«Духовно – нравственное воспитание младших дошкольников как основа социализации личности»
статья (младшая группа)
Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас - взрослых. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму, так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет по самообразованию педагога | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно – нравственное воспитание младших дошкольников как основа социализации личности»
Мялицина Татьяна Сергеевна – отчёт по самообразованию
Май 2021 год.
Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас - взрослых. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму, так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития дошкольника. Его можно осуществлять во всех видах детской деятельности. С первых лет жизни у ребёнка нужно воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, городу, Родине, уважение к людям разных национальностей.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, как внешней, так и внутренней. В процессе духовно-нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении. Духовно-нравственное воспитание непосредственно влияет на телесное развитие ребенка и определяет зрелость психофизиологической личности.
На основе выше изложенного определила тему самообразования: «Духовно – нравственное воспитание младших дошкольников как основа социализации личности»
Цель: целостное духовно-нравственное и социальное воспитание дошкольника посредством его приобщения к ценностям культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.
Задачи для воспитателя:
- продолжать изучать особенности духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС;
- создать условия для духовно-нравственного воспитания детей, а именно пополнять мини-музей новыми атрибутами, предметами старинного быта;
- способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважение к личности каждого дошкольника;
- вызвать интерес у родителей к совместной работе по духовно-нравственному воспитанию детей.
Задачи для детей:
- познакомить детей с представлениями о том, что такое хорошо и что значит плохо;
- уточнить представления детей о вежливости: умение благодарить за помощь, приветствовать, просить о помощи;
- совершенствовать развитие доброжелательных отношений;
- совершенствовать умение давать оценку своему поведению и поведению других.
Мной был разработан план по приобщению дошкольников к ценностям культуры и освоению духовно-нравственных традиций русского народа. В ходе реализации мероприятий по самообразованию дошкольники познакомились с новыми пословицами и поговорками, которые учат ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства, передают отношение народа к тому или иному предмету или мнению: «Мал золотник, да дорог», «Без труда, не вынешь и рыбку из пруда», «Сделал дело, гуляй смело» … Пословицы и поговорки использовала во всех процессах воспитательной работы т.к. они являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит», «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи».
Для формирования у детей умения быть дружными и трудолюбивыми использовала русские народные сказки: «Рукавичка», «Репка», «Царевна– Лягушка», «Ховрошечка». Уважать родителей малыши учились по сказкам: «Гуси лебеди», «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка». Смелости и бесстрашию учились, читая сказки: «У страха глаза велики». Русские народные сказки: «Теремок», «Зимовье зверей» научили дошколят быть гостеприимными и дружелюбными. По сказкам «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Бобовое зернышко» дошкольники учились взаимопомощи, сочувствию и заботе к ближним.
Самыми эффективными мероприятиями в моей работе, явились детско-родительские клубы «Масленица, дай блинком полакомиться», «Наша дружная семья», так как помощниками выступали родители. Они охотно помогли организовать оба мероприятия и проявили большую активность в их проведении. Благодаря хорошо организованной и слаженной работе родителей и педагогов при подготовке к праздникам «Масленица» и «Пасха» ребята смогли самостоятельно раскрасить пасхальные яйца, насладиться вкусными блинами с чаем, а главное совместными играми с семьей. Проведение праздников сплотило коллектив детей, воспитателей и родителей.
С помощью консультаций «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей», «Значение книги в жизни малыша», «Роль традиций семейного чтения в развитии ребенка в современном мире», «Роль произведений устного народного творчества в воспитании детей», «Роль родителей в возрождении русских традиций», «Влияние семьи и детского сада на духовно – нравственное воспитание детей» знакомила родителей с направлением духовно – нравственного воспитания. Также рекомендовала произведения для самостоятельного чтения с детьми дома, для закрепления интереса ребенка к устному народному творчеству своего народа.
В рамках моего самообразования была разработана и внедрена в образовательный процесс творческая мастерская «Тайны бабушкиного сундучка», целью которой является развитие личности ребёнка младшего дошкольного возраста, средствами приобщения к ценностям и традициям культуры российского народа. При реализации программы дошкольники познакомились с народными хороводными играми: «Как у бабушки Ларисы», «У дядюшки Трифона», «Крыночка», «Ты катись, катись яичко», «У Маланьи у старушки»; хороводными песнями, закличками: «Масленица», «Помощники», «Ходит по двору петух», «Лиса и зайцы». Вышеперечисленные народные игры учили дошколят доброте, сопереживанию, терпению, позволяя ребенку прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Песни и заклички формировали у ребят интерес к поэтическому слову, развивали чувство юмора, способствовали развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, обогащению речи. Также ребята познакомились с предметами старинного обихода (коромыслом, лаптями, самоваром, деревянными ложками и т.д.). Обыгрывая данные предметы, малыши, знакомились с трудом, бытом, традициями русского народа. Познакомились с русским обычаем встречать гостей хлебом – солью; угощать гостей чаем, сластями; учились правилам этикета, поведения за столом.
Таким образом, работа в данном направлении показала, что у детей появился интерес к народным играм, дошкольники с удовольствием играют в хороводные игры. У детей к концу учебного года прослеживается положительная динамика в проявлении таких качеств, как честность, справедливость, доброта, позитивное отношение к окружающему миру, к другим людям и самому себе.
Литература:
- И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»
- И.А. Бойчук,Т.Н. Попушина «Мы гордимся стариной, стала нам она родной»
- Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»
- Л.Л. Тимофеева «Современные формы организации детских видов деятельности»
- О.Л.Князева, Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
- Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе народных традиций»
ТЕМА: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основенародных традиций» «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»К. Д. Ушинский.В настояще...
Духовно - нравственное воспитание младших дошкольников. Из опыта работы воспитателя Бугаевой О.В.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит акт...
План по самообразованию на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье".
План по самообразованию на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье".ВведениеЗадачиФормы работы с родителями, детьми и педагогическим коллективомМетодическая ра...
Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через нетрадиционные формы работы с родителями
Данный материал будет полезен педагогам, родителям, тем, кого интересует вопрос взаимодействия семьи и детского сада. В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся форм работы с родителями детей...
Духовно - нравственное воспитание младших дошкольников
Духовно - нравственное воспитание младших дошкольников...
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе социокультурных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе социокультурных ценностейМинченко Альмира Анатольевна, воспитательМБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. ДолинскВ соответстви...
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе приобщения к художественной литературе в рамках реализации программы «Добрый мир»
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе приобщения к художественной литературе в рамках реализации программы «Добрый мир»...