Посткроссинг как средство социально-коммуникативного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая, подготовительная группа)

Трепачева Валентина Валентиновна

Посткроссинг как средство социально-коммуникативного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

 

В.В. Трепачева,

воспитатель МДОУ №97 «Юбилейный»

г. Рыбинска Ярославской области

 

В старшем дошкольном возрасте у детей значительно возрастает потребность в общении. Более того, все больше формируется внутренняя необходимость в расширении круга своего общения, который выходит не только за рамки семьи и ближайших родственников, но и группы детского сада. В связи с этим хорошим средством социально-коммуникативного, а также познавательного развития детей становится такой культурный феномен, как посткроссинг, что дословно с английского языка переводится как «почтовый марафон» (postcrossing). Иными словами – организация почтовой переписки между группами детских садов в разных городах страны.

Следует отметить, что такое явление, как обмен письмами практиковался не только в западных государствах, но и в нашей стране в советское время. Дети переписывались друг с другом, получали новую информацию о жизни сверстников, общались.

Проблема обеспечения интересного и содержательного общения дошкольников является в настоящее время актуальной. Появление большого количества мультфильмов и развлекательных передач, компьютерных игр, которые привлекают внимание детей, приводит к тому, что время детей дома иногда чрезмерно наполняется данными занятиями. В то же время ценность общения неоспорима, поэтому педагогам детских садов необходимо показать детям возможности для такого общения, в том числе посредством переписки с детьми их других городов.

Вопросы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста широко исследованы в научной литературе. Проблемы организации общения детей изучены в работах Л.В. Абрамовой [2], Е.О. Смирновой [3] и других авторов. В каждой комплексной программе дошкольного образования присутствует раздел, посвященный социально-коммуникативному развитию детей, созданы парциальные программы в этом направлении (например, программа «Дорогую добра» Л.В. Коломийченко [4]).

Рассмотрим наш опыт организации почтовой переписки детей подготовительной группы в детском саду №97 «Юбилейный» города Рыбинска Ярославской области. В течение двух лет наши дети отправляют и получают ответные письма от дошкольников из детских садов Курска, Йошкар-Олы и Санкт-Петербурга. Переписка способствует развитию детей в рамках сразу четырех из пяти образовательных областей, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1].

Социально-коммуникативному развитию способствует становление у детей навыков дружить, интересоваться жизнью сверстников в других городах, создавать письма, ждать ответа. Создание каждого письма – это целый проект. Дети продумывают, о чем будут писать, принимают участие в подборе фотографий и иллюстраций, которые отправят своим друзьям. В каждое письмо мы вкладываем сам текст письма, фотографии нашего города и красот природы, раскраски, рисунки и даже карту памяти с видеоматериалом, в котором участвуют дети. Свои добрые эмоции дети выражают не только в самом содержании письма, но и в рисунках, которые они делают на конвертах. Сердечки, звездочки, улыбки, солнце и многое другое – вот что украшает каждый конверт, который мы отправляем детям.

Мы специально выбрали формат переписки через традиционную, а не электронную почту. Запах бумаги, чернил, тактильные ощущения от конверта, наклеивание марок, ожидание ответа – это то, что уходит из повседневной жизни, но в то же время, мы считаем, это важно для социально-коммуникативного развития детей, поэтому применяем такую форму работы. Мгновенные сообщения через мобильные устройства, несомненно, станут частью повседневной жизни современных детей, это требование технического прогресса. Но воспоминания о переписке посредством бумаги, тот трепет и восторг, которые возникают при открытии долгожданного конверта, навсегда запомнятся детям.

Переписка между детьми, которую мы организовали, способствует также познавательному развитию, расширению знаний детей о городах, народных традициях, культуре. Познавательную направленность переписки мы усилили в этом, 2022 году, который объявлен в нашей стране годом культурного наследия народов России. Например, дети старшей группы МБДОУ №105 г. Курска написали нам рассказ о знаменитых курских яблоках антоновка и памятнике, который установлен этим яблокам в их городе, прислали фотографии. Дети также прислали нашим воспитанникам информацию о курском соловье, о своих любимых играх, а также видео о своем городе. В ответ мы рассказали о нашем городе и его достопримечательностях, нарисовали плакат, который тоже отправили детям. Следует отметить, что в процессе такой работы дети узнают не только о других городах, но и приобретают много информации о своей малой Родине. Так, например, дети сначала узнали, а потом поделились со сверстниками информацией о том, что автором стихов знаменитой песни «Пусть всегда будет солнце…» является наш земляк Лев Ошанин, памятник которому установлен на набережной Рыбинска. Сверстникам в другие города дети отправили запись этой песни, а также книгу о нашем городе и фотографии городских мест. Материала иногда так много, что мы отправляем сразу несколько писем.

