Способы развития эмоционального интеллекта.
консультация
Существуют различные методы развития эмоционального интеллекта детей. Автор приведенных ниже правил развития эмоционального интеллекта Д. Гоулман, психолог из США, автор книг об эмоциональном интеллекте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emo_intellekt2.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы развития эмоционального интеллекта
Психолог: Благих А.В.
Существуют различные методы развития эмоционального интеллекта детей. Автор приведенных ниже правил развития эмоционального интеллекта Д. Гоулман, психолог из США, автор книг об эмоциональном интеллекте [1].
Правила воспитания эмоционально интеллектуальных детей
1. Умение расслабляться. Мы часто забываем учить детей успокаиваться, расслабляться. У них много энергии, они постоянно находятся в движении, время на отдых просто отсутствует. Тем не менее, важно развивать у малышей умение расслабляться уже от рождения. Физически спокойный ребенок может лучше понять, что ему говорят другие. Поэтому важно, чтобы родители знали, как его успокоить. Проще всего передавать ему информацию в форме игры. С возрастом поощряйте его расслабляться самостоятельно. Например, малышу, младшему 1-2 лет, помогает успокоиться кроватка. Мама может найти постоянное место в доме, где всегда будет проводить спокойное время с ребенком в течение дня. В конечном итоге это станет ритуалом. Детям, старше 1-2 лет, можете пальцем на спине рисовать фигуры, буквы, животных (в зависимости от возраста, уровня способностей), позволить угадывать, что вы рисуете.
Детям в этом возрасте нравится игра, это их ведущий вид деятельности. Хороший способ успокоения – игры с дыханием. Сначала ребенок делает полный вдох, затем задерживает дыхание на несколько секунд, после чего делает выдох. Лучше всего упражнения делать вечером; постепенно приучайте ребенка к выполнению занятий самостоятельно, в течение дня [1].
2. Умение замечать. Методы развития эмоционального интеллекта у дошкольников включают обучение замечанию положительных вещей, которые помогут им в трудные моменты улучшить настроение. Это поспособствует лучшему управлению отрицательными мыслями. Способность воспроизводить положительный опыт помогает справиться с болезненными моментами в эмоциональной памяти.
Опять же, можно опираться на «вечерний ритуал», постепенно приводя ребенка к выполнению упражнений самостоятельно, в течение дня (все зависит от возраста, способностей, навыков). Поговорите с ним о том, что хорошего произошло за день. Важно, чтобы он наслаждался ощущениями при воспоминаниях приятных впечатлений. Поэтому в план разговора включите вопросы о чувствах.
В общении с маленькими детьми используйте язык жестов, подражание. Сядьте вместе, расскажите им, как хорошо вы провели день. Чем младше ребенок, тем больше преувеличивайте мимику, переигрывайте [1].
3. Использование воображения в отношении желаемых результатов. Упражнение с использованием воображения, развивающее эмоциональный интеллект дошкольников, состоит из 3-х этапов:
- Попросите ребенка делать что-то хорошее, приятное. При тренировке маленьких детей описывайте, какие чувства вызывает данное действие. Чем старше возраст, тем больше самостоятельного описывания чувств.
- Затем вместе разыграйте ту же ситуацию с той разницей, что ребенок будет вести себя более эгоистично. Снова описывайте чувства, которые вызывают действия.
- Вместе оцените оба варианта поведения, укажите на «правильную» форму.
В этом упражнении у маленьких детей первоначально используйте подражание. Родители играют, рассказывая о своих чувствах (словами, знаками). С возрастом ребенок может тренироваться самостоятельно [1].
4. Осознание своих мыслей, чувств, работа с ними. Осознание причины эмоций – важный аспект развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Когда чадо сердится, поинтересуйтесь, что вызвало гнев. Учите дитя понимать соотношения между тем, что оно думает, и как себя чувствует. Затем придумайте причины для того, чтобы оно чувствовало себя в безопасности (в случае страха) или поощрите его («твоя роль в сказке небольшая, но важная») [1].
Развитие эмоционального интеллекта должно быть включено в систему образования, независимо от возраста. Благодаря нему дети смогут контролировать многие социальные навыки. Отсутствие умения контролировать эмоции можно сравнить с состоянием, при котором человек не знает, что с ним происходит, испытывает страх. Это проявляется гневом, яростью и т.д. Родители, воспитатели, психологи детских садов должны подготовить детей к таким моментам. Лучший способ это сделать – через игру и личный пример.
Библиография
1. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. — США: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 1995.
2. Шабанов, С.В., Алешина, А.А. Эмоциональный интеллект – российская практика. — СПб.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2019.
3. Электронный ресурс, режим доступа: https://youtu.be/jN7-J3rAbhU.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...
Сегодня дошкольник - завтра успешный взрослый. Способы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизн...
«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».
Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...
упражнение «Стульчик»_ для дошкольников и младших_школьников_ Способы развития эмоционального интеллекта
Упражнение «Стульчик»: для этого нужно собрать всех подопечных, одного усадить на стульчик в центре. Каждый из детей должен сказать ребёнку на стульчике комплимент. Что-то, что челове...
Адвент-календарь как способ развития эмоционального интеллекта и поддержки детской инициативы
ППроект ориентирован на детей, позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу, побуждая детей к творческим свершениям. Параллельно духовно-нравственному воспитанию в процессе реализации проекта а...
5 способов развития эмоционального интеллекта
Когда ребенок злится или расстраивается, он не знает, как себя вести. Его успех во взрослой жизни зависит от того, настолько он освоит искусство осозновать и принимать решения приобретают большо...