РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению детей с русской культурой «Русские узоры»
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа «Русские узоры» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению детей с русской культурой «Русские узоры» | 187.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №163 «Гармония» ОАО «РЖД»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ознакомлению детей с
русской культурой
«Русские узоры»
Воспитатель: Барышева Д.В.
Новосибирск 2020
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка………………………………..2
- Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой…………………...........................5
- Тематическое планирование работы с детьми 5-6 лет………………………………………………...............7
- Тематическое планирование работы с детьми 6-7 лет………………………………………………............9
- План экскурсионной деятельности………………….13
- Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Русские узоры…………………………………………………..14
Литература…………………………………………….16
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Русские узоры» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей.
В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Кроме этого программу «Русские узоры» существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно-прикладному искусству. Данная рабочая программа «Русские узоры» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный
программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными блоками по каждому виду народных промыслов
(Гжель, Дымка, Хохлома, Городец). Занятия расположены от простого к
сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.
Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыке, народным играм и промыслами.
Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.
Актуальность. Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство-этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы, и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия-нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребенку открыть этот мир во всем его многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа-подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребенка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством- подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому я поставила перед собой цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества. С этой целью была разработана Программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что дети работают по ней в течении двух лет, занятия по художественному конструированию дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Программа знакомства ребенка с основами русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Целью данной программы является:
Ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
- вовлечение детей в художественно-творческую деятельность;
- освоение историко-культурного наследия России через памятные даты народного календаря;
- знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
- приобщение к эстетической культуре;
- формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- развитие художественно-творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;
- обогащение словарного запаса детей.
Направления:
- Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
2. Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий русского декоративно-прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Выставки в мини-музее изделий декоративно-прикладного искусства;
- Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
- Экскурсии;
- Дидактические игры;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- Заучивание считалок, загадок, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Использование народных игр, в том числе и хороводных;
В работе используются различные методы и приемы:
- Метод наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов);
- Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения)
- Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- Эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый;
- Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- Сотворчество.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек в кабинете «Русская изба». Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 36 занятий. Продолжительность 20-30 минут.
Срок реализации: 2 года
Форма подведения итогов-диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Предполагаемый результат:
- Формирование устойчивого интереса детей к истории и культуре русского народа;
- Наличие у детей представлений о народных промыслах и умении различать изделия разных народных промыслов;
- Приобретение детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами;
- Развитие творческих способностей детей и формирование уважения к историческому наследию.
Работа с родителями.
Используются разнообразные формы работы:
- Индивидуальные консультации по русской народной культуре;
- Беседы;
- Выпуск папок-раскладушек по декоративно-прикладному искусству.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.
- Тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Тема мероприятия | Цель | Форма проведения | |
1. | История и быт русского народа | Знакомство с бытом русского народа. Формирование представлений о богатстве, разнообразии, благородстве, нравственности и красоте культуры русского народа. | Экскурсия в кабинет «Русская изба» |
2. | Как строилась русская изба | Развитие у детей интереса к крестьянской избе, ознакомление с традицией строительства | Презентация |
3. | Славянские обереги | Изготовление оберегов «Подкова-талисман удачи, успеха и богатство» | Беседа, мастер-класс |
