рабочая программа педагога психолога ДОО с ребенком с ЗПР (подготовительный возраст)
рабочая программа (подготовительная группа)
Предлагаю готовый материал для написания индивидуальной рабочей программы коррекционно-развивающих занятий на учебный год. Сделана для детей с ЗПР подготовительного возраста. ЕЕ можно упростить (модифицировать) для детей старшего возраста с ЗПР. Цель, задачи можно прописатьс КИМПА (АОП). Мой раздел: коммуникативное развитие.
На основе АООП для детей с ЗПР. И книги "Занятия для детей с ЗПР" Ротарь
Постаралась максимально связать с лекическими темами дефектолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_zpr.docx | 61.51 КБ |
Предварительный просмотр:
(официальный бланк детского сада)
Рабочая программа педагога – психолога
с ребенком группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
ХХХХ
на 2020-2021 учебный год
Составила:
педагог-психолог
Нижний Новгород
2020
Содержание:
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:
- Пояснительная записка……………………………….…….....стр 3
- Цели и задачи реализации Программы………………………стр 3
- Принципы формирования Программы…………………..…..стр 3
1.4 Значимые характеристики для разработки и реализации
Программы, в том числе характеристики особенностей
развития детей…………………………………………………….стр 4
- Планируемые результаты реализации Программы………….стр 6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
2.1Психолого –педагогическая диагностика…………………….стр 8
2.2 Содержание коррекционно - развивающей работы.
Календарно-тематическое-планирование………………………..стр 8
2.3 Психологическое консультирование…………………………стр 13
2.4 Психологическое просвещение и профилактика…………….стр 14
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:
- Материально-техническое обеспечение Программы……… ..стр 14
- Учебно-методическое обеспечение Программы……………. .стр 15
- Режим дня на холодный период года………………………….стр 15
3.4 Расписание игровых сеансов………………………………….стр 15
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:
1. 1 Пояснительная записка
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью индивидуальной адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР.
Программа разработана по результатам психолого-педагогического обследования.
Программа разработана в соответствии с Адаптированной Основной Общеобразовательной программой для детей с ЗПР «Детский сад № XXX» Программа разработана она основе «Занятия для детей с задержкой психического развития» Н.В. Ротарь,Т.В.Карцева.
1.2 Цели и задачи реализации Программы
Цель: (вставить из АОП, у каждого они свои)
- Коррекция и развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.
Задачи:
- Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий.
- Создание условий для координации волевых усилий с другими детьми.
- Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти.
- Расширение объема зрительной памяти.
- Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания.
1.3 Принципы формирования Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах :
1. Поддержка разнообразия детства
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
3. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Учреждения) и детей.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество с семьей.
7. Интеграция образовательных областей.
8. Индивидуализация дошкольного образования
9. Возрастная адекватность дошкольного образования
10. Развивающее вариативное образование
11. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
12. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Специальные принципы :
∙ Принцип педагогического гуманизма и оптимизма.
∙ Принцип социально-адаптирующей направленности образования.
∙ Принцип этиопатогенетический: для правильного построения коррекционной работы с ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения.
∙ Принцип системного и комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.
∙ Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.
∙ Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития.
∙ Принцип единства диагностики и коррекции.
∙ Принцип ранней педагогической помощи.
1.4 Значимые характеристики для разработки
и реализации Программы, в том числе характеристики
особенностей развития детей
Характеристика возрастных особенностей развития детей с ЗПР необходима для правильной организации образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения (группы). Общая характеристика детей с ЗПР представлена в «Примерной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 07 декабря 2017года No 6/17) стр. 7-19. Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» В играх отмечается сложность в выполнении и подчинении, трудности в смене ролей при условии сохранения роли, взятой ранее. Однако дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Проявляют интерес к страноведческим знаниям, национальностям людей. Задают вопросы о России, ее общественном устройстве, других странах и народах мира, их особенностях. Имеют представление о различных видах труда взрослых, связанных с потребностей людей, общества и государства (цели и содержание видов труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, некоторые представления о труде как экономической категории, гендерная специфика труда). Некоторым детям сложно принимать какую-либо роль в театрализованной деятельности, однако у них хорошо развита режиссерская игра. Не сформированы предпосылки экологического сознания в виде представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, освоения правил безопасного для окружающего мира природы поведения; осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы. Знают о элементарных правилах безопасного поведения и могут рассказать о них, однако часто их нарушают вследствие того, что видят не соответствующие правилам поступки взрослых.
