Рабочая программа педагога- психолога по работе с детьми подготовительной группы
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Работа с детьми подготовительной к школе группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа  работы педагога-психолога

Подготовительная  группа

группа №  _________

Составлена психологом:                     Халиковой Венерой Фяритовной

Актуальность использования в этой группе:

Период дошкольного детства  является самым чувствительным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Для взрослых работающих с детьми 6-7 лет актуальным становится вопрос психологической подготовки детей к школе. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных психических процессов.

         Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавливать зависимости между причиной и следствием, обладать достаточно хорошо развитой памятью, произвольным вниманием и др.

На данных занятиях дети:

1. Учатся применять имеющиеся у них знания;

2. Ставятся перед необходимостью поиска новых решений;

3. Учатся взаимодействию друг с другом;

 Кроме того, в игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, воображение, речь.

    3. Цель: интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений.

 Задачи:

Активизация имеющихся у детей знаний об окружающем мире;

Развитие познавательных психических процессов;

Развитие волевых качеств личности;

Развитие произвольности поведения умения считаться с мнением других, и вести продуктивный диалог;

 Развитие мелкой моторики рук;

 Повышение мотивационной готовности детей к школе.

Разработка системы работы, с родителями в данном направлении.

        4.Этапы реализации программы

    Данный цикл занятий  рассчитан для работы с детьми подготовительной к школе группы 6-7 лет. Он состоит из двух блоков занятий «Интеллектуально-познавательного» и «Мотивационно-личностного» и включает в себя 16 занятий, которые  могут проводиться, как фронтально со всеми детьми группы, так и по подгруппам , один  раз   в неделю. Длительность занятия 30-35 минут.  Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие мелкой моторики. Занятия имеют четкую структуру:

1. Разминка (дидактические игры на развитие внимания и скорости мышления) (5 мин.)

2. Основная часть занятия (20 мин.)

- 1-2 дидактических и развивающих игр, упражнений на развитие познавательных психических процессов;

- динамическая пауза (физминутка или малоподвижная игра);

- пальчиковая гимнастика;

- работа в тетради;

- игра (задание) на развитие речи

  3. Заключительная часть (рефлексия) (5 мин.)

      Некоторые занятия носят тематический характер и построены в виде «Путешествий».

      Цикл занятий «Интеллектуально-познавательного блока» завершает интеллектуальная викторина «Умники и умницы».

      При проведении занятий целесообразно использовать соревновательный компонент – за каждый правильный ответ детям выдавать фишки. Это позволяет вести диагностику и выявлять лидеров на занятии.

       Для проведения занятия каждому ребенку необходимо было иметь тетрадь в клетку, простой карандаш, набор цветных карандашей.

       С детьми имеющих низкий уровень развития тех или иных познавательных психических процессов велись дополнительные коррекционно-развивающие занятия.

                                                   Тематическое планирование

Тема

Цель

Материал

Структура

1

Тема:  «Путешествие в лето»

  • Активизация знаний детей;
  • Развитие мышления, речи;
  • Развитие воображения, пластичности движений;
  • Развитие памяти;

Развитие творческого воображения, мелкой моторики, словотворчества

Картина о лете, аудио - кассета  «Волшебство природы», магнитофон,

                            цветные карандаши.

1. Беседа с детьми о лете:

2. Разминка

3. Игра «Что может делать?...»

4. Психогимнастика.

5. Игра  «Слово за слово».

2

«Домашние  и дикие животные»

Активизация знаний детей, развитие скорости мышления, внимания;

Развитие мыслительных процессов;

Смена деятельности, развитие воображения;

Развитие воображения, умение создавать образы на основе схематического изображения предметов, развитие мелкой моторики

тетради, простые карандаши, картинки с изображениемживотных, мяч.

1.Беседа с детьми о домашних и диких животных.

2. Разминка:  «Словесный волейбол» Тема:  « Животные и их детеныши».

3. Игра  «Чем похожи – непохожи?»

4. Подвижная игра «Сова»

5..Работа в тетрадях:  «На что похоже»

3

«Домашние  и дикие животные»

Развитие скорости мыслительных процессов;

Активизация знаний;

Развитие внимания, кратковременной зрительнойпамяти;

Развитие слуховой памяти, мелкой моторики;

Развитие воображения и речи

4 карточки к игре «Внимание», тетради, карандаши.

1. Разминка:  «Что может делать?...»  

2.Пальчиковая гимнастика.

  3. «Продолжи узор»  работы в тетрадях.

4. Игра  «Внимание»

 5.  Мысленная картинка

4

Жители леса

Развитие мышления, образного воображения;

Развитие общей эрудиции;

Развитие памяти;

Развитие мелкой моторики, творческого воображения.

