Картотека социально-коммуникативных игр для детей младшего дошкольного возраста
картотека (младшая группа)
Развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания, наблюдательности, развитие активного словаря, развитие умения распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов, преодоление тактильных барьеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skr_igry.docx | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека социально-коммуникативных игр Этот вид игр помогает развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты. | |
№1 «Чей предмет?» Цель: научить детей проявлять внимание к другим людям. Ход игры: педагог заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. | Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказыв.ать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок и т. д
|
№2 «Зевака» Цель: развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции. Ход игры: все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, | хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.
|
№3 «Ау!» Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия. Количество играющих: 5-6 человек. Ход игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. | |
№4 «Кого укусил комарик?» Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми. Ход игры: дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. | Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик».
|
№5 «Две игрушки – поменяемся местами» Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений, сотрудничества. Ход игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.
| |
№6 «Раздувайся, пузырь» Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания. Ход игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: | Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
|
№7 «Слушай команду» Цель: развивать внимание, произвольность поведения. Ход игры: звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. | Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание. |
№8 «Ласковое имя» Цели: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам. Ход игры: дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию. | |
№10 «Найди отличие» Цель: развитие коммуникативных навыков. Количество играющих: взрослый и ребенок (группа детей). Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаши). Ход игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому. | Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями.
|
№9 «Где твой домик?» Цели: развитие внимательности, командного духа, умение управлять своим поведением. Ход игры: дети делятся на три команды: рыбки, птички, зайчики. Педагог объясняет детям, что у каждого животного есть своя среда обитания, т. е. птицы летают в небе, рыбки плавают в воде, зайчики прыгают на суше. В середине игровой площадки рисуется небольшой круг диаметром приблизительно 1,5 м. | Включается негромкая веселая музыка, под нее дети бегают, прыгают, танцуют. Через некоторое время музыка выключается и педагог командует: «Небо», «Суша» или «Вода». Дети, персонажи которых относятся к названной среде, должны быстро забежать в круг. Дети, которые ошиблись, выбывают из игры. Игра повторяется несколько раз. Затем дети меняются ролями, и игра продолжается до тех пор, пока к ней наблюдается интерес.
|
№11 «Веселые старты» Цель: развитие ловкости, быстроты и реакции детей, способствование коллективной сплоченности. Ход игры: Дети делятся на команды с равным количеством игроков, и проводится сама игра. Победителями считается команда, первой прошедшая все испытания без ошибок. Для малышей игра может состоять из небольшого количества несложных заданий,4–5 заданий будет вполне достаточно. | Приблизительный план соревнований для игроков 3–4 лет. • Пробежать змейкой между расставленными кеглями. • Перепрыгнуть полосу шириной 30 см, нарисованную на полу или не земле. • Пролезть в вертикально стоящий обруч. • Обежать стул, на котором лежит мячик. • Взять мяч и попасть им в вертикально стоящий обруч. • Вернуться к своей команде и передать эстафету другому игроку.
|
№12 «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем» Цель: научить детей выделять характерные черты какого-либо действия и изображать само действие при их помощи; научить детей распознавать через пантомиму смысл изображаемого действия. Ход игры: при помощи считалки выбирается водящий, которому предлагается выйти в другую комнату. Оставшиеся дети договариваются между собой, какое действие они будут изображать. Водящий возвращается и задает вопрос: – Где вы были? – дети отвечают: – Мы не скажем!
| Водящий спрашивает: – А что делали? – Мы не скажем, мы покажем! Дети изображают задуманное действие, водящий должен отгадать, что именно делают дети. Изображать задуманное действие могут все дети или только некоторые из них. Затем при помощи считалки выбирается новый водящий, и игра продолжается. Если водящий не смог угадать, что было изображено, ему говорят правильный ответ, и он продолжает водить.
|
№14 «Что это такое?» Цель: научить детей выделять характерные признаки предметов и изображать эти предметы; научить детей отгадывать изображаемые при помощи пантомимы предметы. Ход игры: педагог предлагает детям разделиться на команды с небольшим количеством человек (4–6 детей в каждой группе). Каждая команда получает задание изобразить какой-либо предмет, команды-соперницы | должны угадать, что именно было задумано. Педагог предлагает такие предметы, в которых можно легко выделить отличительные признаки или предметы, находящиеся в определенной заданной ситуации, например, автобус с людьми, стиральную машину, пылесос, подъемный кран и т. д. |
№13 «Изобрази эмоции» Цель: научить детей изображать заданные эмоции, такие как грусть, радость, восторг, скука, плач, веселье и т. д. Ход игры: дети при помощи считалки выбирают водящего. Педагог в тайне от других детей называет водящему эмоцию, тот воспроизводит ее при помощи мимики и жестов. | Остальные дети угадывают, что именно изобразил водящий. Ребенок, первым назвавший правильный ответ, становится новым водящим. Для детей младшего дошкольного возраста задание можно задавать в ситуативной форме: например, педагог называет условную фразу: «Буратино радуется (грустит, скучает и т. д.)».
|
№15 «Как меня зовут?» Цель: познакомить детей друг с другом, помочь в запоминании имен. Ход игры: дети встают в круг и берут друг друга за руки. Один из детей начинает игру. Он называет свое имя. Стоящий рядом с ним ребенок продолжает игру – называет имя первого ребенка, затем добавляет свое. Следующий ребенок должен назвать имя первого ребенка, затем второго, затем добавляет свое. | Все последующие игроки продолжают игру, называя цепочку из имен детей, стоящих перед ними, и свое собственное имя. Цепочка не должна превышать трех имен.
|
№16 «Лебедь, рак и щука» Цели: развитие внимание ребенка, улучшение коммуникативных способностей общения в паре, привить «чувство партнера». Количество играющих: двое. Ход игры: двое детей привязываются веревкой друг к другу за пояс, располагаясь спиной к спине. На некотором расстоянии от них (например, 1 метр) лежит игрушка, | которую участникам необходимо достать по сигналу ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть соперника на свою сторону.
|
№17 «Хорошие слова» Цель: научить детей говорить друг другу теплые слова. Ход игры: педагог рассказывает детям историю: «В одном далеком городе дети стали говорить много плохих слов, а хорошие совсем забыли. Хорошие слова очень устали сидеть без дела и решили уйти из этого города в другие места, где дети не забывают их. А в этом городе началось что-то страшное. Дети стали обзываться, совсем перестали дружить, учителя в школе и воспитатели в детских садах совсем перестали хвалить детей, мамы и папы стали только ругать своих малышей. | Очень тяжело пришлось деткам, и пошли они искать хорошие слова, чтобы просить их вернуться в их город. Очень долго дети искали эти слова и, наконец, нашли. Хорошие слова очень обрадовались, что они снова стали нужны детям, и с радостью вернулись. Но теперь, стоит кому-то сказать плохое слово, все тут же вспоминают, как хорошие слова уходили из города, и всем сразу уже не хочется ругаться. Давайте вспомним хорошие слова, которые мы знаем, и скажем их друг другу». Дети, обращаясь к другим, называют добрые слова, которые им знакомы.
|
№18 «Самый лучший» Цель: научить детей находить друг в друге положительные черты, говорить друг другу комплименты. Ход игры: заранее готовится «трон», например, кресло, обтянутое красивой тканью. Над троном крупными яркими буквами изображена надпись: «САМЫЙ ЛУЧШИЙ». Дети рассаживаются на стулья. При помощи считалки выбирается водящий, который занимает место на троне. В течение нескольких минут (время регулируется педагогом) остальные дети объясняют, почему этот ребенок самый лучший, придумывают уменьшительно-ласкательные производные его имени | В течение нескольких минут (время регулируется педагогом) остальные дети объясняют, почему этот ребенок самый лучший, придумывают уменьшительно-ласкательные производные его имени. По окончанию водящий выбирает следующего ребенка, который займет трон. Педагог может подсказать, что можно поблагодарить детей за комплименты и попросить ребенка описать свои эмоции, которые он испытывал, находясь на этом троне. Все дети должны по одному разу побыть на троне.
|
№19 «Колючий зверь» Цель: создание позитивного настроения у детей, создание дружеской атмосферы. Ход игры: педагог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат. Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения. | Задача детей – пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит хорошее слово про это животное, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему прозвище. Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей.
|
№20 «В зоопарке» Цель: позволить детям примерить на себя различные роли – доброго, злого, хитрого, трусливого и т. д.; повысить уровень самооценки. Ход игры: педагог предлагает поиграть: «Представьте, что мы пришли в зоопарк. Мы будет прогуливаться, переходить от клетки к клетке, наблюдать за поведением животных. Наша задача – изобразить, как ведет себя хозяин каждой клетки». | Педагог включает негромкую музыку, называет различных животных, дети в течение 3–4 минут изображают названного зверя, затем педагог предлагает следующее животное. Лучше всего предлагать детям названия животных в паре с прилагательным, характеризующим его. Педагог может назвать следующих животных: злой волк, трусливый зайчик, сердитый медведь, добрый слон, шустрый мышонок, хитрая лиса, ленивый кот, свирепый тигр и т. д.
