Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе приобщения к художественной литературе в рамках реализации программы «Добрый мир»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе приобщения к художественной литературе в рамках реализации программы
«Добрый мир»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otpravit_na_sayt_opyt.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования муниципального образования
Городской округ «Долинский» Сахалинской области РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» г. Долинск, Сахалинской области
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе приобщения к художественной литературе в рамках реализации программы
«Добрый мир»
Автор опыта работы: Ярославцева Виктория Николаевна, воспитатель подготовительной к школе группы МБДОУ Детский сад «Солнышко» г. Долинск, Сахалинской области |
2021г.
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ
Актуальность опыта работы. Теоретическое обоснование. Диапазон опыта работы.
Современные психолого-педагогические концепции рассматривают детство как исторически сложившийся социокультурный феномен, важнейшей ценностью которого является функция присвоения общей и национальной культуры (культуроосвоения) и привнесения собственного творческого вклада в неё (культуросозидание). При этом, по мнению Л.С. Выготского, проявляется двоякая сущность взаимодействия ребенка и культуры: ребенок постигает ценности культуры и одновременно происходит проникновение, адаптация его в культуре с последующим вкладом в её обогащение. Одним из эффективных средств взаимодействия ребенка с культурой является художественная литература.
Её значимость для человека осознается как педагогическим сообществом, так и обществом в целом, поскольку чтение веками служило средством становления личности, раскрытия потенциальных духовных возможностей человека. Богатство литературного опыта оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. О том, что литература может стать важнейшим каналом удовлетворения возрастной потребности детей в постижении сложных нравственных аспектов взаимодействия взрослых и сверстников подчеркивала Г.Л. Абрамович: «… писатели помогают людям выработать должное отношение к различным явлениям, характерам, ситуациям. Истинное искусство нравственно именно потому, что вызывает в читателе, во всяком, кто его воспринимает, сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству».
Н.Е. Васюкова продолжая эту мысль, отмечает, что «через литературу ребенок познает не только мир вокруг себя, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. Литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними».
Вместе с тем, исследования, проведенные за последние двадцать лет, фиксируют изменения к чтению, снижение качества читаемого, сокращение количества домашних библиотек, падение уровня понимания текстов у детей. На сегодняшний день существуют ярко выраженные противоречия между значимостью чтения как способа освоения культурно-исторического опыта и утратой его ценности в культуре детей. Причин такого явления много, выделим значимые из них. Во-первых, аудиовизуальные средства представляющие собой готовый образ литературного героя, не требуют активного участия детского воображение, мышления, эмоций и чувств, как это происходит при слушании текста, требующего самостоятельное воссоздание образа. Наглядно представляемая фабула событий обходиться без прослеживания динамики их развития, установления временных, пространственных и причинно-следственных связей. Во-вторых, в поведении и поступках современных детей все чаще проявляются безнравственные, негативные тенденции, искажены представления о справедливости и доброте, патриотизме и гражданственности, о дружелюбии и ценностях общения, милосердии и великодушии. Это связанно с тем, что многими родителями художественная литература не рассматривается как средство воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка. Известный российский педагог, общественный деятель Е.А. Ямбург верно подчеркивает, что «…в настоящее время, начиная с ранних лет жизни, закладывается эмоциональное недоразвитие ребенка, где прагматический сдвиг в системе базовых ценностей личности неизбежно порождает душевную черствость и нравственную глухоту».
Еще одной немаловажной причиной, является то, что во многих семьях материальные ценности все чаще возвышаются над духовными, дети перестают видеть в семье образцы и примеры вдохновляющего читательского поведения, «…уже выросли поколения родителей, которые сами не читают или читают прагматически» (О.Л. Кабачек). Взрослые чаще уделяют внимание лишь интеллектуальному развитию детей, оставляя нравственное и эмоциональное развитие на волю случая. Произведения, направленные на развитие эмоциональной сферы, воспитание чувств вытесняются из репертуара дошкольного чтения так называемой «развивающей» литературой, которую ребенок в силу возрастных особенностей часто не понимает. На что указывают авторы М.Мид и Д.И. Фельдштейн, выделяя в числе важных факторов, характеризующих современное развитие детей «…угрозу нарастающей психологической отчужденности взрослых от мира детства, порождающей опасность деструкции всей системы культурно-исторического наследования».
