Проект «Народные подвижные игры в современных условиях для детей»
проект (старшая группа)

Пакскина Галина Владимировна

Проект «Народные подвижные игры  в современных условиях для детей»

Участники проекта:  проекта: дети, родители

           Возраст детей: 4-5 лет  

      Пояснительная записка

 

 Большое значение в психическом и физическом развитии имеет игра. В детском саду она занимает ведущее место.  Подвижные игры подбираются с учетом возраста. Участвуя в игре, дети не только бегают, но и изображают персонажи, а в ходе игры у них развиваются мышцы, воображение, фантазия, сноровка, формируются духовно – нравственные   качества. Дети учатся точному подчинению правил игры.  Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Важнейшее место в жизни ребёнка-дошкольника занимают народные подвижные игры. На большое воспитательное значение этих игр указывали многие выдающиеся педагоги: Ушинский К.Д., Г.А. Виноградов, А. В. Запорожец и др.  Они собирали и описывали народные игры, чтобы донести до нас, потомков обычаи народа, особенные черты русского характера.

Народные подвижные игры ведут свое начало из глубин народной пе­дагогики. Дети раннего возраста воспитывались в семьях на потешках, играх-забавах, при­баутках в жизни более старших бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, считалки. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший игро­вой фольклор.

        Как в наше, современное время передаётся народная игра ребёнку?

Еще несколько поколений назад были дворовые игры. И дети накапливали игровой опыт, и сами становятся «носителями» игры. В настоящее время редко увидишь детей, которые играют в «Казаков разбойников», «Салки», «Ручеек».

     Рассмотрим причины:

- во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов в учебной деятельности;

- во-вторых, родители современных детей часто сами не умеют играть; 

- в-третьих, нехватка времени у взрослого на игру и задушевную беседу с ребенком;

- в-четвертых, дети стали больше смотреть телевизор, играть в электронные игры, заниматься за компьютером и другими малоподвижными видами деятельности.

    Народные игры почти исчезают сегодня из детства, поэтому я взяла это направление, чтобы показать родителям и детям, что народные игры являются национальным богатством и сильным воздействием на личность ребенка.

 

Цель

 Формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях  русского народа через народную игру; Активизировать двигательную активность.

Задачи:

• Познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки)

• Развивать нравственные и патриотические  чувства в процессе ознакомления с русскими народными играми;

• Развивать физические  и умственные качества, любознательность;

• Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в использовании народных подвижных игр.

Предполагаемые итоги реализации работы:

•  у детей формируются знания о традициях народа

• дети умеют играть и проявляют интерес  и в свободное время   используя считалки  играют в русские народные подвижные игры.

• в семье устанавливается связь между поколениями

родители вовлекаются в совместные игры с детьми.

 

Количество новой игры: один раз в неделю

Срок реализации: сентябрь- апрель.

 

Используемая литература:

1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С. -Петербург, 1998.

2. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.

3. Яковлев В. Г. Игры для детей. – 2-е изд., перераб. – М.: ФиС, 1975.

4. И.Л.Страковская  300 Подвижных игр -М. Новая школа  1994,-288с.

Русские народные мелодии и песни:

«Плясовая», «Во поле берёзка стояла», «Барыня», «Как на тоненький ледок»,

и др.

 Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Санкт- Петербург  «Детство - пресс»2000

1.Этап

 

Подбор материала, игр по теме.

Составление картотеки

Разработка перспективного плана

С родителями:

Анкетирование родителей: »Русские народные игры» ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Консультация родителей по теме: «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем».

2.Основной Этап:

-разучивание считалок, закличек, потешек
- оформление картотеки русских народных игр;

- изготовление масок и костюмов;

- изготовление атрибутов;

Для родителей:

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры».  

Консультация: «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни».

