РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
календарно-тематическое планирование на тему

Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.

Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошеольное образовательное учреждение Изобильненского муниципального района Ставропольского края

 «Детский сад №17»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.

Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

г.Изобильный 2014г

Оглавление

Пояснительная записка

Введение

  1. Общие сведения об учреждении

Комплектация групп на 2014-2015 уч.год

Режим работы детского сада

Сведения о семьях воспитанников

Материально – техническое обеспечение

  1. Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства

Возраст от 2 до 3 лет

Возраст от 3 до 4 лет

Возраст от 4 до 5 лет

Возраст от 5 до 6 лет

Возраст от 6 до 7 лет

  1. Ведущие цели и программы
  2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы

РАЗДЕЛ  I.  СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА

  1. Основные направления деятельности педагога - психолога

Психодиагностика

Психопрофилактика

Коррекционно – развивающая работа

Психологическое консультирование

Психологическое просвещение

  1. Психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы МКДОУ ИМРСК «Детский сад №17№»  по освоению базовых областей
  2. Содержание деятельности педагога – психолога в рамках психолого – медико – педагогического консилиума МКДОУ ИМРСК «Детский сад №17№»

РАЗДЕЛ  II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2.1. Психологическое сопровождение системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

2.2. Зона компетенции педагога - психолога в диагностическом обследовании дошкольников

Младший возраст (3-4 года)  

Средний возраст (4-5 лет)

Старший возраст(5-6 лет)

Подготовительная к школе группа(6-7 лет)

РАЗДЕЛ  III.  ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА

3.1. Взаимодействие педагога – психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС

С руководителем ДОУ

Со старшим воспитателем

С воспитателем

С музыкальным руководителем

С инструктором по физической культуре

С учителем – логопедом

3.2. Взаимодействие с семьями воспитанников

Основные формы взаимодействия с семьей

Содержание направления работы с семьей по образовательным областям

РАЗДЕЛ IV . КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБДОУ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Перспективный план работы педагога – психолога

Приложение 2. Диагностический блок

Приложение 3. Перечень используемых программ, технологий, пособий

Приложение 4. Паспорт кабинета педагога - психолога

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Рабочая программа педагога-психолога МКДОУ ИМРСК «Детский сад №17№»  разработана в соответствии снормативными документами  (на основании которых осуществляется образовательная деятельность)

  • Федеральный закон от 29.12.2009 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Образовательный процесс в МКДОУ строится по основной образовательной программе, разработанной с учетом программы «Развитие» А. Венгера. Рабочая программа педагога – психолога строится по программе В.Л.Шарохиной «Коррекционно – развивающие развитие детей 5-7лет»,по программе С.И.Семенако «Уроки Добра».  Эти программы объединяет общая концепция – развивающее обучение.

 Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами МКДОУ

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности МКДОУ по  основным  направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса  образования. Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ,  – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.    

 Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой МКДОУ.

  1. Общие сведения об учреждении

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Изобильного МКДОУ ИМРСК «Детский сад №17№»  (далее - МКДОУ) расположено по адресу г.Изобильный ул.Западная 125

В своей деятельности МКДОУ руководствуется законодательством
Российской Федераций, муниципальными правовыми актами, Уставом и другими локальными актами Детского сада.

        Характеристика МКДОУ «Детский сад №17» г.

МБДОУ обеспечивает развитие детей от 2 до 7 лет.                 

В детском саду 11 возрастных групп одна из них логопедическая (старшая гр.), и  5 параллелей (2 первых младших, 2 вторых младших, 2 средних, 2 старших и 2 подготовительных группы). В ДОУ имеется также музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет конструирования, кабинет психолога, логопедический кабинет и изостудия.

Сведения о семьях воспитанников

Детский сад большое внимание уделяет изучению контингента родителей на основе социальных паспортов, анкетирования. В результате проведенного анализа получены следующие результаты:

Содержание

2013/2014

Кол-во

Количество детей в ДОУ

274

Количество родителей

492

Состав семьи:

полные

неполные

многодетные

43

36

21

Из анализа видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения используются при планировании работы, для организации системы взаимодействия с родителями, установления режима взаимопонимания и сотрудничества. Взаимоотношения между МКДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, в котором отражено оказание квалифицированной помощи.

Материально-техническое  обеспечение

Для построения грамотной работы педагога-психолога используются все помещения МКДОУ.

Вид помещения.

Оснащение

 Функциональное использование

Кабинет педагога-психолога

Индивидуальное консультирование родителей и педагогов

Проведение индивидуальных видов работ с дошкольниками (диагностика, коррекция)

Реализация организационно-планирующей  функции

Рабочая зона педагога-психолога

Библиотека специальной литературы и практических пособий

Материалы консультаций, семинаров

Уголок для консультирования

Зона коррекции

Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы

Конструкторы различных видов

Головоломки, мозаики, настольно-печатные игры

Развивающие игры

Раздаточные и демонстративные материалы

Информационный уголок для родителей

Кабинет  соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников

  1. Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит  включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

Возраст от 2 до 3 лет

Продолжает развиваться  предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом  трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Возраст от 3 до 4 лет.

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать  до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать  предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

Возраст от 4 до 5 лет

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Формируются навыки планирования последовательности действий.

Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Начинает складываться произвольное внимание.

Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.

В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

Возраст от 5 до 6 лет

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возраст от 6 до 7 лет

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.  

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами  анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им  объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

  1. Ведущие цели Программы

Педагог-психолог МКДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

Цель программы определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;

- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;

- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога МКДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

  1. Принципы  и подходы  к  формированию рабочей  программы:

   При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:

 -  Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)

 - Деятельностный  подход  (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)

 -   Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.) 

Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:

сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

формирования у детей адекватной уровню образовательной программы  целостной картины мира;

интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

формирования   основ  социальной  и жизненной адаптации   ребенка;

развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

развития  потребности  в реализации  собственных  творческих способностей.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями Программа  опирается на научные принципы ее построения:

 принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

соответствие  критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие  непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при  проведении режимных моментов в соответствии с условиями МБДОУ;

построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности  и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога на 2014-2015 учебный год

Аннотация к рабочей программе педагога-психолога В рабочей программе описаны возрастные особенности детей дошкольного возраста. Основной целью программы является психолого-педагогическое и методи...

Годовой план работы педагога- психолога на 2014-2015 уч. год

Цель моей работы: создание благоприятных условий для полноценного проживание ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических ...

Годовой план педагога-психолога на 2014-2015 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель: обеспечение полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями. Задачи:1....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год, включая работу с детьми ОВЗ

Содержание  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка1.2.Основные цели и задачи1.3. Планируемые результаты освоения программы 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ2.1.  Возрастные особенности...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога на 2014-2015 учебный год...

План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"

План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...