Программа экспериментально-познавательного кружка «От чего и почему?» ( Для детей 3 – 4 лет)
учебно-методический материал (младшая группа)
Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Роль опытно - экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей
детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota.odt | 35.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Экспериментально-познавательного кружка
«От чего и почему?»
( Для детей 3 – 4 лет)
Пояснительная записка
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и
творчески. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.
Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Роль опытно - экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей
детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?", удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство
(слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:
- у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
- сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
- появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.
Цель программы: формирование и развитие познавательной активности и исследовательских умений детей младшего дошкольного возраста в ходе экспериментальной деятельности.
Задачи:
- создать условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
- развивать инициативу, активность, самостоятельность;
- формировать у детей знания о живой и неживой природе;
- воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе,
Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:
- О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
- О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).
- О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
- О человеке.
- О предметном мире.
В процессе исследования – экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко – низко – далеко; мягкий – твердый – теплый и т. д.)
Реализация программы:
- Срок реализации программы – 1 уч. год
- Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю
- Время работы: 16.30 – 16.45
- Время проведения 15 – 20 минут
- Количество детей 14 - 16
- Занятия проводятся по подгруппам (в подгруппе 7 - 8 детей)
Ожидаемые результаты:
Показателями результативности реализации программы кружка « Отчего и почему?», является:
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-возникновение желания к самостоятельной исследовательской деятельности, самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
-рост уровня любознательности, наблюдательности;
-активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;
Перспективное планирование
Месяц | № заня тия | Тема занятия | Целевые ориентиры | Литература |
Сентябрь | 1. | «Почему осенью бывает грязь» | Знакомство со свойствами почвы | Султанова М «Простые опыты с природными материалами», стр7. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 17 |
2 | «Играем с песком, глиной» | Уточнение представлений о свойствах сухого и мокрого песка | Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 19 Султанова М «Простые опыты с природными материалами», стр 5. | |
3. | «Солнечные лучики» | Формирование знаний о естественном источнике света – солнцем. | Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 35 | |
4. | «Что в коробке» | : Знакомство со значением света и его источниками: солнце, фонарик, свеча. | Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром, стр22 Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 35 | |
Октябрь | 1. | «Каменная дорога» | Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 16 |
2. | «Кто живет в воде» | Развитие познавательного интереса и воображения. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 26 | |
3. | «Вкусная водичка» | Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальна я деятельность детей дошкольного возраста» стр. 11 Султанова М. «Простые опыты с водой», стр 2 | |
4. | «Волшебная вода» | Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 9 | |
Ноябрь | 1. | «Плыви, плыви кораблик» | Знакомство со свойствами воды и бумаги. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 8 |
2. | «Чудо бумага» | Расширение знаний детей о различных видах бумаги | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 16 Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 24 | |
3. | «Горячо – холодно» | Определение температуры веществ и предметов. | Дыбина О. В.«Неизведанное рядом», стр. 12 Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающиммиром», стр 23, 28 | |
4. | «Теремок» | Знакомство детей с деревом. | Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 9 Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 25 |
Декабрь | 1. | «Льдинки разноцветные, яркие, приметные» | Закрепление одного из свойств воды: замерзает при низких температурах. | Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 25 Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 5, 28 |
2. | «Мороз и солнце день чудесный» | Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 21 | |
3. | «Ледовая фантазия» | Формирование представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле). | Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 25 Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 20 – 21 | |
4. | «Ветер, ветер, ветерок» | Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение определять силу ветра. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 8 |
Январь | 1. | «Да здравствует мыло душистое» | Расширение знаний о свойствах мыла и его назначением, путем эксперимен тирования. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 7 – 8 |
2. | «Снег – снежок» | Знакомство с элементарными свойствами снега: холодный, в тепле тает, превращается в воду. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 22 | |
3. | «Следы на снегу» | Пополнение знаний детей о плотности снега. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 23 | |
Февраль | 1. | «Мои глаза» | Формирование представлений о глазах человека, о значении в нашей жизни. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 13 |
2. | «Носики – курносики сопят» | Формирование представлений детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человека. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальна я деятельность детей дошкольного возраста» стр. 9 Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 39, 40 | |
3. | «Для чего мне нужен язычок?» | Формирование представлений детей о языке человека, его значении. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 15 Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 55 | |
4. | «Держим ушки на макушке» | Формирование представлений об органе слуха – ухе. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 11 Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 63 |
Март | 1. | «Что лучше бумага или ткань» | Знакомство с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами. | Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 15 |
2. | «Тарелочка из глины» | Знакомство с глиной, ее качествами и свойствами. | Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 17 | |
3. | «Бантик из бумаги и ткани» | Закрепление представления о свойствах бумаги(мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить) | Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 18 | |
4. | «В гостях у Красной Шапочки» | Закрепление знаний о материалах, из которых сделаны предметы (ткани, бумаге, глине, дереве). | Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 21 | |
Апрель | 1. | «Тонет – не тонет» | Закрепление знаний о легких и тяжелых предметах (одни остаются на поверхности воды, другие – тонут). | Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 28 |
2. | «Витамины на окне» | Формирование представлений детей о том, что для роста растений нужны вода и свет. | Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 19 | |
3. | «Весенняя веточка» | Наблюдение за появлением листочков на веточке. | Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 20 | |
4. | «Что в пакете?» | Знакомство со свойствами воздуха. | Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 30 Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 31 Султанова М. «Простые опыты с воздухом», стр 1 |
Май | 1. | «Мыльные пузыри» | Закрепление представлений о свойствах воздуха. | Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 31 Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 31, 32 |
2. | «Живое — не живое» | Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое» сравнение живого и неживого по характерным признакам. | Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 19 | |
Итоговое занятие | Определение эффективности занятий кружка в достижении поставленных задач. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 16 – 18 | Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 16 – 18 |
Методическая литература:
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Рукотворный мир. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС». – М.: «Детство – пресс», 2015
- Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Экспериментирование. - СПб.: ООО «Издательство Детство – Пресс», 2016
- Султанова М «Простые опыты с природными материалами» - М.: ООО
«Хатбер – пресс», 2014г
- Султанова М «Простые опыты с воздухом» - М.: ООО «Хатбер – пресс», 2014г
- Султанова М «Простые опыты с водой» - М.: ООО «Хатбер – пресс», 2014г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей «С чего начинается Родина?» для детей 6-7 (подготовительная группа)
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирова...
ПРОГРАММА КРУЖКА « С чего начинается Родина?» (Патриотическое воспитание)
ПРОГРАММА КРУЖКА « С чего начинается Родина?»(Патриотическое воспитание)...
Рабочая программа кружка «С чего начинается Родина» для детей подготовительной группы
Современное развитие российского общества выдвигает нравственно - патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России разрабатывает программы развития н...
Дополнительная общеобразовательная программа (в форме кружка) по этнокультурному направлению «Говорушки» для детей старшей группы( 5-6 лет)
Материал по развитию речи детей дошкольного возраста через ознакомление с русским народным фольклором...
Программа экспериментально-познавательного кружка «От чего и почему?» (3-4 года)
Роль опытно - экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экс...
Программа нравственно – патриотического воспитания кружка «С чего начинается Родина» (возраст детей: 4-5 лет)
Пояснительная запискаЧувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, отцу, дедушке, бабушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайщим окруж...
Дополнительная рабочая программа кружка «С чего начинается Родина?» группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР 4-7 лет
Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае.В.В.Путин...