Проект Русские узоры
проект (подготовительная группа)

Трескина Евгения Анатольевна

проект для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_russkie_uzory_gr.umka_.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад  № 27 «Сказка»

Проект в подготовительной группе «Умка»

Тема: «Русские узоры »

                                                                                        Разработали:

Трескина  Е.А.,

                                                                                                  воспитатель

МБДОУ ЦРР

                                                                                                  детский сад № 27 «Сказка»,

                                                                                                  Шельпякова С.И.,

                                                                                                  воспитатель 1 КК

                                                                                                  МБДОУ ЦРР

                                                                                                  детский сад № 27 «Сказка»,

Леонова Н.А.

музыкальный руководитель ВКК

МБДОУ ЦРР

детский сад № 27 «Сказка».

Тема проекта «Русские узоры».

Старинная пословица гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.  Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи , традиции. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору . Фольклор  вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Игры были  непременным элементом народных обрядовых праздников.   Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Цель проекта: формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию народов России.

Задачи:

-Пробудить интерес к истории и культуре России.

-Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

-Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

-Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

-Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.

-Сформировать чувство национального достоинства.

-Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Срок реализации: Сроки реализации проекта: 15.04.2019- 19.04.2019.

Этапы реализации проекта:

1 этап- подготовительный. Определение цели и задач.

Этап

Содержание

работы

Предполагаемые результаты

Работа с родителями

1-й этап-подготовительный

Определение цели и задач

Модель трех вопросов:

 - Что мы знаем о культуре русского народа?

-Что хотим узнать?

 -Что нам для этого нужно?

Сбор информации о русском фольклоре.

Подбор иллюстративного материала на тему.

 Подготовка консультаций для родителей по теме проекта.

Накопление информации по теме.

 

 Подбор литературы, фотографий, плакатов.

 

Информация родителей о предстоящей деятельности.

Привлечение родителей к

сбору материала.

2 этап- практический:

Вид деятельности

Содержание

Выставки книг, рисунков, изделий народных промыслов

Рассматривание выставки книг, рисунков, изделий народных промыслов - в течение недели.

Беседы

Музыкальный руководитель: «О музыкальных инструментах»- 15.04, 18.04
Воспитатели:  «Сине- голубое чудо»- 17.04,

«Веселый городец»- 18.04,

 «Дымковская игрушка»-16.04,

Что такое хохлома»-15.04,

«История русской матрешки»-19.04.

Продуктивные виды деятельности

Рисование «Сказочная гжель»- 17.04,

«Роспись досок»- 18.04,

«Барыня из Дымково»-16.04,

«Золотая хохлома»-15.04.

Лепка: «Дымковская барыня»- 16.04.

Художественная литература 

Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и  гостеприимстве. Загадки о  предметах крестьянского труда и быта - в течение недели,

Женя Адина «Золотая Хохлома»-15.04,

П.Синявский «Наша Хохлома»-15.05,

Тамара Баляева Солнце яркое встаёт -15.04,

Стихи о дымковской игрушке «Пестрый хоровод»- 16.04,

 С.Маршак «Матрешки»-19.04,

Л.Олиферова «Матрешки»- 19.04.

Просмотр мультфильма

«Народные промыслы»-17.04

Танцы

 «Живи наша Русь и душа»-15.04, 18.04.

Слушание музыкальных произведений

Слушание оркестра народных инструментов-15.04, 18.04.

Игры

Русские народные игры и хороводы «Тень- тень- потетень». «Во поле березка стояла»-15.04, 18.04;

Дидактические игры «Составь целое»-17.04,

«Собери узор»-17.04,

 «Продолжи рисунок»-15.04,

«Укрась посуду»-15.04,

«Кто первый соберет матрешку»-19.04,

«Найди две половинки»-18.04,

«Обведи и раскрась»-18.04,

«Четвертый лишний»-18.04,

 Подвижные игры: «Бабка Ежка»-19.04,

«Теремок»-19.04.

Консультация для родителей

«Русские народные художественные промыслы»-17.04.

3 этап - заключительный.

Итоговое мероприятие совместно с Саяногорской ДМШ «Русские узоры в гостях у детей».

Беседа «Сине- голубое чудо»

Давным - давно, была найдена глина пригодная для изготовления керамических изделий.

А ещё позже появились в России первые фабрики, на которых изготавливали разнообразную керамическую посуду, кувшины для кваса, декоративные настенные тарелки, маленькие скульптуры (фигурки людей, животных).

Старые мастера любили расписывать свои изделия диковинными птицами, цветками, сценками из жизни людей.

И были все изделия так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась по всей России. И гжельскую посуду стали называть «лучшей, что делают во всей России».

Работы старых мастеров сохранились и до наших дней. Сейчас их можно увидеть только в музеях.

Но мой рассказ о Гжели, которая явилась к нам в новом, бело- синем наряде.

Много мастеров, все делают масленки, чашки, кувшины, но у всех эти вещи получаются совсем разные, непохожие друг на друга.

Любое изделие сначала зарождается в мастерской художника. Задумал художник создать чашку. Какой она будет? Невысокой и круглой. Прямой, как стакан. Похожей на бочонок. И ручки для чашки придумал удобные: фигурные, затейливые.

Но главное- роспись. Придумал и все нарисовал на бумаге. Красиво получилось!

Затем художник вылепил чашку из пластилина, чтобы все увидели, какой она будет.

Вот теперь её можно отправлять на завод.

На заводе, одни мастера делают по образцу художника форму чашки, другие- расписывают её, третьи- отправляют в специальную печь для обжига. И лишь тогда чашка готова.

Сколько художников, столько и разных по форме чашек. Но в одном они одинаковы- вцветебело- синем.

Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок, который называется«гжельская роза». Есть крупные и маленькие, разбросанные по поверхности чашки или масленки. То мы видим букет из нескольких роз, то лишь лепестки.

Чего только не делают в Гжели!

Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, подсвечники, сахарницы, масленки.

Кружки, все необычной формы, с крышками украшенными фигурками и без крышек, с витиеватыми ручками. То по ним шагает сказочная птица, то изображен гжельский заводик.

А чайники! На одном – изображена сценка «Чаепитие», а другой- раздуло от важности, такой он пузатый. Лепестками розы украшен верхний край чайника и крышка.

Гжельские художники дают названия своим произведениям. Масленка «Рыба-кит», как будто кит плывет по волнам. А на спине сказка: город с башенкой и церквушкой, и добрый молодец скачет на коне, а за ним бежит собачка.

Масленка «Колокол», её крышка напоминает колокольчик, на верху которого сидит птичка. Кажется, что откроешь крышку- птичка улетит и раздастся мелодичный звон.

Масленка «Лужок»- разукрашена травкой и цветами.

Всякую вещь сделанную в Гжели можно долго рассматривать, и о каждой можно сочинить сказку или рассказ. Гжель несет в себе национальные черты России, в ней выражен народный характер.

Беседа «Веселый Городец»

Сказка для знакомства детей с Годецким промыслом.

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.

Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер… Перемахнул конь за городские стены и пустился в путь. Не сумели враги остановить, задержать мастера и его коня. Конь был сильный, могучий и быстрый как ветер. Привел мастер подмогу и смогли жители отстоять родной город, победить врагов. С тех пор вороной чудо-конь стал символом городецких художников.

«Веселый Городец»

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит -

Вся земля под ним дрожит!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас еще в один старинный город на реке Волге, Городец. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку. Мы с вами познакомимся с еще одной удивительной росписью. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны. Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись. Скажите пожалуйста, из какого материала сделаны эти изделия? Правильно! Все вещи сделаны из дерева. Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные? Городецкий растительный орнамент переплетается с городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. Также в этой росписи есть «ягодки», «цветы-розетки», «розаны», листья. Еще Городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Все они необычные и нигде не спутаешь вороного чудо-коня, его всегда изображают в профиль с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников.

Городецкие кони,

Молодецкие кони.

Гордо шею изогнули,

Круто ножку повернули.

Мне очень нравиться этот чудо-конь. Я думаю, что он сказочный. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь? Давайте придумаем свою сказку про Городецкого коня. Пусть в этой сказке будет участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. Если вы согласны, у меня уже есть начало сказки: «Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их. Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи. Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…». А дальше сказку придумаем вместе….Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась. Давайте теперь рассмотрим изделия и найдем на них элементы узора. Вот этот элемент, где много цветов рядом называется – «гирляндой». Рисовать художник начинает с «подмалевка». В центре – самый крупный и красивый цветок – «розан» или «купавка», по бокам – цветы-розетки и ягодки с бутонами в окружении пышной зелени. Листочки очень разнообразны по форме и по размеру, но всегда расположены группами. Это могут быть группы из круглых маленьких листочков, продолговатых или развернутых веером с малым крупным листом. «Розан» и «купавка» – это самые крупные цветы в Городецкой росписи. Отличаются тем, что у «купавки» есть «верхушка» (т.е. видно, где «верх цветка»). Очень ярко и разнообразно выполняется «низ цветка». «Розан» тоже крупный цветок, у него лепестки со всех сторон серединки. Изображение «розана», «купавки», цветов или ягодки начинается с «подмалевка» - цветочного круга. Подготовив на палитре, например, розовый или голубой цвет, намечаем сразу кистью размер круга и закрашиваем ровно всю его поверхность. Пока круги высыхают, готовим краску темного оттенка: для розового цветка – темно-красную, для голубого – темно-синюю. Когда круг просохнет, начинаем с серединки цветка. В центре «розана» рисуем небольшой круг, у «купавки» темный круг смещаем в сторону. На следующем этапе рисования тоже нужна темная краска. Темной краской прописываем лепестки «розана» и «купавки». С этой целью по краю «подмалевка» рисуем полукруглые дужки. Теперь начинаем прорабатывать лепестки т.е. делать «оживку», как говорят мастера. «Оживка» исполняется не только темной краской, но и белой. Нанести «оживку» белой краской – значит закончить декоративное изображение цветка. Действительно, белые штрихи, точки словно осветили, заставили празднично сиять весь рисунок, придали особую выразительность ритму лепестков.

Городецкие цветы

Чудо, как хороши.

Они душу веселят

И на нас с тобой глядят.

Посмотрите, какие цвета красок используют Городецкие мастера-художники при росписи. Назовите их. Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Сейчас Городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой.

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

                                              Долнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем знаменит Городец? Что сегодня делают в Городце?

Как называется народный промысел, с которым мы с вами сегодня познакомились?

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

А что бы вы хотели расписать?

Скажите, как называются элементы росписи?

Давайте вспомним, как получить розовый цвет? А нежно-голубой?

Вспомните, из какого материала сделаны Городецкие изделия?

Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на  ородецког изделия?

Как ты думаешь, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям городецкого промысла?

Беседа «Дымковская игрушка»

«Случилось это давным-давно, когда даже ваших бабушек не было на свете, бабушка ваших бабушек были маленькими девочками. Правил в то время на Руси царь Иван. Рассердился он на гордых жителей Великого Устюга и выслал их в глухие места ,далеко на север на реку Вятка. Суровые холодные там зимы. Не успели переселенцы построить себе избы и пришлось им зимовать в землянках. Завалило их снегом и только по голубому дымку, вьющемуся из труб, можно было догадаться ,что здесь живут люди. Поэтому и прозвали ту деревню Дымково. А здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли они  глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

Глину собирали обычно весной после половодья и смешивали её с мелким чистым песком из реки, чтобы не трескались изделия при обжиге. Подготовка глины к работе – не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой и снова переворачивают,  а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки.

Во время лепки главными помощниками мастера были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а сырой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа. Потом мастера «обеливали» игрушку, то есть разводили мел в молоке и опускали туда игрушку ,а затем ставили её на сквозняк. Красная глиняная игрушка становилась белой и была готова к росписи.

