Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя: аспекты реализации требований ФГОС ДОУ.
статья

Щептева Татьяна Владимировна

Данная статья оприменении  здоровьесберегающих технологиий в работе музыкального руководителя в дошкольном учреждении. Как известно, в современном мире сохранение здоровья детей становится первоочередной, крайне важной задачей не только на уровне семьи, но и на государственном уровне и актуальность разработки различных методов и принципов здоровьесбережения обусловливается как раз негативными сдвигами в состоянии здоровья детей. Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях в приоритет ставятся мероприятия, связанные с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc23.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Щептева Татьяна Владимировна

Музыкальный руководитель

ГБДОУ Детский сад № 26

Приморского района

г. Санкт-Петербурга

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя: аспекты реализации требований ФГОС ДОУ.

        По уставу ВОЗ, здоровьем любого человека будь это ребенок или взрослый,  является состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.  Как известно, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, для дальшейшего благоприятного развития ребенка. Здоровье – это необходимое условие для его полноценного психического, физического и социального развития. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом, происходит ежегодное ухудшение здоровья детей, растет число детей с различными проблемами по здоровью с рождения, раннего или дошкольного возраста. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Таким образом, сохранение здоровья детей становится первоочередной, крайне важной задачей не только на уровне семьи, но и на государственном уровне и актуальность разработки различных методов и принципов здоровьесбережения обусловливается как раз негативными сдвигами в состоянии здоровья детей. Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях в приоритет ставятся мероприятия, связанные с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития.

        К числу современных образовательных технологий можно отнести: здоровьесберегающие технологии, которые включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека. Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений. Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан учеными.

        Поэтому я веду свою профессиональную деятельность с детьми дошкольного возраста, используя современные здоровьесберегающие технологии, преподнося им все это в игровой форме. Целью, при внедрении здоровьесберегающих технологий, является сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей через музыкальную деятельность. Основное внимание уделяется специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, праильной постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребенка.  

На своих музыкальных занятиях я использую следующие энергосберегающие технологии:

  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика и игровой массаж для развития мелкой моторики;
  • фонопедические упражнения и игры;
  • валеологические песенки-распевки;
  • речь с движением;
  • ритмопластика и логоритмика (метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);
  • сказкотерапия;
  • музыкотерапия, релаксация и музыкальные медитации;
  • психогимнастика (мимические упражнения, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально-личностной, этюды на развитие выразительности движений, инсценировки).

В начале  и в конце занятия я использую элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад взбодрить или успокоить, в зависимости от ситуации и желаемого результата.

        Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани, способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.  Правильное певческое дыхание, которому мы ежедневно с детками учимся на наших занятиях, стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, повышает иммунитет и избавляет в целом человека от многих болезней. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. В результате ежедневного использования дыхательной гимнастики на каждом музыкальном занятии, повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

        Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Благодаря своевременным и регулярным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети самостоятельно могут научиться говорить чисто и правильно, даже без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, а когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту», а чёткое произношение звуков является основой при обучении пению и письму на начальном этапе.

        Важное место на моих музыкальных занятиях занимают пальчиковая гимнастика и  игровой массаж. Они могут исполняться речетативом, под музыкальное сопровождение. Эти формы развивают речь ребенка, двигательные способности, совершенствуют внимание и память, повышают координационные способности пальцев рук, развивают мелкую моторику рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием и формируют образно-ассоциативное мышление у моих воспитанников.

        Фонопедические упражнения и игры проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. В своей работе я использую оздоровительные интонационно-фонетические упражнения для горла, которые корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох и голосовые сигналы доречевой коммуникации, а так же игры со звуком (например, подражания голосам животных).

        С валеологических песенок-распевок я начинаю практически все свои музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мажорного характера музыка, настраивают на нужный лад детей, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению, разогревая голосовые связки. Валеологические короткие песенки-распевки очень быстро усваиваются и запоминаются детьми, т. к. просты и доступны для восприятия. Они играют большую роль для предупреждения заболевания верхних дыхательных путей, укрепляют хрупкие голосовые связки детей и подготовливают их к пению.

        Речь с движением или речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование на мой взгляд необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи с речевым. Мы используем речевые игры Т. Боровик и Т. Тютюнниковой, текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. Речь с движением стимулирует активное развитие речи, развивает пространственное мышление детей,  их внимание, воображение, воспитывает быструю реакцию, эмоциональную выразительность и эмпатию.

        Основной направленностью ритмопластика (по А. И. Бурениной) является психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного («музыкального») инструмента. Музыкально-ритмические движения развивают музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Так же развивают выносливость, силу, повышают прыгучесть и подвижность суставов, формируют правильную осанку, у детей появляется ориентирование в пространстве, улучшается координация движений. Благодаря музыкально-ритмическим упражнениям развиваются музыкально-ритмические способности, чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движение с музыкой, раскрепощают детей в психологическом плане. Кратковременные музыкально-ритмические движения под музыку, вызывают возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов.

        Сказкотерапия – это лечение дошкольников сказками. Нет такого ребенка, который не любит сказки. Испокон веков люди использовали психотерапевтическое воздействие сказки для передачи знаний о жизни. Смысл сказки, ее сюжет, мораль и характеры героев несут в себе ценное нравственное значение, оказывая влияние на сознание малышей. Без сказки у ребенка нет мечты, нет той волшебной страны, где сбываются желания. Этот метод развивает у ребёнка интеллектуальное и образное мышление, раскрывает душу ребёнка, ракрывает его  коммуникатиыные качества, развивает его фантазию, раскрепощая его, помогая корректировать поведение ребёнка (снять агрессию, чувство вины, лжи и т. д). Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения, позволяя детям усваивать правильные моральные нормы и ценности, четко различать добро и зло.

        Музыкотерапия и релаксация. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится нашими педагогами ДОУ в течение всего дня. Детей встречают, проводят под энергичную заряжающую бодростью и отличным настроением музыку зарядку, укладывают спать (как известно, музыка во время сна оказывает оздоровляющее и терапевтическое воздействие на деткий организм),  поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона во время занятий или свободной деятельности. Музыкотерапия благотворно влияет на общее эмоциональное состояние детей, повышает их эмоциональный статус.

        Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом, музыкой, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него, совершенствуют тактильную память. Психогимнастика направлена на снятие психологической напряженности, агрессии и снижения мышечного утомления, она способна помочь детям преодолеть страх, робость, развить уверенность в себе, развивая коммуникативные способности детей, тем самым повышая сплоченность группы.

        Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения очень эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных мной технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное, всестороннее его развитие. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий определенно повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса: способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой, формированию потребности в двигательной активности, укреплению и сохранению психофизического здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"

Данная презентация освещает некоторые здоровьесберегающие технологии, которые можно с успехом использовать в непосредственно образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ....

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя (из опыта работы).

 Планирование работы по здоровьесбережению:самостоятельная деятельность детейсовместная деятельность педагога и детейработа с детьми ОВЗвзаимодействие с родителями...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»

 Здоровье человека- актуальная  тема  для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавк...

Тема «ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС»

Тема «ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС»...

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога: аспекты реализации требований ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремл...

ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС

Приоритетной задачей национального проекта "Образование" является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной м...

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога: аспекты реализации требований ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремл...