Приобщение дошкольников к художественному творчеству
материал (подготовительная группа)
Приобщение дошкольников к художественному творчеству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennoe_tvorchestvo.docx | 49.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Муниципального образования
«Светловский городской округ».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Светловский городской округ» –
детский сад № 9 «Улыбка»
«Приобщение дошкольников к художественному творчеству»
Воспитатель: Алемская Александра Михайловна |
Калининград
2017
План | |
Введение……………………………………………………………………... | 3 |
1. Теоретическая часть……………………………………………………… | 4 |
2. Практическая часть………………………………………………………. | 8 |
Заключение…………………………………………………………………... | 12 |
Литература…………………………………………………………………... | 13 |
Введение
Не просто так В. А. Сухомлинский говорил: "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества".
Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. Эстетическое воспитание начинается с первых лет жизни детей.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
.
Теоретическая часть
Для того, чтобы понять, что из себя являет художественное воспитание, рассмотрим, что такое эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала.
В качестве его составной части выделяют художественное воспитание, которое трактуется как воспитание средствами искусства. Результатом эстетического и художественного воспитания является художественно-эстетическое развитие как процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека.
Цель художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников — приобщение к художественной культуре, развитие детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру.
Обобщенные содержательно-целевые направления художественно-творческого развития и воспитания дошкольников можно определить как:
1) активизацию и развитие эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, изображение ее в произведениях искусства и собственных творческих работах, развитие художественно-эстетического восприятия;
2) создание условий для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности и на этой основе обогащение представлений об искусстве;
3) развитие эстетических оценок, суждений, интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность;
4) стимулирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях;
5) развитие изобразительной деятельности. Детская изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте и на протяжении дошкольного возраста качественно изменяется. Относительно раннего и младшего дошкольного возраста выделяют так называемый до изобразительный этап развития деятельности (как правило, до 2,5–3 лет), характеризующийся манипулятивными действиями с материалами и инструментами, непроизвольностью действий, отсутствием замысла, обусловленный развитием моторных функций. На этом этапе детям интересен материал сам по себе (что с ним можно делать: мять, комкать бумагу, чирикать карандашом). Изобразительный этап связан с появлением преднамеренности в замысле деятельности, освоением средств изображения, созданием изображений и развитием изобразительных умений.
Рисование, лепка, аппликация, творческое конструирование как виды детской изобразительной деятельности имеют свои своеобразные черты. Но у дошкольников они часто интегрированы: ребенок апплицирует образ и дорисовывает недостающие детали, лепит из пластилина и дорисовывает «узор» стекой, что отмечается как синкретические проявления и рассматривается в рамках интеграции видов деятельности.
На протяжении дошкольного возраста дети осваивают:
— умения определять замысел будущей работы (целеполагание);
— изобразительно-выразительные средства (создание простых форм, передача формы предметов, построение композиции, выбор цветовой гаммы изображения, ритма, симметрии, линии и т. п.);
— умения технического характера — «ручной умелости» (владение инструментом: кистью, карандашом, ножницами; координация руки, изменение силы нажима и амплитуды руки в процессе штриховки;
освоение приемов обработки лепных материалов и т. п.);
— разные техники, способы создания изображения и приемы, которые становятся основой для самостоятельного поиска, выражения собственных впечатлений;
6) формирование позиции художника-творца, поддерживание проявлений самостоятельности, инициативы, индивидуальности, активизацию творческих проявлений детей в процессе приобщения к искусству и собственной изобразительной деятельности.
Если пожелаем оценить детское творчество, то возможна оценка проявлений творчества в детской изобразительной деятельности по трем группам показателей (Н. А. Ветлугина):
— отношение, интересы (искренность, непосредственность, увлечен-ность, эмоциональность);
— показатели способов творческих действий (создание новых комбинаций из освоенных ранее элементов; дополнение, изменение, преобразование знакомого материала; нахождение оригинальных приемов изображения; самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакции и ориентировки в новых условиях);
— показатели качества результатов творчества (нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения художественных образов в рисунке, лепке, аппликации; соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям);
7) развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей как основы для освоения мира искусства и собственного творчества.
Совместные усилия педагогов и родителей должны быть направлены на решение следующих задач:
•приобщение детей к искусству, знакомя их с архитектурными сооружениями, скульптурами и памятниками Краснодара и края;
•знакомство с творчеством знаменитых художников, скульпторов родного города;
•формирование умения понимать содержание произведений и выражать свое отношение;
•воспитание любви к своему краю, чувство гордости за него.
