Проект "Использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников"
проект по рисованию (старшая группа) на тему
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
Проблема:
• У детей не сформирован познавательный интерес к истории возникновения народных промыслов, способах изготовления народных игрушек, особенностях художественной росписи.
• В разговорной речи детей отсутствуют части речи по теме «Декоративно – прикладное искусство».
Проблемные вопросы:
Кто и как изготавливает игрушки и предметы народного декоративно-прикладного искусства?
Актуальность
Ознакомление с народными промыслами пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.
Ознакомление с произведениями народных умельцев помогает ребёнку войти в мир прекрасного. Искусство учит детей видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, бесконечное разнообразие её звуков, форм, пробуждает потребность наблюдать жизнь.
Данная тема проекта может показаться обыденной, хорошо всем известной. Но от этого значение её в жизни ребёнка-дошкольника не уменьшается. Каждый год в детские сады приходят новые дети, и каждое новое поколение необходимо знакомить с народным декоративно-прикладным искусством, так как в нём обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы целого народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.
Представленные в проекте виды народно-прикладного искусства проходят через все возрастные группы, но в каждой расширяется содержание, усложняются элементы росписи, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.
Цель:
Формирование основ художественной культуры детей дошкольного возраста через ознакомление с народным декоративно - прикладным искусством.
Методические задачи:
•Учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерные признаки, традиции.
•Знакомить с предметами разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Жостово, Гжель).
•Учить понимать красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенностей их изображения в разных видах; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.)
•Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричных и ассиметричных композиций. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.
•Развивать умения и навыки рисования элементов росписи;
•Развивать художественно-творческие способности детей, желание вносить элементы прекрасного в окружающую их обстановку;
•Формировать основы эстетического вкуса.
Планируемый результат:
- активность в продуктивной деятельности и в разговоре;
-применение усвоенных способов в самостоятельной деятельности;
-умение работать по образцу, следовать правилам продуктивной деятельности;
-овладение необходимыми умениями и навыками в изготовлении изделий народных мастеров;
-проявление эмоциональной отзывчивости;
-знание народных традиций, русского народного творчества, народных игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия». М.И. Калинин
Проблема: • У детей не сформирован познавательный интерес к истории возникновения народных промыслов, способах изготовления народных игрушек, особенностях художественной росписи. • В разговорной речи детей отсутствуют части речи по теме «Декоративно – прикладное искусство». Проблемные вопросы: Какие народные промыслы существуют? Где и как они зародились? Каковы отличительные особенности каждого вида народного промысла? Кто и как изготавливает игрушки и предметы народного декоративно-прикладного искусства?
Актуальность Ознакомление с народными промыслами пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного. Ознакомление с произведениями народных умельцев помогает ребёнку войти в мир прекрасного. Искусство учит детей видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, бесконечное разнообразие её звуков, форм, пробуждает потребность наблюдать жизнь. Данная тема проекта может показаться обыденной, хорошо всем известной. Но от этого значение её в жизни ребёнка-дошкольника не уменьшается. Каждый год в детские сады приходят новые дети, и каждое новое поколение необходимо знакомить с народным декоративно-прикладным искусством, так как в нём обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы целого народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение. Представленные в проекте виды народно-прикладного искусства проходят через все возрастные группы, но в каждой расширяется содержание, усложняются элементы росписи, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.
Цель: Формирование основ художественной культуры детей дошкольного возраста через ознакомление с народным декоративно - прикладным искусством.
Методические задачи Учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерные признаки, традиции. •Знакомить с предметами разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Жостово, Гжель). •Учить понимать красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенностей их изображения в разных видах; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.) •Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричных и ассиметричных композиций. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия. •Развивать умения и навыки рисования элементов росписи; •Развивать художественно-творческие способности детей, желание вносить элементы прекрасного в окружающую их обстановку; •Формировать основы эстетического вкуса.
Дидактические задачи Формировать первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствовать воспитанию патриотических чувств, приобщать к миру прекрасного; научить детей ценить и любить народное творчество.
Деятельность детей Поиск информации об истории возникновения, особенностях росписи каждого отдельного вида народного промысла (Гжель, Хохлома, Городец, Матрёшка, Дымка, Урало-Сибирская роспись) Подбор иллюстраций Оформление альбомов Использование полученной информации в играх, изобразительной деятельности (рисовании, аппликации, лепке) и дизайн-деятельности (оформление кукольных уголков, изготовление атрибутов для театрализованной деятельности) Разучивание стихов, песен, частушек, танцев по тематике проекта; Представление результатов проекта на открытом мероприятии «Ярмарка мастеров»
План проведения проекта Этап Содержание деятельности Необходимое время Введение в тему. Проблемная ситуация. Беседа о предстоящем празднике. Постановка проблемных вопросов. 2 дня Планирование Выбор тем проектов. Планирование этапов деятельности. Обсуждение вариантов поиска информации. 2 дня Информирование родителей о проекте Проведение консультаций для родителей. Изготовление буклетов для родителей. В течении года Поиск информации Совместно с родителями поиск информации по выбранной теме. Непосредственно Образовательная деятельность организованная педагогом. В течении года Организация работы с детьми по реализации замысла Продуктивная деятельность. Участие в дидактических, театрализованных играх. Подбор материалов к выставке. Разучивание песен, танцев, стихов, пословиц о труде, дружбе. Проведение народных календарных праздников: «Пасха», «Троица», «Покров»,»Рождество». В течении года Презентация продукта творческого проекта Открытое мероприятие: «Ярмарка мастеров». Выставка изделий народных промыслов. Совместно с родителями оформление альбомов, выставочных стендов. Выставка творческих работ детей. В течении недели
Ход реализации проекта В начале реализации проекта организован мини-музей «Русская изба», где дети познакомились с утварью и убранством русской избы, узнали о том, как жили люди в старину, чем занимались, как обустраивали свой быт. Были уточнены знания детей о некоторых видах промыслов с растительным узором: Хохлома, Городец, Гжель, Матрёшка, Дымковская игрушка, Урало – Сибирская роспись. В течение года были организованы проекты, в ходе которых дети знакомились с художественной росписью народных промыслов, с презентацией по теме, составленной и оформленной совместно с родителями. Рассматривали иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства, знакомились с техникой росписи народных умельцев, был организован просмотр мультимедийных презентаций о каждом виде промысла.
Этапы реализации проекта: I этап (аналитический): Обоснование актуальности проекта; определение цели и задач; подбор литературы, пособий, атрибутов; составление плана мероприятий; проведение диагностики; анкетирование родителей. II этап (организационный): Разработка сценариев к праздникам и развлечениям; подбор дидактического материала, литературы, презентаций знакомства с элементами декоративной росписи; подбор и изготовление костюмов, поделок и сувениров; создание уголка «Русская изба».
III этап (практический): Проведение бесед, праздников, развлечений; организация проектной деятельности в центрах (познавательно-игровом, художественном творчестве, музыкальной деятельности); организация НОД. IV этап (итоговый): Проведение диагностического обследования, анкетирования, бесед; выступление с проектом на РМО (в форме мастер-класса).
Планируемый результат : - активность в продуктивной деятельности и в разговоре; -применение усвоенных способов в самостоятельной деятельности; -умение работать по образцу, следовать правилам продуктивной деятельности; -овладение необходимыми умениями и навыками в изготовлении изделий народных мастеров; -проявление эмоциональной отзывчивости; -знание народных традиций, русского народного творчества, народных игр.
В процессе художественного изобразительного творчества (рисование, лепка, аппликация) дети упражнялись в передаче основных элементов росписи, учились создавать «авторские» работы.
Дети использовали полученные умения и навыки в создании атрибутов для сюжетно-ролевых и театрализованных игр: с удовольствием наряжались в народные костюмы, помогали в художественном оформлении игровых уголков.
Выставка предметов декоративно-прикладного искусства, собранных детьми вместе с родителями.
Результаты : Дети познакомились с произведениями народных мастеров, обычаями русской культуры. Изучение народного прикладного искусства явилось основой для дальнейшего развития творческих способностей , художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста.
Оценка результатов проекта: В процессе реализации проекта были обозначены следующие критерии сформированности основ художественной культуры детей дошкольного возраста: Сформирован устойчивый интерес к русской народной культуре; Пополнились знания о декоративно-прикладном искусстве России; Расширились знания о традициях и праздниках русского народа; Используются в активной речи потешки , считалки, загадки.
Сравнительные результаты уровня сформированности основ художественного творчества у детей, через ознакомление с народным декоративно – прикладным искусством, на начало и конец реализации проекта:
Вывод: По результатам мониторинга 2013/2014 гг., подготовительной группе выявлено, что: на начало 2013/14 учебного года низкий уровень был выявлен у 2 детей (7%),средний уровень был у 18детей (80%); высокий уровень имелся у 3 детей (13%); на конец рассматриваемого года (итоговый мониторинг) средний уровень показали 9 детей (39%); высокий уровень имеют 14 детей (61%). Таким образом, видно, что у всех 23 детей (100%) прослеживается положительная динамика в освоении программы, в области художественное творчество, из них 14 детей (61%) имеют высокий уровень и только у 9 (39%) зафиксирован средний уровень освоения облости программы. По результатам освоения основ художественного творчества в декоративном рисовании, 23 детей (100%) имеют положительную динамику в освоении программы и 3 детей (13%) имеют стабильно высокий результат, можно сделать вывод, что в отношении 20 детей (87% воспитанников) педагогу удалось достичь стабильных положительных итоговых результатов освоения образовательной программы.
Информационные ресурсы Народное искусство в воспитании детей/под ред. Т.С.Комаровой.-М.,200 Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» М.: Мозаика-СИНТЕЗ,2008 (методическое пособие). Комарова Т. С. «Детское художественное творчество. Методическое пособие для работы с детьми 2-7 лет» М.: Мозаика – Синтез, 2006 (методическое пособие). Соломенникова О. А. «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста), изд-во «Скрипторий», Москва, 2003 г. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Покровской. – М.: Академия, 2008. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2002. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - М.: Детство – пресс, 2006. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Фантазия" по теме :использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников.
Данная методическая разроботка посвящается проблеме формирования и развития основ художественной культуры ребёнка, через знакомтво с народным декоративно - прикладным искусством.В системе работы испол...
Влияние русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников
Развитие связной речи....
Самообразование на тему: «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....
Комплексное занятие "Герои русских народных сказок в видах изобразительной деятельности".
Формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры, вырабатывать учебные навыки; воспитывать чувство товарищества; желание прийти друзьям на помощь.С...
Консультация для родителей «Использование русских народных игр в нравственно- патриотическом воспитании старших дошкольников»
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились т...
Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности »
Доклад на методическое объединение на тему :" Приобщение детей к истокам народной культуры по средствам изобразительной деятельности"....
Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности»
Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности»...