Результаты проведенного исследования в нашей группе также свидетельствуют о крайне низком рейтинге чтения книги в деятельности ребенка-дошкольника. Воспитанникам было предложено расположить на ступеньках лесенки-рейтинга картинки с изображением разных видов детской деятельности в зависимости от их предпочтения каждым ребенком. Результаты показали, что более высокий рейтинг занимают такие формы детской занятости, как игры на компьютере, просмотр телепередач и видеофильмов. Анализируя сказанное был сделан вывод, что в настоящее время у подрастающего поколения отмечается утрата интереса к чтению как способу освоения культурно-исторического опыта, то есть к культуре своего народа, к его истории, что нарушает духовные традиции, накопленные веками. Разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, лишение их содержательных способов общения посредством приобщения детей к словесному искусству, также является важной причиной. Кроме того, значение художественной литературы ограничивается её познавательной или воспитательной направленностью. В этих условиях пренебрегать таким очевидным и доступным инструментом, как круг детского чтения, позволяющим внести определенный вклад в сохранение культурных традиций, в укрепление связи поколений, нельзя. Становится очевидно, что необходима организация деятельности, которая позволит с одной стороны сделать книгу центром социального объединения воспитанников, с другой стороны будет способствовать овладению детьми культурными и языковыми традициями русского народа, как основой развития личности дошкольника.
В связи с вышесказанным возникли вопросы: «Каким должно стать содержание образовательной деятельности, направленной на приобщение детей к художественной литературе? Как организовать работу с книгой и художественным словом, какие поставить задачи, какие методы и средства для их решения использовать, чтобы обогатить внутренний мир воспитанников?»
Осмысление литературных материалов и психолого-педагогических исследований по данной проблеме позволило сделать выводы, что отечественные педагоги и психологи Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др., всегда придавали особое значение дошкольному периоду в становлении личности и её смыслообразующих ценностных компонентов, на основе формирования читательской культуры. В частности, отмечалось, что для воспитания интереса к книге у старших дошкольников принципиально важной становится нравственная функция художественной литературы, которая способствует становлению духовного мира маленьких читателей. Кроме того, она является важнейшим средством развития эстетической, исторической, гедонистической (характерный) функции художественной литературы. По мнению О.Н. Сомковой эстетическое воздействие художественного текста способствует становлению идеала прекрасного, воспитывает художественный вкус, стимулирует собственное художественное творчество читателя. Историческая функция литературы позволяет расширять у дошкольников кругозор, формировать пространственно-временные представления, знакомить с эпическими жанрами фольклора. Гедонистическая функция искусства предполагает переживание бескорыстного духовного наслаждения от общения с книгой, от совместного с героями произведения «проживания» событий, описанных автором, от эмоционального соучастия в них. В совокупности перечисленные функции становятся важнейшим инструментом приобщения ребенка-дошкольника к чтению.
В современных исследованиях чтение рассматривается как средство литературного развития дошкольников (О.В. Акулова, Е.Л. Гончарова, Т.И. Гризик, З.А. Гриценко, М.Б. Елисеева, О.Н. Сомкова и др.). В исследованиях Н.Д. Молдавской, Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской, М.П. Воюшиной в качестве основных критериев литературного развития детей определяется качество непосредственного читательского восприятия текста, воспитание любви к книге, формирование устойчивого интереса к художественной литературе. С ориентацией на данные исследования применительно к детям дошкольного возраста литературное развитие можно рассматривать как способность к восприятию, интерпретации художественных текстов и к отражению литературного опыта в разных видах деятельности (О.В. Акулова, О.Н. Сомкова). Сказанное означает, что читательская культура лежит в основе социального, познавательного, коммуникативного, художественно-эстетического и в целом нравственного развития ребенка-дошкольника. Не случайно в Федеральных государственных образовательных стандартах к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделена образовательная область «Речевое развитие», направленность которой включает в том числе приобщение к художественной литературе. Для реализации её цели предполагается решение таких задач, как «воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи; воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия». Важным является и то, что в основу стандарта заложена концепция духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников, в которой определена система и содержание нравственных ценностей, актуальных для современного этапа развития общества, которые необходимо закладывать в дошкольном детстве. Раскрывается роль чтения как универсального механизма приобщения детей к материальной и духовной культуре общества.
