Тема: Теоретические основы АФО. Организация работы детей дошкольного возраста: работа в паре, тройке, микрогруппе.
консультация
Уважаемые участники, РМО "Молодых воспитателей", теоретические материалы представленные в этой публикации помогут Вам при организации, апробации и внедрения в собственную педагогическую практику активных форм обучения "Работа в паре"!
Данная форма активного обучения применима ко всем видам детской деятельности. На примере таблицы "Активные формы обучения в соответствии с возрастными особенностями детей" показаны формы обучения детей в конкретной возрастной группе.
На примере модели трудового процесса М.В. Крулехт (пятиступенчатая): рассматривается применение алгоритмизации при планировании общего дела (от цели до результата)
Роль педагога на определенном этапе при обучении детей работе в паре (парах).Уважаемые участники, РМО "Молодых воспитателей", теоретические материалы представленные в этой публикации помогут Вам при организации, апробации и внедрения в собственную педагогическую практику активных форм обучения "Работа в паре"!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_v_pare_sovmestnyy_trud-master_-_klass.docx | 102.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Теоретические основы АФО. Организация работы детей дошкольного возраста: работа в паре, тройке, микрогруппе.
Ст. воспитатель Сизякина Н. А., МБДОУ д/с №11,
руководитель РМО «Молодых специалистов ДОУ АР»
Уважаемые участники, РМО "Молодых воспитателей", теоретические материалы представленные в этой публикации помогут Вам при организации, апробации и внедрния в собственную педагогическую практику активных форм обучения "Работа в паре"!
В данной публикации рассматривается теоретические основы по организации работы детей в паре, данная форма активного обучения применима ко всем видам детской деятельности. На примере таблицы "Активные формы обучения в соответствии с возрастными особенностями детей" показаны формы обучения детей в конкретной возрастной группе.
На примере модели трудового процесса М.В. Крулехт (пятиступенчатая): рассматривается применение алгоритмизации при планировании общего дела (от цели до результата)
Роль педагога на определенном этапе при обучении детей работе в паре (парах).
ЖИЗНЬ В СОЦИУМЕ предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. В ФГОС ДО, социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее направление развития ребенка. В качестве одного из компонентов оно включает совершенствование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности с ними. Данный процесс должен быть направлен на целостную систему целевых ориентиров, связанных с получением ребенком разнообразного позитивного коммуникативного опыта и развитием у него различных коммуникативных умений. Умение взаимодействовать в паре - одно из важнейших. Это умение прививается ребенку с момента его появления на свет, т.е. с момента рождения - пара эта: мама и ребенок; попадая в детский коллектив, воспитатель распределяет детей в пары с учетом возрастных особенностей (см. таблицу)
Активные формы обучения в соответствии с возрастными особенностями детей.
Возрастная группа | Форма обучения |
Младшая группа | Работа в паре (ребёнок + воспитатель) |
Средняя группа | Работа в паре (ребёнок + ребёнок) |
Старшая группа | Работа в тройке |
Подготовительная группа | Работа в микрогруппе |
На всех этих педагог учит слушать, понимать, договариваться о распределении обязанностей – детализация труда (памятка пятиступенчатой модели М.В. Крулехт) Мизинец: цель (Что я задумал сделать?)
Безымянный: материал (предмет труда. Из чего буду делать?)
Средний: инструменты.
Указательный: порядок действий (Буду делать по порядку)
Большой: результат (У меня получилось то, что я задумал!)
Взаимодействие в паре - это вид совместной деятельности людей, который обеспечивается общением, без него существовать не может, и это общение должно быть направлено на обеспечение успешности этого взаимодействия.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СЛИТНЫЙ, ЦЕЛОСТНЫЙ ПРОЦЕСС СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ.
Значение развития в дошкольном возрасте умения взаимодействовать в паре велико.
Во-первых, оно является видом совместной деятельности, развивает социальность ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе достижения социальных, в т. ч. производственных, целей. Во-вторых, умение взаимодействовать в паре готовит дошкольника к взаимодействию в группе.
В-третьих, создает условия для развития социальных мотивов поведения.
Дети учатся подчинять свои личные сиюминутные интересы цели совместной деятельности пары.
В-четвертых, ребенок получает опыт «лидерства - сотрудничества - подчинения», а именно: возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо подчиняться. Причем эти три вида опыта одинаково важны.
В-пятых, развиваются многие коммуникативные умения, например: умение, слушать другого, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать и т. д. Для того чтобы обоснованно подходить к развитию у дошкольника навыков взаимодействия в паре, следует ответить на вопрос: какое коммуникативное умение является здесь центральным, системообразующим в обеспечении того, чтобы пара продуктивно достигла цели совместной деятельности?
Главное - это умение договариваться о предмете и способе деятельности - другими словами, «что делать?» и «как делать?». Чтобы к началу школьного возраста это умение было освоено, его развитие должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольном периоде три этапа:
Первый этап - 4-5 лет (средняя группа) вторая половина года - должен быть направлен на то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.
Второй этап - дети 5-6 лет (старшая группа) - заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.
Третий этап - 6-7 лет (подготовительная группа) - должен обеспечивать получение детьми опыта осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста
Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Развитие способностей ребенка важно на протяжении всей его жизни. Но без помощи родителей и педагогов дошколятам не справиться....
«Теоретические основы развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР».
laquo;Теоретические основы развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР». Мышление — это, прежде всего, высший познавательный процесс. Ощущения и восприятия отражают отдельны...
Мастер – класс Тема: «Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в процессе словарной работы»
- повышение уровня компетентности педагогов в области теоретических основ развития лексики у детей дошкольного возраста;-...
мастер класс Тема: «Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в процессе словарной работы.»
Мастер класс для педагогов с использованием игр и интересной теории...
Конспект семинара-практикума для родителей на тему «Семья - основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (познавательное направление)
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах практического овладения навыками и умениями воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством формирования пред...