Дополнительная образовательная работа кружка по ПДД
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа кружка «Светофорик»
Положение о кружковой работе
I. Общие положения.
1.1 Настоящее положение разработано с учетом Типового положения об учреждениях дополнительного образования детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 233 (с изменениями от 22 февраля 1997 года, 8 августа 2003 года), Письма Министерства образования РФ от 18.06.03 г. №28-02-484/16 о «Требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
- Кружковая работа организуется в целях формирования единого образовательного пространства муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Алёнушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально- личностного развития воспитанников (далее ДОУ), с учетом приоритетного социально - личностного направления, способствующего повышению качества образования, созданию условий для развития мотивации дошкольников к познанию и творчеству.
- Работа в кружках организуется на принципах гуманизма, демократии, творческого развития личности ребенка, дифференцированного подхода с учетом реальных возможностей каждого дошкольника
- На основе договоров сотрудничества в ДОУ могут быть организованны
занятия объединений дополнительного образования детей, за счет часов и с привлечением педагогов учреждений дополнительного образования города.
- В случае организации на базе ДОУ объединений дополнительного образования детей по Договору с учреждением дополнительного образования, материально - техническое, программно - методическое, кадровое обеспечение и контроль за работой осуществляет соответствующее учреждение дополнительного образования.
Пояснительная записка.
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка научиться правилам
жизни во взрослом мире, мире спешащих людей и машин. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и
минимальным риском обязанность взрослых.
К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому
обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Основные причины несчастных случаев и аварий с детьми: переход улицы в неположенном месте;
езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги; игра на
улицах; несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков; хождение по проезжей
части дороги при наличии тротуара или обочины. Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Дети дошкольного возраста ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.
Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Цель: Систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять
правила дорожного движения.
Основные задачи:
Общеобразовательные:
Познакомить детей дошкольного возраста с правилами поведения на улицах, с различными видами транспорта, с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов.
Уточнять и закреплять знания детей о значении дорожных знаков «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «светофор» и их назначении.
Развивающие:
Создавать благоприятные условия для развития познавательных психических процессов: памяти,
внимания, мышления, воображения.
Воспитательные:
Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения;
Воспитывать культуру взаимоотношений пешехода и водителя.
Методы и приёмы
1. Беседы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Чтение художественной литературы, прослушивание в записи музыкальных произведений.
3. Рассматривание иллюстраций, плакатов.
4. Изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций.
5. Проведение выставок рисунков и поделок.
6. Целевые прогулки с наблюдениями по теме.
7. Инсценировки.
8. Досуги, развлечения.
9. Дидактические игры и упражнения.
10. Просмотр видеоматериалов.
Организация занятий кружка:
Программа рассчитана на 4 года.
Предполагается две подгруппы по 10-13 человек.
Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в 2 недели в 15.30
Формы организации детей: групповая, индивидуальная.
Материально- техническое оснащение:
-плакаты серии «Основы безопасности жизнедеятельности», атрибуты дорожно-постовой службы:
жезлы, каски, знаки;
-Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы,
поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
-Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
-Плакаты; сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
-Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
-Дорожные знаки;
-Дидактические игры: «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Теремок», «Угадай, какой знак»,
«Виды перекрёстков», «Улица города», «Запрещается - разрешается», «Собери светофор», «О чём
говорят знаки?», «Где спрятался знак?» и др.
- Телевизор, магнитофон.
Ожидаемые результаты:
- Расширить представления детей о различных видах транспорта, об окружающей дорожной
среде и правилах дорожного движения.
- Сформировать навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в
дорожно-транспортной среде.
- Развить умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
- Повысить активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
- Развить интегративные качества: «любознательный, активный» через заинтересованность
новым, неизвестным в окружающем мире; проявление интереса к информации, полученной в процессе общения; «способный управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений» по средствам соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения на улице, в общественных местах, транспорте.
Мониторинг знаний дошкольников по правилам дорожного движения.
Младший дошкольный возраст
1.На какие части делится улица (проезжая часть - тротуар)?
2. Что помогает пешеходам перейти проезжую часть?
3.Назови цвета светофора?
4. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
5. Покажи грузовую и легковую машины?
6. Назови части автомобиля?
7. Кто управляет автомобилем?
8. Где ходят люди?
9. Где едут машины?
10. Кого перевозит автобус?
Средний дошкольный возраст
1. Что такое дорога?
2. Где расположен тротуар? Почему люди могут ходить только по тротуару?
3. Где люди должны переходить улицу?
4. Когда можно переходить улицу?
5. Какие сигналы есть у светофора? Что они обозначают?
6. Почему нельзя играть на дороге?
7. Какие виды транспорта вы знаете?
8. Какие дорожные знаки ты знаешь, назови и покажи их?
9. Назови правила поведения в общественном транспорте?
10.Что такое «островок безопасности», «зебра»?
11. Какие виды транспорта ты знаешь?
12. Из каких частей состоит автомобиль?
Список использованной литературы:
1.Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие –
М.: Центр педагогического образования, 2007
2.Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009
3.Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгоград: ИТД
«Корифей», 2009
4.Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного
возраста.:ТЦ Сфера, 2007
5.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009
6 Волков С. Ю. Про правила дорожного движения. - М., 2006
7 Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3 – 4 лет. - М., 2005
8 Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. - М., 2005
9 Маркин Н. И. Денисов М. Н. Безопасность на дорогах. Учеб. метод. Комплект. - М., 2006
10 Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. /Под ред. Е. Л. Романовой, А. Б.
Малюшкина. - М., 2005
11 Светличная Л. В. Праздники без проблем: сценарии для детского сада. -М., 2006
12 Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии вечеров досуга / Сост. Т. Ф. Саулина. -
М., 1989
13 Чего на свете не бывает. / Под ред. О. М. Дьяченко. - М., 1991
14 Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. : Просвещение,
1992
15 Васильева И. Учим правила безопасности. – М. : Дошкольное воспитание, №2, 1980
16 Миронова С. О. О профилактике дорожно-транспортного травматизма. - М. : Дошкольное
воспитание, №2, 1983
17 Плешаков А. А. Мир вокруг нас. – М. : Просвещение, 1995
18 Фролова Г. А. Физминутки. – М. : Карапуз, 2003
19 Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : Просвещение, 2001
20 Медведева А. Ф., Полякова Л. Б. Правила дорожных движений для дошкольника. – М. :
Творческий центр, 2006
Перспективный план
«Дорожная азбука»
Первый год обучения 2020 -2021г.
Сентябрь Диагностика
Октябрь
Занятие № 1 «Знакомство с улицей»
Цель: уточнить представления детей об улице (на улице есть широкие и узкие дорожки: по широкой дороге, которая называется проезжая часть, ездит транспорт, а по узкой дороге (тротуар) ходят люди) закреплять знания о видах транспорта познакомить с правилами поведения на улице.
Занятие №2 «Дорога»
Цель: закрепить представления детей о дороге, ее частях.
Ноябрь
Занятие № 1 «Какой бывает транспорт»
Цель: формировать представления у детей о транспорте (автобус, маршрутное такси, трамвае, грузовых и легковых автомобилях); дать знания о правилах поведения в транспорте.
Занятие № 2 «Грузовой автомобиль»
Цель: познакомить детей с основными частями грузовика (кузов, кабина, дверь, окна, руль), уточнить знания о работе шофера.
Декабрь
Занятие № 1 «Путешествие по городу на транспорте»
Цель: продолжать знакомить детей с городом (в нем много улиц, домов, парков, детских садов, школ); дать представление о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, маршрутном такси; знакомить детей с особенностями движения общественного транспорта.
Занятие № 2 «Три сигнала светофора»
Цель: закрепить знания детей о светофоре и назначение его цветов; знакомить с желтым сигналом светофора; продолжать работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.
Январь Занятие № 1 «Пешеходу малышу»
Цель: закрепить с детьми ПДД для пешеходов.
Занятие № 2 «Светофор приглашает в гости»
Цель: закрепить представления детей о назначении светофора и его знаках.
