Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Русские узоры»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Комова Мария Викторовна

Обобщение знаний детей о декоративно - прикладном искусстве.

 Развивитие у детей познавательного интереса к русскому народному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

СОШ 1912

Дошкольное отделение

Москва, Зеленоград, корпус 1813

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста

«Русские узоры»

Группа № 3

Комова М.В.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги группы.

Цели проекта

• Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.

• Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.

Задачи

• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.

• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

• Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.

• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

• Воспитывать любовь к народному творчеству.

• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Ожидаемый результат

• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Подготовительный этап

Донести до участников проекта важность данной темы.

Создать развивающую среду:

подобрать материалы, игрушки, дидактические игры;

организация в группе выставки  предметов декоративно-прикладного искусства

Необходимые материалы: Мультимедиа, изделия Хохломы, Гжели, Дымково, Городца, картины, иллюстрации. Заготовки для расписывания силуэтов посуды, гуашь, акриловые краски, кисти, клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра, магнитофон, кассета с записями русских народных мелодий.

В нашем дошкольном учреждении проводится большая работа по патриотическому воспитанию детей: организуются беседы, досуги, встречи с ветеранами, чтение художественной литературы, музыкальные вечера.

Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Работа по данному направлению в нашей группе ведется с младшего возраста. Педагоги группы знакомили детей с культурой нашего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, с произведениями народного декоративного искусства.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, например: " добрый молодец", " красна девица", " ясный сокол", " малые детушки".

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза. Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

      На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

Основной этап проекта (Сентябрь – февраль 2014 года)

Виды деятельности. Пути реализации проекта

• Игровая деятельность;

• Познавательное развитие;

• Продуктивная деятельность;

• Взаимодействие с родителями;

• Презентация проекта

Игровая деятельность

В группе проводились сюжетно-ролевые игры: «Страна Мастеров», «Веселая ярмарка», «Петрушка в гостях у ребят» и другие.

Дидактические игры: «Составь узор», «Обведи и раскрась», «Узнай элементы узора», «Найди пару», «Обведи элемент», «Собери целое».

Познавательное развитие 

Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».

Чтение и заучивание стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома». Загадывание загадок.

Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.

ФЭМП:  

Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).

Ориентировка в пространстве.

 Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».

Продуктивная деятельность

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы». Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.

 Лепка из глины: филимоновская игрушка «Котик», «Дымковская лошадка», «Дымковский индюк».

Роспись посуды «Гжель» из папье-маше, роспись на кухонной доске городецкими узорами, роспись деревянных ложек хохлома.

Взаимодействие с родителями

Доклад на родительском собрании «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Консультации для родителей «Народные игры в семье»

Выставка работ, выполненных совместно с   детьми, участие в музыкальном развлечении «Русские узоры».

Презентация проекта «Русские узоры».

Зал украшен для проведения презентации проекта, организована выставка предметов и иллюстраций декоративно-прикладного искусства. Подготовлены столы для работы детей в «художественной мастерской»:

1 стол — дымковские мастера;

2 стол — хохломские мастера;

3 стол — гжельские мастера;

Входят дети и встают около хозяйки (воспитатель одетая в сарафан), здороваются и отдают ей низкий поклон.

Хозяйка:    

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

- Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте ко мне в гости. Проходите да поглядите, какие здесь у меня игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы из Дымково, Хохломы, Гжели.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди — мастера!

Звучит фонограмма русской народной песни.

Хозяйка: А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети: Это дымковские игрушки!

Хозяйка: Правильно! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Какие краски используют мастера? (ответы детей)

Хозяйка: Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете? (ответы детей)

Хозяйка: А сейчас мы отправимся в Подмосковье.

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо негромких мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Дети и Хозяйка подходят к гжельскому столу, где стоит гжельская посуда, представлены фотоиллюстрации гжельских изделий.

Хозяйка: Ребята, а почему в стихотворении Гжель называется васильковой и незабудковой? (ответы детей)

Хозяйка:  посмотрите дети, как расположен узор. Расписывать начинали  с крупных деталей: лепестков, сердцевинки, стебля, листьев, бутона а потом раскрашивали край, дно, затем ручку.

Дети и Хозяйка подходят к столу, где изделия, украшенные городецкой росписью

Хозяйка:

 Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

На реке Волге есть старинный городок Городец. А за ним – леса большие – большие, места дремучие. Когда – то там строили для всей Волги корабли. Да не простые, а дивно разукрашенные, со всякими разными фигурами и узорами. На носу – русалки, их называли берегинями. Улыбчивые львы на корме. И дома в Городце украшали и украшают такой же богатой резьбой, поэтому они похожи на сказочные терема. Делают в Городце игрушки - из дерева и глины.