|
№22 «Отвечай – не зевай» Цель: развивать в детях быстроту реакции и сообразительность. Ход игры: игру можно проводить на улице. Предварительно можно расчертить асфальт мелом таким образом, чтобы у каждого малыша оказалась собственная дорожка с делениями. Дети встают в ряд, каждый на своей дорожке, педагог по очереди задает каждому простой вопрос. Если ребенок ответил без запинки, он перемещается на следующее деление, если не нашелся с ответом, остается на прежнем месте, и педагог переходит к следующему малышу. | Вопросы могут быть любые, в том числе и шутливые, так же как и ответы, в этой игре оценивается не правильность ответа, а скорость и реакция. Примеры вопросов: • Сколько пальчиков у тебя на руке? • Как зовут твою маму? • Какого цвета солнце? • Сколько лет Деду Морозу? • Сколько раз ты приходил в детский сад? • У кого нос морковкой? и т. д.
|
№21 «Живые игрушки» Цель: научить детей сопереживанию, участливому отношению к другим, привить бережное отношение к игрушкам. Ход игры: педагог раздает детям хорошо знакомые им игрушки: машинки, куклы, мягкие зверушки, мячики, кубики и т. д. Игрушки должны быть разными у всех детей. Педагог предлагает детям рассказать сочиненную историю каждой игрушки. | Лучше, если она будет звучать от первого лица. Для начала первую историю может рассказать взрослый, затем предложить придумать свой рассказ самым активным детям и т. д. Застенчивые дети должны выступать со своими историями где-то в середине. Не стоит вызывать их в числе первых и последних рассказчиков. Педагог должен следить, чтобы дети не пересказывали рассказы друг друга, в этом случае можно направить мысль ребенка в новое русло, задавая наводящие вопросы. |
№23 «Наши маленькие друзья» Цель: развивать в детях способность сочувствовать и сопереживать, развивать бережное отношение к домашним питомцам. Ход игры: предварительно педагог предлагает детям нарисовать своих домашних животных. По этим рисункам дети должны рассказать истории о своих любимцах. | Это может быть история появления маленького друга в семье ребенка, какой-нибудь забавный случай из их жизни или просто рассказ, о том, как они живут, чем занимаются, куда ходят гулять и т. д. |
№24 «У птички болит крылышко» Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Ход игры: один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». | Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».
|
№26 «Листочек падает» Цель: развивать у детей умение сотрудничать. Ход игры: взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. | Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Взрослый отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.
|
№25 «Проснись» Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Ход игры: ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: "Проснись, моё солнышко!” и т.п. Взрослый. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А – ты мама (папа) – меня будишь. | Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать. Ситуация разыгрывается по ролям. При этом "просыпающийся” может потянуться, протереть глаза, улыбнуться утру и "маме”. При повторе участники игры меняются ролями. |
№27 «Покажу, как я люблю» Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Ход игры: взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой – в ее сыночка, и показывают, как они любят друг друга. | Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т.п. |
№28 «Звериное пианино» Цель: развивать у детей умение сотрудничать. Ход игры: дети садятся на корточки в одну линию. Они – клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает детям карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т.д.). | Потом взрослый дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. Клавишам нужно звучать голосами соответствующих животных.
|
№29 «Расследование» Цель: развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности, коммуникативных навыков. Ход игры: для игры все участники закрывают глаза, едущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску. Затем все дети по команде открывают глаза, и ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за занавеской (фактически, кого среди них не хватает). | Вспомнив этого ребенка, дети должны вспомнить как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего. Когда предложения заканчиваются, ребенок выходит из-за занавески, все могут увидеть и сравнивать, насколько точным было их описание.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному, социально-коммуникативному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Цветик - семицветик".
Конспект НОД по познавательному, социально-коммуникативному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....
Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребѐнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути....
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Раздел «Безопасность» в младшем дошкольном возрасте
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности...
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию Возрастная группа детей: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Образовательные задачи по основной образовательной области:-расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими;-сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам;-спо...
Посткроссинг как средство социально-коммуникативного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Посткроссинг как средство социально-коммуникативного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста В.В. Трепачева, воспитатель МДОУ №97 «Юбилейный» г. Рыбинска Яросла...
Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»
Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения худо...
Посткроссинг как средство социально-коммуникативного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте у детей значительно возрастает потребность в общении. Более того, все больше формируется внутренняя необходимость в расширении круга своего общения, который выходит не то...