Посткроссинг как средство социально-коммуникативного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая, подготовительная группа)
Посткроссинг как средство социально-коммуникативного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
В.В. Трепачева,
воспитатель МДОУ №97 «Юбилейный»
г. Рыбинска Ярославской области
В старшем дошкольном возрасте у детей значительно возрастает потребность в общении. Более того, все больше формируется внутренняя необходимость в расширении круга своего общения, который выходит не только за рамки семьи и ближайших родственников, но и группы детского сада. В связи с этим хорошим средством социально-коммуникативного, а также познавательного развития детей становится такой культурный феномен, как посткроссинг, что дословно с английского языка переводится как «почтовый марафон» (postcrossing). Иными словами – организация почтовой переписки между группами детских садов в разных городах страны.
Следует отметить, что такое явление, как обмен письмами практиковался не только в западных государствах, но и в нашей стране в советское время. Дети переписывались друг с другом, получали новую информацию о жизни сверстников, общались.
Проблема обеспечения интересного и содержательного общения дошкольников является в настоящее время актуальной. Появление большого количества мультфильмов и развлекательных передач, компьютерных игр, которые привлекают внимание детей, приводит к тому, что время детей дома иногда чрезмерно наполняется данными занятиями. В то же время ценность общения неоспорима, поэтому педагогам детских садов необходимо показать детям возможности для такого общения, в том числе посредством переписки с детьми их других городов.
Вопросы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста широко исследованы в научной литературе. Проблемы организации общения детей изучены в работах Л.В. Абрамовой [2], Е.О. Смирновой [3] и других авторов. В каждой комплексной программе дошкольного образования присутствует раздел, посвященный социально-коммуникативному развитию детей, созданы парциальные программы в этом направлении (например, программа «Дорогую добра» Л.В. Коломийченко [4]).
Рассмотрим наш опыт организации почтовой переписки детей подготовительной группы в детском саду №97 «Юбилейный» города Рыбинска Ярославской области. В течение двух лет наши дети отправляют и получают ответные письма от дошкольников из детских садов Курска, Йошкар-Олы и Санкт-Петербурга. Переписка способствует развитию детей в рамках сразу четырех из пяти образовательных областей, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1].
Социально-коммуникативному развитию способствует становление у детей навыков дружить, интересоваться жизнью сверстников в других городах, создавать письма, ждать ответа. Создание каждого письма – это целый проект. Дети продумывают, о чем будут писать, принимают участие в подборе фотографий и иллюстраций, которые отправят своим друзьям. В каждое письмо мы вкладываем сам текст письма, фотографии нашего города и красот природы, раскраски, рисунки и даже карту памяти с видеоматериалом, в котором участвуют дети. Свои добрые эмоции дети выражают не только в самом содержании письма, но и в рисунках, которые они делают на конвертах. Сердечки, звездочки, улыбки, солнце и многое другое – вот что украшает каждый конверт, который мы отправляем детям.
Мы специально выбрали формат переписки через традиционную, а не электронную почту. Запах бумаги, чернил, тактильные ощущения от конверта, наклеивание марок, ожидание ответа – это то, что уходит из повседневной жизни, но в то же время, мы считаем, это важно для социально-коммуникативного развития детей, поэтому применяем такую форму работы. Мгновенные сообщения через мобильные устройства, несомненно, станут частью повседневной жизни современных детей, это требование технического прогресса. Но воспоминания о переписке посредством бумаги, тот трепет и восторг, которые возникают при открытии долгожданного конверта, навсегда запомнятся детям.
Переписка между детьми, которую мы организовали, способствует также познавательному развитию, расширению знаний детей о городах, народных традициях, культуре. Познавательную направленность переписки мы усилили в этом, 2022 году, который объявлен в нашей стране годом культурного наследия народов России. Например, дети старшей группы МБДОУ №105 г. Курска написали нам рассказ о знаменитых курских яблоках антоновка и памятнике, который установлен этим яблокам в их городе, прислали фотографии. Дети также прислали нашим воспитанникам информацию о курском соловье, о своих любимых играх, а также видео о своем городе. В ответ мы рассказали о нашем городе и его достопримечательностях, нарисовали плакат, который тоже отправили детям. Следует отметить, что в процессе такой работы дети узнают не только о других городах, но и приобретают много информации о своей малой Родине. Так, например, дети сначала узнали, а потом поделились со сверстниками информацией о том, что автором стихов знаменитой песни «Пусть всегда будет солнце…» является наш земляк Лев Ошанин, памятник которому установлен на набережной Рыбинска. Сверстникам в другие города дети отправили запись этой песни, а также книгу о нашем городе и фотографии городских мест. Материала иногда так много, что мы отправляем сразу несколько писем.
