Исследование "ДИНАМИКА ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
учебно-методический материал
Дошкольник и младший школьник мало, что знает об окружающем мире, поэтому все неизведанное беспокоит и пугает его. Нахождение в состоянии хронического беспокойства, тревоги и страха изнуряет нервную систему ребенка, он находится в постоянном напряженном ожидании чего-то плохого, часто пугается, не может полностью расслабиться. У тревожных детей снижена работоспособность, повышена утомляемость, беспокойный сон. От страхов страдает в первую очередь эмоциональная сфера ребенка. Страх влияет, прежде всего, на самооценку ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, он перестает быть уверенным в себе, сомневается в собственных силах. Теряя настойчивость и упорство, ребенок испытывает трудности в достижении поставленных целей. Под воздействием страха деформируются все психические познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dinamika_proyavleniya_strahov_u_detey_doshkolnogo_i_mladshego_shkolnogo_vozrasta.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ»
БИЕШЕВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА
ДИНАМИКА ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Психология личности»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.…….……………………………………………………..…………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема страхов в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе………………………………………………………6
1.2. Особенности проявления страхов в дошкольном возрасте и факторы их возникновения…………………………………………………………..……….11
1.3. Особенности проявления страхов в младшем школьном возрасте и факторы их возникновения……………………………………………….….…16
Выводы по первой главе ………………………………………………….…….24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Организация и методы эмпирического исследования….…….…...……26
- Результаты и интерпретация результатов исследования……….………28
Выводы по второй главе ……………………………………………….….……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………...….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…………39
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что в современном мире ребёнок является самой чувствительной частью социума, которая подвержена разнообразным воздействиям окружающей среды. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. В последнее время отмечается рост числа детей с повышенной возбудимостью и тревожностью.
Дошкольник и младший школьник мало, что знает об окружающем мире, поэтому все неизведанное беспокоит и пугает его. Нахождение в состоянии хронического беспокойства, тревоги и страха изнуряет нервную систему ребенка, он находится в постоянном напряженном ожидании чего-то плохого, часто пугается, не может полностью расслабиться. У тревожных детей снижена работоспособность, повышена утомляемость, беспокойный сон. От страхов страдает в первую очередь эмоциональная сфера ребенка. Страх влияет, прежде всего, на самооценку ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, он перестает быть уверенным в себе, сомневается в собственных силах. Теряя настойчивость и упорство, ребенок испытывает трудности в достижении поставленных целей. Под воздействием страха деформируются все психические познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение.
Одновременно успешность решения задач воспитания, обучения и развития детей делает необходимым выявление и исследование факторов риска, которые могут стать препятствием в достижении образовательных целей. Ситуации, ведущие к переживанию детьми страха, могут быть отнесены к таким факторам.
Именно поэтому возрастает роль исследований, посвященных анализу негативных эмоционально-личностных проявлений у детей, на которые указывают многочисленные авторы (А.И. Захаров, Г.А. Шалимова и др.), а также большое внимание уделяется проблеме изучения страхов у дошкольников и младших школьников.
Противоречие исследования заключается в следующем: несмотря на то, что проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка и страх является одной из опасных эмоций, данная проблема изучена мало, недостаточно ведётся работа в образовательном процессе по коррекции и профилактике страхов у детей, что в свою очередь приводит к проблеме проявления страхов у дошкольников и младших школьников. Поэтому важным становится вопрос изучения динамики изменения страхов у детей от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Цель исследования: изучить динамику проявления страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Объект исследования: негативные эмоционально-личностные проявления у детей.
Предмет исследования: динамика проявления страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста лет будет отличаться от особенностей страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) проанализировать проблему детских страхов в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе;
2) описать особенности проявления страхов в дошкольном возрасте;
3) описать особенности проявления страхов в младшем школьном возрасте;
4) эмпирически исследовать динамику проявления страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Степень разработанности проблемы: в отечественной психологии серьёзная проработка проблемы детских страхов своими корнями идет из трудов В.С. Мерлина, Н.В. Имедадзе, Р. Кисловской, В. Дорки, А.М. Прихожан, Е.А. Савиной, Н.Е. Шаниной М.И. Чистяковой и др.
Методологическая база исследования. В данном исследовании опорой служат теория психоанализа З. Фрейда, теория детского психоанализа А. Фрейд, представления о детских страхах в работах А.И. Захарова, А.М. Прихожан.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:
- методы теоретического исследования проблемы: изучение и анализ научной литературы, сравнение теорий и обобщение различных научных позиций по изучаемой проблеме;
- эмпирические методы: методика «Страхи в домиках» модификация М.А. Панфиловой; методика «Мои страхи» А.И. Захарова; методика «Страхи детей» А.И. Захарова.
- методы математической обработки данных: описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни.
Выборка исследования: дети дошкольного и младшего школьного возраста в количестве 30 человек, из них 15 человек в возрасте пяти и 15 человек в возрасте семи лет.