4. | К истокам русской старины | Знакомство с бытом, обычаями, гостеприимством, развитие интереса к русской культуре | Экскурсия |
5. | Кузьминки | Проведение праздников народного календаря с разучиванием народных игр | Досуг |
6. | Оберег в жизни наших предков | Изготовление обереговой куклы-десятиручки | Мастер-класс |
7. | Волшебное путешествие в русскую сказку | Знакомство со сказочными, мифологическими и фольклорными персонажами славянской культуры: домовой, кикимора, лихоглазое, Лада, Ярило, Велес, Даждьбог и т.д. | Беседа, презентация |
8. | Вечера долгие, руки умелые | Знакомство детей с рукоделием, прялкой, веретеном, с тем, какое место они занимали в жизни женщины | Беседа, супрялки (Посиделки) |
9. | Кукла, подаренная природой | Изготовление обереговой народной куклы Крупенички | Беседа, мастер-класс |
10. | Васильев день или старый новый год | Проведение праздников, развитие интереса культуре русского народа | Колядки, гадания |
11. | История старинных вещей | Знакомство детей с предметами обихода: коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской, рубелем, утюгом | Мастер-класс |
12. | Обереги своими руками | Изготовление обереговой народной куклы «Колокольчик» | Мастер-класс |
13. | Ярмарка народных ремесел | Развитие интереса к быту и изделиям народно-прикладного искусства: знакомство с матрешками, ложками, шкатулками, солонками, плошками | Экскурсия, беседа |
14. | Берегини из бабушкиного сундука | Изготовление обереговой народной куколки. Куколка на здоровье «Травница» | Мастер-класс |
15. | Широкая Масленница | Изучение народных традиций и праздников, отражающих характер времен года | Досуг |
16. | Печка греет, печка кормит, печка лечит | Знакомство детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой. | Экскурсия, беседа |
17. | Жаворонки весну кличут | Изучение календарного фольклора через участие в календарных праздниках | Познавательно-развлекательное мероприятие |
18. | Волшебные куклы Древней Руси | Изготовление обереговой народной куклы «Птица-Радость», куклы Веснянки, «Мартиничка» | Мастер-класс |
19. | Одежда повседневная и праздничная | Знакомство детей с куклами в костюмах народов России, воспитание чувства толерантности к людям других национальностей | Ознакомительная беседа |
20. | Традиции русского гостеприимства | Знакомство с традицией русского чаепития, развитие интереса к культуре русского народа | Беседа, посиделки |
21. | Обереги для дома своими руками | Изготовление оберега. Домовенок. Венок. | Беседа. Мастер-класс |
22. | Чудеса-кудеса | Знакомство детей с музыкальными инструментами: гуслями, балалайкой, гармошкой | Экскурсия, ознакомительная беседа |
23. | Обереги своими руками | Изготовление обереговой куклы «Отдарок-на подарок» | Мастер-класс |
- Тематическое планирование по работе с детьми подготовительной группы(6-7лет).
№ | Тема | Программное содержание | ||
1. | Открытие кружка «Русские узоры» | Познакомить детей с особенностями работы кружка «Русские узоры». Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства. Вспомнить с детьми попевку «Гости». | ||
2. | «Что летом родится, зимой пригодится» | Беседа о лете. Повторение пословиц, стихов, поговорок о лете. Рассматривание иллюстраций о сенокосе. Знакомство со старинными орудиями труда. Активизировать словарь за счет слов: коса, вилы, грабли, стог сена, копна. | ||
3. | «Восенушка-Осень- сноп последний» | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-Осень». Разучивание песни «Осень, осень ,в гости просим…» | ||
4. | «Хлеб-всему голова!» | Рассматривание колосков ржи и пшеницы. Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. Знакомство с игрой «Тетушка Арина». Разучивание игры с пением «Сеяли девушки» в обр. И. Кишко. | ||
5. | «К худой голове своего ума не приставишь» | Беседа об уме и глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля» | ||
6. | «Октябрь-грязник, ни колеса, ни полоза не любит» | Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. Музыкально-фольклорная игра «Осень-осень». Слушание русской народной песни «Жито пожали…» | ||
7. | «Синичкин день» (12 ноября) | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. Разучивание орнаментального хоровода «Сею, вею росу…» | ||
8. | «Осенины- осени именины!» | Фольклорный праздник, посвященный сбору урожая. | ||
9. | Интегрированное занятие по декоративно-прикладному рисованию совместно с педагогом по ИЗО на тему: «Веселая ярмарка» | Дать детям представление о ярмарке. Продолжить знакомство детей с дымковскими изделиями, их художественными особенностями; продолжать формирование навыков коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь). Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту. | ||
10. | «Зима-не лето, в шубу одето» | Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение и обыгрывание русской народной песни «Как на тоненький ледок». Музыкально-фольклорная игра «Дударь» | ||
11. | Вологодские кружева. Конструирование из нитей на тему : «Зимние узоры» | Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. Художественное слово о вологодских кружевах. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой воздушной сеткой, учить аккуратно старательно «плести» кружева-рисовать узор из знакомых форм. | ||
12. | Конструирование из нитей на тему: «Зимние узоры» | Рисование нитками на клейкой бумаге. Учить аккуратно плести кружева используя для рисования нитки разной структуры и клейкую бумагу. Развивать творчество, фантазию. | ||
13. | «Светит- да не греет» | Беседа о различных источниках освещения. Показ теневого театра. Разучивание хоровода «Выйду ль я на реченьку» рус. нар. в обр. В. Иванникова | ||
14. | Интегрированное занятие по декоративному рисованию на тему: «Чудо- Гжель» | Знакомство с Гжельским художественным промыслом. Слушание «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичикова сб. «Ромашковая Русь». Учить узнавать изделия Гжельских мастеров, называть характерные отличия. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кисти и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. | ||
15. | «Пришла Коляда накануне Рождества» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение колядок. Разучивание русских народных песен «Зимушка-сударушка» | ||
16. | Декоративное рисование «Городецкие узоры-сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске) | Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске. Закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев черными тоненькими закругленными штрихами, белыми точками. | ||
17. | «Дело мастера боится» | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. Музыкально-фольклорная игра «А мы просо сеяли» | ||
18. | «Живет в народе песня» | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Слушание и разучивание русской народной песни «Во поле березка…» | ||
19. | «На героя и слава бежит» | Рассказ о русских богатырях. Знакомство с былинами как формой русского народного творчества. | ||
20. | «Масленица -Прасковейка» Встречаем тебя хорошенько!» | Беседа о Масленице. Разучивание русской народной песни с пением «Ой, вставала я ранешенько!» Музыкально-фольклорная игра «Коршун». | ||
21. | «Масленицу встречаем» | Фольклорный праздник, посвященный проводам зимы, встрече весны. | ||
22. | «Сердце матери лучше солнца греет» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок о семье. Слушание русской народной песни «Ой, ты маменька родимая». Игровой хоровод «Ходит царь» | ||
23. | Русская матрешка | Рассказ о матрешке, об истории создания этой игрушки. Чтение стихов, потешек. Разучивание частушек. Закрепить знания детей о русской матрешке, способами её изготовления; умения видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; уметь составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрешку по своему замыслу. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию. | ||
24. | Интегрированное занятие на тему: «В гости к нам пришла матрешка!» | Закрепить знания детей о матрешках из разных областей России (Семеновская, Загорская, Полхо-Майданская). Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызвать у детей желание самостоятельно рисовать красками. | ||
25. | Поэзия народного костюма | Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен в записи. Показ видеоматериалов по русскому народному костюму. | ||
26. | Интегрированное занятие на тему: «Украсим сарафан и рубаху Прасковье» | Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представление об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. | ||
27. | «Грач на горе-весна на дворе» | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. Разучивание русской народной песни «Как во поле калина». Музыкально-фольклорная игра «Гори, гори ясно» | ||
28. | «Шутку шутить- всех веселить» | Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница» | ||
29. | Путешествие по народным ремеслам | Расширять представление детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусства. | ||
30. | «Красная горка» | Рассказ о Пасхе. Словесные игры «Садовник2, «Бирюльки» Разучивание русской народной песни «Лето ясно в рубашке красной» | ||
31. | «Пасха в гости идет!» | Фольклорный праздник для детей старшего возраста | ||
32. | «Путешествие на златогривой чудо-тройке» | Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская, мезенская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. | ||
33. | Декоративное рисование «Жостовские цветы» | Знакомство с жостовской росписью. Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги) по мотивам жостовской росписи. Учить помещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству. | ||
34. | Конструирование из природного материала | Познакомить детей с чудесным природным материалом. Рассказать о свойствах бересты. Рассмотреть готовые изделия. Научить детей делать берестяные бусы. | ||
35. | Рисование «Золотые травы Хохломы» | Слушание «Наша хохлома» муз. Ю. Чичкова сб. «Ромашковая Русь». На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать свои узоры, свой растительный орнамент. | ||
36. | «Человек без Родины, что соловей без песни» | Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр видеоматериалов. Заключительная коллективная работа по теме: «Моя малая Родина». |
- План экскурсионной деятельности
Месяц | Название | Цель |
Сентябрь Октябрь | Экскурсия в осенний лес. | Воспитывать в детях любовь к русской природе, родному краю. Показать красоту осеннего леса. |
Ноябрь Декабрь | Посещение выставки «Народная деревянная игрушка» | Познакомить детей с народными промыслами, русской деревянной игрушкой. Формировать познавательный интерес. |
Январь Февраль | Экскурсия в краеведческий музей | Дать детям представление о жизни славян. Пробудить интерес к истории русского народа. |
Март Апрель | Экскурсия в музей Бересты | Познакомить детей с изделиями бересты, особенностями их изготовления. |
Май | Экскурсия по городу «Начало города» | Познакомить детей с произведениями деревянного зодчества нашего города. Воспитывать чувство гордости и патриотизма. |
- Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Русские узоры»
Работая в тесном контакте с психологом детского сада, я провожу педагогическую оценку развития и актуального состояния ребенка.
Педагогическая оценка включает в себя:
- сбор информации;
- регистрация полученных данных;
- интерпретация полученных знаний;
Сбор информации осуществляется средствами наблюдения за детьми во время обычных видов деятельности, бесед с другими воспитателями и специалистами, работающими в детском саду и психолого-педагогической диагностикой. Регистрация полученных данных производится в групповой психолого-педагогической карте развития детей, разработанной кандидатом психолого-педагогических наук, доцентом кафедры общей психологии и истории НГУ Белобрыкиной О.А. Такие психолого-педагогические карты есть в детском саду на каждого ребенка. По ним прослеживается динамика развития ребенка ;анализируя их, мы видим на что нужно обратить внимание, где ребенку нужна помощь специалистов.
- Психолого-педагогическая диагностика включает:
- навыки социализации;
- развитие моторно-двигательной сферы;
- художественно-эстетическое развитие;
- культурно-гигиенические навыки и культура здоровья;
- развитие коммуникативных навыков;
- навыки моделирования;
- общая осведомленность и речевое развитие.
В данной психолого-педагогической диагностике я для своей работы выделяю разделы «Общая осведомленность и речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», способствующие выделению знаний детей о русской культуре. Например, меня интересует, имеет ли ребенок следующие показатели:
-представление об особенностях различных уголков России (природе, труде, людях);
- представление о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой;
-представление о всенародных праздниках;
-знает ли о различных приемах работы гончара (приготовление глины, обжиг в печи и глазуровка, литье изделий из шликера по формам);
-знает ли об историческом прошлом своего города;
-включает ли узоры и декоративные элементы изображения птиц и животных по типу народного декоративно-прикладного искусства;
Такую диагностику мы проводим совместно с психологом в начале и конце учебного года.
Методы диагностики:
- собеседование с детьми;
- наблюдение в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
- анализ результатов продуктивной деятельности.
Литература
- Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятие) Мозаика-Синтез, 2001.
- Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва,1988.
- Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996
- Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
- Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб,1975
- Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО,1999.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Просвящение,1999.
- Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвящение,1998.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изодеятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Москва. Просвящение,1999.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изодеятельность детей. Москва. Просвящение,2000.
- Жалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
- Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика,1983.
- Казакова Т.Г. развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвящение, 1985
- Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ,1993.
- Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
- Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город,2002.
- Кочаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс,2003.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2005.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвящение,1991.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвящение,1990
- Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 1998.
- Комарова Т.С. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа-детский сад №1607, 1999.
- Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство,1997.
- Мосин И.Г. Для обучения детей в семье, детском саду.Екатеринбург. У-Фактория,1996.
- Лабунская Г.В. Художественное воспитание в семье. Москва. Педагогика,1970.
- Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Педагогика,1970.
- Утробина К.К. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. Москва. Гном и Д,2001.
- Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий,2003
- ШвайкоГ.С. Занятия по изодеятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. «Владос», 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Фантазия" по теме :использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников.
Данная методическая разроботка посвящается проблеме формирования и развития основ художественной культуры ребёнка, через знакомтво с народным декоративно - прикладным искусством.В системе работы испол...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Кружок по нравственно – патриотическому воспитанию детей средней группы «Русские узоры»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства нашего народа, осво...
Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...
Рабочая программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством"
Рабочая программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на и...
Рабочая программа кружка детей 2 - 3 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей 2 - 3 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...