Образовательная область «Познавательное развитие» Классифицируют предметы по разным признакам. Выявляют и анализируют такие отношения, как начало процесса, середина и окончание в ходе наблюдения за изменениями объектов живой и неживой природы, однако затрудняются с последующим их схематическим изображением. Возникают затруднения в использовании графических образов для фиксирования результатов исследования и экспериментирования. Способен в образном плане преобразовывать противоречивые и проблемные ситуации. Могут изображать варианты различных конструкций одного и того же объекта.
Образовательная область «Речевое развитие» Дети умеют действовать по указанию взрослого: выполнять инструкции, данные словесно, точно воспроизводить словесный образец при пересказе литературного произведения близко к тексту. Любят играть в словесные игры с правилами (««Да» и «нет» не говорить...», «Слова на последний звук» и др.). Активно участвует в беседах о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, высказывая собственные мнения, предположения. Возникают трудности в составлении словесных портретов знакомых людей, отражая особенности внешности и значимые для ребенка качества. Используют в речи слова, обозначающие название объектов природы, профессии и социальные явления. Для дошкольников с ЗПР характерна неоднородность нарушенных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности, что становится особенно заметным к концу дошкольного возраста. В отсутствии своевременной коррекционно- педагогической помощи к моменту поступления в школу дети с ЗПР не достигают необходимого уровня психологической готовности за счет незрелости мыслительных операций и снижения таких характеристик деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, контроль и саморегуляция.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Дети с грубой ЗПР вырезают по шаблону, однако выкладывают и приклеивают детали последовательно и аккуратно. В лепке предпочитают технику барельеф, составляют сюжет и соотносят пропорции частей. Все дети элементарно анализируют музыкальные формы, разную по жанрам и стилям музыку. Различают и правильно называют основные детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма, шар).
Образовательная область «Физическое развитие» Настойчиво проявляют элементы творчества при выполнении физических упражнений и игр, осуществляет активное использование двигательного опыта и навыков ЗОЖ в новых обстоятельствах, однако есть затруднения в играх с мячом, нежелание передавать мяч, неправильная ловля и подача мяча. Слабо развиты виды бега: подскоки, челночный бег, с захлестом голени, прыжки через скакалку. Отмечаются нарушения равновесия.
Вышеперечисленные особенности познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы обусловливают слабость функционального базиса, обеспечивающего дальнейшую учебную деятельность детей с ЗПР в коммуникативном, регулятивном, познавательном, личностном компонентах. А именно на этих компонентах основано формирование универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального общего образования. Важнейшей задачей является формирование этого функционального базиса для достижения целевых ориентиров дошкольного образования и формирования полноценной готовности к началу школьного обучения. Особые образовательные потребности дошкольников с ЗПР В ФГОС ДО отмечается, что образовательная и коррекционная работа в группах комбинированной и компенсирующей направленности должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности и возможности каждой категории детей. Особые образовательные потребности детей с ЗПР определяются как общими, так и специфическими недостатками развития, а также иерархией нарушений в структуре нарушения. Вышеперечисленные особенности обусловливают особые образовательные потребности дошкольников с ЗПР, заключающиеся в следующем:
• раннее выявление недостатков в развитии и получение специальной психолого-педагогической помощи на дошкольном этапе образования;
• обеспечение коррекционно-развивающей направленности в рамках всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО:
• развитие и целенаправленная коррекция недостатков развития эмоционально-волевой, личностной, социально-коммуникативной,
познавательной и двигательной сфер;
• обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего
процесса;
• осуществление индивидуально-ориентированной психолого- педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического
консилиума;
• обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики
(быстрой истощаемости, низкой работоспособности);
• щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок;
• изменение объема и содержания образования, его вариативность; восполнение пробелов в овладении образовательной программой ДОО;
• вариативность освоения АООП;
• индивидуально-дифференцированный подход в процессе усвоения Программы;
• формирование, расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире, включение освоенных представлений, умений
и навыков в практическую и игровую деятельности;
• постоянная стимуляция познавательной и речевой активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному миру и социальному
окружению;
• организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с учетом индивидуально-типологических особенностей
психофизического развития, актуального уровня развития, имеющихся знаний, представлений, умений и навыков и ориентацией на зону
ближайшего развития;
• изменение методов, средств, форм образования; организация процесса обучения с учетом особенностей познавательной деятельности
(пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих
как общему развитию, так коррекции и компенсации недостатков в развитии);
• приоритетность целенаправленного педагогического руководства на начальных этапах образовательной и коррекционной работы, формирование
предпосылок для постепенного перехода ребенка к самостоятельной деятельности;
• развитие коммуникативной деятельности, формирование средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия и сотрудничества со
взрослыми и сверстниками, социально одобряемого поведения;
• развитие всех компонентов речи, речеязыковой компетентности;
• целенаправленное развитие предметно-практической, игровой, продуктивной, экспериментальной деятельности и предпосылок к учебной
деятельности с ориентацией на формирование их мотивационных, регуляционных, операциональных компонентов;
• обеспечение взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника; грамотное психолого-педагогическое сопровождение и активизация ее
ресурсов для формирования социально активной позиции; оказание родителям (законным представителям) необходимой поддержки.
1.5 Планируемые результаты реализации Программы
Целевые ориентиры освоения Программы
детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР (6-7 лет)
Социально-коммуникативное развитие. Ребенок имеет представление о временной перспективе личности, об изменение социальной позиции человека с возрастом ( ребенок посещает детский сад, школьник учится и т.д.). Ребенок самостоятелен и ответственен в самообслуживании, заинтересован в результате, охотно участвует в совместном труде. Проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении; старается разрешать конструктивно конфликты. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; осваивает некоторые моральные нормы и правила поведения; оценивает поступки других людей, литературных и персонажей мультфильмов. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Способен к созданию замысла и развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому взаимодействию, к коллективной игре. Ребенок знает элементарные правила безопасного поведения: в быту, на улице, в природе. Избегает контакты с незнакомыми людьми на улице, знает, как позвать на помощь. Знает свой адрес, имена родителей и контактную информацию.
Познавательное развитие. Ребенок знает свое имя, фамилию и фамилию, имя и отчество родителей, их профессии, домашний адрес и телефон, свое близкое окружение. Знает название страны, государственные символы, столицу России. Имеет представление о «Малой Родине», достопримечательностях, о людях прославивших свой край. Может назвать некоторые государственные праздники и их назначение в жизни граждан России. Ребенок определяет материалы и их свойства (бумагу, дерево, металл, пластмасса), имеет представление о производстве некоторых материалов и предметов. Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, отмечает особенности времен года. Умеет наблюдать за Солнцем и Луной. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. Ребенок называет не только основные цвета, но и их оттенки, форму предметов. Воспринимает величину объектов. Уравнивает две группы предметов (+1 и -1) пользуется порядковыми и количественными числительными до 20. Ребенок усваивает количественный и порядковый счет в пределах десятка, обратный счет, состав числа из единиц; соотносит цифру и число. Решает простые задачи с опорой на наглядность. Ориентируется во времени : день - неделя - месяц, минута- час. Называет времена года, части суток, дни недели. У ребенка развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Ребенку трудно воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение. Продолжает развиваться внимание дошкольника, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
Речевое развитие. Ребенок оформляет речевое высказывание в соответствии с фонетическими и лексико-грамматическим нормами русского языка. В высказываниях ребенок отражает как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Ребенок начинает активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. У ребенка развитая диалогическая и монологическая речь. Ребенок может содержательно и выразительно пересказывать, рассказывать по картинке, драматизировать передавая не только главное, но и детали; называет некоторых писателей. Ребенок овладевает элементами грамоты (навыками звукового анализа и синтеза). Называет жанры литературы, испытывает сострадание и сочувствие к героям книги.
Художественно-эстетическое развитие. Ребенок знаком с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, А. Саврасов, В. Васнецов и др.). Имеет представления о художниках-иллюстраторах детской книги, о декоративно- прикладном искусстве (гжель, хохлома, городец и др.), народной игрушке. Имеет представление о памятниках архитектуры страны и родного города. Ребенок создает индивидуальный и коллективные, декоративные, предметные и сюжетные рисунки. Использует разные материалы, приемы, способы рисования цветными карандашами, гуашью, акварелью, мелками, фломастерами, пастелью. Используют различные цвета и оттенки. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д. .Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Ребенок лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы. Лепит с натуры и по представлению знакомые предметы, фигуры человека и животных в движении. В аппликации ребенок использует разнообразные приемы вырезания и обрывания бумаги, вырезает одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой, или пополам. Конструирование ребенка характеризуется умением создавать различные модели по рисунку, по словесной инструкции воспитателя и по собственному замыслу. Сооружает постройки объединенные общей темой (улица, машины, город, железная дорога и т.д. В музыкальной деятельности быстро определяет жанр музыкального произведения: колыбельная, марш, плясовая, песня, танец. Умеет самостоятельно охарактеризовать музыку. Различает динамику музыкальных звуков: умеренно громкая, громкая, тихая, очень тихое звучание. Правильно воспроизводит незнакомую мелодию. Различает тембровые свойства музыкальных инструментов.
Физическое развитие. Ребенок сохраняет правильную осанку в различных видах деятельности. Соблюдает заданный темп в ходьбе и беге,
перестраивается на месте и во время движения, равняется в колонне, шеренге, кругу. У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, владеет основными движениями, их техникой. Может контролировать свои движения и управлять ими. Развиты психо-физические качества: быстрота, сила, гибкость, ловкость, выносливость. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. У ребенка имеются начальные представления о частях тела, органах чувств, их значении для жизни и здоровья человека(правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье. Имеет представление о роли гигиены, режима дня для здоровья, о правилах ухода за
больным. Самостоятельно организует знакомые подвижные игры, участвует в играх-эстафетах, справедливо оценивает свои результаты и результаты товарищей. Проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям: городки, бадминтон, хоккей, футбол.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
2.1 Психолого –педагогическая диагностика
Срок проведения | Исследуемая сфера или психическая функция | Цель | Диагностичес-кий инструмента-рий, методики | адресат |
Сентябрь/ май | 1. Лесенка 2. И.А.Паршутин «Два домика» 3. Т.А.Нежнова «Беседа о школе» | 1.Изучение самооценки 2. Исследование детских межличностных отношений 3. Мотивационная готовность к школьному обучению | 1. Экспресс диагностика в детском саду (комплект материалов для педагогов-психологов) Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко 2. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. 3. ½ стандартного листа нелинованной бумаги с изображением пяти попарно одинаковых геометрических фигур. | дети |
В течении года | Анкетный опрос родителей | Выявление психологического микроклимата в семье и установление причин эмоционального неблагополучия. | Анкета 1 Анкета 2 | родители |
2.2 Содержание коррекционно - развивающей работы.
Календарно-тематическое-планирование
№ | название | содержание | Программное содержание | стр |
диагностика | ||||
диагностика | ||||
1. | Осень. | Приветствие Упражнения: Знакомство, Воображаемая картина, Осенние листья. Рисование: Дерево настроения. Минутка танцевальной терапии. Этюд: Удивление. Упражнение: Качели. Прощание. | Развивать групповую сплоченность, воображение, речь, зрительную и слуховую память, мимические движения; учит приемам расслабления; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам | 18 |
2. | Грибы. | Приветствие: Дружба начинается с улыбки. Упражнение: Выбери пару. Этюды: Старый гриб. Король Боровик не в духе. Минута шалости. Этюд: Я так устал. Упражнения: Изобрази предмет. На поляне. Прощание. | Воспитывать положительное отношение к сверстникам; развивать невербальные формы коммуникации, способность понимать и выражать различные эмоциональные состояния, выразительность движений и жестов; учить осознавать состояние покоя и расслабления. | 20 |
3. | Овощи. | Приветствие Игра : Поводырь. Этюды: Удивление, Помидор. Игра: Собери овощи. Рисование: Волшебный овощ. Прощание. | Учить выражать с помощью движений различные эмоциональные состояния; развивать внимание, воображение, чувство ответственности за другого человека, доверительное отношение друг к другу, коммуникативные навыки, умение согласовывать сои действия с другими. | 19 |
4. | Наши имена. | Приветствие. Беседа об именах. Игра: Соседи. Беседа: Как тебя называют. Игры: Ласковое имя. Произнеси вслух. Упражнения: Кто больше знает имен. Мое имя. Прощание. | Учит вежливо обращаться друг к другу по имени, употреблять различные обращения в зависимости от ситуации; развивать внимание, интерес к самому себе, к своему имени. | 21 |
5. | Фрукты. | Приветствие. Игра: Имя. Упражнение: найди себе пару. Игра: Люблю не люблю. Этюд: Ой ой, болит живот. Коллективное рисование: Любимые фрукты. Упражнение: В саду. | Продолжать учить передавать эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства, действовать согласованно; формировать позитивное отношение к сверстниками; групповую сплоченность; развивать воображение, мимику, способность расслабляться. | 19 |
6. | Я и мое тело. | Приветствие. Упражнения: Комплимент. Слушай себя. Представь что ты рука. Представь что ты язык. Игры: Закончи предложение. Психологический портрет. Рисование: ладошка. Прощание. | Развивать представления о себе, внимание к своим переживаниям, вербальные формы общения, уверенность в своих силах; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения, понимать и описывать свои чувства, желания, видеть в себе положительные стороны. | 21 |