(Показывает игрушку, сделанную из красной глины и обеленную)

Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми. Кисти для росписи были самодельными из лучинок и тряпочек, но одна всегда была из волосинок хорька, зверек такой водился в Дымковских лесах. Этой кистью расписывали лица барышням, рисовали глазки животным. А узор составляли мастерицы из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.

(На стол выставляются дымковские игрушки. Дети рассматривают их, называют узоры, какие краски использовал мастер, расписывая игрушку).

Яркие, красивые игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Продавать свои игрушки мастера возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье, а называлось оно «Свистунья» или «Свистопляска», потому что дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло название гуляньям.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто же это к нам стучится? Пойду посмотрю.

Приносит куклу Незнайку.

Незнайка: Здравствуйте, дети! Я пришел к вам послушать о Дымковских игрушках.

Воспитатель: Опоздал ты, Незнайка, я уже все ребятам рассказала.

Незнайка: Что же мне делать? Уж очень нравятся мне эти игрушки, а я про них ничего не знаю.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке. Расскажите ему всё, что вы запомнили из  моего рассказа.

Во время детских рассказов помогаю наводящими вопросами:

  1. Откуда появились Дымковские мастера?
  2. Почему игрушки называют дымковскими?
  3. Как готовили мастера глину?
  4. Чем пользовались во время лепки?
  5. Что делали после того, как слепили игрушку?
  6. А как игрушки становились белыми?
  7. Как составляли узор мастерицы?

Воспитатель: Теперь, Незнайка, ты знаешь всё о дымковской игрушке. Приходи к нам, когда дети будут сами лепить игрушки из глины и раскрашивать их, да только больше не опаздывай.

Беседа «Что такое хохлома?»

Воспитатель: - Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия искажите: Нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете – что необычайного в этой посуде?

Воспитатель: - Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют ХохломаХохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

Воспитатель рассказавает легенду о происхождении хохломской посуды.

В народе сказывают о чудо – мастере, который жил в Нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу, на берегу реки Хохломы, и начали изготавлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил её крошками, птица захотела поблагодарить его. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду. И все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, м послал царь за мастером, царских солдат. Когда услышал это мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез….

И стали другие мастера изготовлять.

Воспитатель: - как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? - конечно изготовить её не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, потом оно шпаклюется, т. е. покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. Воспитатель предлагает взять любой понравившийся предмет детям и рассмотреть его.

Воспитатель: - какие цвета использовал художник? - Правильно есть чёрный, красный, встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. - Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой».

– А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы).

– А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка»(воспитатель показывает узор). Из травки художники составляют разные композиции. Из «травинок» составляют изображения птиц и рыбок.

- Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями и цветами. «Травка»занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми конечками «как осока на ветру». Узор занимает почти всю поверхность изделия, край украшен прямой каймой.

Воспитатель читает стихотворение:

И чего здесь только нету:

Хохломахохлома!

Весь народ с ума свела!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

И нигде на свете нет таких соцветий!

Воспитатель: - особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы. Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:

Братина – русский шаровидный сосуд из дерева, меди, серебра, золота. Из неё на братничных пирах (на всю братию) разливали напитки по чашам для питья в круговую. Также она использовалась как большая чаша для питья и еды.

Ендова – деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком и ли рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачёрпывания жидкости.

Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе(Показ изделий сопровождается чтением стихотворений):

Вот ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная голова.

Плывёт по лесу хохлома,

Расписанная очень ловко.

Наши ложки хохломские

Самый лучший сувенир.

С позолотой не простые,

Прогремели на весь мир.

А вот утица по реченьке плывёт

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

А вот поднос

В нём алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы

Шёлковые всплески

Золотой листвы.

Братина солнечна весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика.

Воспитатель: сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома».

Дети придумывают слова (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит, как жар-птица горит.)

хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.

- в конце нашей беседы хочется прочитать вам ещё одно стихотворение.

Послушайте:

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома.

