Духовно - нравственное воспитание младших дошкольников
статья на тему

Бушаева Марина Вячеславовна

Духовно - нравственное воспитание младших  дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_-nravstvennoe_vospitanie_.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно - нравственное воспитание младших  дошкольников

В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. 

         Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в  воспитании подрастающего поколения.

Духовно-нравственное воспитание - это:

 – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации; 

-   процесс формирования нравственных чувств  (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпение, милосердие, кротость, незлобливость), нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви готовность к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовность служения людям и Отечеству). Оно предусматривает систему воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения: ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.

         Актуальность задачи  духовно-нравственного воспитания в современной России отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи , общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»    

          Ценностный и социокультурный аспекты выделены в формулировках:

  • принципов дошкольного образования;
  • задач, на решение которых направлен ФГОС ДО;
  • характеристик содержательного наполнения образовательной программы по образовательным областям;
  • требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно – пространственной среде дошкольного образования;
  • основных целевых ориентиров (социально – нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования)

          Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования:

  • В качестве основы социально-коммуникативного развития      обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».
  • В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно – речевого  развитиявключен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».
  • Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира.
  • Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»)

Важным периодом в духовно-нравственном воспитании педагоги и психологи считают  младший дошкольный возраст, когда у дошкольника активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения в семье и обществе, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Моральные чувства, представления и навыки, формирующиеся у детей в этом возрасте, моральный опыт, который они начинают накапливать, лягут в основу их дальнейшего духовно-нравственного развития. То, какие нравственные качества будут развиты у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, воспитателей и окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями будет обогащён его внутренний мир.

 Моя задача в качестве воспитателя второй младшей группы состояла  в создании условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям и воспитания готовности детей следовать им.

Работа строилась на   принципах духовно-нравственного воспитания:

  •  организация жизни  в группе на основе свободного  признания  правила - «Уклонись от зла и сотвори благо».
  • гуманистическая направленность воспитания (отношение к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализовывалась  путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к  ближним).
  • природосообразностъ (воспитание основывалось на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовывалось  с общими законами развития дошкольника сообразно его полу и возрасту).
  • культуросообразностъ (воспитание строилось в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры  и особенностями, присущими традициям региона).
  • светский характер образования  в соответствии с действующим законодательством РФ).

При отборе   содержания образования обращалось внимание на научность и традиции дошкольной педагогики; учитывались требования Образовательной программы, реализуемой в  ДОУ; необходимость многоуровневости дошкольного образования  (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

 Принципы организации занятий: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

методы: наглядный, словесный, практический.

        С учетом возрастных особенностей детей были определены основные направления работы:

  •  «Мое Отечество» - воспитание патриотизма, гражданственности

( знакомство с историей и достопримечательностью города, символикой города, области, страны);

  • «Мир человеческих отношений» - воспитание нравственных чувств; формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни (беседы о семье, группе, формирование гигиенических навыков;
  • «Мир твоей души» - воспитание трудолюбия, развитие творческих способностей;
  • «Мир родной природы» - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (знакомство с природой Ашинского района);
  • «Мир культурного наследия» - воспитание ценностного отношения к прекрасному (знакомство с фольклором, традициями народов Ашинского района, произведениями литературы и искусства; участие в праздничных мероприятиях).

 Содержание духовно-нравственного воспитания  было направлено на то, чтобы взрастить в душах детей семена любви к родному дому, семье, городу, стране, природе, культуре и духовному богатству нашего народа.

Это  позволило  обеспечить воспитание  у младшего дошкольника гуманного отношения к окружающему миру, формироввание социально-коммуникативных умений и навыков, эстетических и этических представлений, социально-общественных навыков, умения дружно играть, справедливо оценивать свои поступки  и поступки других детей

Учитывая особенности региона, национальный состав воспитанников группы, осуществлялось знакомство младших дошкольников с историей, бытом разных народов, с их культурными традициями, устным творчеством,  произведениями литературы и искусства. Эта работа  позволяет восстановить связь времен и поколений: приобщая детей к истокам народной культуры, быта, мы способствуем формированию  у них уважения к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми.

Формы работы:

- интегрированная непосредственно образовательная деятельность;

- праздники и развлечения;

- игры дидактические, игры-беседы, игры-инсценировки;;

- тематические выставки;

- наблюдения окружающей действительности;

- экскурсии;

- занятия в мини-музее;

- знакомство с произведениями искусства;

        Формирование  системы  духовно – нравственных ценностей у детей дошкольного возраста происходило  при    тесном взаимодействии с семьями воспитанников.  В.А. Сухомлинский  отмечал: «Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро».  Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

        Задачи родителей:

  • прививать любовь к ближнему;
  • воспитывать в детях милосердие и сострадание;
  • учить различать добро и зло, творить добро;
  • прививать трудовые навыки.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды, выставки детских работ;
  • помощь родителей детскому саду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...