Духовно - нравственное воспитание младших дошкольников
статья на тему
Духовно - нравственное воспитание младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_-nravstvennoe_vospitanie_.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно - нравственное воспитание младших дошкольников
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Духовно-нравственное воспитание - это:
– педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;
- процесс формирования нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпение, милосердие, кротость, незлобливость), нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви готовность к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовность служения людям и Отечеству). Оно предусматривает систему воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения: ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.
Актуальность задачи духовно-нравственного воспитания в современной России отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи , общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Ценностный и социокультурный аспекты выделены в формулировках:
- принципов дошкольного образования;
- задач, на решение которых направлен ФГОС ДО;
- характеристик содержательного наполнения образовательной программы по образовательным областям;
- требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно – пространственной среде дошкольного образования;
- основных целевых ориентиров (социально – нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования)
Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования:
- В качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».
- В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно – речевого развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».
- Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира.
- Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»)
Важным периодом в духовно-нравственном воспитании педагоги и психологи считают младший дошкольный возраст, когда у дошкольника активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения в семье и обществе, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Моральные чувства, представления и навыки, формирующиеся у детей в этом возрасте, моральный опыт, который они начинают накапливать, лягут в основу их дальнейшего духовно-нравственного развития. То, какие нравственные качества будут развиты у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, воспитателей и окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями будет обогащён его внутренний мир.
Моя задача в качестве воспитателя второй младшей группы состояла в создании условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям и воспитания готовности детей следовать им.
Работа строилась на принципах духовно-нравственного воспитания:
- организация жизни в группе на основе свободного признания правила - «Уклонись от зла и сотвори благо».
- гуманистическая направленность воспитания (отношение к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализовывалась путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
- природосообразностъ (воспитание основывалось на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовывалось с общими законами развития дошкольника сообразно его полу и возрасту).
- культуросообразностъ (воспитание строилось в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и особенностями, присущими традициям региона).
- светский характер образования в соответствии с действующим законодательством РФ).
При отборе содержания образования обращалось внимание на научность и традиции дошкольной педагогики; учитывались требования Образовательной программы, реализуемой в ДОУ; необходимость многоуровневости дошкольного образования (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
Принципы организации занятий: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
методы: наглядный, словесный, практический.
С учетом возрастных особенностей детей были определены основные направления работы:
- «Мое Отечество» - воспитание патриотизма, гражданственности
( знакомство с историей и достопримечательностью города, символикой города, области, страны);
- «Мир человеческих отношений» - воспитание нравственных чувств; формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни (беседы о семье, группе, формирование гигиенических навыков;
- «Мир твоей души» - воспитание трудолюбия, развитие творческих способностей;
- «Мир родной природы» - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (знакомство с природой Ашинского района);
- «Мир культурного наследия» - воспитание ценностного отношения к прекрасному (знакомство с фольклором, традициями народов Ашинского района, произведениями литературы и искусства; участие в праздничных мероприятиях).
Содержание духовно-нравственного воспитания было направлено на то, чтобы взрастить в душах детей семена любви к родному дому, семье, городу, стране, природе, культуре и духовному богатству нашего народа.
Это позволило обеспечить воспитание у младшего дошкольника гуманного отношения к окружающему миру, формироввание социально-коммуникативных умений и навыков, эстетических и этических представлений, социально-общественных навыков, умения дружно играть, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей
Учитывая особенности региона, национальный состав воспитанников группы, осуществлялось знакомство младших дошкольников с историей, бытом разных народов, с их культурными традициями, устным творчеством, произведениями литературы и искусства. Эта работа позволяет восстановить связь времен и поколений: приобщая детей к истокам народной культуры, быта, мы способствуем формированию у них уважения к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми.
Формы работы:
- интегрированная непосредственно образовательная деятельность;
- праздники и развлечения;
- игры дидактические, игры-беседы, игры-инсценировки;;
- тематические выставки;
- наблюдения окружающей действительности;
- экскурсии;
- занятия в мини-музее;
- знакомство с произведениями искусства;
Формирование системы духовно – нравственных ценностей у детей дошкольного возраста происходило при тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В.А. Сухомлинский отмечал: «Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро». Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Задачи родителей:
- прививать любовь к ближнему;
- воспитывать в детях милосердие и сострадание;
- учить различать добро и зло, творить добро;
- прививать трудовые навыки.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды, выставки детских работ;
- помощь родителей детскому саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...