7. | Моя семья. | Приветствие. Игра «Клубочек» Беседа «Моя семья» Игра «Мы очень любим» Этюды «Любящий сын», «Капризный ребенок» Минутка танцевальной терапии Рисование «Моя семья» Прощание. | Формировать представление о семье, её составе, чувство близости с другими людьми, о ценностях других и самоценности; способствовать принятию детьми друг друга; учить осознавать себя любимым семьей; развивать способность понимать различные эмоциональные состояния и умение адекватно выражать их. | 22 |
8. | Овощи-фрукты. | Приветствие Этюды «Удивление», «Помидор», «Ой-ой, живот болит». Игры «Собери урожай», «Люблю -не люблю» Рисование: «Любимые фрукты», «Волшебный овощ» Прощание | Формировать доброжелательное отношение друг к другу; Создать позитивное настроение; упражнять в умении выражать эмоции с помощью мимики; продолжать развивать выразительность движений; учить приемам мышечного расслабления; способствовать снятию агрессивности и ослаблению негативных эмоций | 20 |
9. | Посуда. | Приветствие. Игра: Мы разные. Упражнение: Покажи предмет. Этюды: Изобрази страх. Покажи различные настроения. Упражнение: Пылесос и пылинки. Игра загадка: Без слов. Коллективное рисование: волшебная посуда. Прощание | Продолжать учить позитивным способам общения со сверстниками; развивать навыки совместной деятельности; умение правильно выражать эмоции и чувства посредством мимики, чувство эмпатии; способствовать развитию выразительности жестов, движений. | 22 |
10. | О дружбе. | Приветствие. Беседа: Что такое дружба. Чтение рассказа Осеевой: Три товарища. Игра: Скажи ласковое слово соседу. Упражнение: Договорись взглядом. Игра: Найди друга. Этюд: Поссорились и помирились. Рисование: Мои друзья. Прощание. | Формировать представление о дружбе, позитивное отношение к сверстникам; побуждать к добрым поступкам; учит видеть, понимать, оценивать чувства других; развивать тактильное восприятие; умение передавать различные эмоциональные состояния. | 23 |
11. | Я среди других. | Приветствие. Упр. «Как ласково называют тебя дома» Игра «Дотронься» Упр. «Я считаю себя хорошим потому, что…», «Если бы ты был волшебником, что бы ты в себе изменил?» Игры: «Я умею», «Я-взрослый» Рисование «Я в будущем» Прощание. | Формировать адекватную самооценку, представление о себе, своих возможностях, желаниях; продолжать развивать интерес к сверстникам, чувство собственной значимости, умение видеть свои негативные и позитивные стороны; вызвать желание изменить в себе что-то; способствовать повышению уверенности в себе, в своих силах. | 28 |
12. | О вежливости. | Приветствие. Упр. «Разнообразные формы приветствия» Беседа «Кого мы называем вежливым» Игра «Не ошибись, пожалуйста» Минута шалости Упр. «Что нравится в соседях», «Подарок», «Шалтай-Болтай» Прощание. | Обогащать опыт по установлению контакта; формировать потребность использовать вежливые слова в своей речи; продолжать развивать речь, воображение, невербальные формы общения, наблюдательность; воспитывать вежливость, доброе уважительное отношение друг к другу. | 27 |
13. | Животные. | Приветствие. Упр. «Мяч каждому» Игра «Найди свою пару» «Тренируем эмоции» Этюды «Собака принюхивается» Игра «Два барана» Рисование «Несуществующее животное» Упр. «Спящие котята» Прощание. | Продолжать учить адекватно выражать различные состояния; развивать творческое воображение, эмпатию, выразительность движения, раскованность; способствовать снятию агрессивности и ослаблению негативных эмоций, мышечному расслаблению, создать позитивное настроение. | 27 |
14. | Зима. | Приветствие. Упражнение: Назови ласково. Этюды: Первый снег. Игра в снежки. Стрекоза замерзла. Игра: Медвежата. Слушание композиции: Зима (времена года) Рисование: Нарисуй музыку. Прощание. | Учить передавать различные эмоциональные состояния, слушать и понимать музыкальное произведение; формировать умение выражать свои чувства, впечатления через цвет, рисунок; продолжать развивать выразительность движений и жестов, умение расслабляться, способность к эмпатии, образное мышление, воображение. | 24 |
15. | Новый год. | Приветствие. Игра «Мы играем вместе» Упр. «Кто как радуется» Игра «Отгадай настроение сказочных героев» Минута шалости Игра «Волшебный мешок Деда Мороза» Упр. «Разноцветные шары» Прощание. | Продолжать развивать умение правильно выражать эмоции и чувства посредством мимики; способствовать развитию выразительности движений, формированию групповой сплоченности; упр. в приемах саморасслабления; развивать воображение, речь; создать позитивное настроение. | 25 |