              Самая красивая городецкая игрушка – это конь. Прекрасный гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами. Конь копытом бьет, удила грызет. Его рисуют на деревянных дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены. И обязательно коня окружают яркими сказочными цветами. Иногда здесь же рисуют людей, диковинных птиц и зверей. И получается, как будто эти кони мчатся в каких – то сказочных, веселых садах или даже в целых сказочных царствах. Мчатся кони, летят кони, словно это и кони и птицы одновременно. Нигде, кроме Городца такого не увидишь. Есть и определенные правила в росписи городецкими цветами.

Сначала рисуют на доске розовые и голубые круги – будущие «розаны» и «купавки». Размещают их венком, букетом по 3-5 цветков, рисуют листья. Затем, когда краска высохнет, прорисовывают их. «Розан» украшают венчиком из листьев, в нем ярко выражен центр цветка. У «Купавки» малый кружок смещен или влево, или вправо. Дальше мастера оживляют листья, цветы, коней, птиц черной и белой краской.  Когда работа закончена, ее покрывают лаком. Вот и получается такой праздничный, торжественный и красочный орнамент с пышными бутонами, соцветиями и листьями, создающий радостное, светлое настроение.

 

Под фонограмму мелодии русской народной песни, дети подходят к хохломским изделиям.

Хозяйка: Как волшебница жар-птица не выходит из ума

Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.

Хохломская роспись — алых ягод россыпь

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное - ОХ! И восторженное АХ!

Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики.

Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских     деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги

Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица - Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров – живописцев.

По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

Для хохломской росписи свойственны 2 типа письма – верховой и фоновый.

“Верховая” роспись наносится на золотом фоне. Классическим примером верхового письма является травка с красными и черными кустиками, создающими графический рисунок на золотом фоне. Или применяют более крупные растительные формы – округлые листки, ягодки, располагаемые симметрично у стебля.

Для “фоновой” росписи характерно применение фона – черного или цветного, тогда как сам узор остается золотым. Черный фон помогает достигнуть большей звучности цветовой гаммы, растительный узор четче выделяется на нем.

Хохломскую роспись мастера выполняют масляными красками.

Мир волшебной хохломы

Удивляя, прорастая, как-то празднично жива

Молодая, непростая, чёрно-красная трава.

Листья рдеют, не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы.

(Б. Дубровский)

Сегодня я хочу с вами вспомнить один из основных элементов - «травка». Как же его правильно рисовать? На кончик кисти берем немного зеленой краски и ведем линию сверху вниз, но она не прямая, а слегка изогнута, как бы колышется от ветра. В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.

Все элементы травяного орнамента рисуются кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом.

«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением.

 Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

«Капельки» - рисуют приемом прикладывания кисти к бумаге.

«Усики» - в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

«Завитки» - рисуются плавным, неотрывным концом кисти с легким нажимом в середине элемента. Первоначально всем показать это движение рукой в воздухе, потом поучиться рисовать на простом листе бумаги.

 «Листочек» - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

«Ягодки» - для рисования ягод бруснички, смородинки и рябинки, используют печатку-тычок (ватную палочку), чтобы ягода была вся ровная, круглая, аккуратная.

А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "оживляют" желтым цветом.

Хозяйка: Очень красиво у нас тут. Но вот, смотрю, на столах здесь лежат и незаконченные изделия. И я ребята знаю, почему они незакончены.

Это изделия для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли вы мастерам? Как на Руси водится — вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Дети: Поможем.

Хозяйка: Что ж, ребята, тогда вы сейчас превратитесь в хохломских мастеров Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, кто что будет расписывать, проходите и садитесь.

Групповая творческая работа.

Хозяйка: Ай да умельцы! Ай да молодцы! Какие красивые у вас получились изделия. После окончания работы расписанные силуэты раскладываются и проводится анализ детских работ

—        Ребята я предлагаю вам подарить свои изделия малышам, чтобы они глядя на них, учились рисовать элементы декоративной росписи. И они будут гордиться, что им подарили свои работы мастера из подготовительной группы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) «Правила дорожные знать каждому положено»

Улица для ребёнка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений, ярких событий, участником которых может быть он сам. Но здесь как раз и подстерегает его опасность. По статис...

Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель»

Паспорт педагогического проекта  «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель». Цель проекта:Повысить уровень развития связной речи старших до...

Познавательный информационный среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "Русская изба"

Проект «Русская изба» продолжает серию проектов, проходящих в нашей группе в рамках общего проекта нашего учреждения «Обо всём расскажет книжка».Дети продолжат знакомиться с ис...

Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Русские художники»

В дошкольных учреждениях детям дают недостаточный объем знаний о профессии художника, значимости его деятельности для общества, индивидуальной манерой передачи образа....

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТПриобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры...