проект "Русские узоры"
проект (средняя группа) на тему
Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
Получить в детстве начало
эстетического воспитания – значит
на всю жизнь приобрести чувство
прекрасного, умение понимать и
ценить произведения искусства,
приобщаться к художественному
творчеству.
Н.А. Ветлугина
Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народным промыслам – дымковская игрушка, хохлома, матрешка, так как именно они разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Перед началом работы мы изучаем материалы, касающиеся истории народных игрушек, уточняем методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этими промыслами и обучении их лепке и росписи. Знакомя детей с изделиями, представляем каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызывает у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.
Ознакомление с народными игрушками оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.
Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aprel_proekt.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
- Название проекта
«Русские узоры»
Вид проекта: краткосрочный групповой проект с заданным результатом и элементами творчества.
- Проблемы, решению которых способствует проект
создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта.
Сфера использования: материалы проекта могут быть использованы в практике ДОУ.
- Обоснование актуальности проекта
Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Что бы мы хотели узнать об этом? Зачем нам это нужно? Чему мы хотели научиться? Выполняя проект, мы ответим на все вопросы и узнаем много полезного и интересного.
Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан, хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь настоящее мастерство не всем удается.
Цель проекта:
Создание условий для изучения русского народного творчества
- Задачи
Образовательные задачи:
1.Создавать условия для формирования знаний о народном декоративном творчестве.
2. Способствовать формированию знаний детей о характерных особенностях народного декоративного творчества.
3.Способствовать формированию умения создавать узоры по замыслу.
Развивающие задачи:
1.Способствовать развитию трудолюбия и чувства созерцания прекрасного;
2.Способствовать развитию эстетического восприятия, чувства ритма, цвета, творческих способностей.
3. Способствовать обогащению духовного мира детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров;
2.Воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев;
3. Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.
4. Воспитывать патриотические чувства у детей.
6. Продолжительность реализации проекта.
3 недели апреля
7.Участники.
Дети средней группы, воспитатели, родители.
8. Новизна проекта.
Инновационность проекта состоит в интегрированности, в соответствии с которой, целенаправленная работа по формированию творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей включается в целостный педагогический процесс.
Теоретическая и практическая значимость проекта заключается в том, что его реализация позволит задействовать различные виды деятельности (познавательную, изобразительную, музыкально- хореографическую, литературную), а это позволит раскрыть разнообразные способности каждого участника проекта.
9. Содержание проекта.
Данный проект будет осуществляться в совместной деятельности педагогов, детей и родителей, как самостоятельной, так и специально организованной.
Проект разработан основываясь на педагогических принципах, которые выражаются в следующих категориях:
- соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития детей;
- комплексность решения задач обучения и воспитания;
- постоянство требований и систематическое повторение действий;
- гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;
- единство развития коллективных свойств, творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка.
Формы организации образовательной деятельности:
Познание: беседа о декоративном народном творчестве, рассматривание и рассказывание по иллюстрациям игрушек.
Коммуникация: ситуативный разговор о народных промыслах. Описание игрушек, составление рассказа по иллюстрациям.
Чтение художественной литературы: Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома», «Игрушки» И. Булва-Давыдова, «Матрешки», «Полхмайданская роспись» С. Вахрушева, стихи, пословицы, поговорки и загадки о народных игрушках.
Социализация: Сюжетно-ролевые игры: « Магазин народных игрушек»,
« Фабрика по изготовлению народных игрушек».
Дидактические игры: «Выбираем сувенир», « Что лишнее?», «Собери матрешку», «Обведи элемент», «Обведи и раскрась»,
«Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок»,
«Найди пару».
Труд: помогаем в подготовке к народным играм, поддерживаем порядок в группе, музыкальном зале и на улице после игр.
Художественное творчество: Рисование: «Матрешка», «Дымковский конь», «Золотая хохлома».
Лепка: «Индюк».
Аппликация: «Матрешка-крошка», « Ягодки хохломские».
Здоровье: физминутки с тематическим содержанием.
Музыка: Слушание и пение «Русская матрешка», «Хохлома».
Безопасность: Беседы: «Осторожность при работе с ножницами, кисточками и клеем».
Физическая культура: русские народные подвижные игры с тематическим содержанием, игры- забавы.
10. Подробный календарный план работы по всем обозначенным направлениям
№ п/п | наименование мероприятия | дата проведения | краткое описание | участники |
1. 2. 3. 4. 5. | Беседа «Дымковская игрушка», показ презентации, мультфильма. «Создание дымковской игрушки». Создание творческих работ «Дымковский индюк» «Волшебные лошадки». Выставка детских работ | 1-я неделя | Загадки о дымковских игрушках, показ иллюстраций. Просмотр слайдов и мультфильма по теме. Просмотр фильма, обсуждение. Лепка индюка. Выливание гипсовых фигурок и украшение их. Оформление выставки в приемной. | Воспитатели, дети, родители |
1. 2. 3. 4. 5. | Беседа о русской матрешке, презентация и показ мультфильма «Секреты матрешки». «Как создают русскую матрешку». «Вот какие, маленькие крошки – русские матрешки». «Вот такой узорчик» Выставка детских работ | 2-я неделя | Загадки о русской матрешке, прослушивание и пение песен. Просмотр слайдов и мультфильма по теме. Просмотр фильма, обсуждение. Аппликация крупой, пластилином и морской солью. Украшаем матрешку (раскрашиваем матрешку методом «тычка»). Оформление выставки в приемной | Дети, воспитатели, родители. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Беседа, презентация, фильм «Хохлома» «Тарелка расписная- Хохлома золотая» «Волшебный стаканчик» Выставка «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя» Итоговое развлечение «Веселая ярмарка» Создание мини-музея « Русские узоры» | 3-я неделя | Прослушивание песен о хохломе, заучивание стихов, загадки. Просмотр слайдов и видеофильма по теме. Украшаем тарелочку Украшаем стаканчик хохломской росписью и крупой. Оформление выставки детских работ в приемной Организация развлечения в музыкальном зале Оформление в группе центра народного творчества | Дети, воспитатели, родители. |
11. Ожидаемые результаты от внедрения:
- проявление интереса к изготовлению поделок;
- расширение и активизация активного и пассивного словаря;
- формирование творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей;
12. Дополнительные возможности реализованного проекта заключаются в возможности использовать предлагаемые разработки в практике работы педагогов ДОУ с детьми и родителями.
13. Возможные риски:
- отсутствие должной заинтересованности со стороны родителей;
- низкая творческая активность детей.
14. Перспективы дальнейшего развития:
- продолжать плановую работу по формированию творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей;
-активное вовлечение родителей в работу детского сада по данному вопросу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)
В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...
Презентация "Шенкурские узоры" (приложение к НОД "Шенкурские узоры")
Данная презентация содержит наглядный материал по теме Шенкурской росписи. В него включены примеры растительного, геометрического и зооморфного орнамента, а также образцы композиций и изделий, расписа...
Знакомство с национальным саамским узором. Лепка рельефная декоративная "Чудо-узор".
Знакомство с национальным саамским узором.Лепка рельефная декоративная «Чудо-узор».Подготовительная группа Задачи:расширять и закреплять знания детей о декоративно-прикладном искусстве коре...
Конспект НОД "Ух! Узор. Мой! Узор!"
Автором представлен материал по декоротивному рисованию....
Пластилинография "Тарелки, украшенные городецким узором" (приложение к проекту "Городецкие узоры и пластилинография"
Работы детей, выполненные в технике "Пластилинография"...
Игра "Повтори узор", "Симметрия или повтори узор"
Цель игры - повторить рисунок, изображённый слева.Игра способствует развитию пространственного мышления, внимательности и усидчивости, учит ориентироваться на листе бумаги....
Проект. Мини-музей "Узор в узоре" декоративно-прикладного творчества в ДОУ"
Детский сад практикует современные технологии, создавая комфортные условия для развития и воспитания детей. Главной задачей педагогов стало решение - расшевелить детскую активность в центре патриотиче...