"Средства и методы преодоления страха перед водой у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
статья по физкультуре на тему

Савинова Александра Васильевна

Статья об опыте преодоления страха перед водой у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства и методы преодоления страха перед водой у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

О пользе занятий плаванием для здоровья детей и взрослых сказано много слов, написано большое количество статей, я же хотела бы рассмотреть плавание, как жизненно важный навык, сформировать который мы, физкультурные работники, должны у каждого человека, пришедшего на занятия в бассейне независимо от его стартовых возможностей.

Стартовыми возможностями в плавании принято считать психологическое состояние человека, которое называется - страх перед водой. От его степени зависит, насколько долго продлится процесс начального обучения плаванию и планирование этого процесса в части подбора средств и методов. Я бы хотела поделиться собственным опытом преодоления водобоязни у детей различного возраста.

        В различной литературе можно встретить термины: «страх воды», «водобоязнь», «гидрофобия», «аквафобия». Все они имеют общие корни. Боязнь воды связана с инстинктом самосохранения человека, может иметь самое разное происхождение и содержание, но неизменно связана с дискомфортом, который привносит в жизнь человека. Страх перед водой, столь необходимой для жизни всего живого, способен омрачить самые радостные моменты. С ним возможно и даже необходимо совладать.

        Вначале необходимо выяснить причины возникновения страха перед водой. Проанализировав специальную литературу, я выделила следующие наиболее распространенные истоки происхождения водобоязни:

  1. Пренатальное происхождение – гипоксия во время беременности, безводный период более 3 часов воздействуют на младенца так, что  дружественная водная среда начинает пугать малыша еще до рождения;
  2.  Амниотомия – прокалывание околоплодного пузыря во время родов, оказывает такое же воздействие
  3. Далее закрепление негативного опыта. Например: ребенок один раз получил испуг во время купания: поперхнулся, поскользнулся, и вода попала в уши, глаза, случайно, открыл кран с горячей или холодной водой. И это сформировало установку на то, что купание это страшно, больно или неприятно.
  4. Так же страх могут сформировать пугающие сюжеты, увиденные по телевизору либо в книге или услышанные от окружающих, ведь дети очень впечатлительны;
  5. Негативные реакции родителей, ведь для маленьких детей очень важны невербальные сигналы. Так громкий крик мамы, как реакция на то, что ребенок поскользнулся в ванной или хлебнул воды, способен испугать малыша больше, чем само происшествие. Это может сформировать негативный стереотип.
  6. Выделяют генетическую природу страха, ведь зачастую наличие боязни воды явление семейное;
  7. Часто пугает не сама вода, а наша реакция на нее. Ощущения при соприкосновении воды со слизистыми оболочками глаз, ушей, носа достаточно неприятны. Ребенка же они могут всерьез напугать.
  8. В более старшем возрасте самой распространенной причиной возникновения водобоязни является стресс, связанный с водой. Если человек тонул сам, видел тонущего или утонувшего человека в борьбе с его страхом может потребоваться помощь психолога, психотерапевта.

Рассмотрим средства и методы преодоления страха перед водой и начнем с раннего возраста:

  1. Необходимо выяснить чего именно боится ребенок (может ему просто некомфортна температура воды или не нравится новый шампунь);
  2. Необходимо помнить о том, что родитель является примером для ребёнка. Личным примером демонстрируйте любовь к воде. Расскажите малышу о том, насколько важны для здоровья и приятны водные процедуры, порассуждайте о том, как здорово всей семьей проводить время у моря ит.д.
  3. Почему бы не взять в ванную любимые игрушки малыша или не устроить банный день домашнему автопарку, на помощь придут потешки, песенки, мыльные пузыри и прочие маленькие радости;
  4. Можно попробовать внести в процедуру купания как можно больше самостоятельного детского выбора: где ребенок хочет купаться, в ванной, в тазике или под душем?, какая мочалка будет его?, с шампунем или с мылом?; таким образом мы даем ребенку почувствовать, что он может контролировать процесс купания;
  5. Знайте! Нельзя грубой силой или скандалами заставлять ребенка купаться. Для него контакт с водой и без того травмирующее событие. Только атмосфера понимания, доверия и дружелюбия поможет ребенку избавиться от боязни. Необходимо набраться терпения и помнить, что детский страх перед водой вполне естествен и с возрастом часто проходит сам .

 

Что касается преодоления водобоязни у дошкольников,  я как инструктор по плаванию ДОУ, считаю, что детский сад с бассейном это идеальное место для начального обучения плаванию. Дети посещают наш сад в течение пяти лет. За это время есть возможность научить плавать даже самого тяжелого ребенка.