картинки с изображением зайца, волка, медведя; текст сказки Д. Храмса «Храбрый еж»; тетради, карандаши

  1. «Отгадай загадку»

2. Игра  «Слово за слово»

3. Игра  «Пантомима

  4. Чтение сказки: Д. Хармса «Храбрый еж»

  5.  Рисунок на тему:«Что приснилось Ежу в зимнюю ночь?»

5

«Путешествие в осенний лес»

Развитие мышления и активизация знаний детей;

Развитие внимания и памяти;

Активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи;

Развитие воображения и детского словотворчества;

Совершенствование коммуникативных умений и навыков

Тетради карандаши

Игра «Тропинка»

Игра «Слово за слово»

Графический диктант «дерево»

Физминутка

5.Разучивание стихотворения

Придумай и расскажи рассказ

6

Развитие скорости мышления, активизация словаря(антонимы);

Рзвитие зрительной памяти и внимания;

Развитие детского словотворчества;

Совершенствование коммуникативных умений инавыков;

Развитие мелкой моторики;

7Развитие конструктивного мышления.

Материалы:  лото «Для малышей», тетради, простые карандаши

Разминка «Рассуждалочки».

Игра «Запомни картинку»

Сочиним сказку вместе.

Физминутка.

Упражнение «Продолжи узор»  - работа в тетрадях.

Упражнение  «Что получится?

7

Развитие мышления, умение применять обобщающие слова; развитие мелкой моторики;

развитие зрительного внимания.

Тетради простые карандаши

1.Разминка: «Назови, одним словом»:

2.«Смешная история»

3. Пальчиковая гимнастика   «Здравствуйте»

4«Что получится?»  (работа в тетради).

5Дорисуй узоры, не нарушая последовательность».

8

развитие скорости мышления, умение употреблять обобщающие слова; развитие умений сравнивать предметы друг с другом;развитие кратковременной зрительной памяти, внимания;развитие мелкой моторики.

картинки с изображением шкафа и холодильника, магнитофонная запись песни «Чунга-чанга»; тетради, карандаши, набор карточек для игры «Внимание».

1.Разминка: «Назови лишнее слово»:

2.Игра  «Найди сравнения»

3. Пальчиковая гимнастика   «Здравствуйте»  (см. занятие № 3)

4..Игра  «Внимание».

5..«Дорисуй узор не нарушая последовательности».

6.  Игра  «Зеваки»    

9

активизация знаний детей о зиме; развитие скорости мышления;развитие воображения, умения перевоплощаться ;развитие памяти; мелкой моторики руки.

картинки с изображением сосульки, снежинки, снеговика; релаксационная музыка; магнитофон; пиктограммы к стихотворению; тетради, карандаши.

Беседа с детьми о зиме:

Отгадай загадку.

Игра «Что может делать?...»

Психогимнастика «Снежинки»

Разучивание стихотворения.

10

Развитие внимания, умения подчиняться правилам игры;Развитие памяти, речи, воображения;

Развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики руки.

мяч, пиктограммы к стихотворению, карандаши, тетради, рисунки снеговиков для игры «Найди отличия».

1.Разминка. Игра « “да”и “нет” не говорить».

2.Задание «Вспомним стихотворение по картинкам».

3.Психогимнастика «Снеговик растаял».

4.Игра «Слушаем и рисуем

5.Игра «Найди отличия»

11

Развитие мышления и речи,Развитие воображения,

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки, умение ориентироваться на листе бумаги

Тетради карандаши

1.Разминка. «Один – много».

2.Игра «Где мы были - вам не скажем, а что делали, покажем».

3. Физкультминутка.

«Царь Горох».

4.Графический диктант.

12

 «В стране геометрических фигур»

Активизация знаний детей, развитие скорости мышления;Развитие зрительной памяти, внимания;

Развитие логического мышления, зрительного внимания;Развитие мелкой моторики руки, творческого воображения.

набор геометрических фигур разного цвета, песочные часы, наборное полотно для задания «Расставь фигуры...». тетради с заданием, карандаши.

Игра «Кто ушел кто пришел».

Задание « Назови предметы похожие на квадрат,круг, треугольник».

Задание «Расставь фигуры в ряду так, чтобыряды не повторялись».

4.Физкультминутка.

Рисование портрета тетушки Стёрки.

13

В загадочной Циферии»

развитие внимания, памяти, мышление;

закрепление знаний числового ряда, состава числа 4, 5, 6.

 фишки по 6 на каждого ребенка, тетради с заданием, карандаши, картина к заданию №3, набор цифр, наборное полотно.

Игра «Счет по цепочке».

Задание «Расставь цифры в правильном порядке». 3.Игра « Найди цифры на картине»

4.Физминутка.

5.Игра «Веселый счет».

6.Игра «Кто в домике живет?»

14

«Транспорт»

активизация знаний детей о различных видахтранспорта;

развитие мышления, речи, воображения;

тренировка мышц рук, развитие памяти и глазомера.

Тетради карандаши

«Попробуй, повтори».

2.Веселые задачки на сообразительность от греки.

Физминутка.

4.Отгадай загадку.

Графический диктант. «Поезд»

6.Игра «Хорошо и плохо».

15

« Пришла Весна».

Развитие речи, мышления, активизация знаний;

Развитие памяти, внимания, тренировка мышц рук;Развитие воображения

магнитофон, аудиозапись плавной музыки, тетради, карандаши.

1.Беседа о весне:

2. Игра «Закончипредложение»

3. Задание « Скажи ласково».

4.Физминутка. Звучит музыка.

5.Графический диктант.«Бабочка».

16

Весна, красна

развитие познавательных психических процессов, активизация знаний детей

картинки для игры «найди сравнения, магнитофон, кассета с записью веселой музыки, тетради, карандаши для каждого ребенка, текст графического диктанта «заяц – робот».

Разминка «Кто это? Что это?»

Игра « Кто больше найдет отличий?»

Игра «Шифровщики»

4.Игра «Будьвнимателен».

5.Графический диктант «Заяц робот»

Дата составления       сентябрь 2015 г.                             (подпись психолога)

Список используемой литературы:

1. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М., 2004.

2. Арнаутова Е.П.Об игровой компетентности родителей дошкольников//Детский сад от А до Я №5/2006

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1985

4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста, - М.,1991.

5. Беженова М.А. Веселая математика. – Д.: Сталкер,1998.  

6. Винокурова Н. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания. Книга 1. - М.: РОСТ, Скрин, 1997.

7. Волкова Б.С., Волков Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии.

8. Голубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для работы с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО,2004.

 9. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 1981.

10. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.1978.

11. Закутько В.И. Родители ваши союзники в воспитании: учебно-методическое пособие для студентов, учителей, социальных педагогов. Армавир,2000.

12. Захарюта Н.В. «Психология детства» с основами «Психологии человека» в тематических понятиях. Армавир, 2000.

13.Иванова В. Игры с Бабой Ягой. Кроссворды, ребусы, головоломки. М.: ЗАО «Премьера», 1999

14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, - М.,1989

15. Ковалева Е.С., Синицына Е.И. Готовим ребенка к школе. – М.: Лист Нью, Вече, КАРО 2001.

16. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. – М., 1995.

17. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1990.

18.Педсовет: газета для педагогов начальной школы. № 12,2000; № 12, 2002; № 5, 1999.

19. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.(Программа «Я – человек»). Кн. 2. Старшая группа. – М.: Школьная пресса, 2004.

20. Тихомирова Л.Ф.Упражнения на каждый день: развитие внимания и

воображения дошкольников.- Ярославль: «Академия развития», 1998.

21. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль,1996.

22. Усова А.П. Обучение в детском саду, под ред. А.В.Запорожца: 3-е изд. – М.,1981.

23.Чего на свете не бывает / под ред. О.М.Дьяченко, - М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедического пункта для работы с детьми подготовительной группы

Рабочая программа логопедического пункта для работы с детьми подготовительной группы разработана в соответствии с нормативными документами. Программа учитывает основные задачи развития образования в Х...

Рабочая программа педагога-психолога для работы в группах для детей с ЗПР

Рабочая программа педагога-психолога для работы в группах для детей с ЗПР...

Рабочая программа педагога-психолога для работы с детьми ОВЗ

Рабочая программа педагога-психолога для работы с детьми-инвалидами с ограниченными возможностями здоровья (далее Программа) спроектирована с учетом требований Федерального государственного образовате...

Рабочая программа педагога-психолога для работы с детьми с ТНР

Адаптированная рабочая программа педагога-психолога (далее Программа) разработана на основе примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с  тяжелыми нарушениями речи (общ...

Рабочая программа педагога-психолога для работы с детьми с тяжелым нарушением речи

данная программа расчитана на работу с детьми (4-5 лет) с ТНР на период с февраля по  май учебного года, содержащую промежуточную и итоговую диагностики....

Рабочая адаптированная программа педагога-психолога для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

   Адаптированная рабочая программа педагога-психолога (далее Программа) предназначена для педагога-психолога дошкольной организации, в которой воспитываются дети с тяжелыми нарушения...

Рабочая адаптированная программа педагога-психолога для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи на 2023 – 2024 учебный год

Адаптированная рабочая программа педагога-психолога (далее Программа) предназначена для педагога-психолога дошкольной организации, в которой воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи. Программа р...