Мастер – класс :«Использование народных традиций»

Мастер- класс: «Плетение пояса»

Папка – передвижка: »Народные традиции».  «Играем дома»

« Святочные игры », «Екатерина Санница», «Игры на масленичной недели», «Благовещенье»

Совместно с родителями:

«Празднование  Дня Матери» ( с использование  русской традиции)

 «Святочные игры на прогулке»- (январь)

С детьми:

 Со старшими детьми  на прогулке -  « Играем в народные игры»

 Музыкальное развлечение  «Масленица» -( март  )

 Печем « Жаворонки, жавороночки » - (март)

3.  Заключительный этап:

Картотеки русских народных игр, считалок, закличек.

Применение детьми народных игр в самостоятельной деятельности.

Участие в народных праздниках и гуляньях совместно с родителями.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Народные подвижные игры  в современных условиях для детей»

Участники проекта:  проекта: дети, родители

           Возраст детей: 4-5 лет   

      Пояснительная записка

 Большое значение в психическом и физическом развитии имеет игра. В детском саду она занимает ведущее место.  Подвижные игры подбираются с учетом возраста. Участвуя в игре, дети не только бегают, но и изображают персонажи, а в ходе игры у них развиваются мышцы, воображение, фантазия, сноровка, формируются духовно – нравственные   качества. Дети учатся точному подчинению правил игры.  Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. 

Важнейшее место в жизни ребёнка-дошкольника занимают народные подвижные игры. На большое воспитательное значение этих игр указывали многие выдающиеся педагоги: Ушинский К.Д., Г.А. Виноградов, А. В. Запорожец и др.  Они собирали и описывали народные игры, чтобы донести до нас, потомков обычаи народа, особенные черты русского характера.

Народные подвижные игры ведут свое начало из глубин народной педагогики. Дети раннего возраста воспитывались в семьях на потешках, играх-забавах, прибаутках в жизни более старших бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, считалки. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший игровой фольклор.

        Как в наше, современное время передаётся народная игра ребёнку?

Еще несколько поколений назад были дворовые игры. И дети накапливали игровой опыт, и сами становятся «носителями» игры. В настоящее время редко увидишь детей, которые играют в «Казаков разбойников», «Салки», «Ручеек».

     Рассмотрим причины:

- во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов в учебной деятельности;

- во-вторых, родители современных детей часто сами не умеют играть; 

- в-третьих, нехватка времени у взрослого на игру и задушевную беседу с ребенком;

- в-четвертых, дети стали больше смотреть телевизор, играть в электронные игры, заниматься за компьютером и другими малоподвижными видами деятельности.

    Народные игры почти исчезают сегодня из детства, поэтому я взяла это направление, чтобы показать родителям и детям, что народные игры являются национальным богатством и сильным воздействием на личность ребенка.

Цель: 

 Формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях  русского народа через народную игру; Активизировать двигательную активность.

Задачи:

• Познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки)

Развивать нравственные и патриотические  чувства в процессе ознакомления с русскими народными играми;

• Развивать физические  и умственные качества, любознательность;

• Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в использовании народных подвижных игр.

Предполагаемые итоги реализации работы:

•  у детей формируются знания о традициях народа

• дети умеют играть и проявляют интерес  и в свободное время   используя считалки  играют в русские народные подвижные игры.

в семье устанавливается связь между поколениями

родители вовлекаются в совместные игры с детьми.

Количество новой игры: один раз в неделю

Срок реализации: сентябрь- апрель.

Используемая литература:

1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С. -Петербург, 1998.

2. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.

3. Яковлев В. Г. Игры для детей. – 2-е изд., перераб. – М.: ФиС, 1975. 

4. И.Л.Страковская  300 Подвижных игр -М. Новая школа  1994,-288с.

Русские народные мелодии и песни:

«Плясовая», «Во поле берёзка стояла», «Барыня», «Как на тоненький ледок»,

и др.

 Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Санкт- Петербург  «Детство - пресс»2000

1.Этап

Подбор материала, игр по теме.

Составление картотеки

Разработка перспективного плана

С родителями:

Анкетирование родителей: »Русские народные игры» ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Консультация родителей по теме: «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем».

2.Основной Этап: 

-разучивание считалок, закличек, потешек
- оформление картотеки русских народных игр;

- изготовление масок и костюмов;

- изготовление атрибутов;

Для родителей:

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры».  

Консультация: «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни».

Мастер – класс :«Использование народных традиций»

Мастер- класс: «Плетение пояса»

Папка – передвижка: »Народные традиции».  «Играем дома»

« Святочные игры », «Екатерина Санница», «Игры на масленичной недели», «Благовещенье»

Совместно с родителями:

«Празднование  Дня Матери» ( с использование  русской традиции)

 «Святочные игры на прогулке»- (январь)

С детьми:

 Со старшими детьми  на прогулке -  « Играем в народные игры»

 Музыкальное развлечение  «Масленица» -( март  )

 Печем « Жаворонки, жавороночки » - (март)

3.  Заключительный этап:

Картотеки русских народных игр, считалок, закличек.

Применение детьми народных игр в самостоятельной деятельности.

Участие в народных праздниках и гуляньях совместно с родителями.

Перспективный план  народных подвижных игр

Месяц

Название

 Цели

Сентябрь

1

«Зайка серый умывается»

Учить детей слушать текст игры, сопровождать его соответствующими движениями.

2

«Ручеек»

Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

3

«Золотые ворота»

Развивать умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения;                           Развивать умение ориентироваться в пространстве;                             Упражнять в ходьбе цепочкой.

Октябрь

4

«Бабушка и пирожок»

Развивать ловкость и внимательность, скоростные качества

5

«Гуси- гуси»

учить детей действовать согласно сюжету игры, развивать координацию движений.

6

«Лошадки»

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе.

7

«Заинька»

Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.

Ноябрь

8

«Гори, гори ясно»

Развивать выдержку и  ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

9

«Дедушка Рожок»

Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве.

10

«Заря заряница»

Учить играть, соблюдая правила, проявляя доброжелательность

11

«Шел козел по лесу»

Учить детей проговаривать слова  с движениями

Декабрь

12

Екатерина - санница

 Учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

13

«Баба Яга»

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.

14

«Мороз-красный нос «

Развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения.

Январь

15

«Пришла Коляда»

  1. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
  2. Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу.
  3. Воспитывать умение действовать в коллективе.

16

«Звонарь»

  1. Развивать ориентировку в пространстве

17

«Льдинки, ветер и мороз»

Учить ориентироваться в пространстве, ловкость.

Февраль

18

«Хоровод  с платком»

Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений

19

Хоровод

 »Ой блин золотой»

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной традиций. Развитие музыкальных и творческих способностей.

19

«Зайка беленький сидит»

Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием: хлопать в ладоши, подпрыгивать.

20

«Крута гора»

Развивать чувство ритма и музыкального слуха, способствовать совершенствованию двигательных навыков (прыжков).

Март

21

«Горелки»

Совершенствовать технику бега наперегонки в естественных условиях; способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации подвижной игры; укреплять связочно-мышечный аппарат ног, содействовать формированию правильной осанки.

22

«Перепрыгни ручеек».

Упражнять детей в прыжках на двух ногах. Укреплять мышцы ног.

23

«В небе жаворонок пел»

Развивать  речевую  и двигательную, активности, развивать быстроту реакции

Апрель

24

«Зайцы и волк»

Упражнять в беге, отрабатывать умение в прыжках на обеих ногах, в приседании.

Воспитывать смелость, внимательность, коллективизм.

25

«У дядюшки Трифона»

Развивать фантазию и внимание

26

«Мы матрешки»

Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают

Май

27

«В ногу»

 Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в метании

28

«Капуста»

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Народные подвижные игры Урала"

Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворя­ется жажда действия; предоставляется обильная пища для ра­боты ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неусп...

Проект "Народные подвижные игры"

Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, пост...

проект "Народные подвижные игры"

Недельный проект информационно-игрового типа для детей младшей группы....

Проект «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись,  игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит п...

Проект по здоровьесберегающей технологии в средней группе «Народные подвижные игры в физическом развитии детей»

Проект по здоровьесберегающей технологиив средней группе«Народные подвижные игры в физическом развитии детей»...