Посткроссинг помогает также художественно-эстетическому развитию детей. Дети получают от своих друзей фотографии и рассказы о культурных традициях, народных промыслах, национальных костюмах, музыкальных инструментах и т.д. Например, дети узнали от своих сверстников из республики Марий Эл о традиционном марийском музыкальном ударном инструменте тумыр (барабан), марийских гуслях (кусле), музеях и достопримечательностях города.

Соединение в посткроссинге традиционного письма и современных информационных технологий помогает речевому развитию детей. Так, дети каждый раз записывают в формате видео обращение к своим иногородним друзьям, видео отправляем на карте памяти. В таких видео дошкольники рассказывают о себе, о нашем городе и его знаменитых людях и местах. В ходе таких выступлений дети учатся правильно строить предложения, составлять связный и интересный рассказ. Следует отметить, что дети очень ответственно подходят к созданию таких видео, а также с большим нетерпением ждут ответного видео от своих друзей.

Таким образом, организация почтовой переписки детей со сверстниками из детских садов в других городах (посткроссинг) является эффективным средством развития, которое вызывает большой интерес и, надеемся, запомнится детям на всю жизнь.

 

Литература

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155) // Российская газета. – 2013. – №265.

2. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. – М.: Мозаика, 2019. – 88 с.

3. Смирнова Е.О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте. – М.: Юрайт, 2021. – 163 с.

4. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: Сфера, 2015. – 160 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_postkrossing.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Посткроссинг как средство социально-коммуникативного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

В.В. Трепачева,

воспитатель МДОУ №97 «Юбилейный»

г. Рыбинска Ярославской области

В старшем дошкольном возрасте у детей значительно возрастает потребность в общении. Более того, все больше формируется внутренняя необходимость в расширении круга своего общения, который выходит не только за рамки семьи и ближайших родственников, но и группы детского сада. В связи с этим хорошим средством социально-коммуникативного, а также познавательного развития детей становится такой культурный феномен, как посткроссинг, что дословно с английского языка переводится как «почтовый марафон» (postcrossing). Иными словами – организация почтовой переписки между группами детских садов в разных городах страны.

Следует отметить, что такое явление, как обмен письмами практиковался не только в западных государствах, но и в нашей стране в советское время. Дети переписывались друг с другом, получали новую информацию о жизни сверстников, общались.

Проблема обеспечения интересного и содержательного общения дошкольников является в настоящее время актуальной. Появление большого количества мультфильмов и развлекательных передач, компьютерных игр, которые привлекают внимание детей, приводит к тому, что время детей дома иногда чрезмерно наполняется данными занятиями. В то же время ценность общения неоспорима, поэтому педагогам детских садов необходимо показать детям возможности для такого общения, в том числе посредством переписки с детьми их других городов.

Вопросы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста широко исследованы в научной литературе. Проблемы организации общения детей изучены в работах Л.В. Абрамовой [2], Е.О. Смирновой [3] и других авторов. В каждой комплексной программе дошкольного образования присутствует раздел, посвященный социально-коммуникативному развитию детей, созданы парциальные программы в этом направлении (например, программа «Дорогую добра» Л.В. Коломийченко [4]).

Рассмотрим наш опыт организации почтовой переписки детей подготовительной группы в детском саду №97 «Юбилейный» города Рыбинска Ярославской области. В течение двух лет наши дети отправляют и получают ответные письма от дошкольников из детских садов Курска, Йошкар-Олы и Санкт-Петербурга. Переписка способствует развитию детей в рамках сразу четырех из пяти образовательных областей, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1].

Социально-коммуникативному развитию способствует становление у детей навыков дружить, интересоваться жизнью сверстников в других городах, создавать письма, ждать ответа. Создание каждого письма – это целый проект. Дети продумывают, о чем будут писать, принимают участие в подборе фотографий и иллюстраций, которые отправят своим друзьям. В каждое письмо мы вкладываем сам текст письма, фотографии нашего города и красот природы, раскраски, рисунки и даже карту памяти с видеоматериалом, в котором участвуют дети. Свои добрые эмоции дети выражают не только в самом содержании письма, но и в рисунках, которые они делают на конвертах. Сердечки, звездочки, улыбки, солнце и многое другое – вот что украшает каждый конверт, который мы отправляем детям.