Февраль Занятие № 1 «Помощники на дороге»
Цель: совершенствовать знания детей о назначении светофора и дорожных знаков; закрепить знания детей о правилах поведения на проезжей части для пешехода и водителя; учить применять знания на практике и игровой деятельности.
Занятие № 2 «Тайны дорожных знаков»
Цель: продолжать знакомить детей с дорожными знаками.
Март Занятие № 1 «Грамотный пешеход»
Цель: Дать понятие детям о значении слов пешеход, пешеходный пешеход, познакомить с дорожным знаком «пешеходный переход»; учить детей правильно переходить улицу; закрепить представления детей назначении светофора на дороге, формировать у детей об ориентировке на дороге (посмотри налево, направо).
Занятие № 2 «Зебра»
Цель: закрепить правила дорожного движения с детьми, правила безопасного поведения на улице.
Апрель
Занятие № 1 «Мы – пассажиры»
Цель: уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.
Занятие № 2 «Пассажирский транспорт»
Цель: закрепить с детьми пассажирский транспорт, правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.
Май Диагностика
Второй год обучения 2021-2022г. Сентябрь Диагностика
Октябрь
Занятие № 1 «Поведение на дороге»
Цель: закрепить с детьми правила поведения на дороге; обсудить разные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома и на улице; научить необходимым мерам предосторожности.
Занятие №2 «Мой друг – велосипед»
Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения для велосипедистов.
Ноябрь
Занятие № 1 «Виды транспорта»
Цель: познакомить детей с видами транспорта.
Занятие № 2 «Как транспорт людям помогает»
Цель: знакомить детей с видами специализированного транспорта (снегоуборочная машина, скорая, пожарная, милиция) формировать представления у детей о том, как машины людям помогают; закрепить знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера.
Декабрь
Занятие № 1 «Машины»
Цель: познакомить детей с разновидностями транспорта и его назначение в жизни человека.
Занятие № 2 «Гармония светофора»
Цель: познакомить детей с тем, почему сигналы светофора расположены вертикально в порядке: красный, желтый, зеленый,
Январь Занятие № 1 «Теремок»
Цель: учить детей различать дорожные знаки для пешеходов и водителей (велосипедистов); развивать внимание.
Занятие № 2 «Недетский знак»
Цель: закрепить знание дорожных знаков; развивать образное мышление, наблюдательность, память, внимание.
Февраль Занятие № 1 «Соблюдайте правила дорожного движения»
Цель: научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать ПДД, воспитывать умение быть вежливым, внимательными друг к другу.
Занятие № 2 «Красный, жёлтый, зелёный»
Цель: закрепить представления детей о светофоре, учить понимать значение сигналов светофора; закрепить правила поведения в общественном транспорте.
Март Занятие № 1 «Правила пассажиров»
Цель: познакомить детей с правилами пассажиров, воспитывать уважительное отношение к старшим.
Занятие № 2 «В автобусе»
Цель: закрепить с детьми правила поведения в автобусе, закрепить основы дорожной грамоты, основные дорожные знаки, способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
Апрель
Занятие № 1 «Знай и выполняй ППД»
Цель: закрепить с детьми правила уличного движения, повторить значение сигналов светофора.
Занятие № 2 «Торопыжка»
Цель: закрепить с детьми ПДД на улице: знаки светофора, продолжать учить находить место для каждого участника дорожного движения.
Май Диагностика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительных образовательных услуг-кружка «Волшебное лукошко» для воспитанников 3-4 лет
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности воспитат...
Дополнительная образовательная программа кружка творческой деятельности «Умелые ручки»
Дополнительная образовательная программакружка творческой деятельности«Умелые ручки»...
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...
Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебные ладошки" художественно-эстетической направленности.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской ру...
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»Пояснительная записка программыI. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.II....
Рабочая учебная программа по планированию дополнительно - образовательной работы кружка по декоративно-прикладному искусству « Мастера Югры» на 2012 – 2013 учебный год
Рабочая программа по дополнительному образованию...
Дополнительная образовательная программа кружка «Фантазеры» ( образовательная область «Художественно-эстетическое развитие)
Образовательная программа кружка «Фантазеры» имеет художественную направленность, способствует развитию творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобра...