Рабочая учебная программа по планированию дополнительно - образовательной работы кружка по декоративно-прикладному искусству « Мастера Югры» на 2012 – 2013 учебный год
рабочая программа на тему
Рабочая программа по дополнительному образованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по дополнительному образованию | 51.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвиненок»
Утверждена: заведующим МБДОУ ДСКВ № 64 Приказ №_______ от «_____»_______________2012г. ____________________Л.П. Куванова |
Рабочая учебная программа
по планированию
дополнительно - образовательной работы кружка по
декоративно-прикладному искусству « Мастера Югры»
на 2012 – 2013 учебный год
Воспитатели:
Хажиева А.М.
г. Нижневартовск 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Программа по декоративно-прикладному искусству
«Мастера Югры»
- Пояснительная записка
- Учебный план
- Учебно-тематический план
- Содержание работы:
- Перспективный план работы (5-6 лет)
- Перспективный план работы (6-7 лет)
- Типы занятий и примерная структура
- Воздействие занятий кружка на развитие ребенка
и его творческих способностей.
- Педагогическое обследование
- Диагностические критерии
- Методическое обеспечение
- Новые нетрадиционные (авторские) техники рисования
- Правила рисования
- Этапы работы с глиной
- Последовательность лепки глиняных игрушек
- Изделия декоративно-прикладного искусства
- Библиографический список
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «Детство», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством. Необходимость данной программы существует, так нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства является попыткой обновления программы «Детство» по разделу «Знакомство с народным искусством» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.
Новизной и отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Цель программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы:
- Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
- Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
- На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
- Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;
- Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;
- Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
Направления работы:
1. Знакомство с образцами русских народных художественных промыслов.
2. Создание детьми декоративных изделий по мотивам разных видов декоративно-прикладного искусства русского народа.
Программа рассчитана на два года обучения. Основной формой работы являются групповые занятия один раз в неделю. В год проводится 27 - 28 занятий. На занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться индивидуальная работа с целью:
- Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношения ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству.
- Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
- Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически в свободное от занятий и вечернее время, направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей.
Содержание работы.
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки элементов росписей.
Методы:
одномоментность, обследование, наглядность, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе), сотворчество, мотивационный, жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Приемы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий; беседа, использование художественного слова, указания, пояснения; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения; убеждение, поощрение.
Этапы работы:
Образовательный процесс делится на два этапа.
- Подготовительный.
Задачи:
- Знакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
- Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
- Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
- Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
- Практический.
Задачи:
- Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
- Использовать различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
- Самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
- Самостоятельно составлять композиции используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
- Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность. Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования в работе детей, проведение мастер - классов, семинаров-практикумов, изготовление самодельных инструментов для рисования. Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, выпуск газеты «Сделай сам», семинары-практикумы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей. В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др.
Ожидаемый результат:
- Узнавать и называть знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;
- Составлять узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создавать декоративные композиции по мотивам народных изделий;
- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие;
- Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;
- Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.
- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
- Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
- Умеют самостоятельно проводить анализ изделия и рисунка;
- Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.
- Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
- Лепят из глины изделия, используют разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;
- Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
- Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала. Программа прошла апробацию в детском саду. Может быть использована педагогами и педагогами по изобразительному искусству в дошкольных учреждениях.
Учебно-тематический план кружка по декоративно-прикладному искусству «Мастера Югры»
№ п/п | Разделы программы | Старшая группа | Общее кол-во занятий | Подготовительная группа | Общее кол-во занятий | ||
Теория | Практика | Теория | Практика | ||||
1 | Путешествие по народным промыслам. | 1 | 1 | ||||
2 | «Знакомство с нетрадиционными техниками изображения» | 1 | 1 | ||||
3 | «Дымковская сказочная страна» | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | |
4 | «Чудо филимоновских свистулек» | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | |
5 | «Каргопольские игрушки» | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | |
6 | «Знакомтесь, русская матрешка» | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
7 | «Богородская резная игрушка» | 1 | 2 | 3 | |||
8 | «Жостовский букет» | 1 | 1 | 2 | |||
9 | «Веселый Городец» | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | |
10 | «Сине-голубое чудо Гжели» | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | |
11 | «Золотая Хохлома» | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | |
12 | «Красота вологодских кружев» | 1 | 2 | 3 | |||
13 | «Плат узорный» | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
14 | «Русский народный костюм» | 1 | 1 | 1 | |||
15 | Народные промыслы родного края | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | |
ИТОГО В ГОД | 11 | 17 | 28 | 5 | 23 | 28 | |
Полный курс обучения |
| 56 | |||||
Длительность одного занятия в старшей группе кружка 20-25 минут В подготовительной группе 25-30 минут |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционной техники рисования.
