Из опыта работы "Приобщение детей к художественному творчеству"
консультация (младшая группа) по теме

 

Поговорим о том, как следует родителям относиться к творческим занятиям младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Приобщение детей к художественному творчеству»

Поговорим о том, как следует родителям относиться к творческим занятиям младших дошкольников.

В некоторых семьях бывает так. Дети увлеклись игрой « в театр». Их фантазия превращает старенькое одеяло в театральный занавес, старую шляпу, к которой прикрепляются огромные картонные поля, - в самбреро. «Артисты», захлебываясь от восторга, вносят все новые и новые усовершенствования в свой театр, вспоминают то, что они слышали, читали о театре, спектакли, которые видели. Наконец, все приготовления окончены, зрители расселись посередине комнаты на стульях и концерт начинается.

В это время приходит домой мама. Она очень устала и не замечает воодушевленных лиц детей, а видит только беспорядок в квартире.

-Сейчас же прекратите этот балаган и отправляйтесь на улицу! -раздраженно говорит она, принимаясь за уборку.

Творческий пыл «артистов» остыл вмиг. Помрачневшие, с опущенными головами они выходят на двор, не зная, чем заняться.

А между тем именно с таких игр у детей часто и начинается интерес к театру.

Чтобы такие игры не доставляли много хлопот взрослым, ребят надо приучить убирать за собой, выделить им те вещи, которые они могуч использовать для таких игр, дать советы, как лучше устроить «сцену», «зрительный зал», составить «программу» концерта. Разнообразные творческие игры развивают фантазию, воображение, наблюдательность, творческую самодеятельность детей. Поэтому неправильно относиться к таким играм только как к пустой забаве.

Некоторые родители жалуются на то, что дети в свободное время часами занимаются каким-нибудь однообразным делом.

Могут ли родители каким-нибудь путем вызвать у ребенка интерес к другим занятиям, способствующим более разностороннему эстетическому развитию?

Конечно, могут! Так как дети, даже в одной семье, отличаются по характеру, наклонностям, то не может быть одного рецепта педагогического воздействия на всех ребят. Кроме того, имеют значение и личные склонности, увлечения, уровень эстетического развития самих родителей. Так, один ребенок может увлечься лепкой, а другого заражает пример мальчика - соседа.

А в семье Анны Гавриловны, воспитательницы детского сада, удалось при помощи домашнего кукольного театра увлечь дочь Лизу и ее подруг пением, танцами, заучиванием стихов, изготовлением кукол и декораций. Конечно, самой Анне Гавриловне приходится принимать активное участие в этой затее. Она является «главным режиссером» домашнего театра. Однако она только руководит, а все остальное делают сами девочки. Эта увлекательная работа, как и всякая творческая деятельность детей, их нисколько не утомляет, а только делает часы досуга интересными и содержательными.

Конечно, развитие творческих способностей детей требует от взрослых творческого подхода к методам педагогического воздействия на них. Впрочем, такой подход требуется от родителей не только при разрешении задач эстетического воспитания.

В школьном возрасте творческую деятельность учащихся в основном направляют учителя, руководители различных художественных кружков. Участие в том или ином кружке требует от ученика довольно много времени, определенной работы над собой дома. И случается нередко так, особенно у подростков, что вокальный, хоровой, танцевальный ансамбль или драматический кружок начинают поглощать не только свободное, но и учебное время. Появляются одна за другой плохие оценки. Учителя жалуются на рассеянность этих учеников, а родители 1... Родители категорически запрещают продолжать посещение кружка, несмотря на то, что через неделю в школе или клубе должна состояться премьера пьесы, в которую вложено столько ребячьей выдумки, творческих сил! Какой же результат дает этот непедагогический метод воздействия? «Несчастный артист» озлобляется и продолжает ничего не делать на уроках.

Как же правильно поступить в подобном случае? Пожалуй, лучше всего обратиться к великим людям в искусстве.

Я     вообще     не     верю     в     одну

спасительную силу таланта, без упорной

работы.     Выдохнется     без    нее     самый

большой талант, как заглохнет в пустыне

родник, не пробивая себе дороги через

пески ... Следуя хорошим образцам, я и

после   успехов,   достаточных   для   того,

чтобы       вскружить        голову       самому

устойчивому         молодому         человеку,

продолжал учиться у кого только мог и

работал.

Знаменитый художник В.И. Суриков, когда готовился написать

картину «Покорение Сибири Ермаком», решил узнать об этом событии не только по книгам, но и из самой жизни. Более трех тысяч километров прошел Суриков по диким, пустынным в то время просторам Сибири, записывал все, что веками хранил в памяти народ о далеком прошлом, выискивая людей, которые по своему облику могли бы напоминать участников похода Ермака.

Из биографии П.И. Чайковского известно, что он привык ежедневно садиться за работу в определенные часы, независимо от настроения и расположения к занятиям.

Яркие страницы из жизни известных артистов, писателей, композиторов, скульпторов, художников обычно очень скоро убеждают подростка в том, что все они были глубоко и разносторонне образованными людьми.

В искусстве нет дороги без знаний, а потому нельзя забрасывать учебных занятий, увлекаясь своими первыми шагами в театрализованной деятельности. Если детям взрослые как можно скорее помогут прийти к такому убеждению, то творческая деятельность ребят не будет мешать учебным занятиям, а дополнит их.

Сколько переживаний приносят первые выступления на сцене перед товарищами, друзьями, родителями, хорошо представляют только те родители, которые сами когда-либо участвовали в театрализованной деятельности.

Удалась или не удалась роль? Хорошо ли звучал голос? Заметно ли было сильное волнение? - вот вопросы, которые интересуют каждого участника постановки сказки - спектакля. И как важно найти именно ту меру похвалы, одобрения или неодобрения, критики, чтобы не вскружить голову либо не убить в нем интерес к театрализованной деятельности.

Когда родители перехваливают своих детей, чрезмерно восторгаются их успехами, рассказывая всем соседям и знакомым о каких - либо необыкновенных способностях дочери, сына, то они воспитывают в детях зазнайство. И, наоборот, слишком строгое суждение о творческой работе ребенка, ее недооценка вызывают у детей подавленное настроение, так как они перестают верить в свои силы. Умение давать объективную, правильную оценку творчеству детей состоит в том, чтобы одобрить то, что заслуживает похвалы, но и тактично указать на недостатки.

А все ли взрослые задумывались над тем, какие огромные возможности для развития творческих способностей детей дает сам по себе любой труд?

Мы часто говорим: «Труд - это творчество», «Красиво работает», «Хороша работа». Тому, кто красиво работает, для кого труд - творчество, и работа в радость. Плоды его работы радуют окружающих, дают ему огромное удовлетворение не только своим практическим назначением, но и ощущением красоты самого труда.

«... И раньше, - читаем мы у М. Горького, - при условиях подневольного и нередко бессмысленного труда, рабочий все-таки мог и умел работать с тем пламенным наслаждением, которое называется «пафосом творчества» и может быть выражено во всем, что делает человек : делает ли он посуду, одежду, машины, картины, книги».

А теперь, когда цель нашего труда прилагательна для каждого имеет ли право кто-то работать без творческого пафоса, тем более наше молодое поколение?

Мы приучаем детей к труду, но не всегда обращаем внимание на эстетическую сторону, на развитие творческих способностей детей в процессе трудового воспитания. В той работе, которая поручается ребенку, в той вещи, которую он делает, его творческие способности становятся видными, ощутимыми.

И, наконец, успешное эстетическое воспитание детей нельзя представить без их творческой деятельности. Стремление к такой деятельности у детей проявляется с ранних лет.

Уже в дошкольном возрасте они начинают рисовать, что-то лепить из пластилина и глины, принимают участие в изготовлении игрушек, флажков, гирлянд для елки, заучивают наизусть стихи, танцуют, поют.

А разве большинство детских игр не связано с богатым творческим воображением?

Шестилетний Гена с крышкой от кастрюли стоит посредине комнаты на двух табуретах, приставленных друг к другу. У него воинственный вид, и он кому-то что-то кричит повелительным тоном.

Оказывается, Гена воображает себя храбрым капитаном огромного парохода, застигнутого в море бурей. Он отдает матросам приказания. Он занят очень захватывающей творческой деятельностью.

В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием принимают участие в инсценировании басен, сказок, в играх - инсценировках типа «Лошадка», «Кот Васька», в кукольном и теневом театре, в творческих вольных сюжетных играх («Школа», «Театр», «Семья», «Детский сад», «Изобретатели», «Полярники» и др.).

В этот период ребята увлекаются такими литературными играми, как «Пропавшая рифма», придумывание окончания к рассказу, участвуют в конкурсах на лучшего рассказчика сказок и т. п.

Для того, чтобы послушать, как дети декламируют, играют сказки, надо заглянуть на детский утренник в детский сад.

Творческая деятельность, которая посильна детям, очень многообразна, а потому дает возможность всесторонне воспитывать художественные способности детей.

Танцуя, ребята развивают чувство ритма, грациозность. Занимаясь пением, играя в оркестре, они совершенствуют свой слух, учатся   глубже   понимать   музыкальные   произведения,   отличать   плохую музыку от хорошей.

Художественное чтение развивает речь детей, обогащает их память, прививает вкус к серьезному чтению, правильной оценке прочитанного.

В процессе занятий рисованием, лепкой, изготовлением разнообразных игрушек-самоделок дети начинают чувствовать и лучше понимать красоту линий, гармонию красок, получают представление об изяществе.

Вот почему ошибаются те родители, которые думают, что заниматься пением, рисованием необходимо только тому ребенку, который имеет голос, хорошо рисует и в будущем собирается избрать профессию артиста или художника. Об одаренных детях надо вести вообще особый разговор, ибо они получают художественное образование в специальных учебных заведениях. Сейчас же речь идет о творческой деятельности детей дома, в детском саду, которая способствует общему эстетическому развитию всех детей.

Таким образом, средства, методы и приемы эстетического воспитания, которые родители могут использовать в семье, очень многообразны. Однако они требуют определенного уровня эстетического развития, правильного отношения к искусству и от самих родителей.

«Примем как аксиому: для того, чтобы дети увлекались искусством, в частности музыкой, нужен благотворный «заразительный» пример родителей», - говорит композитор В. Мурадели. Эти слова я прочла в небольшом сборнике под названием «Эстетическое воспитание в семье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "развитие творческих способностей детей по художественному творчеству"

Развитие творческих способностей дошкольника.Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, ...

Приобщение детей к художественному творчеству через ознакомление с Родным краем

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные че...

План-программа индивидуального сопровождения одарённых детей в художественном творчестве

План - программа индивидуального сопровождения одарённых детей в художественном творчествеПрограмма разработана для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГ...

"Развитие мелкой моторики рук детей посредством художественного творчества"

Мастер-класс для родителей и детей старшей группы по изготовлению чудо-цветка из пластилина....

«Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей, через художественное творчество» (из опыта работы)

Отчет из опыта работы - "Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельностм по развитию творческих способностей детей , через художественное творчество", был представлен на С...

Консультация для воспитателей: «Приобщение детей к художественному творчеству. Значимость художественного слова в развитии дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида  № 18 муниципального района Учалинсий район Республики Башкортостан(МАДОУ Детский сад №18 МР Учали...