Эмпирическая база исследования: МБДОУ № 98 Орджоникидзевского района г. Уфы, МАОУ лицей №46 г.Уфа.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 25 источников и приложения. Общий объем работы составляет 39 страниц.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Проблема страхов в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
В зарубежной и отечественной литературе очень активно в последнее время обсуждается проблема изучения переживания страхов. Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки.
Считается, что, как собственно психологическая проблема, проблема страхов впервые была поставлена и специально рассмотрена в работах З. Фрейда [20].
З. Фрейд, признавая необходимым разграничить тревогу и страх, считал, что страх – это реакция на определенную опасность, а тревожность – это реакция на неизвестную и неопределяемую опасность [20].
В определение тревожности входят такие понятия, как «беспокойство», «страх», «тревога». Сущность каждого понятия заключается в следующем. Страх – это аффективное (эмоционально острое) отображение в сознании человека определенной угрозы для его благополучия и жизни. Тревога – это эмоционально острое чувство надвигающейся угрозы. В отличии от страха, тревога – это не обязательно негативно воспринимаемое чувство, поскольку тревога возможна и в виде волнующего ожидания, радостного волнения [9].
Беспокойство является объединяющим началом для тревоги и страха. Внешние проявления беспокойства – неподвижность или, наоборот, наличие лишних движений. Человек начинает говорить дрожащим голосом или замолкает вовсе, теряется. Помимо определения тревожности, специалисты определяют ее различные уровни и типы.
Как считает А.М. Прихожан, и страх, и тревожность – это эмоциональная реакция на опасность. Тревожность, в отличии от страха, характеризуется, в первую очередь, неопределенностью и расплывчатостью. Тревожность связана с ужасом перед неизвестностью, даже если существует определенная опасность, например, при землетрясении. Это же свойство тревожности существует при невротической тревоге. Это не зависит от того, определена ли тревога конкретными обстоятельствами, например, страхом высоты, или опасность является неопределенной [12].
З. Фрейд отмечал, что тревога характеризуется ощущением беспомощности перед приближающейся опасностью, в этом заключается ее отличие от страха. Поводом для беспомощности могут быть как внутренние причины, такие как безынициативность, трусость, слабость, так и внешние, например, землетрясение. Таким образом, в зависимости от готовности и способности человека бороться с опасностью, в одной и той же ситуации может появляться либо тревога, либо страх [20].
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
Несмотря на то, что страх – это интенсивно выраженная эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.
На патологический страх указывают его крайние, драматические стороны выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясения) или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности [12].
В современном словаре по психологии под редакцией В.В. Юрчук мы находим, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [24].
А. Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций» [1, с.71].
Согласно З.Фрейду «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события» [20].
Р.Ф. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [11].
Известный физиолог И.П.Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» [17].
Ю.А. Неймер, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» [9].
Иногда выражения страха так очевидны, что не передаются в комментариях, например ужас, оцепенение, растерянность, плач и т.д. О других же страхах можно судить лишь по ряду косвенных признаков: стремление избегать определенных мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и застенчивость на определенную тему. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. При состоянии беспокойства с преобладанием тревожности отмечаются двигательные возбуждения, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной, деятельностью. Характерна непереносимость ожидания, которая выражается спешкой и нетерпением. Темп речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого потока слов. Типичны многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях, беспрерывные звуки, что создает видимость занятости, ощущение нужности, устраняющие в ряде случаев страх одиночества.
Так же реакция психологической защиты может проявляться в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры [12].
Реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.
Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, «уходя в мир фантазий». В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности. Отрыв от реальности в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя [12].
Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящих таким понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страха всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности [3].
Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.). Гораздо более распространены так называемые внушённые детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадёшь», «Не гладь – укусит» и др. Маленькому ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Взрослый добился своего – ребёнок послушался. Но страх закрепился и распространился на исходные ситуации [11].
Таким образом, понятие «страх» рассматривается как состояние повышенного беспокойства по поводу существующей, реально осознаваемой угрозы, склонность личности к переживанию тревоги. В тоже время понятие «страх» и «тревога» следует разграничивать, так как в первом случае подразумевается конкретная угроза, во втором – неопределенная, смутно воспринимаемая опасность.
1.2. Особенности проявления страхов в дошкольном возрасте
Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачем люди живут?». В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними, целенаправленными. Формируется система ценностей, чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. Для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе [9].
Сложность применения известных точек зрения к анализу страха у детей, как подчеркивалось неоднократно, связана, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Во-первых, разграничение внешней и внутренней, определенной и неопределенной угрозы возникает в онтогенезе довольно поздно. Во-вторых, разграничение «витальной» и «социальной» угрозы часто достаточно искусственно, во всяком случае для детей.
Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Дети развиваются в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. В разные возрастные периоды у них превалируют различные детские страхи: от 1 года до 3 лет чаще встречаются боязнь темноты, страх оставаться одному, ночные детские страхи.
Главным персонажем страшных сновидений оказываются такие персонажи, как Волк и Баба-Яга. На 2-ом году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли и связанный с этим детский страх медицинских работников.