16. 14.01 | Игрушки. | Приветствие. Игра «Волшебный мешок» Упр. «Как лучше беседовать» Игра «Магазин игрушек» Этюд «Любимая игрушка» Двигательная пауза Упр. «Насос и мяч» Рисование «Моя любимая игрушка» Прощание. | Учить правильному поведению в различных жизненных ситуациях; формировать способность находить решение в конфликтных ситуациях; коммуникативные навыки, игровое партнерство, выразительность движений; развивать умение осознавать своё эмоциональное состояние, воспитывать доброжелательность, внимание к сверстникам | 26 |
17. | Необычное путешествие. | Приветствие. Игра «Угадай-ка» Этюды «Северный полюс», «Остров плакс» Упр. «Развесели грустного» Игра «Узнай сказку» Рисование «Нарисуй, что больше нравится в путешествии» Прощание. | Углубить представления о различных эмоциональных состояниях; учить понимать эмоции окружающих по выражению лица, жестам, движениям тела; развивать представление об индивидуальных особенностях людей, о том как каждый человек уникален; воспитывать способность преодолевать замкнутость, пассивность; желание учувствовать в совместных играх. | 29 |
18. | Одежда. | Приветствие. Упр. «Угадай кто желает с тобой поиграть». Игра «В магазине одежды» Рисование «Моя любимая одежда» Прощание. | Развивать воображение, выразительность движений; умение понимать язык жестов и телодвижений друг друга; продолжать учить передавать эмоциональное состояние друг другу, используя различные выразительные средства. | 25 |
19. | Обувь. | Приветствие. Упражнение: Разговор с неодушевленным предметом. Представь что ты ступня. Игры: Отыщи свою обувь. Обувь. Этюд: Грязное. Рисование: Обувь будущего. Прощание. | Формировать чувство принадлежности к группе; продолжать учить описывать свои ощущения; развивать чувство эмпатии, воображение, выразительность движения, чувство юмора; воспитывать сочувствие, сопереживание. | 24 |
20. | Я и другие. | Приветствие. Упр. «Моё имя» Игра «Кто я?» Упр. «Угадай-ка» Беседа «Что огорчает людей» Терапия искусством Прощание. | Формировать позитивное отношение к своему «Я», к сверстникам; развивать внимание, интерес к самому себе, к своему имени; создать условия для самовыражения. | 33 |
21. | Мы дружные ребята. | Приветствие. Игра «Эхо» Упр. «Угадай эмоцию друга», «Подари цветочек», «Мостик дружбы», «Клубочек» Прощание. | Развивать фантазию, умение действовать согласованно; учить анализировать характер других; развивать навыки позитивного социального поведения; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам | 29 |
22. | Поможем зайке. | Приветствие. Знакомство со сказочными персонажами- Зайцем и Лисой Игры: «Покажи грустное (веселое) лицо», «Изобрази животное», «Изобрази сказочного героя» Прощание. | Развивать умение различать печаль, радость; воспитывать сострадание, сочувствие, желание помочь; продолжать развивать выразительность речи и движений; создавать радостное настроение. | 31 |
23. | Мама. | Приветствие. Беседа «Что такое семья» Упр. «Кто кому кто» Беседа о маме. Этюд «Маме улыбаемся» Игра «Мамины дела» Рисунок «Подарок маме» Прощание. | Развивать представление о семье, о родственных отношениях в ней; учить проявлять заботу, внимание и самые добрые чувства к самому близкому и родному человеку-маме; создавать положительное эмоциональное состояние у детей. | 30 |
24. | Весна. | Приветствие. Игра «Передача чувств» «Стихи о весне» С.Я.Маршак Игра «Походки» Этюд «Цветок» Игры «Собери цветок», «Хвастунишки» Прощание. | Учить передавать в рисунке радостное настроение весеннего дня, свое эмоциональное состояние, используя средства художественной выразительности; развивать выразительность жестов, мимики, движений, речи. | 30 |
25. | Птицы. | Приветствие. Упр. «Изобрази» Этюд «Два сердитых петушка», «Гадкий утенок» Игры «Наседка и цыпленок», «Солнышко и тучка» Минута шалости Рисование «Птица счастья» Прощание. | Продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; развивать раскованность, воображение, сплоченность; создать условия для снятия психомышечного напряжения. | 31 |
26. | Весна. | Приветствие. Игра «Передача чувств» «Стихи о весне» С.Я.Маршак Игра «Походки» Этюд «Цветок» Игры «Собери цветок», «Хвастунишки» Прощание. | Учить передавать в рисунке радостное настроение весеннего дня, свое эмоциональное состояние, используя средства художественной выразительности; развивать выразительность жестов, мимики, движений, речи. | 30 |
27. | Цветы. | Приветствие. Упр. «Отгадай загадки» Игра «Клубочек» Этюд «Цветок» Упр. «Цветы» Игра «Ласковые слова», «Цветы и пчелки» Рисование «Мой любимый цветок» Прощание. | Учить радоваться, понимать и любить красоту окружающего мира (цветам), эмоционально выражать чувство радости; развивать навык общения, групповую сплоченность, выразительность движений; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку. | 34 |
28. | Насекомые. | Приветствие. Упр. «Назови соседа ласково» Игра «Сороконожка» Упр. «Покажи эмоции» Игра «Подарок» Минутка танцевальной терапии Игра «Паутинка» Упр. «Смешинки-злючки» Прощание. | Продолжать развивать умение правильно выражать эмоции посредством мимики, выразительность движений, умение согласовывать свои действия с другими; создать позитивное настроение. | 33 |
29. | Необычное путешествие. | Приветствие. Игра «Угадай-ка» Этюды «Северный полюс», «Остров плакс» Упр. «Развесели грустного» Игра «Узнай сказку» Рисование «Нарисуй, что больше нравится в путешествии» Прощание. | Углубить представления о различных эмоциональных состояниях; учить понимать эмоции окружающих по выражению лица, жестам, движениям тела; развивать представление об индивидуальных особенностях людей, о том как каждый человек уникален; воспитывать способность преодолевать замкнутость, пассивность; желание участвовать в совместных играх. | 29 |
30. | О дружбе. | Формировать представление о дружбе, позитивное отношение к сверстникам, побуждать к добрым поступкам; учить видеть, понимать оценивать чувства и поведение других; развивать тактильное восприятие; умение передавать различные эмоциональные состояния разными средствами; умение уступать др. др. | Формировать представление о дружбе, позитивное отношение к сверстникам, побуждать к добрым поступкам; учить видеть, понимать оценивать чувства и поведение других; развивать тактильное восприятие; умение передавать различные эмоциональные состояния разными средствами; умение уступать др. др. | 23 |
31. | Я и другие. | Приветствие. Упр. «Моё имя» Игра «Кто я?» Упр. «Угадай-ка» Беседа «Что огорчает людей» Терапия искусством Прощание. | Формировать позитивное отношение к своему «Я», к сверстникам; развивать внимание, интерес к самому себе, к своему имени; создать условия для самовыражения. | 33 |
32. | Сказочное путешествие. | Приветствие. Упр. «Заряд бодрости» Игры «Собери целое», «Повтори фразу», «Люблю – не люблю», «Комплименты» Прощание. | Совершенствовать умение различать эмоции по схематическим изображениям; формировать представление о значении взаимопомощи на примере сказочного сюжета, персонажей; продолжать развивать эмпатию, тактильное восприятие, выразительность речи и движений. | 35 |
33. | По морям, по волнам. | Приветствие. Приглашение в путешествие Упр. «Слушаем музыку» Игры: «Волны», «Море волнуется», «Хоровод морских существ» Упр. «Запомни лица» Прощание. | Учить сосредоточиваться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на неё, передавать характерные черты героев средствами жестикуляции и мимики, понимать музыкальные произведения; формировать позитивное отношение к окружающим; развивать творческую фантазию, речь, умение расслабляться. | 34 |
34. | Лес. | Приветствие. Упр. «Как ты себя сегодня чувствуешь» Игра «Лес» Этюд «Один в лесу» Упр. «Клеевой дождик», «Солнечный зайчик» Коллективное рисование «Сказочный лес» Прощание. | Формировать понятие об уникальности каждого человека, о том, что люди имеют свои характерные особенности; умение определять своё настроение, эмоциональное состояние людей; развивать воображение, слуховое восприятие; учить действовать согласованно. | 32 |
диагностика | ||||
диагностика |
2.3 Психологическое консультирование
месяц | тема | с кем/ форма работы | цель |
сентябрь | «Возрастные особенности детей 6-7 лет» | групповая/ индивидуальная родители/ воспитатели | Повышение осведомленности педагогов по вопросу возрастных особенностей детей дошкольного возраста. |
сентябрь - май | по запросам | индивидуальная родители/ воспитатели | Разбираем актуальные вопросы |
октябрь, ноябрь, декабрь | «Психологическая готовность ребенка к школе» | групповая/ индивидуальная родители/ | Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка к школе |
январь | «Стили взаимодействия взрослых с детьми» | индивидуальная родители/ воспитатели | Оптимизация взаимодействия и сотрудничества |
февраль | «Десять заповедей для родителей бедующих первоклассников» | индивидуальная родители | Подготовка памятки для родителей |
март | «Почему он не хочет учиться» | индивидуальная родители | Обсуждение причин низкой мотивации |
апрель | «Детские конфликты» | индивидуальная родители/ воспитатели | Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах особенностей детских конфликтов, основных путей и способов их позитивного разрешения |
май | «Сказки как источник творчества детей» | групповая родители | Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развивающей направленности сказок |
2.4 Психологическое просвещение и профилактика
месяц | тема | с кем/ форма работы | цель |
сентябрь | «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста» | групповая/ индивидуальная | Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах воспитания и развития, осознание ответственности при установлении контакта с детьми. |