Чтобы воспитать у детей любовь к искусству нам необходимо стремиться к достижению поставленных целей, и тогда приобщение детей к художественному творчеству не вызовет никаких затруднений, дети сами будут тянуться к прекрасному.
Теперь перейдем к содержанию художественно-эстетического развития дошкольников.
Обогащенное содержание художественно-эстетического развития детей представлено наряду с разделами комплексных программ в достаточно большом числе современных парциальных программ и технологий («Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей дошкольного возраста», Т. С. Комарова и др. (М., 2002); «Гармония развития: интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника», Д. И. Воробьева (СПб., 1999); «Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и школьного возраста на основе изодеятельности», С. К. Кожохина (М., 2002); «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет “Цветные ладошки”», И. А. Лыкова (М., 2006); «Программа “Шалун, или Мир дому твоему” и методика эстетического развития дошкольника», Е. М. Торшилова (М., 1999) и др.).
Практическая часть
Творческая деятельность, которая посильна детям, очень многообразна, а потому дает возможность всесторонне воспитывать художественные способности детей.
Когда родители перехваливают своих детей, чрезмерно восторгаются их успехами, рассказывая всем соседям и знакомым о каких - либо необыкновенных способностях дочери, сына, то они воспитывают в детях зазнайство. И, наоборот, слишком строгое суждение о творческой работе ребенка, ее недооценка вызывают у детей подавленное настроение, так как они перестают верить в свои силы. Умение давать объективную, правильную оценку творчеству детей состоит в том, чтобы одобрить то, что заслуживает похвалы, но и тактично указать на недостатки.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6—7 лет
Тема: «Мамочка моя, я люблю тебя»
НОД в рамках реализации проекта, посвященного Дню матери.
Основной вид деятельности: продуктивная.
Продукт деятельности: коллективное поздравление «Панно пожеланий».
Форма: мастерская. Длительность: 1 час — 1 час 10 минут.
Цель: Создание коллективного поздравления для мам средствами разнообразных материалов, используя знакомые способы изготовления.
Задачи:
• Совершенствовать умение детей создавать поздравление и объединять в коллективную композицию.
• Способствовать развитию у детей композиционных умений, чувства цвета.
• Закреплять знакомые приемы рисования, аппликации, умение сочетать их в одной работе.
• Воспитывать уважительное отношение к маме.
• Способствовать воспитанию самостоятельности, стремлению действовать согласованно, договариваться о выполняемых действиях в коллективной работе.
Интеграция содержания образовательных областей: Социализация, Коммуникация, Художественное творчество, Музыка, Чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
- Рассматривание поздравительных открыток разных форм, конфигураций (плоскостных, объемных, рисованных, написанных).
- Изготовление эскизов поздравления, общего панно.
- Подборка портретов мам для фотовыставки.
- Разучивание стихотворений к празднику.
Ход деятельности
Структурные компоненты деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Мотивация деятельности и совместная постановка с детьми цели деятельности | Организация фотовыставки портретов мам - Кто и почему изображен на фотографиях? - Как мы можем поздравить наших мам? - Какие бывают поздравления? - Как можно красиво оформить поздравление (рисунок, аппликация, поделка?) - каким может быть наш общий подарок для всех мам? Обсуждение продукта совместной деятельности (открытка, панно, коллаж, объемная пластика и др.) | Дети размещаются полукругом вокруг фотовыставки Ответы и варианты предложений детей Выбор варианта выполнения коллективной работы |
2.Планирование деятельности | Обсуждение плана совместной деятельности с использованием подготовленных воспитателем эскизов, трафаретов, изобразительных материалов - Что для этого нам необходимо? - Чему можно научиться? - С чего нужно начать? - Нужна ли вам моя помощь? | Дети осуществляют выбор эскизов, материалов, колористических решений, композиции Обсуждение этапов и способов изготовления коллективной работы |
3.Действия | Помощь в организации пространства мастерской - как и где удобнее поставить столы? - с кем вам приятно будет работать? Поддержка в реализации детских планов, возможная коррекция замысла - Нужна ли вам моя помощь? | Практическая реализация общего замысла: - организация рабочего места - самостоятельные и совместные действия - помощь друг другу |
Результат деятельности и рефлексия (оценка) | Обсуждение полученного результата - Понравится ли мамам наше поздравление? - Все ли получилось так, как мы планировали? Чему мы научились? - Что мы изменили? Почему? - Как мы это сделали? С чьей помощью? - Как мы поздравим наших мам? | Свободное размещение детей вокруг коллективной работы Общение по поводу полученного совместного продукта Чтение стихов, пение песни о маме |
Заключение
Способность творить (придумывать, сочинять, изображать, конструировать) приковывала внимание во все времена - уже с первых ступеней развития человечества, когда появились наскальные рисунки, скульптуры, элементарные постройки. Каждая эпоха высоко ценила умения своих созидателей.
Анализ положений о детском творчестве известных отечественных и зарубежных педагогов, психологов, искусствоведов, философов позволяет сформулировать, в чем его суть.
Детское изобразительное творчество - это процесс сознательного создания нового, субъективно и объективно значимого духовно-материального продукта деятельности. В ходе этого процесса ребенок реализует врожденную художественную интуицию и ранее усвоенный изобразительный, личностный (познавательный, эмоциональный) опыт. Определение это нацеливает исследователей на размышления, диалог и обмен мнениями.
И наконец, успешное эстетическое воспитание детей нельзя представить без их творческой деятельности. Стремление к такой деятельности у детей проявляется с ранних лет.
Уже в дошкольном возрасте они начинают рисовать, что-то лепить из пластилина и глины, принимают участие в изготовлении игрушек, флажков, гирлянд для елки, заучивают наизусть стихи, танцуют, поют.
Литература
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.: ил.
2. Мониторинг в детском саду: Научно-методическое пособие / науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-пресс, 2012. – 597 с.
3. Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 52-54.
4. Эстетика: Учеб. пособие для вузов /Под ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2000. – 240 с.
5. Погодина С. Детское изобразительное творчество: взгляды исследователей на проблему // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 5.
Не просто так В. А. Сухомлинский говорил: "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества".
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала.
В качестве его составной части выделяют художественное воспитание, которое трактуется как воспитание средствами искусства. Результатом эстетического и художественного воспитания является художественно-эстетическое развитие как процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека.
Цель художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников — приобщение к художественной культуре, развитие детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру.
Обобщенные содержательно-целевые направления художественно-творческого развития и воспитания дошкольников можно определить как:
1) активизацию и развитие эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, изображение ее в собственных творческих работах;
2) создание условий для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности и на этой основе обогащение представлений об искусстве;
3) развитие эстетических оценок, суждений, интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность;
4) стимулирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях;
5) развитие изобразительной деятельности
6) формирование позиции художника-творца, поддерживание проявлений самостоятельности, инициативы, индивидуальности, активизацию творческих проявлений детей в процессе приобщения к искусству и собственной изобразительной деятельности.
7) развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей как основы для освоения мира искусства и собственного творчества.
Умение давать объективную, правильную оценку творчеству детей состоит в том, чтобы одобрить то, что заслуживает похвалы, но и тактично указать на недостатки. Оценка проявлений творчества в детской изобразительной деятельности по трем группам показателей (Н. А. Ветлугина):
— отношение, интересы (искренность, непосредственность, увлечен-ность, эмоциональность);
— показатели способов творческих действий (создание новых комбинаций из освоенных ранее элементов; дополнение, изменение, преобразование знакомого материала; нахождение оригинальных приемов изображения; самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакции и ориентировки в новых условиях);
— показатели качества результатов творчества (нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения художественных образов в рисунке, лепке, аппликации; соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям);
Совместные усилия педагогов и родителей должны быть направлены на решение следующих задач:
•приобщение детей к искусству, знакомя их с архитектурными сооружениями, скульптурами и памятниками Краснодара и края;
•знакомство с творчеством знаменитых художников, скульпторов родного города;
•формирование умения понимать содержание произведений и выражать свое отношение;
•воспитание любви к своему краю, чувство гордости за него.
Чтобы воспитать у детей любовь к искусству нам необходимо стремиться к достижению поставленных целей, и тогда приобщение детей к художественному творчеству не вызовет никаких затруднений, дети сами будут тянуться к прекрасному.
Творческая деятельность, которая посильна детям, очень многообразна, а потому дает возможность всесторонне воспитывать художественные способности детей.
Заключение
Детское изобразительное творчество - это процесс сознательного создания нового, субъективно и объективно значимого духовно-материального продукта деятельности. В ходе этого процесса ребенок реализует врожденную художественную интуицию и ранее усвоенный изобразительный, личностный (познавательный, эмоциональный) опыт. Определение это нацеливает исследователей на размышления, диалог и обмен мнениями.
Игра-путешествие в реке-времени
Пруссы–Кенигсберг–Калининград
Технологическая карта
Цель: создать условия для расширения представлений дошкольников о прошлом; формировать ценности отношения к себе, как к гражданину России.
Задачи:
1. Обеспечить обобщение детьми информации в форме абстрактивных понятий: древность, старина, современность, время.
2. Стимулировать переход детей от внешнего, действенного экспериментирования к получению информации с помощью чувств.
3. Учить детей задавать вопросы у взрослых.
4. Формировать ценностные отношения к прошлому.
5. Развивать целеполагание и умение планировать и осуществлять совместную деятельность.
6. Обеспечивать развитие способностей, анализировать и решать проблемные ситуации.
Словарная работа:
- археологи;
- время;
- древность;
- город;
- государство;
- остров;
- племена;
- поселения;
- президент;
- путеводитель;
- путевые записки;
- современность;
- старина.
Предварительная работа
Совместные экскурсии детей и родителей по памятным местам Калининграда.
Поделено на 4 этапа.
Этап 1. Создание познавательного, мотивационного фона.
Цель | Содержание | Формы и методы | Оборудова-ние | Результат |
Актуализа-ция личного опыта детей | Отправные моменты: Что знаем о нашем возрасте? Если бы к нам приехал президент страны, что бы вы ему рассказали? Давайте отправимся в путешествие во времени. И др. | Создание проблемных вопрошающих ситуаций. Рассматрива-ние предметов. Обсуждение и т.д. | Присутствие в кабинете герба и др. атрибутов. | Поделитесь впечатления-ми. Созданы мотивации и игровых ситуаций. |
Этап 2. Погружение в реку времени. (основная часть занятия)
Цель | Содержание | Формы и методы | Оборудова-ние | Результат |
Погруже-ние детей в прошлое, в другие времена. (путешест-вие во времени) | Осмотр детьми той атмосферы, предметов быта, одежды и событий, что происходили в прошлом. Знакомство с новыми словами, закрепление старых. | Рассматрива-ние детьми старых фото, картин, поход в музей. | Фото, картины. Сам поход музей. | Дети знают какое прошлое своего города. Также ознакомлено с местами имеющими историчес-кую значимость. Осознание детьми ценности прошлого. |
Этап 3. Изготовление путеводителя. (продолжение основной части занятия)
Цель | Содержание | Формы и методы | Оборудова-ние | Результат |
Создание детьми путиводи-теля и сравнение с настоящим | Дети, поделенные в группы по 5 человек, с 1 взрослым в группе создают путеводитель. Также деление по интересам детей, по их желаниям создания пути, делятся по общим интересам. | Узнать места с исторической ценностью. Определение по важности (как сами дети считают, так же обоснование). Создание путевых заметок и пути. | Фото с исторически-ми местами. Сравнение с настоящим путеводите-лем. Картон и двусторонний скотч, для наклеивания пути. | Знание о местах и исторической ценностью, создание настоящего путеводите-ля. |
Этап 4. Письмо президенту. (заключительная часть занятия)
Цель | Содержание | Формы и методы | Оборудова-ние | Результат |
Актуализа-ция наработан-ного и получено-го опыта и знаний детьми и перенос этого в письмо | Создание письма с содержанием той информации, которую получили дети в течении занятий. Также деление по группам.. | Описывать места в которые нужно пойти. Важность мест и обоснован-ность выбора. | Письмо, картинки с местами. | Корректиров-ка письма и пример взрослого после полученного детьми результата. Оценка полученного письма. Предполо-жить реакцию президента на письмо. |
Заключение
Дети ознакомились с прошлым их города. Узнали много новых слов и закрепили старые. Научились писать письма. Прониклись уважением к прошлому и его значимостью для современного мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Приобщение детей к художественному творчеству"
Поговорим о том, как следует родителям относиться к творческим занятиям младших дошкольников....
Приобщение детей к художественному творчеству через ознакомление с Родным краем
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные че...
Приобщение дошкольников к художественной литературе через творчество Евгения Ивановича Чарушина
Задачи:Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;Воспитывать сп...
Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины.
Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины....
Приобщение детей к художественному творчеству через знакомство с русскими народными сказками
Приобщение детей к художественному творчеству через знакомство с рнс в старшем дошкольном возрасте...
Знакомство детей с русским народным творчеством в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины (Из опыта работы)
Мы живем в мире технического прогресса, и многое забыли о прошлом нашего народа, о его традициях, духовном мире и культуре. И от этого беднеем мы сами и наши дети. С уверенностью можно сказать, что бо...
Консультация для воспитателей: «Приобщение детей к художественному творчеству. Значимость художественного слова в развитии дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 18 муниципального района Учалинсий район Республики Башкортостан(МАДОУ Детский сад №18 МР Учали...