 Беседа «История русской матрешки»

Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала,

Принесла корзинку вам,

В ней игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Восемь кукол деревянных

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас гостят

Как скажите всех их звать?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята – это матрешки. А давайте, их внимательно рассмотрим.

Во что одеты наши матрешки?

Ответы детей: сарафан, фартук, платок

Воспитатель: А какая это одежда?

Ответы детей: старинная

А Матрешечки сами какие?

Ответы детей. (Дети называют прилагательные и за правильный ответ получаютматрешку)

Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешек. А я тоже хочу несколько слов сказать про свою матрешкупослушайте:

Словно репа она крутобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко,

Парой черных смородинок - глаз

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек

Упираются руки в бока

А внутри ее секретик есть

Может три, а может шесть

Разрумянилась немножко

Наша русская матрешка.

Воспитатель:

Наша русская матрешка настоящая красавица, а если вы ребята внимательно слушали, то в стихотворении было сказано, что у матрешки есть секретик.

Ребята, как вы думаете, какой секретик есть у матрешки?

Ответы детей.

Правильно внутри матрешки прячутся их сестрицы другие матрешки, каждаяматрешка меньше прежней. Давайте с вами посмотрим, кто же спрятался в нашихматрешках. Открывайте свои матрешки и посмотрите, сколько сестриц спряталось внутри?

Ответы детей.

Воспитатель:

Послушайте и посчитайте, сколько матрешек у меня:

Кукла первая толста,

А внутри она не пуста,

Разнимается на две половинки

В ней живет еще одна,

Кукла в серединке

Эту куколку открой

Будет третья во второй

Половинку отвинти плотную притертую

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую

Вынь ее и посмотри

Что в ней прячется внутри

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая

В ней живет шестая,

А шестой седьмая

Эта кукла меньше всех

Чуть побольше, чем орех

Вот поставлены все в ряд

Сестры куколки стоят

Сколько вас у кукол спросим

А ответят куклы (восемь)

Физкультминутка:

Мы веселые матрешки

Ладушки, Ладушки

На ногах у нас сапожки

Ладушки, Ладушки

В сарафанах наших пестрых

Ладушки, Ладушки

Мы похоже словно сестры

Ладушки, Ладушки

Воспитатель:

Кто не знает нашу русскую куклу - игрушку развеселую матрешку?

Вот она нарядная, расписная, выточенная мастером из дерева - наша русская матрешка!

Воспитатель:

Ребята, а кто знает, когда и как появилась такая кукла - матрешка?

Ответы детей.

А вот теперь послушайте, как это было!

Было это давным-давно. Шел как-то Иванушка-молодец на все руки мастер по русской земле, по широким полям, по березовым рощам. Вдруг видит деревушку вдалеке. Вошел он в деревню. На краю деревни дом стоит, а там мужик сидит на лавочке печалится. Спросил Иванушка, почему он такой печальный сидит. И рассказал мужик ему, что есть у него дочь да заболела она. А заболела от того, что нет у нее игрушки забавушки. «Не печалься» сказал ему Иван, что-нибудь придумаем. Обязательно развеселим твою дочь. И придумали они на ярмарку сходить да купить чего-нибудь веселого и сладкого. Долго, долго ходили по ярмарке рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на картине смешную куколку. Купили они картину и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, разрумянилась да похорошела. Захотела поиграть в куколку да не может. Опять ей грустно стало. Тогда взял Иван чурочку и выточил из нее фигурку куколки, и яркими красками расписал: одел ее в сарафан яркий, платок на голову повязал, рубаху да фартук. Получилась смешная, веселая кукла, обняла ее девочка и назвала русским именем – Матрешка. А Иван с тех пор для детей стал точить забавных деревянных кукол. А потом научился и с секретом делать. Раскрывалась, а из нее Матрешка меньше выходила.

Полюбилась эта кукла русскому народу и стали ее в разных городах делать и расписывать, но в каждом городе по-своему.

Пословицы и поговорки о русском быте.

Уменье и труд все перетрут. 

