Проект "Удивительная соль" в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет
опыты и эксперименты (старшая группа)
Проект "Удивительная соль" в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_udivitelnaya_sol.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Удивительная соль»
в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет
Тип проекта:
- по направленности: познавательно-исследовательский
- по продолжительности: долгосрочный
Срок реализации: с 20.09.2020 года по 30.04.2021 года
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста
- родители воспитанников
- воспитатели
ЦЕЛЬ:
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.
ЗАДАЧИ:
1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.
2. Расширить представления о добыче соли.
3. Приобщить к элементарному, доступному возрасту, экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями детей.
4. Побуждать ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
5. Поощрять стремления детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга.
6. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.
7. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человеческому опыту познания мира.
8. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1.Расширение знаний о соли, ее основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.
2. Формирование знаний, навыков экспериментирования.
3.Развитие наблюдения, внимания, умения сравнивать.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Во всех дошкольных учреждениях, в том числе и в нашем детском саду, педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детские желания к исследованиям в нужное русло. К сожалению, в моей практике возникали случаи, когда слово «занятие» вызывало у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у детей снижается мотивация к приобретению знаний из-за недостаточности возможности применения разнообразных методов и приемов познавательной активности на занятиях. Данный факт подчеркивает актуальность включения тех образовательных методик и технологий, которые обеспечивают высокую исследовательскую активность дошкольников.
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. В нашем дошкольном учреждении на протяжении многих лет в воспитательно-образовательном процессе используется проектная деятельность с детьми при активном участии родителей воспитанников. На мой взгляд, главное достоинство этого метода заключается в том, что детям представляется большая возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:
- принять и освоить цель, актуальную для них;
- выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
- решать творческие споры, достигать договоренности;
- оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;
- обсуждать результаты деятельности каждого члена творческой группы, не воспринимая чужие успехи как поражения.
Реализация экологических проектов показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают экологические и естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постоянное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии и естествознания. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что важно – при минимальной помощи взрослого. Это свидетельствует о большой обучаемости дошкольников в области экологии в процессе реализации проектной деятельности и позволяет предположить, что старший дошкольный возраст можно рассматривать как сензитивный период для восприятия общебиологических закономерностей.
При этом разнообразные экологические и естественнонаучные представления и знания, которые могут запомнить и понять дошкольники не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом.
Ведь рано или поздно эти знания дети получат в школе. Содействие формированию начальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (умение ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат) – вот актуальная проблема, которую необходимо решать педагогам детского сада.
ГИПОТЕЗА:
Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознанно-правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы желаний.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг, Интернета)
- Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы).
- Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
- Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.
- Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Ситуации развития проекта | Цель | Продукт | Ответственные | |
| ||||
1 | Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?». (Что мы знаем о соли? Что хотим узнать? Как мы можем узнать?) | Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности | Определены проблемы | Воспитатели |
2 | Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта | Создание условий для реализации проекта | Проект | Воспитатели |
3 | Формирование творческой проектной групп детей и родителей «Юные исследователи» | Творческая группа | Воспитатели | |
4 | Подбор познавательной научной и методической литературы | Анализ литературы для организации осуществления исследования | Мини - библиотека | Дети, воспитатели, родители |
| ||||
1 | Изучение с детьми познавательной и научной литературы | Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата | Выставка книг, статей, о природном ископаемом | Дети, воспитатели |
2 | Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли» | Пробудить у детей интерес к естественнонаучным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств | Картотека опытов и экспериментов «Полезное ископаемое - соль» | Дети, воспитатели, родители |
3 | Чтение сказок, легенд, отгадывание загадок, знакомство с пословицами о соли | Посредством чтения художественной литературы и фольклора поддержать интерес к изучаемой теме | Создание картотеки детской художественной литературы | Дети, воспитатели |
4 | Опытно-экспериментальная деятельность «Как соль влияет на рост растений» | Подвести детей к пониманию неблаготворного влияния соли на рост растений в природе | Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль» | Дети, воспитатели |
5 | Творческая мастерская. Лепка из соленого теста атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин» | Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста | Детские поделки | Дети, воспитатели |
6 | Творческая мастерская. Рисование солью «Космос» | Развивать световосприятие, формировать умение работать с сыпучими материалами | Выставка детских рисунков | Дети, воспитатели |
7 | Встреча с родителями творческой группы «Удивительные истории о соли». Выставка фотографий «Тайнам нет конца» | Расширять кругозор детей, выводя его за пределы непосредственного практического опыта | Альбом «Тайнам нет конца» | Воспитатели, родители |
8 | Опытно-экспериментальная деятельность «Выпаривание соли» | Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качестве соли | Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль» | Дети, воспитатели |
9 | Творческая мастерская «Айсберг», «Декорирование цветной солью» | Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала. | Детские творческие работы | Дети, воспитатели |
10 | Опытно-экспериментальная деятельность «Кристаллизация соли» | Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять представления о свойстве соли – кристаллизация. | Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль» | Дети, воспитатели |
11 | Презентация рассказа «Путешествие на море» | Помочь ребенку раскрыть творческие способности. | Семья Соловьевых | |
12 | Творческая игра «Изготовление макета «Добыча соли» | Поддержать желания детей придумывать и разворачивать сюжеты игры на основе накопленных знаний о добыче соли. | Макет «Добыча соли», игровые атрибуты | Дети, воспитатели |
13 | Изготовление дидактической игры «Волшебные мешочки» | Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику. | Игра «Волшебные мешочки» | Дети, воспитатели, семья Кононовых |
14 | Сбор разновидностей соли | Дать представление о видах соли | Коллекция видов соли | Дети, воспитатели, родители |
15 | Консультация для родителей «Как организовать экспериментирование с солью в домашних условиях» | Группа родителей, воспитатели | ||
| ||||
1 | Создание паспорта «Полезное ископаемое – соль» | Обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом | Паспорт «Полезное ископаемое – соль» | Воспитатели |
2 | Презентации проекта «Удивительная соль»» | Привить детям стремление делиться собственном опытом исследовательской деятельности со сверстниками | Фотоальбом «Фотосессия реализации проекта» | Дети, воспитатели |
3 | Оформление буклета «Соль – друг, соль – враг» | Обобщить результат реализации проектной деятельности для дальнейшей трансляции опыта | Буклет «Соль – друг, соль – враг» | Воспитатели |
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
- Анализ познавательной литературы
- Опытно – экспериментальная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Творческая деятельность
- Игровая деятельность
ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Участие в проекте способствовало повышению любознательности детей, познавательной активности. В процессе проведения работы дети расширили и обобщили знания о соли, ее видах, как добывают и где применяют. А также убедились, что неизведанное рядом и самые вещи могут быть необычными и интересными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт воспитательно-образовательной работы в старшей группе компенсирующей направленности детей с ТНР за 2012-2013г
В отчёте отражены результаты усвоения детьми программных задач....
«Зимующие птицы». Конспект занятия в группе компенсирующей направленности детей с ТНР 4–5 лет.
Цель: познакомить с особенностями внешнего вида и поведения птиц; обогатить представления детей о зимующих птицах....
Интегрированное занятие-игра для детей старшей группы компенсирующей направленности (дети с ТНР) «Школа выживания. Огонёк хочет в лес»
Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности в лесу....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Животный мир Якутии» в группе компенсирующей направленности детей с ЗПР (старшая группа)
Задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о животных Якутии, умение их различать, описывать внешний облик, их особенности, поведение;Формировать первоначальное представление о «Красной книге...
Сценарий выпускного мероприятия для детей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) «Слоненок пошёл учиться»
Сценарий предназначен для детей с нарушениями зрения и речи.Задания в сценарии подобраны в соответствии со зрительными патологиями детей.Задания и текст в сценариии позволяют увидеть положительную дин...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР...
Для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи. «Правила здорового питания»
Тема НОД: «Правила здорового питания»...