Посткроссинг помогает также художественно-эстетическому развитию детей. Дети получают от своих друзей фотографии и рассказы о культурных традициях, народных промыслах, национальных костюмах, музыкальных инструментах и т.д. Например, дети узнали от своих сверстников из республики Марий Эл о традиционном марийском музыкальном ударном инструменте тумыр (барабан), марийских гуслях (кусле), музеях и достопримечательностях города.
Соединение в посткроссинге традиционного письма и современных информационных технологий помогает речевому развитию детей. Так, дети каждый раз записывают в формате видео обращение к своим иногородним друзьям, видео отправляем на карте памяти. В таких видео дошкольники рассказывают о себе, о нашем городе и его знаменитых людях и местах. В ходе таких выступлений дети учатся правильно строить предложения, составлять связный и интересный рассказ. Следует отметить, что дети очень ответственно подходят к созданию таких видео, а также с большим нетерпением ждут ответного видео от своих друзей.
Таким образом, организация почтовой переписки детей со сверстниками из детских садов в других городах (посткроссинг) является эффективным средством развития, которое вызывает большой интерес и, надеемся, запомнится детям на всю жизнь.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155) // Российская газета. – 2013. – №265.
2. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. – М.: Мозаика, 2019. – 88 с.
3. Смирнова Е.О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте. – М.: Юрайт, 2021. – 163 с.
4. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: Сфера, 2015. – 160 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_postkrossing.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Посткроссинг как средство социально-коммуникативного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
В.В. Трепачева,
воспитатель МДОУ №97 «Юбилейный»
г. Рыбинска Ярославской области
В старшем дошкольном возрасте у детей значительно возрастает потребность в общении. Более того, все больше формируется внутренняя необходимость в расширении круга своего общения, который выходит не только за рамки семьи и ближайших родственников, но и группы детского сада. В связи с этим хорошим средством социально-коммуникативного, а также познавательного развития детей становится такой культурный феномен, как посткроссинг, что дословно с английского языка переводится как «почтовый марафон» (postcrossing). Иными словами – организация почтовой переписки между группами детских садов в разных городах страны.
Следует отметить, что такое явление, как обмен письмами практиковался не только в западных государствах, но и в нашей стране в советское время. Дети переписывались друг с другом, получали новую информацию о жизни сверстников, общались.
Проблема обеспечения интересного и содержательного общения дошкольников является в настоящее время актуальной. Появление большого количества мультфильмов и развлекательных передач, компьютерных игр, которые привлекают внимание детей, приводит к тому, что время детей дома иногда чрезмерно наполняется данными занятиями. В то же время ценность общения неоспорима, поэтому педагогам детских садов необходимо показать детям возможности для такого общения, в том числе посредством переписки с детьми их других городов.
Вопросы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста широко исследованы в научной литературе. Проблемы организации общения детей изучены в работах Л.В. Абрамовой [2], Е.О. Смирновой [3] и других авторов. В каждой комплексной программе дошкольного образования присутствует раздел, посвященный социально-коммуникативному развитию детей, созданы парциальные программы в этом направлении (например, программа «Дорогую добра» Л.В. Коломийченко [4]).
Рассмотрим наш опыт организации почтовой переписки детей подготовительной группы в детском саду №97 «Юбилейный» города Рыбинска Ярославской области. В течение двух лет наши дети отправляют и получают ответные письма от дошкольников из детских садов Курска, Йошкар-Олы и Санкт-Петербурга. Переписка способствует развитию детей в рамках сразу четырех из пяти образовательных областей, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1].
Социально-коммуникативному развитию способствует становление у детей навыков дружить, интересоваться жизнью сверстников в других городах, создавать письма, ждать ответа. Создание каждого письма – это целый проект. Дети продумывают, о чем будут писать, принимают участие в подборе фотографий и иллюстраций, которые отправят своим друзьям. В каждое письмо мы вкладываем сам текст письма, фотографии нашего города и красот природы, раскраски, рисунки и даже карту памяти с видеоматериалом, в котором участвуют дети. Свои добрые эмоции дети выражают не только в самом содержании письма, но и в рисунках, которые они делают на конвертах. Сердечки, звездочки, улыбки, солнце и многое другое – вот что украшает каждый конверт, который мы отправляем детям.
Мы специально выбрали формат переписки через традиционную, а не электронную почту. Запах бумаги, чернил, тактильные ощущения от конверта, наклеивание марок, ожидание ответа – это то, что уходит из повседневной жизни, но в то же время, мы считаем, это важно для социально-коммуникативного развития детей, поэтому применяем такую форму работы. Мгновенные сообщения через мобильные устройства, несомненно, станут частью повседневной жизни современных детей, это требование технического прогресса. Но воспоминания о переписке посредством бумаги, тот трепет и восторг, которые возникают при открытии долгожданного конверта, навсегда запомнятся детям.
Переписка между детьми, которую мы организовали, способствует также познавательному развитию, расширению знаний детей о городах, народных традициях, культуре. Познавательную направленность переписки мы усилили в этом, 2022 году, который объявлен в нашей стране годом культурного наследия народов России. Например, дети старшей группы МБДОУ №105 г. Курска написали нам рассказ о знаменитых курских яблоках антоновка и памятнике, который установлен этим яблокам в их городе, прислали фотографии. Дети также прислали нашим воспитанникам информацию о курском соловье, о своих любимых играх, а также видео о своем городе. В ответ мы рассказали о нашем городе и его достопримечательностях, нарисовали плакат, который тоже отправили детям. Следует отметить, что в процессе такой работы дети узнают не только о других городах, но и приобретают много информации о своей малой Родине. Так, например, дети сначала узнали, а потом поделились со сверстниками информацией о том, что автором стихов знаменитой песни «Пусть всегда будет солнце…» является наш земляк Лев Ошанин, памятник которому установлен на набережной Рыбинска. Сверстникам в другие города дети отправили запись этой песни, а также книгу о нашем городе и фотографии городских мест. Материала иногда так много, что мы отправляем сразу несколько писем.
Посткроссинг помогает также художественно-эстетическому развитию детей. Дети получают от своих друзей фотографии и рассказы о культурных традициях, народных промыслах, национальных костюмах, музыкальных инструментах и т.д. Например, дети узнали от своих сверстников из республики Марий Эл о традиционном марийском музыкальном ударном инструменте тумыр (барабан), марийских гуслях (кусле), музеях и достопримечательностях города.
Соединение в посткроссинге традиционного письма и современных информационных технологий помогает речевому развитию детей. Так, дети каждый раз записывают в формате видео обращение к своим иногородним друзьям, видео отправляем на карте памяти. В таких видео дошкольники рассказывают о себе, о нашем городе и его знаменитых людях и местах. В ходе таких выступлений дети учатся правильно строить предложения, составлять связный и интересный рассказ. Следует отметить, что дети очень ответственно подходят к созданию таких видео, а также с большим нетерпением ждут ответного видео от своих друзей.
Таким образом, организация почтовой переписки детей со сверстниками из детских садов в других городах (посткроссинг) является эффективным средством развития, которое вызывает большой интерес и, надеемся, запомнится детям на всю жизнь.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155) // Российская газета. – 2013. – №265.
2. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. – М.: Мозаика, 2019. – 88 с.
3. Смирнова Е.О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте. – М.: Юрайт, 2021. – 163 с.
4. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: Сфера, 2015. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами рисования. Нетрадиционные техники рисования»
Обобщённый педагогический опыт педагогамуниципального образовательного учреждениядетский сад № 93 г. КарталыМордвинцевой Анастасии Юрьевны «Познавательное разв...
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами рисования. Нетрадиционные техники рисования»
Обобщённый педагогический опыт педагогамуниципального образовательного учреждениядетский сад № 93 г. КарталыМордвинцевой Анастасии Юрьевны «Познавательное разв...
Занятия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОУ...
Дидактические игры, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста».
презентация...
Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"...
Программа социально коммуникативной направленности «Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста по средствам арт-терапии».
Данная программа призвана помочь педагогам-психологам выстроить системно коррекционно-развивающую работу с детьми 5-7 лет по снижению тревожности. Работать по программе могут воспитатели, педагоги-пси...
Посткроссинг как средство социально-коммуникативного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте у детей значительно возрастает потребность в общении. Более того, все больше формируется внутренняя необходимость в расширении круга своего общения, который выходит не то...