, чтоб их содержание было видно всем, кроме участника, к которому она относится. Задается тема дискуссии, а именно - подготовка педагогического совета по теме «Ознакомление с особенностями личностно-ориентированного общения с детьми».
Продолжительность дискуссии - 5 минут.
Вопросы для обсуждения
К активным участникам:
- В какой момент вы поняли, что выпадаете из дискуссии?
- С чем вы это связывали, как объясняли?
- Это позволило мобилизоваться, собраться или, наоборот, расстроило, опустились руки?
К пассивным участникам:
- Какие ассоциации вызвала табличка «непринимаемый»?
- Как вы стали вести себя по отношению к этому человеку?
- Были ли у вас сомнения по поводу содержания вашей таблички (не определяет ли она особенности отношения к вам со стороны коллектива)?
- Каково самочувствие человека, точку зрения которого не признают, не учитывают, к которому не относятся с должным уважением и вниманием?
Идеи, выносимые на обсуждение
Действие групповых стереотипов: если у человека есть определенный «ярлык», то отношение к нему строится уже в прямой зависимости от него; при этом никто не обязан поддерживать эти стереотипы - каждый свободен делать свой выбор, независимый от общепринятого.
Во время проведения упражнения игроки будут стараться показать каким-либо образом отношение к «особому» игроку, однако это не является единственной стратегией поведения - можно наоборот стараться поддержать человека, непринимаемого в коллективе, попытаться показать его лучшие стороны.
Если в группе принято навешивать ярлыки, никто не застрахован от подобного.
Если в группе приняты искренние отношения, без скрытых мотивов, то каждый член этой группы чувствует себя более уверенно и свободно.
Отношение к любому человеку (и конечно, к маленькому) должно строиться на основе принятия его личности, уважения к нему; если в ребенке что-то не нравится, всегда в нем есть что-то, что является его достоинством, являющимся ценным и значимым для взаимодействия с другими.
Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.
Завершение практикума - упражнение «Подарок»
Каждый дарит своему соседу справа любой «подарок», т.е. сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности. Упражнение проходит по кругу.
Анкетирование «Обратная связь» Завершением данного практического занятия является заполнение анкеты «Обратная связь» (приложение 2), бланки которой необходимо приготовить заранее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг д...
Семинар-практикум для педагогов "Вербальные и невербальные средства общения с детьми"
Обычно, общаясь с другими, мы обращаем внимание на вербальное содержание сообщения и наиболее явные невербальные признаки; улыбку, выражение лица (грусть, радость), складывание рук в замок. Труднее ул...
Семинар-практикум для педагогов-психологов,воспитателей. Тема: "Эффектное общение в педагогическом коллективе.Бесконфликтный стиль общения.
Презентация помощь в работе в педагогиеском коллективе. Практические упражнения....
Семинар-практикум для педагогов с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»
1. Обобщить знания воспитателей о нормативно – правовом обеспечении взаимодействия ДОУ с родителями2. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Как эффективно выстроить общение с родителями"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Как эффективно выстроить общение с родителями"...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как эффективно выстроить общение с родителями?»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как эффективно выстроить общение с родителями?»Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями во...
«Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит»
laquo;Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит»...