Организация работы в паре в ходе НОД
статья

Для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_v_pare_v_hode_nod.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Белоус Ирина Павловна,

воспитатель

ГБДОУ детского сада № 18

комбинированного вида

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Организация работы в паре в ходе НОД

(из опыта работы воспитателя)

Реализация ФГОС ДО предусматривает осмысление и выбор педагогами конкретных методик образовательной деятельности в ДОО для эффективного решения сформулированных в нем задач.

Смысл методики работы детей в паре состоит в том, что задание получает не каждый ребёнок группы в отдельности, а пара воспитанников, которая должна его выполнить совместно. Развивающие возможности этой методики при определённых условиях состоят в развитии у детей саморегуляции и умении взаимодействовать в паре. Центральным компонентом развития умения взаимодействовать в паре является умение договариваться. Отметим, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО обозначено, что ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми способен договариваться, учитывать интересы и чувства других». Суть методики состоит в движении от простого получения позитивного опыта работы в паре под руководством взрослого к готовности к самостоятельному договору детей подготовительной группы о том, кто, что и каким образом будет делать. Первый этап начинается со средним возрастом – дети 4-5лет направлен на то, чтобы воспитанники получили позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.

Развитие саморегуляции - важнейшее новообразование психики ребёнка на этапе завершения дошкольного детства. Стандарт указывает на необходимость развития способности ребёнка к волевым усилиям, саморегуляции, целенаправленности, ответственности, самостоятельности. Организованная определённым образом работа в паре создаёт уникальные возможности для стимулирования развития саморегуляции, произвольности поведения детей в её важнейшем проявлении – самоконтроле.

Что является теоретическим обоснованием этой возможности и каким образом должна быть организованна работа в паре, чтобы стимулировать развитие самоконтроля ребёнка? Во-первых, это культурно историческая концепция Л. С. Выготского, которая раскрывает понимание развития высших психических функций человека: «Всякая функция в культурном развитии ребёнка выходит на сцену дважды, в двух планах, сперва в социальном, потом- психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая».

В этом движении по мнению Л. С. Выготского, ведущее значение имеет речь, как знаковая система. Слово взрослого, обращенное к ребёнку, объясняет и побуждает действовать определённым способом, позволяет ему осознать своё поведение, сделать его произвольным.

Итак, соединение речи взрослого и предоставления ребёнку опыта того, «как нужно действовать», например, в игровой роли, создаёт условия для развития у него произвольности, саморегуляции поведения. Если эти положения отнести к работе детей в паре, то её можно организовать по системе двух ролей «действующий – проверяющий»:

•Задание получает пара детей;

•«действующий» выполняет задание;

•«проверяющий» проверяет, находит ошибки (если они есть, обсуждает их с «действующим»;

•«действующий» исправляет ошибки;

«проверяющий» сообщает о выполнении задания.

При выполнении следующего задания дети меняются ролями.

При такой организации работы в паре ребенку, находящемуся в игровой роли «проверяющего», предоставляется вначале в речи взрослого сам «образ действия» (что ему нужно сделать). Далее он делает это, получая опыт развёрнутой и внешне выраженной и распределённой (с другим ребёнком как объектом контроля) деятельности контроля. Этот опыт работы «образа действия» выступит ориентиром того, что ему нужно будет делать, чтобы проверить себя, т. е. послужит основой самоконтроля.

В возрасте 5 лет дошкольники начинают осознавать, соответствует их поведение правилу или нет.

Ещё одна развивающая возможность методики работы детей в паре состоит в том, что она является гармоничным средством «объединения обучения и воспитания в образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Взаимодействуя в паре, ребёнок не только обучается, накапливает представления об окружающем мире, но получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности и нормы, у него развиваются социальные чувства и навыки поведения.

Как работает методика:

1. мотивирование на работу в паре;

2. подробная инструкция «проверяющему», которую также слышит «действующий»;

3. оказание помощи детям в процессе;

4.cмена ролей в паре для выполнения нового задания, работа в котором осуществляется аналогично;

5.анализ педагогом индивидуальных особенностей детей, уровня сформированности у них контроля и самоконтроля;

6. завершение занятия заданием для пар детей, направленным на проявление креативности и творчества.

Рассмотрим основные шаги алгоритма организации взаимодействия в модели «Действующий (Д.) – проверяющий (П)», она реализуется с детьми всех возрастов.

1. Дети разбиваются на пары либо по желанию, что часто целесообразно с педагогической точки зрения, либо разбивает на пары педагог, но не прямым указанием, а в косвенной форме (на 1,2 рассчитайся, соединить фигуру, найти пару, например, детёнышу и т. д.).

2. Затем между детьми распределяются пары, например, по жребию.

3. Как говорилось ранее, педагог озвучивает задание «Действующему» в присутствии «Проверяющего».

4. «Д» выполняет задание, «П» наблюдает, затем проверяет, указывает на ошибки, «Д» их исправляет, «П» сообщает о выполнении задания.

5. Меняются ролями, выполняют аналогичное задание по алгоритму (сейчас или в другой раз).

Алгоритм целесообразно проговорить вместе с детьми, засхематизировать и размещать в поле зрения в качестве напоминалки каждый раз, когда даются задания для выполнения в паре.

В старшей группе мы стремимся к договору о выборе предмета и способа деятельности, хотя и под руководством взрослого.

Для успешной организации работы в паре с детьми старшей группы необходимо выполнять следующие условия.

1. Замотивировать на совместную деятельность можно, если сказать, что задание должно быть выполнено быстро, а достичь этого можно, если работать парами, совместно выполняя одно задание для общей групповой работы.

2. В старшей группе дети уже хотят действовать по собственному желанию. Если задуматься, то эта технология даёт уникальную возможность с одной стороны, проявлять творчество и инициативу, с другой – выполнять общие правила и договариваться для получения хорошего результата.

3. Договор о том, что делать и как делать достигается прямым указанием взрослого. Например, для изготовления одинаковых птичек для кормушки в паре (2 воробья, 2 синички, 2 снегиря, воспитатель сразу говорит о том, чтобы птички оказались одинаковые, надо вспомнить и договориться: какими будут крылышки, хвостики, воспитатель предлагает общую мерку, чтобы они поместились в кормушку.

4. По завершении совместной деятельности, когда на кормушке оказалось шесть птичек, которые прилетели парами, воспитатель просит детей их сосчитать и выражает удивление: «Как это так быстро детям удалось вылепить пары одинаковых птиц, да так похожих друг на друга». А дети в рамках рефлексии отвечают, что они разделились на пары, договорились о том, что и как делать.

На третьем этапе внимание уделяется осознанности и самостоятельности. В развивающей работе с детьми 6-7 лет можно выделить два направления.

Первое условно можно назвать как договор пары по побуждению взрослого. Выглядит это так: Перед группой детей ставится общая цель, например, сделать макет «Зима в лесу», причём это задание надо сделать быстро и красиво. Для этого воспитанники разбиваются на пары, каждая пара делает свои элементы, которые затем составляют общую картину (макет, композицию). Они выбирают группу предметов (н-р, зайчиков, белочек, ёлочки) и приступают к работе. В зависимости от уровня сформированности социально-коммуникативных навыков педагог либо говорит каждой паре, что им надо договориться о том, что и как надо сделать, либо задаёт вопрос, о чём им надо договориться, чтобы успешно выполнить работу. При этом воспитатель твёрдо выдерживает линию КТО, ЧТО и КАК будет делать.

Второе направление условно посвящено самостоятельному осознанному договору пары. Методическая уловка состоит в том, что воспитатель только обозначает задачу и наблюдает за тем, как пошло обсуждение. Если видит непонимание в паре, то вмешивается: «Мы обсудили – Что вам надо сделать, но не обсудили – Как. Об этом вам надо догадаться самим».

На каждом этапе взаимодействия педагог помогает детям с помощью вопросов, к ним есть ряд требований: все они имеют косвенную форму, главное слово «договорились».

Рефлексия каждого занятия построенного по этой технологии должна включать вопросы, направленные на понимание того, что результат достигнут благодаря тому, что они договорились и слаженно работали.

Таким образом, методика работы в паре является необходимым и гармоничным средством реализации задач ФГОС ДО и должна занимать соответствующее место в методическом обеспечении образовательной деятельности в ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль: Развитие коммуникативно-речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации работы парами и малыми подгруппами

Предлагаю вашему вниманию подробный и уже готовый, опробированный план тематического контроля Тема: Развитие коммуникативно-речевого общения дошкольников в процессе организации работы парами и малыми...

«Формирование речевого общения детей в процессе организации работы парами и малой подгруппой».

Консультация для воспитателей по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Рекомендации для педагогов"Методы и приемы организации работы в парах"

содержит игровые приемы организации игровой деятельности детей в парах и микрогруппах...

Работа в паре на логопедическом занятии. Методика организации деятельности детей с ОНР

В данной статье раскрываются основные методические направления  работы в паре....

Организация работы старших дошкольников в малых парах.

Очень важно научиль детей работать в паре....

"Организация работы дошкольников в паре на логопедическом занятии»

Общее недоразвитие речи, испытывают значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Нередко это становится причиной их личностного развития, низкого статуса в группе сверстников, тревожн...

Тема: Теоретические основы АФО. Организация работы детей дошкольного возраста: работа в паре, тройке, микрогруппе.

Уважаемые участники, РМО "Молодых воспитателей", теоретические материалы представленные в этой публикации помогут Вам при организации, апробации и внедрения в собственную педагогическую...