Мы специально выбрали формат переписки через традиционную, а не электронную почту. Запах бумаги, чернил, тактильные ощущения от конверта, наклеивание марок, ожидание ответа – это то, что уходит из повседневной жизни, но в то же время, мы считаем, это важно для социально-коммуникативного развития детей, поэтому применяем такую форму работы. Мгновенные сообщения через мобильные устройства, несомненно, станут частью повседневной жизни современных детей, это требование технического прогресса. Но воспоминания о переписке посредством бумаги, тот трепет и восторг, которые возникают при открытии долгожданного конверта, навсегда запомнятся детям.

Переписка между детьми, которую мы организовали, способствует также познавательному развитию, расширению знаний детей о городах, народных традициях, культуре. Познавательную направленность переписки мы усилили в этом, 2022 году, который объявлен в нашей стране годом культурного наследия народов России. Например, дети старшей группы МБДОУ №105 г. Курска написали нам рассказ о знаменитых курских яблоках антоновка и памятнике, который установлен этим яблокам в их городе, прислали фотографии. Дети также прислали нашим воспитанникам информацию о курском соловье, о своих любимых играх, а также видео о своем городе. В ответ мы рассказали о нашем городе и его достопримечательностях, нарисовали плакат, который тоже отправили детям. Следует отметить, что в процессе такой работы дети узнают не только о других городах, но и приобретают много информации о своей малой Родине. Так, например, дети сначала узнали, а потом поделились со сверстниками информацией о том, что автором стихов знаменитой песни «Пусть всегда будет солнце…» является наш земляк Лев Ошанин, памятник которому установлен на набережной Рыбинска. Сверстникам в другие города дети отправили запись этой песни, а также книгу о нашем городе и фотографии городских мест. Материала иногда так много, что мы отправляем сразу несколько писем.

Посткроссинг помогает также художественно-эстетическому развитию детей. Дети получают от своих друзей фотографии и рассказы о культурных традициях, народных промыслах, национальных костюмах, музыкальных инструментах и т.д. Например, дети узнали от своих сверстников из республики Марий Эл о традиционном марийском музыкальном ударном инструменте тумыр (барабан), марийских гуслях (кусле), музеях и достопримечательностях города.

Соединение в посткроссинге традиционного письма и современных информационных технологий помогает речевому развитию детей. Так, дети каждый раз записывают в формате видео обращение к своим иногородним друзьям, видео отправляем на карте памяти. В таких видео дошкольники рассказывают о себе, о нашем городе и его знаменитых людях и местах. В ходе таких выступлений дети учатся правильно строить предложения, составлять связный и интересный рассказ. Следует отметить, что дети очень ответственно подходят к созданию таких видео, а также с большим нетерпением ждут ответного видео от своих друзей.

Таким образом, организация почтовой переписки детей со сверстниками из детских садов в других городах (посткроссинг) является эффективным средством развития, которое вызывает большой интерес и, надеемся, запомнится детям на всю жизнь.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155) // Российская газета. – 2013. – №265.

2. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. – М.: Мозаика, 2019. – 88 с.

3. Смирнова Е.О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте. – М.: Юрайт, 2021. – 163 с.

4. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников.  М.: Сфера, 2015.  160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами рисования. Нетрадиционные техники рисования»

Обобщённый педагогический опыт педагогамуниципального образовательного учреждениядетский сад № 93 г. КарталыМордвинцевой Анастасии Юрьевны   «Познавательное разв...

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами рисования. Нетрадиционные техники рисования»

Обобщённый педагогический опыт педагогамуниципального образовательного учреждениядетский сад № 93 г. КарталыМордвинцевой Анастасии Юрьевны   «Познавательное разв...

Занятия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОУ...

Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"...

Программа социально коммуникативной направленности «Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста по средствам арт-терапии».

Данная программа призвана помочь педагогам-психологам выстроить системно коррекционно-развивающую работу с детьми 5-7 лет по снижению тревожности. Работать по программе могут воспитатели, педагоги-пси...

Посткроссинг как средство социально-коммуникативного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте у детей значительно возрастает потребность в общении. Более того, все больше формируется внутренняя необходимость в расширении круга своего общения, который выходит не то...