Конспекты ООД Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе "Время. Часы – прибор, отсчитывающий время"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: развитие временных отношений у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно.
Задачи:
Закрепить умение детей ориентироваться во времени по часам (с точностью до часа);
Познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями;
Учить детей изготавливать простейшие водяные часы;
Развивать основы речевого этикета, обогащать словарь детей за счет слов: часовщик, водяные, солнечные, масляные, механические, электронные часы;
Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Материал: разнообразные часы (механические карманные, наручные, настенные, электронные, кварцевые, настольные, песочные); иллюстрации с изображением масляных , водяных, солнечных, огненных, гиревых, напольных часов); карточки с цифрами от 1 до 12; песочные часы интервалом 1 минута, кувшин с водой; пластиковая бутылка емкостью 1,5 литра.
Методы и приемы:
Наглядный метод (демонстрация часов, иллюстраций; показ способа изготовления водяных часов)
Практический метод (самостоятельное изготовление водяных часов)
Словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, словесная игра)
Игровой метод (загадывание загадки; развивающие игры, которые активизируют интеллектуальные возможности дошкольников).
План занятия:
I. Вводная часть
Организационный момент: введение в тему.
II. Основная часть
Актуализация чувственного опыта детей
Рассказ и беседа педагога с детьми о разных видах часов
Объяснение и показ педагога по изготовлению водяных часов
Практическая работа – изготовление водяных часов
Рассказ педагога о механических часах
Рассказы детей о часах
Физкультминутка
Игра “Ходят стрелочки по кругу”.
Итог занятия.
Игра “Разбегалочки”
Рефлексия.
Ход занятия
I. Вводная часть
Педагог. Мы попадем на выставку. А что это за выставка? Послушайте загадку и отгадайте:
Мы днем не спим,
Мы ночью не спим,
И днем и ночью
Стучим, стучим.
Дети. Это часы.
II. Основная часть
Дети садятся на стулья, которые стоят полукругом.
Педагог. Для описания астрономических явлений нужно точно фиксировать моменты времени, которые происходят, а для этого необходимо уметь измерять время, используя специальный прибор – часы. Дети, посмотрите на выставку часов. Чем похожи они между собой?
Дети. У часов есть цифры, стрелки.
Педагог. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое и настоящее. Я расскажу вам историю появления часов. Первыми часам, которые придумали люди - были солнечные часы (2 тысячи лет назад).
Показ иллюстрации солнечных часов.
– У них не было ни стрелок, ни циферблата. Это была большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце опускается, тем длиннее тень, и значит, скоро вечер. Как вы думайте, удобны ли такие часы?
Дети. Нет, если нужно узнать время всегда придется к ним бегать. И еще они не удобны тем, что в пасмурную погоду не определишь время.
Педагог. Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели масляные часы.
Показ иллюстрации масляных часов.
Как они устроены? Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени. Как вы думайте, а удобны ли эти часы?
Дети. Нет. Часы могут упасть и возникнет пожар.
Педагог. В нашем музее есть огненные часы.
Показ огненных часов.
Но эти часы работали только в помещении, где нет ветра.
В это же время люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.
Я предлагаю вам, сделать такие часы.
Объяснение педагога по изготовлению часов.
Для изготовления водяных часов нам потребуется пластиковая бутылка, предварительно разрезанная на две части. Пробка у бутылки с отверстием. Еще нам нужен маркер, песочные часы (1 минута) и кувшин с водой.
Практическая работа – изготовление водяных часов
Один ребенок наливает воду, другой следит за песочными часами, а третий делает через минуту на сосуде метку маркером.
Педагог. Как вы думайте, удобны ли эти часы?
Дети. Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.
Педагог. Не случайно с тех пор говорят о времени: “Сколько воды утекло!”
Педагог. Похоже устроены и песочные часы, которые вы только что использовали.
Дети снова возвращаются на выставку.
Педагог. Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли?
Дети. Часовщик.
Педагог. Часовщик – это человек, который ремонтирует часы. Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.
Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.
Рассказы детей о часах: (У нас дома есть часы, которые называются “будильник”. Без них мы всегда опаздывали в детский сад, потому что крепко спим
В нашей семьи есть часы, которые надевают на руку. Это наручные часы.
У нас дома есть часы. Только они без стрелок, там цифры мигают. Они называются “электронные”. Их не нужно заводить, надо только батарейки менять.
У моей мамы есть часы на цепочке, их надевают на шею, как кулон.
Я видел часы, в которых живет кукушка. Она каждый час кричит: “Ку-ку!”)
Все эти часы дети находят и рассматривают на выставке.
Педагог. Итак, мы узнали, что бывает много разных часов. А сейчас представим, как они работают.
Игра “Ходят стрелочки по кругу”
На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой.)
Педагог. Пять часов! (Встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12.)
Игра повторяется. Дети проходят за столы.
Педагог. Вот и подошло наше путешествие в историю часов к концу.
IV. Итог занятия
Игра “Разбегалочки”.
Педагог. Раз, два, три встань по три.
Дети по команде педагога разбегаются тройками. Педагог раздает карточки с вопросами “ЧТО?”, “КАК?”, “ЗАЧЕМ?”
Дети вместе с педагогом подводят итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект КВН по познавательному развитию ФЭМП «Часы и Время»
Создание условий для формирования элементарно математических представлений с элементами Триз-технологий...
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ОБЖ) СРЕДНЯЯ ГРУППА «ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА»
Закреплять у детей представления о пожароопасных предметах (газовая плита, спички, свечка, утюг, печка). Продолжать формировать у детей элементарные правила поведения при...
Конспект НОД по познавательному развитию "Часы и время"
В конспекте предложен материал о истории появления часов, воспитатель рассказывает детям о том, как в далекие времена люди определяли время по объктам природы....
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Волшебные часы"
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Волшебные часы"...
Конспект занятия по познавательному развитию «Измерение времени. Часы» для подготовительной группы.
Задачи:1. Познакомить детей с историей возникновения часов, подвести к пониманию их назначения и функции.2. Уточнить знания детей о часах и их видах.3. Обогащать словарный запас детей.4. Способствоват...
Конспект педагогической ситуации с элементами ТРИЗ с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: "Время. Часы – прибор, отсчитывающий время"
Занятие по математике для детей подготовительной к школе группе с элементами ТРИЗ....