Пашню пашут, руками не машут.

Кто не ходит, тот и не падает.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

С охотой можно и в камень гвоздь забить. 

Усердная мышь и доску прогрызет. 

Не все те повора, у кого ножи длинные. 

Земелька черная, а белый хлеб родит. 

Авось да как-нибудь до добра не доведут.

Белые руки чужие труды любят. 

Сей овес в грязь — будет овес князь, а рожь хоть в золу, да в пору. 

Дело мастера боится.

За всякое дело берись умело. 

Не начавши - думай, а начавши - делай. 

Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит. 

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Торопливый дважды одно дело делает. 

Наездом хлеба не напашешь.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

На чужой работе и солнце не движется. 

Русские загадки

Палят и варят, а не едят.
(Ответ: и
ʞнǝvɐʚ)

В избу идут — плачут, из избы идут — пляшут.
(Ответ:
ɐdɓǝʚ)

На одном месте мотков двести.
(Ответ:
ʞоƍʎvʞ)

Жужжит, жужжит, а с места не улетит
(Ответ: он
ǝɯǝdǝʚ)

Сяду на хвост, а руками бороду дергаю.
(Ответ:
ɐжʁdu)

Рыба в море — хвост на заборе.
(Ответ:
ʞɐudǝҺ)

Без начала, без конца
(Ответ: о
ʞҺǝʞ)

В лесу снято, в дому гнуто, а посередке заплетено.
(Ответ: о
ɯǝmǝd)

В лесу родился, а в доме хозяйничает
(Ответ:
ʞинǝʚ)

Старая бабка по двору шныряет, чистоту соблюдает.
(Ответ:
ɐvɯǝw)

Кто дом стережет?
(Ответ:
ʞоwɐε)

Красная девица росла в темнице, люди в руки брали, косы срывали.
(Ответ:
ɐʞʚоʞdоw)

Летом — в огороде, свежие, зеленые, а зимой — в бочке, желтые, соленые.
(Ответ:
ǹǝdʎɹо)

Малые малышки, зеленые катышки, сквозь землю прошли, на тычинку всползли.
(Ответ: хоdо
ɹ)

С виду - красная, раскусишь - белая
(Ответ:
ɐʞɔиɓǝd)

Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта, как мед, а вкус не тот.
(Ответ:
ɐʞuǝd)

Меня одну не едят, а без меня мало едят.
(Ответ: qvо
ɔ)

Упадет, разобьется — никакой кузнец не скует.
(Ответ: о
ǹņʁ)

Гибкий лес на плечи влез
(Ответ: оv
ɔıqwоdоʞ)

Стоит копытце полно водицы.
(Ответ:
ǹǝɓоvоʞ)

Живу я от ветра, сама не ем, а тебе еду готовлю.
(Ответ:
ɐǹинqvǝw)

Красненький котик по грядочке ходит, крошечки ронит.
(Ответ:
ɐниҺʎv)

Полна коробушка золотых воробышков.
(Ответ:
ɐʞҺǝu)

Небо да земля, в середке огонь да вода.
(Ответ: d
ɐʚоwɐɔ)

Длинная бечева потянулась в облака.
(Ответ: wıq
ɓ)

Бьют Ермилку что есть сил по затылку, он не плачет, только ножку прячет.
(Ответ: q
ɓεоʚɹ)

Спереди носок, сзади рулек, по бокам ручищи, а внутри людищи
(Ответ:
ɐʞɓоv)

Был я копан,
Был я топтан,
Был я на пожаре,
Был я на кружале.
Молод был — сто голов кормил;
Сделался стар — пеленаться стал.
Выбросили за окно, и собакам не надобно.
(Ответ:
ʞоmdоɹ ņıqнʁниvɹ)

Слезу пьет, сама молчит.
(Ответ:
ɐʞmʎɓоu)

Какое дерево без ветра шумит?
(Ответ:
ɐниɔо)

Есть дерево об четыре дела:
первое дело - мир освещает,
второе дело - крик утишает,
третье дело - больных исцеляет,
четвертое дело - чистоту соблюдает.
(Ответ:
ɐεǝdǝƍ)

Стихи о хохломе.

Хохлома. автор П. Синявский

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ-
АЛЫХ ЯГОД РОССЫПЬ.
ОТГОЛОСКИ ЛЕТА
В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ.
РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ.
ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ
СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ
ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ

У КРАСЫ ТОЧЕНОЙ –
САРАФАН ПАРЧОВЫЙ
ПО ВОЛНАМ УЗОРОВ
ЯХОНТЫ ГОРЯТ.
ЧТО ЗА ЧАРОДЕИ
ХОХЛОМУ ОДЕЛИ
В ЭТОТ НЕСКАЗАННЫЙ
ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД?

РОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ
СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ
В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ
ПРОСИТСЯ САМА.
И НИГДЕ НА СВЕТЕ
НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ
ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ
НАША ХОХЛОМА!

Золотая хохлома. Женя Адина

Золотых завитков на поверхность доски
Колонковая кисть набросает,
И рука, что недавно писала стихи,
В восхищении вдруг замирает.
С удивленьем вгляжусь в ярких красок подбор,
Вспыхнут в памяти гроздья рябины.
И волшебные росписи - дивный узор
Согревают меня и поныне.

Тамара Баляева

Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Бочата, ложки, самовары,
Поставцы, розетки, чаши.
Покупайте Хохлому нашу!
На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
Ложки золочёные, узоры кручёные,
Нет изделий краше
Хохломы нашей.
Как волшебница жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома!

Стихи о дымковской игрушке.

Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо- сказки.
Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные,
Белоснежные, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава.

Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука.
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!

 Стихи про матрешку

Восемь кукол деревянный,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
на две половинки.
В ней живет еще одна
кукла в серединке.
Эту куколку открой-
будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
куколка пузатая.
А внутри шестая
в ней живет пустая.
А в шестой седьмая,
А в седьмой восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд,
сестры куколки стоят.
Сколько вас?- у них мы спросим,
И ответят куклы: — Восемь!

(Самуил Маршак)

Мы матрешки,
Вот такие крошки
Как у нас, как у нас
Чистые ладошки

Мы матрешки,
Вот такие крошки
Как у нас, как у нас
Новые сапожки

Мы матрешки,
Вот такие крошки
Поплясать, поплясать
Мы хотим немножко.

(Л. Олифирова)

Русские народные игры.

Бабка Ежка

С детьми считалкой выбираем Бабку Ёжку. Игроки располагаются в другом конце зала по сигналу дети подходят к избушке Бабы Яги и хором произносят текст:

Бабка Ёжка костяная ножка ;

С печки упала ногу сломала,

А потом и говорит:

«У меня нога болит»

Пошла она на базар,

Раздавила самовар,

Пошла на улицу,

раздавила курицу,

Вышла на лужайку, испугала зайку.

После этих слов Бабка Ёжка выбегает из дома и догоняет детей,прикасается к ним рукой. Пойманных детей Баба Яга уводит к себе в дом.

Теремок

Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?

Никого в тереме нет, — никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок; стала жить-поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лягушка бежит,
У дверей остановилась и кричит:
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка! А ты кто?
— Я лягушка-квакушка!
— Иди ко мне жить!

Прыгнула лягушка в теремок. Стали они с мышкой жить-поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю зайка бежит,
У дверей остановился и кричит:
— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка! А ты кто?
— А я заяц — на горе увёртыш!
— Иди к нам жить!
— Хорошо, приду.

Прыгнул заяц в теремок. Стали они вместе жить-поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лисичка бежит,
У дверей остановилась и кричит:
— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?

— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка!
— Я заяц — на горе увёртыш! А ты кто?
— А я лисичка-сестричка!
— Иди к нам жить!
— Сейчас приду.

Забралась лиса в теремок. Стали теперь четверо жить-поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю серый волк бежит,
У дверей остановился и кричит:
— Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!
Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка!
— Я заяц — на горе увёртыш!
— Я лисичка-сестричка! А ты кто?
— А я волк — из-за кустов хватыш!
— Иди к нам жить!

Залез волк в терем. Стали все вместе жить-поживать — песни распевать:
— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
— Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю медведь бредёт,
У дверей остановился и ревёт:
— Уф! Уф! Уф! Уф!
Уф! Уф! Уф! Уф!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
— Я мышка-норушка!
— Я лягушка-квакушка!
— Я заяц — на горе увёртыш!
— Я лисичка-сестричка!
— Я волк — из-за кустов хватыш! А ты кто?
— А я медведь-тяпыш-ляпыш — всех вас давишь!

Как навалился Мишка на теремок, так теремок и рассыпался. А все звери разбежались. Стал медведь их ловить, да никого не поймал.
Где ему, такому косолапому!

Консультация для родителей «Народные промыслы»

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями инародными промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-прикладном искусстве.

Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков.

У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. В дошкольном мире чаще всего идет упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской и городецкой росписи, богородской и филимоновской игрушке.

Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в России к XIX в. Фарфор гжели - одно из ярчайших явлений русской национальной культуры.

Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов. Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов и фруктов.

Богородская резная деревянная игрушка – один из редких видов русского народного искусства. Центром его является деревня Богородское, расположенная недалеко от Сергиев-Посада. Этот промысел известен с XVII в. Это и фигурки животных и птиц, и всевозможная игрушка с движением. Для изготовления этой игрушки используется в основном липа, мягкая и легкая в обработке.

Несколько слов о матрешке. Первая русская матрешка была создана в конце XIX в. художником С. Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Эта выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью, весельем. Матрешку любят и знают не только у нас в стране, но и за рубежом.

Конечно же, все знают и любят дымковскую игрушку. Яркие игрушки привлекают внимание и поднимают настроение. Дети всегда с удовольствием рассматривают лошадок, козликов, петушков и т. д.

О народных промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там об этом он будет слышать на протяжении всего периода дошкольного возраста, но как важно знать, что мама или папа интересуются тем, чем занимается их ребенок в саду, что могут рассказать ему то, о чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей должен быть эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, родители сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.

Много интересного и полезного родители почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные в своей выразительности образы дымковской и каргопольской игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из подмосковного села Богородское.

Ребенок обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама расскажет такую сказку: " Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная!"

Можно загадать ребенку загадку:

"Все листочки как листочки,

здесь же каждый золотой,

красоту такую люди

называют….(хохломой).

А рассказ о гжели можно начать с такой сказки: " Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.

Рассказ о матрешке мама может начать, например, так:

"Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

А красавица-девица,

Каждая сестрица -

Для меньшей - темница.

Прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии, но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Вот игрушка и получается у них яркая, радостная. Недаром говорят«Каков мастер, такова и работа».

Важно всегда помнить: искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметаминародного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народныхмастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создаютнародные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. А если все это формируется у ребенка не только в детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность - " Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом! "


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Русские узоры»

Обобщение знаний детей о декоративно - прикладном искусстве. Развивитие у детей познавательного интереса к русскому народному творчеству....

Проект "Использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6245519","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"436"}}]]«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениал...

проект "Русские узоры"

Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возрастаПолучить в детстве началоэстетического воспитания – значитна всю жизнь приобрести чувствопрекрасного, умение понимать иц...

Проект на тему «Русские узоры»

Но начнём с предыстории…Детям свойственно желание побывать в сказочном мире фантазий, где персонажами могут быть капля, шарик, листок, нитка…В прошлом году, когда мы были второй младшей группой, на за...

Презентация к долгосрочному творческому интегрированному проекту "Музыка русских узоров"

Наш проект был долгосрочным и включал в себя 9 тематических презентаций по каждому промыслу отдельно и одну заключительную....

Проект "Русские узоры"

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных в современном образовательном процессе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению детей с русской культурой «Русские узоры»

Рабочая программа «Русские узоры» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и худ...