В 3-5 лет для дошкольников характерны страхи темноты, страхи замкнутого пространства, страхи одиночества, и детские страхи сказочных персонажей. От 5-7 лет ведущим становится детский страх смерти [8].
У. Китринская утверждает, что старший дошкольный возраст – это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько возросшим пониманием опасности.
Центральное место у дошкольников занимает страх смерти. Нередко возникают вопросы вроде: «Сколько жил твой папа, мама? Зачем люди живут? Откуда все взялось?» И заклинания: «Не хочу быть старушкой, хочу быть все время девушкой». Подобные фразы говорят о развитии абстрактного мышления, понимания категорий, времени и пространства. Из других типичных страхов следует отметить страх глубины. Начиная со старшего дошкольного возраста у мальчиков и девочек представлен страх чертей, как представителей потустороннего мира. Появляются страхи покойников, драконов и т.д. [14].
Для состояния беспокойства с преобладанием страха типичны: медлительность, скованность и «топтание на одном месте». Речь невыразительна, мышление инертно, настроение временами мрачное и подавленное.
Полученные в исследованиях А.И. Захаровым данные отражают картину страхов, описанную для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Больше всего дети 6-7 лет боятся: смерти родителей, собственной смерти, сказочных персонажей: Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, Черную Руку, Пиковую Даму, скелетов, призраков, привидений, чертей, инопланетян, животных и насекомых, темноты, боли. Нереальные объекты чаще используются и детьми шестого года жизни для обозначения слова «страх». Здесь возрастает число объектов (реальных и нереальных), которые обладают не только устрашающим внешним видом, но и несут конкретную угрозу человеку. У детей седьмого года жизни увеличивается количество обозначений страха как реальных ситуаций и объектов [4].
Для детей старшего дошкольного возраста в число страшных включаются преимущественно реальные объекты в действии. Возрастные изменения наблюдаются в обозначении страха с помощью нереальных объектов.
Сами по себе объекты этого вида в большей степени используются младшими дошкольниками для запоминания слова «страх». В старшем дошкольном возрасте большая часть детей в качестве страшных изображают нереальные угрожающие объекты, т. е. совершающие или способные совершить опасные действия.
По мере взросления детей и возрастания их познавательных возможностей к возникновению страха чаще приводят ситуации, в которых животные, люди или фантастические существа совершают угрожающие действия.
У старших дошкольников список страшных объектов становится более широким и разнообразным. Появляются новые сказочные/нереальные персонажи (Змей Горыныч, вампир, пираты, человек умерший), животные (динозавр, медведь, крокодил, акула, змея, лев, осьминог, летучая мышь), природные и техногенные катастрофы (кораблекрушение, автомобильная авария, взрыв дома, гроза).
В дошкольном возрасте центральное место занимает у детей страх смерти и смерти родителей. Большинство страхов существуют только тогда, когда ребенок представляет их по какому-то поводу, например, о них ему напоминают окружающие.
У. Китринская пишет о том, что дети, испытывающие страх отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Дети, испытывающие страх отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может переживать: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится. Дети, испытывающие страх нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»). Дети, испытывающие страх очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения [7].
У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.
Исследуя возрастную динамику проявления страхов, Т.В. Лаврентьева говорит о том, что шестилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них [12].
Психологи отмечают следующие черты, которые могут характеризовать ребенка испытывающего страхи: подавленность, плохое настроение, растерянность, ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.
Дети, испытывающие страх обычно очень не уверенные в себе, обладают неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Они стараются произвести на окружающих хорошее впечатление и твердо знают, как надо себя вести, чтобы не было проблем и замечаний. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Дети, испытывающие страх быстро устают, утомляются, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения.
Дети, испытывающие страх ощущают повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях, случающихся с их близкими. Даже если внешне это никак не проявляется, это прорывается в беседе.
Кроме возрастных существуют невротические страхи, которые имеют существенные отличия: большая эмоциональная интенсивность и напряженность; длительное или постоянное течение; неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; болезненное заострение; взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями (то есть невротические страхи - это один из симптомов невроза как психогенного заболевания формирующейся личности); избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, то есть развитие реактивно-защитного типа поведения; более прочная связь с родительскими страхами; относительная трудность устранения страхов [8].
Невротическими страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что вместе взятое неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками [8].
Девочки чаще связывают свои страхи с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свои страхи, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» - хулиганов, пьяниц и др. А мальчики боятся несчастных случаев, физических травм, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: от воспитателей, и др.
Таким образом, следует отметить, что объекты, которые связаны у детей с ситуациями переживания страха, меняются на протяжении дошкольного возраста. Существенные изменения происходят на рубеже 5-6 лет. Реальные опасности становятся менее «страшными». Очевидно, дети начинают понимать, насколько эти ситуации вероятны, что стоит за опасностью, какова причина и какие способы защиты от нее существуют.
1.3. Особенности проявления страхов в младшем школьном возрасте и факторы их возникновения
По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобрел социально опосредованный характер и стал выражать все более психологически тонкую гамму нравственно-эстетических чувств и переживаний. Продолжающийся процесс урбанизации удаляет человека от естественной среды обитания, ведет к усложнению межличностных отношений, интенсификации темпа жизни. Прямо и косвенно, через родителей, это может неблагоприятно отражаться на эмоциональном развитии детей. В условиях большого города иной раз трудно найти друга и поддерживать с ним постоянные отношения. К тому же отсутствует достаточная самостоятельность в организации собственного времени вне дома из-за излишней опеки со стороны взрослых [15].
У детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир, особенно девочек. В коммунальной квартире много взрослых людей, больше сверстников, больше возможности для совместных игр и меньше страхов. В отдельных благоустроенных квартирах дети лишены непосредственного контакта друг с другом. У них больше вероятность проявления страхов одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ и т.д. В первую очередь это относится к единственным детям, по отношению к которым больше беспокойства и опеки.
Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей. Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерью. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Хотя речь и не идет о генетической передаче страхов, определенная склонность к чувству беспокойства все же имеет место. Его предпосылкой выступает общая эмоциональная чувствительность матери и ребенка. Нужно помнить, что мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о его страхах. Тем самым ребенок попадает в искусственную среду, не вырабатывая в себе навыков психической защиты и избегая всего, что вызывает страх, вместо того чтобы активно преодолевать его.
Страх, беспокойство у детей младшего школьного возраста могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего роли отца). Так мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать, часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, что вызывает у них ответную реакцию беспокойства. Доминирование матери также указывает на недостаточно активную позицию и авторитет отца в семье, что затрудняет общение с ним мальчиков и увеличивает возможность передачи беспокойства со стороны матери. Если мальчики 5-7 лет в воображаемой игре «Семья» выбирают роль не отца, как это делают большинство их сверстников, а матери, то страхов у них больше.
Типичным будет и не произвольная передача страхов ребенку матерью в процессе повседневного общения, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу воображаемых и реальных опасностей [15].
Каналом передачи беспокойства служит такая забота матери о ребенке, которая состоит из одних предчувствий, опасений и тревог. Здесь не обязательно речь идет о чрезмерном уровне заботы, обозначаемом как гиперопека. Это может быть и средний уровень заботы, которая носит несколько формальный, излишне правильный и обезличенный характер. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии, как уже отмечалось многочисленных предостережений опасений и тревог.
Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это будет справедливым только в отношении родителей того же пола, что и ребенок. Подобным же действием обладает вседозволенность для ребенка со стороны родителя другого пола. Таким образом, зная отношения в семье, можно предполагать большую или меньшую выраженность страхов у детей.
Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Если ты не будешь слушаться, сделают укол» и т.д. [15].
Помимо перечисленных факторов страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь. Ещё одним источником страха является психологическое заражение от сверстников и взрослых вследствие безотчетного подражания.
Как мальчики, так и девочки в возрасте 6-7лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей. Эмоциональная чувствительность детей к конфликту родителей имеет тенденцию увеличиваться с возрастом. В 7 лет у мальчиков и девочек число страхов значительно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, которые становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребенок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимает их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания, стремятся интеллектуализировать его развитие, опасаясь, что он не будет соответствовать их ожиданиям. В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей. Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения беспокойства детей. У молодых жизнерадостных родителей, дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (30-35 лет) дети более беспокойны. Впитывая, как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, приводящего их иной раз к неуверенности в себе.
Невротические страхи. В их основе всегда, лежат психические потрясения и травмы у детей, неумение справиться с их возрастными проблемами, чрезмерная жестокость в отношениях, конфликты в семье и тревожно – мнительные черты характера у родителей. Невротические страхи характеризуются: большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным или постоянным течением; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; болезненным заострением; взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями; избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного; более прочной связью с родительскими страхами; относительной трудностью устранения страхов [4].
Следует подчеркнуть, что невротические страхи не являются какими-либо принципиально новыми видами страха. В том или ином аффективно-ослабленном виде они встречаются и у здоровых в нервно-психическом отношении детей. Невротическими эти страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. Чаще всего боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чье представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как источник безопасности, авторитета и любви.
Преодоление невротических страхов возможно лишь при условии изменения отношений в семье, предоставления детям большей возможности для эмоционального самовыражения и проявления активности. В ряде случаев необходима квалифицированная психотерапевтическая помощь, которой родители также должны оказывать посильное содействие [4].
К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение количества страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника, которая уменьшает эгоцентрическую направленность личности, а так же и интенсивно опосредованные формы страха. Ближе к 7 и особенно к 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов можно уже говорить о развитии тревожности как определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам. Все это указывает на возрастную социальную детерминацию страхов, выражаемых опасением быть не тем, кого любят и уважают, т.е. на их социально-психологическую обусловленность. Потому-то страх быть не тем чаще всего встречается не только у эмоционально чувствительных детей с развитым чувством собственного достоинства, но именно у тех из них, кто внутренне ориентирован на социальные нормы и стремятся соблюдать их.
Страхи у детей имеют симптоматическое сходство со страхами у взрослых, за исключением того, что дети часто не рассматривают свои страхи как необоснованные. Страхи у детей часто бывают преходящими и длятся от одной до нескольких недель. У некоторых детей, однако, страхи сохраняются или превращаются с возрастом в более реалистические опасения. Длительные страхи могут явиться следствием более высокого уровня тревожности [3].
Младший школьный возраст – это возраст когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха – это собственно страх как воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. Ведущий страх в данном возрасте – это страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, быть осужденным и наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. обо всем том, что объединено в понятие «совесть», которое является центральным психологическим образованием данного возраста [3].
Поступление в школу – серьезное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а сколько всего нужно уметь делать – внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы преподавателя. Зато желание побегать, поиграть, повеселиться - надо подавлять. Если со всем этим ребенок справляется, и все у него идет хорошо – он радостен, увлечен, он верит в свои силы. Если же нет – интерес к учебе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребенку, так и родителям.
Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к «школобоязни» [1].
Существует даже термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Но нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки. Нередко предчувствие разлуки влечет за собой возникновение различных болезненных расстройств (головные боли, тошнота, рвота), не связанных с соматическими заболеваниями.
Иногда родители сами боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняют вместо детей все задания, а также излишне контролируют их. В результате у детей появляется чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, а также привычка жить чужим трудом [4].
Контрольные работы, домашние задания, отметки, давление родителей, давление ровесников, давление учителей, проблемы в обучении. Школа может стать источником значительных страхов, что повлияет не его учебу и здоровье. Очень часто дети испытывают страх, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Учитель несправедлив, контрольная слишком сложная, второй попытки не будет и т.д. еще одна школьная беда – волнение детей из-за возможных ошибок («Вдруг будет неправильно»), а иногда из-за боязни критики или насмешек со стороны учителей, родителей, ровесников. Волнение держит школьников в состоянии напряжения или гиперактивности, которое мешает нормально учиться, потому что учеба требует восприимчивости и сосредоточенности. Таким образом, в школе дети могут оказаться в ловушке страха.
Выводы по первой главе
В ходе исследования мы проанализировали проблему страхов в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. Из определений понятия «страх» следует, что его можно рассматривать как состояние повышенного беспокойства (К. Хорни, Р.С. Немов); склонность личности к переживанию тревоги (В.В. Давыдов); индивидуальную психологическую особенность человека (З.Фрейд); психологическое явление (Э. Фромм).
Среди особенностей проявления тревожности и страхов в дошкольном возрасте можно выделить довольно частые проявления беспокойства, повышенную чувствительность, плохое настроение, подавленность, растерянность, ребенок нередко плачет, обижается без видимой на то причины, часто бывают не уверенны в себе, имеют низкую самооценку или нарочито завышенную. Такие дети склонны винить себя во всем, что происходит вокруг. В поведении тревожных детей можно отметить такие особенности, как безынициативность, дети редко улыбаются, голова и плечи, как правило, опущены, грустное выражение лица. На психофизиологическом уровне можно выделить быструю утомляемость тревожных детей, затруднения при переключении с одного вида деятельности на другую, состояние постоянного напряжения. В качестве защитных реакций, возникающих у тревожных детей можно выделить неадекватно завышенную самооценку и агрессивное поведение, «уход в мир фантазий».
Все факторы, участвующие в возникновении страхов у младших школьников, можно сгруппировать следующим образом: наличие страхов у родителей, главным образом у матери; тревожность в отношениях с ребенком; избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а так же многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; психические травмы типа испуга; постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАХОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы эмпирического исследования
Цель исследования: изучить динамику проявления страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: особенности проявления страхов у детей 5 лет будет отличаться от особенностей страхов детей 7 лет.
Проведенный теоретический анализ позволяет поставить следующие задачи эмпирического исследования:
1) рассмотреть эмпирические методы исследования детских страхов;
2) эмпирически исследовать динамику проявления страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Этапы эмпирического исследования:
1. Подбор методик для диагностики страхов детей дошкольного возраста.
2. Проведение диагностического исследования, обработка его результатов.
3. Интерпретация результатов исследования, формулирование выводов.
Выборка исследования: дети дошкольного и младшего школьного возраста в количестве 30 человек, из них 15 человек в возрасте 5 лет и 15 человек в возрасте семи лет.
База исследования: МБДОУ № 98 Орджоникидзевского района г. Уфы, МАОУ лицей № 46 г. Уфы.
Эмпирические методы:
- «Тест тревожности» Р.Теммл, М. Дорки, В. Амен;
- методика «Страхи в домиках» модификация М.А. Панфиловой;
- «Тест на тревожность ребенка» Г.П. Лаврентьева, Т. Титаренко.
Для доказательства гипотезы исследования будет использован следующий критерий математической обработки данных: U-критерий Манна-Уитни. Данный критерий применяется для выявления различий в двух несвязных выборок.
U-критерий Манна-Уитни, который имеет следующую формулу:
Uэмп = (n1 * n2) + - Rmax, где
n1 – численное значение первой выборки;
n2 – численное значение второй выборки;
Rmax – наибольшая по величине сумма рангов;
nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
Методики исследования
- Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Методика предназначена для диагностики детей в возрасте 4-7 лет. Уровень тревожности говорит о степени эмоциональной приспособленности ребенка к различным социальным ситуациям, а также показывает отношение ребенка к определенной ситуации. Кроме этого, методика дает косвенную информацию о характере отношений ребенка с взрослыми и сверстниками.
В качестве экспериментального материала предлагается 14 рисунков размером 11*8,5 см, с вариантом для мальчиков и девочек. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Интерпретация результатов осуществляется в соответствии с ключом (см. Приложение 1).
- Тест «Страхи в домиках» (модификация М. Панфиловой)
Данная методика предназначена для диагностики преобладающих видов страха у детей в возрасте от трех лет.
В ходе диагностики взрослый рисует контуры двух домов – красного и черного цветов. Далее взрослый предлагает расселить страхи, которые он называет в эти домики. В черный домик – страхи, которых ребенок боится, в красный - те, которых не боится.
После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.
Интерпретация результатов осуществляется в соответствии с ключом (см. Приложение 1).
- Тест на тревожность ребенка (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.)
Методика предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей. Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл (см. Приложение 1).
2.2. Результаты и интерпретация результатов исследования
Анализируя результаты по методике «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), нами было установлено, что у 60 % всех испытуемых высокий уровень тревожности, они часто проявляют беспокойство, подавлены, замкнуты и у 40 % – средний, они реже проявляют состояние тревоги. Описывая результаты исследования отдельно для младших школьников и дошкольников, мы можем отметить, что у детей дошкольного возраста 70% испытуемых показали высокий уровень тревожности и 30% - средний. В группе младших школьников 50% испытуемых показали высокий уровень тревожности и столько же испытуемых – средний (табл. 1).
Таблица 1.
Показатели уровня тревожности испытуемых, %
Группа | Уровень тревожности | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Дети дошкольного возраста | 70 | 30 | 0 |
Дети мл. школьного возраста | 50 | 50 | 0 |
Представим результаты в графическом виде:
Рис. 1. Показатели тревожности детей дошкольного и младшего школьного возраста по методике «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Наибольший уровень тревожности у детей дошкольного возраста проявлялся в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности проявлялся в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
В младшем школьном возрасте наибольший уровень тревожности проявлялся в ситуациях моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»). В меньшей степени тревожность проявлялась в ситуациях моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
Полученные результаты говорят о том, что для младших школьников ситуации взаимодействия с другими детьми являются более привычными и не вызывают опасений, в то время как для детей дошкольного возраста взаимодействие с другими детьми чаще является новой формой общения. Уровень развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста несколько выше по сравнению с детьми дошкольного возраста, они уже способны различать многие эмоциональные состояния, у них активно развивается морально-этические нормы, поэтому у данной возрастной группы в сравнении с детьми дошкольного возраста большую тревожность вызывали ситуации, моделирующие отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»).
Анализируя результаты, полученные по методике «Страхи в домиках» модификация М.А. Панфиловой (табл. 2), нами было установлено, что 30 % испытуемых дошкольного и 30 % испытуемых младшего школьного возраста испытывают медицинские страхи (боль, уколы, врачи, болезни).
60 % детей дошкольного возраста и 80% детей младшего школьного возраста – страхи, связанные с причинением физического ущерба, страхом смерти (транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии, страх смерти родителей).
20 % детей дошкольного и 20 % детей младшего школьного возраста боятся животных, 50 % детей дошкольного возраста и 30% детей младшего школьного возраста – испытывают страхи перед сказочными персонажами, 40% детей дошкольного возраста и 80% детей младшего школьного возраста - испытывают социально-опосредованные страхи (людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества) и по 40 % испытуемых дошкольного и младшего школьного возраста испытывают пространственные страхи (высоты, глубины, замкнутых пространств). Это проявлялось в том, что чаще всего дети говорили о том, что они боятся остаться одни, умереть или, что умрут их родители. Кроме этого, дети боятся в большинстве случаев опоздать в детский сад, сделать что-либо плохо, наказаний от воспитательницы или родителей, других детей или взрослых людей.
Таблица 2.
Страхи детей дошкольного и младшего школьного возраста по методике «Страхи в домиках» модификация М.А. Панфиловой, %
Шкалы | Группы | |
Дети дошк. возраста | Дети мл.шк. возраста | |
Медицинские страхи | 30 | 30 |
Страхи, связанные с причинением физического ущерба, страх смерти | 60 | 80 |
Боязнь животных | 20 | 20 |
Страхи сказочных персонажей, страх темноты и кошмарных снов | 50 | 40 |
Социально-опосредованные страхи | 40 | 80 |
Пространственные страхи | 40 | 40 |
Представим результаты в графическом виде:
Рис. 2. Страхи детей дошкольного и младшего школьного возраста по методике «Страхи в домиках»
В целом для детей младшего школьного возраста и детей дошкольного возраста характерно проявление следующих видов страхов: медицинские страхи, боязнь животных, страхи сказочных персонажей, темноты, пространственные страхи.
Однако есть и различия. Дети младшего школьного возраста чаще дошкольников испытывают страхи, связанные с причинением физического ущерба, страха смерти. Связано это вероятно с более высоким уровнем развития детей младшего школьного возраста, с тем, что они начинают осознавать значение слова смерть, часто задают вопросы относительно этого феномена. Кроме этого, младшие школьники, сталкивались в своем личном опыте с большим количество ситуаций, связанных с травмами и ранами, у них лучше развита долговременная память, что и приводит к страхам такого рода.
Также для младших школьников в большей степени чем дошкольникам характерны социально-опосредованные страхи. Это также может быть связано с развитием эмоционально-волевой сферы, с осознанием негативных ситуаций и эмоций, которые в них переживаются, что и приводит к боязни взрослых, детей и таких феноменов, как игнорирование, одиночество.
Анализируя результаты, полученные по методике «Тест на тревожность ребенка» Г.П. Лаврентьева, Т. Титаренко (табл. 3), нами было установлено, что у 50 % испытуемых высокий уровень тревожности, у 40 % – средний и у 10 % - низкий. Родители отмечали, что тревожность проявлялась в том, что дети часто не могут сдержать слезы, не любят браться за новое дело, плохо переносят ожидание.
Таблица 3.
Показатели уровня тревожности детей дошкольного и младшего школьного возраста по методике «Тест на тревожность ребенка»
Г.П. Лаврентьева, Т. Титаренко, %
Группа | Уровень тревожности | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Дети дошкольного возраста | 50 | 30 | 20 |
Дети мл.школьного возраста | 50 | 50 | 0 |
Представим результаты в графическом виде:
Рис. 3. Показатели уровня тревожности детей дошкольного и младшего школьного возраста по методике «Тест на тревожность ребенка»
Многие дети (50% детей дошкольного возраста и 50% детей младшего школьного возраста) во время выполнения различных заданий скованы и напряжены, им трудно сосредоточиться на чем-то. Кроме этого, можно отметить, что у некоторых детей беспокойный сон, они с трудом засыпают, у них часто отсутствует аппетит.
Дети не могут работать долго, не уставая, плохо переносят ожидания. Как правило, любое задание вызывает излишнее беспокойство. Некоторые дети смущаются чаще остальных, часто говорят о напряженных ситуациях и, как правило, краснеют в незнакомой обстановке. При этом они сильно потеют, когда волнуются, руки у них обычно холодные и влажные.
Незначительное количество детей обычно ведут себя беспокойно, легко расстраиваются, боятся сталкиваться с трудностями. Они пугливы, многое у них вызывает страх, не уверены в себе и своих силах.
Результаты детей дошкольного и младшего школьного возраста по данной методике схожи.
Для проверки достоверности нашей гипотезы мы использовали U – критерий Манна – Уитни. Данный критерий позволяет сравнить уровень выраженности признака в двух выборках. В нашем случае в качестве признака выступили результаты исследования по методикам, а выборками – результаты исследования уровня тревожности и преобладающих страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Подсчитав данные, представим их в таблице.
Таблица 4.
Результаты статистической обработки данных
Методика | Uэмп | Uкр | Вывод |
Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) | |||
Тревожность | 50 | 72 (р=0,05) 56 (р=0,01) | Есть различия |
Тест «Страхи в домиках» модификация М. Панфиловой | |||
Медицинские страхи | 112,5 | 72 (р=0,05) 56 (р=0,01) | Нет различий |
Страхи, связанные с причинением физ.ущерба | 78,5 | ||
Страх животных | 111,5 | ||
Страх сказочных героев | 102 | ||
Социально опосредованные страхи | 42 | Есть различия | |
Пространственные страхи | 103,5 | Нет различий | |
Тест на тревожность ребенка Лаврентьева Г.П., Титаренко Т. | |||
Тревожность | 93 | 72 (р=0,05) 56 (р=0,01) | Нет различий |
Из представленных результатов, мы можем сделать вывод, что общий уровень тревожности и социально опосредованные страхи у детей дошкольного и младшего школьного возраста различны. Дети дошкольного возраста чаще, чем младшие школьники демонстрировали высокий уровень тревожности в различных ситуациях. Связано это может быть с тем, что дошкольники в силу недостаточного жизненного опыта не адаптированы к различным ситуациям, в связи, с чем и испытывают повышенный уровень тревожности. Младшие школьники, напротив, чаще испытывают социально-опосредованные страхи, это также может быть связано с развитием эмоционально-волевой сферы, с осознанием негативных ситуаций и эмоций, которые в них переживаются, что и приводит к боязни взрослых, детей и таких феноменов, как игнорирование, одиночество.
