Тема «ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС»
учебно-методический материал
Тема «ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Романюкиной Д.В. учитель-логопед
ГБДОУ детский сад №145 Центрального района
Санкт -Петербурга
Тема «ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС»
Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые вывели педагогов на новый уровень педагогической рефлексии и позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила пользования компьютерами, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.
Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организацию образовательного процесса. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И логопеды не должны оставаться в стороне.
Цель использования ИК технологий в различных направлениях профессиональной деятельности учителя-логопеда.
В ходе работы по обобщению опыта решались следующие задачи:
- Изучить сферы и формы использования ИКТ в обучении дошкольников.
- Разработать систему использования ИКТ в деятельности учителя-логопеда.
- Проанализировать готовые ОЭР с целью использования их в коррекционной работе.
- Разработать собственные ЭОР в различных направлениях деятельности для коррекции нарушений речи.
- Создать медиатеку ЭОР для работы учителя-логопеда.
- Ввести инновационные методы (использование ИК технологий) во все формы деятельности учителя-логопеда.
Система работы по внедрению ИКТ в работу учителя-логопеда.
Система работы по внедрению ИК технологии включает три направления: использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда, во взаимодействии учителя-логопеда с педагогами и родителями, в коррекционной работе с детьми.
Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми.
Основная цель работы учителя-логопеда – коррекция речевых нарушений, имеющих различную этиологию. В последние годы отмечается увеличение числа детей с проблемами речевого развития.У дошкольников, имеющих речевые нарушения различной степени тяжести, выявляется недостаточное понимание, различение и использование грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема и качество словаря; имеют место определенные сложности при постановке звуков и их автоматизации, а также сложности, связанные с нарушением фонематического слуха. Как правило, затруднения носят очень стойкий характер.
Возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется синдром дефицита внимания и гиперактивности. Все больше появляется детей со сниженной коммуникативной функцией речи.В связи с этим возникает необходимость поиска новых наиболее действенных путей воспитания и обучения детей, которые позволяли бы наряду с традиционными методами коррекции добиваться положительного результата. ИК технологии позволяют создать систему приемов компьютерно-опосредованного логопедического и психологического воздействия, способных повысить эффективность коррекционного процесса.
Замещать эти методы и приемы использованием ИКТ, конечно же, нет необходимости. Компьютерные средства, не являясь основными методами коррекции, представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка, служат одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Но необходимо соблюдать следующие условия для сбережения здоровья ребенка: работа с компьютером на одном занятии должна проводиться в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю; до начала занятия и после него нужно проводить гимнастику для глаз.
Детям интересно все, что связано с компьютером. Таким образом, повышается учебная мотивация. Повышается и речевая, познавательная активность ребенка на логопедических занятиях. Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению ИКТ и в учебный процесс детей с ОВЗ.
При формировании личностных предпосылок УУД компьютерная техника призвана помочь учителю-логопеду на коррекционных занятиях:
- делать то, что без компьютера делать чрезвычайно сложно;
- делать то, чего не делали раньше;
- по-новому и более качественно делать то, что делали раньше.
Вы спросите, а на каких этапах коррекционно-педагогической деятельности для формирования личностных УУД у детей учитель-логопед может внедрять компьютер? Да практически на любых:
- на подготовительном этапе узнавания речевых и неречевых звуков;
- на этапе формирования и коррекции произносительной стороны устной речи;
- на этапе постановки, автоматизации и развитии фонематического слуха;
- на этапе формирования лексико-грамматического строя речи;
- на этапе развития связной речи.
Я использую ИКТ в процессе совместной деятельности с детьми на коррекционно-педагогических занятиях в качестве современного наглядного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нормативно-правовая документация в коррекционной работе учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС ДОО»
laquo;Нормативно-правовая документация в коррекционной работе учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС ДОО»...
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя: аспекты реализации требований ФГОС ДОУ.
Данная статья оприменении здоровьесберегающих технологиий в работе музыкального руководителя в дошкольном учреждении. Как известно, в современном мире сохранение здоровья детей становится п...
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога: аспекты реализации требований ФГОС
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремл...
ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС
Приоритетной задачей национального проекта "Образование" является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной м...
Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по физической культуре: аспекты реализации требований ФГОС ДО
Здоровьесберегающие технологии в практике работы интсруктора по физической культуре...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда в ДОО: аспекты реализации требований ФГОС.
В статье описано применение артикуляционных сказок в занятии учителя-логопеда дошкольного учреждения....
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога: аспекты реализации требований ФГОС
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремл...