Формирование положительного доброжелательного отношения детей друг к другу средствами игровой деятельности
статья (старшая группа)

Карпунина Елена Георгиевна

Социо-игровая технология предполагает использование игр разной направленности. Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критического положения, проявлять инициативу, то есть приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДРУГ К ДРУГУ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

             Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет направленность основной образовательной программы дошкольного образования на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности (п.2.4.)

Так бывает, что в течение года, в группу, поступают новые дети, многие из которых не посещали раньше детский сад и не имели опыта общения в коллективе сверстников. Поэтому, воспитатель может сталкиваться с трудностями адаптации детей в коллективе сверстников и проблемой формирования дружеских взаимоотношений детей друг с другом.

Цель: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности (п.2.4.). Для этого необходимо добиваться, чтобы каждому ребенку в группе было комфортно и радостно, создавать в коллективе нравственную, доброжелательную атмосферу. Делать это эффективнее всего средствами игровой деятельности. Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Социо -игровая технология предлагает организацию работы с дошкольниками в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

Технология предполагает использование игр разной направленности. Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критического положения, проявлять инициативу, то есть приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.

Авторы социо-игровой технологии предлагают следующую классификацию игр, где воспитатель - активный участник, партнер и заводила: Игры для рабочего настроя, Игры-разминки, Игры на приобщение к делу, Игры творческого самоутверждения, Игры вольные.

Игры для рабочего настроя - формируют позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие». Главная задача этих игр пробудить интерес детей друг к другу. («Узнай по голосу», «Комплименты», «Водяной», «Мы - веселые ребята», «Подарки», «Шире, шире, шире круг», «Найди свою половинку», «Шел Медведь по лесу», «Передай сердечко»)

Игры-разминки. Главная задача - возможность размяться, снять напряжение. Эти игры развивают внимание, координацию, формируют чувство юмора, поднимают настроение. («Веселые зарядки», «Море волнуется», «Путаница», «Рыболов», «Поймай комара», «Пузырь», «Жук-рогач», «Съедобное - несъедобное», «Чего на свете не бывает», «Рифмы на слоги», «Змея», «Мотальщики», «Картина»)

Игры социо-игрового приобщения к делу. Они развивают коммуникативные способности и качества, умение взаимодействовать и сотрудничать. Различные дидактические игры (особенно хороши игры, рекомендуемые технологией ТРИЗ)

Игры творческого самоутверждения. Развивают умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств. Эти игры способствуют развитию воображения, наблюдательности, творчества, служат для обогащения выразительных средств общения - пластики, мимики, жестов, развивают умение владеть своим телом. («Инсценировки», «Чтение стихов по ролям», «Хороводы», «Пантомима», «Показ букв и цифр», «Игры на имитацию различных движений», «Веселые зарядки»)

Игры вольные (на воле) способствуют умению распознавать эмоции других и владеть своими чувствами. Умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Умение ориентироваться в пространстве, взаимодействовать в постоянно меняющейся ситуации. При выборе вольных игр мы отдаем предпочтение русским народным играм, потому что они интересны детям, лаконичны, выразительны, доступны. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. («Пахари и жнецы», «Плетень», «Солнышко-ведрышко», «Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Хитрая кумушка», «Совушка», «Гуси-гуси», «Медведь и пчелы»)

Таким образом, данная система игр помогает нам сформировать у детей:

  •  коммуникативные способности и качества;
  •  умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
  •  позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;
  •  умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;
  •  умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
  •  умение взаимодействовать и сотрудничать.

В процессе работы над темой мы выработали памятку для воспитателя (за основу взяты рекомендации О.О. Газман и Н.Е. Харитоновой), которые полностью соответствуют концепции социо-игровой технологии.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ:

  1. Собирайте любимые игры детей. Это особая ценность, они могут сопровождать их в течение многих лет.
  2. Новая игра (хорошая) - лучший подарок детям, это новый опыт отношений, дополнительные радостные минуты.
  3. Игра-дело добровольное. Не навязывайте детям игру, если вам она кажется полезной, а она им не нравится.

4.Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать предлагаемой детям деятельности. Смешная игра не терпит скучного или равнодушного лица воспитателя.

            5.Игра-средство диагностики. Ребенок раскрывается с хорошей и не очень хорошей стороны. Наблюдаем, размышляем, но во вред ребенку полученную информацию не используем.

            6.Никаких дисциплинарных мер к детям, нарушившим правила игры. Это лишь повод для доброжелательного разговора, когда дети анализируют, разбирают, кто и как проявил себя в игре, как надо было избежать конфликта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разоаботка "Формирование начал экологически осознанного отношения к родному краю – селу Пуреху детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности".

1. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников.           На всех стадиях своего развития человек тесно связан с окружающим миром.  Но с тех пор как...

Презентация "Формирования межличностных отношений у дошкольном возрасте по средствам игровой деятельности"

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенна...

Особенности формирования положительного эмоционального отношения старших дошкольников к природе в изобразительной деятельности в ДОУ

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.К. Маркс, у...

Формирование межличностных отношений в дошкольном возрасте по средствам игровой деятельности

формирование межличностных отношений дошкольников по средствам игры...

Формирование межличностных отношений в дошкольном возрасте по средствам игровой деятельности

Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с другими людьми рождают наиболее ос...