№п/п | Тема | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
Октябрь 1 | Путешествие по народным промысламЭкскурсия в Русскую горенку детского сада. | Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. | Изделия декоративно-прикладного искусства: дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, семеновская матрешка, городецкие, гжельские, хохломские изделия, павлово-посадские платки и шали. Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Распиши платок», «Собери гжельскую розу», «Собери матрешек», «Найди домик матрешки», домино «Игрушки». Видеокассета с записью русских народных промыслов. Аудиокассета с записью русских народных мелодий. | |
2 | «Знакомство с нетрадиционными техниками изображения». | Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами. | Мольберты, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши, материалы и инструменты для нетрадиционной техники. | |
3 | Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада. | Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками. | Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования. | Выставка дымковских игрушек: фигурки людей, разные животные и птицы. Силуэтное моделирование «Дымковские барышни». Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, «тычки». |
4 | Рисование + конструирование.«Барышни-франтихи». | Рисование тычком, ватными палочками. | Учить расписыватьдымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов вузоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими;формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двухчастей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус. | У воспитателя 2-3 дымковские барышни и выкройки игрушки – двойная верхняя часть и круг с надрезом по радиусу. У детей такие же выкройки из плотной бумаги (нужно предусмотреть различные положения рук куклы – в стороны, подняты и др.), таблицы с элементами дымковской росписи, краска гуашь, фломастеры, мягкие кисточки, «тычки», клей ПВА, скрепки, простой карандаш. |
Ноябрь 5 | Рисование + конструировании.«Изготовим дымковских артистов для настольного театра» (коллективная работа). | Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками. | Вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра; учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру; учить самостоятельно, определять, как расписывать новых персонажей. Закреплять умение пользоваться в работе «тычки». | Шаблоны из плотной бумаги или тонкого картона: кони, козлики, свинья, корова, всадники, собачки, медведь – гармонист, балалаечники; плотная белая бумага, таблицы с элементами дымковской росписи, простые карандаши, ножницы, краска гуашь, фломастеры, клей ПВА; мягкие кисти, печатки «тычки»; дымковские игрушки и иллюстрации. |
6 | Филимоновские свистульки.Рассказ об истории промысла.Экскурсия в мини-музей детского сада. | Ватные палочки, перышко. | Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. | Выставка филимоновских игрушек, иллюстрации с изображением филимоновских игрушек. Силуэтное моделирование «Филимоновские свистульки» Видеофильм. Таблицы с элементами филимоновской росписи. Листы желтой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки. |
7 | Лепка «Филимоновские олени и коровки» | Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передаваяособенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе. | Филимоновские подлинные игрушки – олени и коровкии иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой. | |
8 | Рисование «Филимоновский табунок». | Ватные палочки, перышко | Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках. | Филимоновские олени и коровки – игрушки, иллюстрации, окрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами филимоновской росписи, краска темперная, мягкие кисти, перышко, баночки с водой, салфетки. |
Декабрь 9 | Каргопольские легенды. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада. | Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками. | Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи. | Выставка каргопольских игрушек, иллюстрации с изображением каргопольских игрушек. Силуэтное моделирование «Каргопольские игрушки» Видеофильм. Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки. |
10 | Лепка «Волшебная Птица-Сирин». | Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическимспособом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотноскреплять части.Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу). | Каргопольские игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой. | |
11 | Рисование «Сказочная птица». | Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками | Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементыросписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. и украшать им вылепленное изделие.Воспитывать интерес к народному творчеству. | Каргопольские игрушки иллюстрации; покрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами росписи, краска темперная, мягкие кисти, баночки с водой, салфетки. |
12 | Золотая Хохлома.Рассказ об истории промысла.Экскурсия в мини-музей детского сада. | Ватные палочки, «тычки». | Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства. | Выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Бумажные силуэты хохломской посуды, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки». |
Январь 13 | Рисование «Шарфики для козлят» | Ватные палочки, «тычки». | Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой «тычком». | Хохломские изделия. иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства.. бумажные полоски 20*30 см. желтого, красного, черного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки». Игрушка козы и козлят. |
14 | Рисование «Украсим теремок для зверей»(коллективная работа). | Ватные палочки, «тычки». | Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком». | Хохломские изделия. иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Большой теремок на стене из бумаги, игрушки животных – мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя. Бумажные полоски 20*30 см. желтого, красного, черного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки». |
15 | Веселый Городец. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада. | Рисование пальчиками, «тычком» | Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками. | Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. Бумажные полоски 20*30 см., таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки». |
16 | Рисование «Сарафан для Матрешки» | Рисование пальчиками, оттиск поролоном. | Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном. | Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. трафареты матрешек, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки», поролон. |
Февраль 17 | Декоративное рисование«Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор накухонной доске). | Рисование пальчиками, оттиск поролоном. | Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному;самостоятельно придумывать узор и его расположение надоске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов ссоблюдением характерныхцветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглённымиштрихами, белыми точками. | Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства.. трафареты разделочных кухонных досок, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки», поролон. |
18 | Сине-белое чудо Гжели.Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада. | Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи. | Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. Трафареты посуды, таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти. | |
19 | Лепка «Гжельские фигурки». | Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров. Закрепить умениелепить из глины, используяконструктивный способ. | Гжельские изделия и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой. | |
20 | Рисование «Роспись фигурок». | Ватные палочки, «тычки». | Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбиратьцвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию иззнакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску накисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. | Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства и сувениры. Таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти. |
Март 21 | Русская матрешка.Экскурсия в мини-музей детского сада. | Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу.Воспитывать интерес кнародному творчеству. | Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Силуэтное моделирование «Матрешки», краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки». | |
22 | Лепка «Все они матрёшеньки, все они милашеньки...» | Ватные палочки, «тычки». | Продолжать знакомство с матрешкой. Учить лепить фигурку из целого куска глины. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству. | Игрушки матрешки и иллюстрации с изображением матрешек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой. |
23 | Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки». | Ватные палочки, «тычки», рисование пальчиками. | Закрепить знания детей о матрёшке. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу. | Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Окрашенные детские изделия. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Краска темперная, кисти, ватные палочки, «тычки». |
24 | Павлово-Посадские платки и шали. Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада. | Познакомить детей с новым промыслом – Павлово-Посадских шалях. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи. | Выставка Павлово-Посадских платков и шалей. Видеофильм «Плат узорный». Бумага зеленого, черного, вишневого цветов размером 50*50 см, краска гуашь, мягкие кисти, салфетки. | |
Апрель 25 | Рисование «Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа). | Батик холодный, «тычки». | Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей. Познакомить с техникой холодного батика. | Павлово-Посадские платки и шали. Ткань размером 100*100 см., краска гуашь, кольца для закрепки ткани, «тычки», кисти. |
26 | Народные промыслы родного края. Экскурсия на выставку в поселковую библиотеку. | Расширять представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Познакомить с народными промыслами родного края. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Учить рисовать орнаменты местного промысла. Развивать художественно-творческие способности детей. Формировать эстетический вкус. | Выставка народного декоративно-прикладного искусства местных мастеров, фотографии и альбомы украшения одежды орнаментом народов ханты и манси. | |
27 | Рисование «Украшение хантыйским орнаментом одежды». | Штампы, печатки. | Расширять знания детей о народных промыслах родного края. Развивать умение строить художественный замысел. Совершенствовать изобразительные навыки и умения рисования орнаментов, использовав при работе нетрадиционную технику рисования штампами и печатками. Развивать воображение, творчество, самостоятельность. | Выставка национальной одежды, фотографии и альбомы украшения одежды орнаментом народов ханты и манси. Трафареты одежды, штампы и печатки из картофеля, пробок, ластика. |
28 | Рисование«Украшаем сумочку хантыйским узором» | Цветной клей. | Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, используя нетрадиционную технику рисования цветным клеем. Развивать творческие способности детей. | Изделия народных промыслов родного края. Различные трафареты, таблицы с элементами росписей, цветной клей. |
Используемая литература:
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.
3. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва Изд-во Малыш, 1988.
4. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
5. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.
6. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
7. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. Изд-во Художник РСФСР 1975.
8. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
9. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
10. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.
11. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
12. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Москва. Просвещение, 1999.
13. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
14. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
15. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год на 2012- 2013 учебный год.
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе на учебный год на 2012- 2013 учебный год....
План работы педагога по изобразительному искусству на 2012 - 2013 учебный год.
В данном плане представлена работа педагога на год в трёх направлениях: ДЕТИ, ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ....
План работы кружка «Весёлая мозаика» (познавательно-исследовательская и художественно-творческая деятельность) на 2012 – 2013 учебный год
Вариативная часть ООП ДОУ (дополнительное образование)...
Результаты танцевально-ритмического кружка "Звонкие ладошки" 2012 - 2013 учебный год
Результаты танцевально-ритмического "Звонкие ладошки" 2012 - 2013 учебный год...
Приказ от 18.09.2012 № 156 Об открытии кружков в ДОУ в 2012-2013 учебном году
Утверждена руководителем кружка " Шахматная школа"...