Выводы по второй главе
В ходе эмпирического исследования были выявлены следующие особенности переживания тревоги и страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Для большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста характерен высокий уровень тревожности. Также мы можем отметить, что наибольший уровень тревожности у детей проявлялся в ситуациях, моделирующих отношения между детьми, то есть тревожность связана с ситуациями взаимодействия с другими детьми.
Среди преобладающих страхов у детей присутствуют страх причинения физического ущерба, своей смерти и смерти родителей. Если проследить различие в процентном соотношении количества детей, испытывающих данные страхи, то можно отметить, что дети дошкольного возраста в меньшей степени подвержены данным страхам, чем младшие школьники. Однако эти страхи остаются доминирующими и в дошкольном и в младшем школьном возрастах.
На основе статистической обработки данных можем сделать вывод, что общий уровень тревожности и уровень проявления социально-опосредованных страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста различны. Дети дошкольного возраста показали более высокий уровень общей тревожности в различных ситуациях, чем младшие школьники, что может свидетельствовать об их более низком уровне эмоциональной приспособленности к различным жизненным ситуациям. Однако младшие школьники, как показало исследование чаще, чем дошкольники испытывают социально-опосредованные страхи. Это может быть связано с большей включенностью в социальные отношения с другими людьми, с более высоким уровнем развития их эмоционально-волевой сферы личности, с осознанием негативных ситуаций и эмоций, которые в них переживаются, что и приводит к боязни взрослых, детей и таких феноменов, как игнорирование, одиночество.
Таким образом, наша гипотеза нашла частичное подтверждение. Были выявлены различия в уровне тревожности детей и проявлении социально-опосредованных страхов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольник мало, что знает об окружающем мире, поэтому все неизведанное беспокоит и пугает его. Нахождение в состоянии хронического беспокойства, тревоги и страха изнуряет нервную систему дошкольника, он находится в постоянном напряженном ожидании чего-то плохого, часто пугается, не может полностью расслабиться. У тревожных детей снижена работоспособность, повышена утомляемость, беспокойный сон. От страхов страдает в первую очередь эмоциональная сфера ребенка. Страх влияет, прежде всего, на самооценку дошкольника, он перестает быть уверенным в себе, сомневается в собственных силах. Теряя настойчивость и упорство, ребенок испытывает трудности в достижении поставленных целей. Под воздействием страха деформируются все психические познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение.
Все факторы, участвующие в возникновении страхов у младших школьников, можно сгруппировать следующим образом: наличие страхов у родителей, главным образом у матери; тревожность в отношениях с ребенком; избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а так же многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; психические травмы типа испуга; постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей.
Дети младшего и дошкольного возрастов в большинстве своем продемонстрировали высокий уровень тревожности. В частности, дети дошкольного возраста проявляли тревожность в ситуациях «Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция», дети младшего школьного возраста – в ситуациях «Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями».
Среди преобладающих страхов у детей присутствуют страх причинения физического ущерба, своей смерти и смерти родителей, а также социально опосредованные страхи.
На основе проведенного эмпирического исследования и статистической обработки данных можем сделать вывод, что общий уровень тревожности и страхи, которые испытывают дети дошкольного и младшего школьного возрастов, в определенных аспектах схожи, но в тоже время и различны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Арефьева Т.А. Преодоление страхов у детей: тренинг. – М.: Институт психотерапии. – 2008.
- Астапов В.М. Тревожность у детей. – СПб., 2004.
- Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: АСТ, 1995.
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2007.
- Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб, 2005.
- Калинин Л. Страхи и страшилки. – М.: Мир книги, 2013.
- Китринская У. Детские страхи и их возникновение. – М.: Наука, 2014.
- Кузьмина М. Детский невроз страха // Школьный психолог. – 2000.– № 25.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 2006.
- Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2013.
- Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М.: ВЛАДОС, 1999.
- Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 2.
- Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: ПИТЕР, 2007.
- Психолог в дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Гном и Д, 2004.
- Риман Ф. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии. – М.: Академия, 2007.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995.
- Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. – М., 1999.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ,2000.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М., 2004.
- Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – СПб., 1997.
- Фромм Э. Кризис психоанализа. Дзэн-буддизм и психоанализ. – М., 2009.
- Широкова Г.А. Развитие эмоциональных чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. – СПб.: Речь, 2007.
- Щербатых Ю.В. Психология страха. – М.: Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-дефектолога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей с нару
Тема самообразования: «Новые образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»Срок выполнения: межаттестационный период с 30 декабря 2011 года по 30 декаб...
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья с...
"Средства и методы преодоления страха перед водой у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Статья об опыте преодоления страха перед водой у детей дошкольного и младшего школьного возраста....
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.Задачи программы:Снизить тревожность.Усилить “ Я” ребёнка.Актуализировать чувство страха.Повысить псих...
Развитие школьнозначимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Тщательное и всестороннее изуче% ние детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно значимых функций – тех функций, ко% торые не только сущест...
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"Новое время диктует новые вопросы. И пожалуй чаще всего люди задают сегодня вопрос: “ Почем...
- Мне нравится (1)