октябрь | «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста» | групповая родители/ воспитатели | Способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству в детско-родительских отношениях. |
ноябрь | «Развития тонкой моторики дошкольников»» | групповая родители | Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах воспитания и развития |
декабрь | «Кризис семи лет» | индивидуальная родители | Познакомить родителей с особенностями протекания кризиса, рассмотрение сути кризиса, межличностное взаимодействие детей, поведенческие проявления кризиса. |
январь | «Детские конфликты» | индивидуальная родители | Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах особенностей детских конфликтов, основных путей и способов их позитивного разрешения |
февраль | «Психологическое здоровье детей как критерии успешности работы дошкольного учреждения» | групповая воспитатели | Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса |
март | «Понимаете ли вы своего ребенка?» | индивидуальная родители | Информация предназначена для родителей с целью выяснения непонимания ребёнка |
апрель | Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» | групповая воспитатели | Создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания, создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов |
май | «Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе» | групповая родители | Повышение компетентности родителей в вопросах эмоционально-волевой готовности ребенка к школе |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы
Кабинет педагога-психолога, группа оснащены оборудованием, материалами и игрушками для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это обеспечивается разнообразием тематики, комплексностью и многообразием материалов.
3.2 Учебно-методическое обеспечение Программы
- «Занятия для детей с задержкой психического развития» Н.В. Ротарь,Т.В.Карцева.
- Экспресс диагностика в детском саду (комплект материалов для педагогов-психологов)
- Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с
- детьми 5-7 лет.
- «Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет» составитель Н.Д. Денисова
3.3 Режим дня на холодный период года
Режимные моменты | Группа «Солнышко» |
Приём детей, осмотр, игры, самостоятельная деятельность | 6.30 – 8.00 |
Утренняя гимнастика | 8.00 – 8.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.10 – 8.45 |
Игры, самостоятельная деятельность | 8.45 – 9.00 |
Организованная образовательная деятельность | пн.: 9.00-9.25 9.35-10.00 11.00-11.25 вт.: 9.00-9.25 9.35-10.00 10.20-10.45 ср., пт: 9.00-9.25 9.35-10.00 10.10-10.35 чт.: 9.00-9.25 9.35-10.00 11.35-12.00 |
Самостоятельная деятельность | 9.25-9.35 вт.: 9.25-9.35 10.10-10.20 |
Второй завтрак | 10.00-10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка | пн.: 10.10-11.00 11.25-12.15 вт.: 10.45-12.15 ср., пт:10.35-12.15 чт.: 10.10-11.35 12.00-12.15 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 12.15 – 12.30 |
Подготовка к обеду, обед | 12.30 – 13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.00 – 15.00 |
Постепенный подъём, гигиенические процедуры | 15.00 – 15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30 – 15.50 |
Игры, самостоятельная деятельность, чтение художественной литературы | 15.50 – 16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой | 16.30 – 18.30 |
3.4 Расписание игровых сеансов
Игровые сеансы проводятся один раз в неделю. Продолжительность игрового сеанса не более 30 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Рабочая программа педагога- психолога по работе с детьми подготовительной группы
Работа с детьми подготовительной к школе группы...
Основная образовательная рабочая программа педагога-психолога. Подготовительная группа.
Основная рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС) и другими документами и ист...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УУО)
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью индивидуальной адаптированной образовательной про...
Рабочая программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста(5-7 лет)
Программа построена на основе систематизации психологического и тематического материала. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Структура...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление
Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...
Рабочая программа педагога-психолога по сенсорному развитию в группах раннего возраста
В программе представлены 31 занятие по сенсорному развитию с детьми раннего возраста.Занятия направлены на развитие сенсорных эталонов, а также снятие напряжение и тревожности, по средствам игр,...