Тема «ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС»
учебно-методический материал

Романюкина Дарья Владимировна

Тема «ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Романюкиной Д.В. учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №145 Центрального района

Санкт -Петербурга

Тема «ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС»


Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни,  становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые вывели педагогов на новый уровень педагогической рефлексии и позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила пользования компьютерами, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организацию образовательного процесса. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И логопеды не должны оставаться в стороне.

Цель использования ИК технологий в различных направлениях профессиональной деятельности учителя-логопеда.

В ходе работы по обобщению опыта решались следующие задачи:

  • Изучить сферы и формы использования ИКТ в обучении дошкольников.
  • Разработать систему использования ИКТ в деятельности учителя-логопеда.
  • Проанализировать готовые ОЭР с целью использования их в коррекционной работе.
  • Разработать собственные ЭОР в различных направлениях деятельности для коррекции нарушений речи.
  • Создать медиатеку ЭОР для работы учителя-логопеда.
  • Ввести инновационные  методы (использование ИК технологий) во все формы деятельности учителя-логопеда.

Система работы по внедрению ИКТ в работу учителя-логопеда.

Система работы по внедрению ИК технологии включает три направления: использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда, во взаимодействии учителя-логопеда с педагогами и родителями, в коррекционной работе с детьми.

Использование ИКТ в коррекционной работе с   детьми.

Основная цель работы учителя-логопеда – коррекция речевых нарушений, имеющих различную этиологию. В последние годы отмечается увеличение числа детей с проблемами речевого развития.У дошкольников, имеющих речевые нарушения различной степени тяжести, выявляется недостаточное понимание, различение и использование  грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема и качество словаря; имеют место определенные сложности при постановке звуков и их автоматизации, а также сложности, связанные с нарушением фонематического слуха. Как правило, затруднения носят очень стойкий характер.

Возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется  синдром дефицита внимания и гиперактивности. Все больше появляется детей со сниженной коммуникативной функцией речи.В связи с этим возникает необходимость поиска новых наиболее действенных путей воспитания и обучения детей, которые позволяли бы наряду с традиционными методами коррекции добиваться положительного результата. ИК технологии позволяют создать систему приемов компьютерно-опосредованного логопедического и психологического воздействия, способных повысить эффективность коррекционного процесса.

Замещать эти методы и приемы использованием ИКТ, конечно же, нет необходимости. Компьютерные средства, не являясь основными методами коррекции,  представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка, служат одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Но необходимо соблюдать следующие условия для сбережения здоровья ребенка: работа с компьютером на одном занятии должна проводиться в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю; до начала занятия и после него нужно  проводить гимнастику для глаз.

Детям интересно все, что связано с компьютером. Таким образом, повышается учебная мотивация. Повышается и речевая, познавательная активность ребенка на логопедических занятиях. Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению ИКТ и в учебный процесс детей с ОВЗ.

При формировании личностных предпосылок УУД компьютерная техника призвана помочь учителю-логопеду на коррекционных занятиях:

  • делать то, что без компьютера делать чрезвычайно сложно;
  • делать то, чего не делали раньше;
  • по-новому и более качественно делать то, что делали раньше.

Вы спросите, а на каких этапах коррекционно-педагогической деятельности для формирования личностных УУД у детей учитель-логопед может внедрять компьютер? Да практически на любых:

  • на подготовительном этапе узнавания речевых и неречевых звуков;
  • на этапе формирования и коррекции произносительной стороны устной речи;
  • на этапе постановки, автоматизации и развитии фонематического слуха;
  • на этапе формирования лексико-грамматического строя речи;
  • на этапе развития связной речи.

Я использую ИКТ в процессе совместной деятельности с детьми на коррекционно-педагогических занятиях в качестве современного наглядного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нормативно-правовая документация в коррекционной работе учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС ДОО»

laquo;Нормативно-правовая документация в коррекционной работе учителя-логопеда в соответствии  с требованиями ФГОС ДОО»...

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя: аспекты реализации требований ФГОС ДОУ.

Данная статья оприменении  здоровьесберегающих технологиий в работе музыкального руководителя в дошкольном учреждении. Как известно, в современном мире сохранение здоровья детей становится п...

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога: аспекты реализации требований ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремл...

ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС

Приоритетной задачей национального проекта "Образование" является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной м...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по физической культуре: аспекты реализации требований ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии в практике работы интсруктора по физической культуре...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда в ДОО: аспекты реализации требований ФГОС.

В статье описано применение артикуляционных сказок в занятии учителя-логопеда дошкольного учреждения....

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога: аспекты реализации требований ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремл...