Консультация для воспитателей: «Приобщение детей к художественному творчеству. Значимость художественного слова в развитии дошкольников»
консультация по развитию речи на тему

Сагитова Миляуша Кабировна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида  № 18 муниципального района Учалинсий район Республики Башкортостан

(МАДОУ Детский сад №18 МР Учалинский район РБ)

 

Консультация для воспитателей: «Приобщение детей к художественному творчеству. Значимость художественного слова в развитии дошкольников»

 

Согласованно: Ст.воспитатель

 А.С.Гайфуллина     _________

Подготовила: Сагитовой М.К.

Учалы 2018г.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

Детский сад – первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

1. Роль художественной литературы в речевом развитии детей

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритмы родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего, конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком. 

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы, являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Воспитатель перед занятием подготавливает весь наглядный материал, который предполагает использовать во время чтения: игрушки, муляж, картины, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и др.

Чтобы чтение или рассказывание было обучающим, необходимо соблюдение того же правила, которое действовало при доречевых тренировках детей раннего возраста, т.е. дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос. Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на его чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок; но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки: перед занятием воспитатель производит интонационный разбор произведения (дикторское прочтение») и тренируется чтение вслух.

На одном занятии читается одно новое произведение и одно – два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений в детском саду обязательно. Дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения и потому их радует каждая встреча с этими персонажами.

Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям – эмоциональная приподнятость чтеца и слушателя. Настроение приподнятости создает воспитатель: он на глазах у детей бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес детей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книги, которую воспитатель покажет детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания. 

Текст любого художественного произведения прозы или стихотворения воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия.

Малыши, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувством, выраженном в нем, они должны непременно. Должны почувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т.п. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в художественном произведении, дети усваивают его язык; такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового чутья или чувства языка.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Это: 

1.     повторное чтение всего текста,

2.     повторное чтение отдельных частей его.

Чтение может сопровождаться:

1.     игровыми действиями детей;

2.     предметной наглядностью:

а) рассматриванием игрушек, муляжей,

б) рассматриванием иллюстраций,

в) привлечением внимания слушателей реальным объектом;

3) словесной помощью:

а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения

б) постановкой после чтения поисковых вопросов,

в) подсказыванием при ответах детей — слов–эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрая, злой, решительный, мужественный и т.д.).

4. Методика предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию художественного произведения

Беседа по произведению это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа, до чтения, и краткая разъяснительная (заключительная)беседа после чтения. Не следует, однако, делать эти приемы обязательными. Работа над художественным произведением может протекать и другим образом. 

После первого чтения рассказа (стихотворения и др.) дети обычно находятся под сильным впечатлением от услышанного, обмениваются репликами, просят почитать еще. Воспитатель поддерживает непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, затем читает произведение вторично и рассматривает с детьми иллюстрации. В младших и средних группах такой работы по новому произведению часто бывает достаточно.

Цели разъяснительной беседы более разнообразны. Иногда важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступках.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок: почему неправильно поступили ребята, забросав шапками утят? Чем тебе понравился дядя Степа? Хотел бы иметь такого друга и почему? 

В старших группах нужно привлекать внимание детей к языку произведения, включать в вопросы слова и словосочетания из текста, использовать выборочное чтение поэтических описаний, сравнений.

Как правило, не бывает необходимым выявлять в процессе беседы сюжет, последовательность действий персонажей, так как в произведениях для дошкольников они довольно просты. Излишне простые, однообразные вопросы не вызывают работы мысли и чувства.

Использовать прием беседы нужно особенно тонко и тактично, не разрушая эстетического воздействия литературного образца. Художественный образ говорит всегда лучше, убедительнее, чем все его толкования и объяснения. Это должно предостеречь педагога от увлечения беседой, от излишних объяснений и, в особенности, от морализирующих выводов.

На занятиях по художественной литературе применяется и технические средства обучения. В качестве приемов могут быть использованы в прослушивание записи исполнения артистом знакомого детям произведения (или фрагмента), аудиозаписей детского чтения. Повышает качество учебного процесса показ слайдов или коротких диафильмов на сюжеты произведений. 

Особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, переживать как свои радости и горести героев.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного и эстетического воспитания.

Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных произведений, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.

В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроение, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни 

Список литературы

1.     Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников»Учебное пособие. 2-е издание. М.: Академия, 2008.

2.     Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми» М.: Просвещение, 2004.

3.     Гурович Л.М. «Ребенок и книга» Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002.

4.     Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. «Развитие речи детей дошкольного возраста» Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2004.

5.     Федоренко Л.П. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2007.

6.     Бородич А.М. «Методика развития речи детей» М.: Академия, 1981.

7.     Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. «Ребенок и книга» М., 1999.

8.     Дунаев Н.О. «Значение художественной литературы в формировании личности ребенка»Дошкольное воспитание. 2007, №6.

9.     Езикеева В.А. «Рассматривание иллюстраций в книге» Система эстетического воспитания в детском саду. М., 1962.

10.                       Жигулев А. «Пословица в развитии речи дошкольника» Дошкольное воспитание, 1975, №7 – 10.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Консультация для воспитателей "Приобщение детей к художественной литературе"

Материал познакомит Вас с созданием условий для приобщения детей к художественной литературе; о содержании работы в процессе совместной деятельности детей и воспитателя; о самостоятельной деятельности...

консультация для родителей: "Приобщение детей и родителей к чтению художественной литературы посредством изготовления книжек-малышек".

эта консультация позволит родителям малышей близко находить контакт с книгой с помощью изготовления книжек-малышек,а также заниматься совместной трудовой деятельностью....

консультация для воспитателей "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

Данная тема знакомит детей с народными потешками, расширяет кругозор, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Воспитывает уважение к народной культуре и фольклору....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» Горшкова С. Ю., Велесик Н. С.

Вашему ребенку идет пятый год. Он может многое понять. Он хорошо говорит и способен интересно общаться и со сверстниками, и со взрослыми. В его жизнь вошел новый вопрос «зачем?». Он ничего...

Консультация для воспитателей Приобщение детей к истокам народной культуры через устное народное творчество

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития духовност...