Для этого необходимо следовать современной методике обучения плаванию. Соблюдать алгоритм освоения движений в воде. Научить детей передвигаться по дну бассейна разновидностями ходьбы, бега, прыжков. Выполнять лежание на воде на груди и на спине в плавсредствах (нарукавниках, кругах).

Способность выполнять вдох над водой, затем полностью погружать лицо в воду и делать выдох говорит о том, что ребенок преодолел водобоязнь. На формирование этой способности у дошкольников в некоторых случаях уходит не один год. Мы с ребятами, начиная с умывания, затем погружая в воду только рот, постепенно учимся выполнять это главное в обучении плаванию упражнение. Немаловажно, сразу научить детей правильным движениям ног в плавании на груди и на спине. Со временем все дети (кто-то раньше, кто-то позже) осваивают правильную технику выполнения упражнений, избавляются от плавсредств, сами ложатся на воду и плывут, осваивают ныряние. Главное условие, для того чтобы это случилось – систематическое посещение детьми занятий по плаванию. Каждое посещение бассейна должно приносить ребенку радость, тогда он будет стремиться на занятия. А сделать их интересными, комфортными для детей я могу, используя современные образовательные технологии.

Хотела бы вернуться к выполнению вдоха выдоха. Дело в том, что дыхание у детей поверхностное, дыхательные мышцы развиты недостаточно, поэтому процесс глубокого вдоха представляет для них сложность, следовательно, и выдох в воду затруднен. Игры «пылесосы», «насосы», «ветерок» эффективно формируют умение правильно дышать. Так же, я использую игровые дыхательные гимнастики: «веселый транспорт», «домашние животные» где дети гудят, как поезда, трубы пароходов, машины, мычат как коровы, мяукают, лают и т.д. Все это игровые и здоровьесберегающие технологии. Увлекшись игрой, ребенок забывает о страхе, поэтому большинство заданий выполняется в игровой форме. Особое внимание хотела бы уделить личностно-ориентированным технологиям. Их применение наиболее необходимо в работе с детьми с высокой степенью водобоязни, а так же с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Что касается технологии сотрудничества, то к области физического развития она имеет поверхностное отношение. Тем не менее, на занятиях я предлагаю детям выбор оборудования (доски или нудлсы, нарукавники или круги и т.д.), также они могут предложить игры, в которые хотели бы поиграть, упражнения, которые хотели бы выполнить. Таким образом, дети понимают, что их мнение и желания имеют значение.

Обучение плаванию – процесс монотонный, это многократное повторение однообразных движений, чтобы сделать его разнообразным и увлекательным я использую различные формы проведения занятий. На праздниках, досугах, игровых занятиях с элементами соревнования дети раскрываются, в стремлении проявить себя с лучшей стороны, забывают о страхе и выполняют упражнения, которые не получались в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Разнообразное оборудование – необходимое условие эффективной работы. Несмотря на то, что нашему учреждение открылось недавно и предметно – пространственная среда в процессе формирования в бассейне достаточно спортивного инвентаря и игрушек для решения образовательных задач.

Кроме работы в ДОУ я являюсь сотрудником физкультурно-оздоровительного комплекса и имею опыт обучения плаванию детей школьного возраста и подростков. Нередко родители приводят детей с высокой степенью водобоязни. Это следствие непреодоленных детских страхов или результат психотравмы. В работе с такими детьми существуют определенные сложности, по сравнению с дошкольниками, так как они избегают занятий в группе, стесняясь своего страха, который сковывает их движения так, что человек не может пошевелиться. Прежде всего, необходимо убедить такого ребенка в том, что в его страхе нет ничего постыдного. Что его приход в бассейн и стремление научиться плавать, можно считать своего рода победой  над собой. И действовать, опираясь на принципы, средства и методы, о которых рассказала выше.

В заключение хотела бы сказать, что страх перед водой возможно  преодолеть. Главное, работать над собой и не забывать о правилах безопасности на воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

прослушал(а) темы: Понятие «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», парциальная несформированность регуляторного компонента деятельности: формы и виды. Причины СДВГ. Выявление детей с СДВГ, пси...

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья с...

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.Задачи программы:Снизить тревожность.Усилить “ Я” ребёнка.Актуализировать чувство страха.Повысить псих...

Исследование "ДИНАМИКА ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Дошкольник и младший школьник мало, что знает об окружающем мире, поэтому все неизведанное  беспокоит и пугает его. Нахождение в состоянии хронического беспокойства, тревоги и страха изнуряет нер...

«Кинезиологические упражнения как средство развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи»

Кинезиологические упражнения как средство развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи...

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"Новое время диктует новые вопросы. И пожалуй чаще всего люди задают сегодня вопрос: “ Почем...

Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда актуальной. Дос...