Таким образом, учитывая требования, предъявляемые в Стандарте к реализации содержания образовательной области «Речевое развитие», важность выявленной проблемы, считаем, что одним из основных направлений педагогической деятельности, должно стать приобщение дошкольников к художественной литературе, как значимой и сложной задаче духовного и нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, что определило актуальность нашей работы.
Чтение художественных произведений в детской аудитории и беседы о прочитанном – это практически идеальные условия для формирования у детей представлений и понятий об общечеловеческих ценностях: жизни и семье, счастье и добре, истине и красоте, справедливости и терпимости, заботе о ближнем и милосердии, честности и миролюбии, уважении к другим народам и их культурным традициям. Которые в дальнейшем позволяют обеспечить целостность личностного развития воспитанников, их мировоззренческое становление в современном обществе. Создатель педагогической практики ровеснического образования детей Е.Е. Шуленко подчеркивает, что «…важно овладеть основами культуры, а не только её техническими навыками, стать не просто русскоговорящими людьми, а русскими людьми с русской культурой». Это позволило сделать вывод, что эпоха смены приоритетов, в том числе видов книг, назначения чтения, множественность иных направлений литературного развития детей не должна останавливать педагогов на том, чтобы приобщать подрастающее поколение к духовным ценностям общества, формировать у них нравственные ориентиры и опыт нравственного поведения на основе приобщения к художественной литературе.
Сказанное означает, что для успешной реализации проблемы по приобщению дошкольников к художественной литературе важен как отбор литературных произведений, так и наличие альтернативных программ, которые в силу своей вариативности могут предложить для чтения детям произведения, направленные на формирование ценностных ориентиров и различных компонентов нравственной воспитанности дошкольников.
В Стандарте указывается, что в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, могут быть представлены парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях. Такой программой с 2018 года в нашем дошкольном учреждении стала примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Добрый мир» под редакцией Л.Л. Шевченко. В основе Программы предложены материалы, позволяющие приобщать воспитанников к художественной литературе посредством формирования у дошкольников правильных нравственных ориентиров через обращение к духовно-нравственному опыту русского народа.
Поэтому в основу работы была положена гипотеза: что если духовно-нравственное воспитание старших дошкольников будет осуществляться посредством реализации в образовательном процессе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Добрый мир. Православная культура для малышей» под редакцией Л. Л. Шевченко, то это позволит заложить основы полноценного восприятия и понимания художественной литературы воспитанниками.
Решение данной проблемы поставило цель работы: приобщить к художественной литературе старших дошкольников на основе апробации примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Добрый мир. Православная культура для малышей» под редакцией Л. Л. Шевченко в совместной образовательной деятельности.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определила задачи.
1. Изучить теоретические и практические материалы духовно-нравственного воспитания старших дошкольников на основе осмысления основных направлений работы по приобщению к художественной литературе старших дошкольников.
2. Создать условия, для активного включения старших дошкольников в специально организованную образовательную деятельность, способствующую приобщению к художественной литературе.
3.Разработать и апробировать цикл образовательной деятельности, направленный на становление внутренней системы духовных ценностей у старших дошкольников, на основе приобщения к художественной литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе народных традиций»
ТЕМА: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основенародных традиций» «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»К. Д. Ушинский.В настояще...
Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть...
Консультация для воспитателей : "Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой"
Консультация для воспитателей по экологии...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Формирование духовно – нравственных ценностей у старших дошкольников в рамках реализации педагогического проекта «Сад добрых дел»
Дошкольный возраст – это тот благоприятный период, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. В процессе общения со сверстниками, взрослыми ребенок учится понимать, за чт...
Опыт работы воспитателя на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко"
Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...