Проект «Народные подвижные игры в современных условиях для детей»
проект (старшая группа)
Проект «Народные подвижные игры в современных условиях для детей»
Участники проекта: проекта: дети, родители
Возраст детей: 4-5 лет
Пояснительная записка
Большое значение в психическом и физическом развитии имеет игра. В детском саду она занимает ведущее место. Подвижные игры подбираются с учетом возраста. Участвуя в игре, дети не только бегают, но и изображают персонажи, а в ходе игры у них развиваются мышцы, воображение, фантазия, сноровка, формируются духовно – нравственные качества. Дети учатся точному подчинению правил игры. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Важнейшее место в жизни ребёнка-дошкольника занимают народные подвижные игры. На большое воспитательное значение этих игр указывали многие выдающиеся педагоги: Ушинский К.Д., Г.А. Виноградов, А. В. Запорожец и др. Они собирали и описывали народные игры, чтобы донести до нас, потомков обычаи народа, особенные черты русского характера.
Народные подвижные игры ведут свое начало из глубин народной педагогики. Дети раннего возраста воспитывались в семьях на потешках, играх-забавах, прибаутках в жизни более старших бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, считалки. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший игровой фольклор.
Как в наше, современное время передаётся народная игра ребёнку?
Еще несколько поколений назад были дворовые игры. И дети накапливали игровой опыт, и сами становятся «носителями» игры. В настоящее время редко увидишь детей, которые играют в «Казаков разбойников», «Салки», «Ручеек».
Рассмотрим причины:
- во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов в учебной деятельности;
- во-вторых, родители современных детей часто сами не умеют играть;
- в-третьих, нехватка времени у взрослого на игру и задушевную беседу с ребенком;
- в-четвертых, дети стали больше смотреть телевизор, играть в электронные игры, заниматься за компьютером и другими малоподвижными видами деятельности.
Народные игры почти исчезают сегодня из детства, поэтому я взяла это направление, чтобы показать родителям и детям, что народные игры являются национальным богатством и сильным воздействием на личность ребенка.
Цель:
Формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру; Активизировать двигательную активность.
Задачи:
• Познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки)
• Развивать нравственные и патриотические чувства в процессе ознакомления с русскими народными играми;
• Развивать физические и умственные качества, любознательность;
• Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в использовании народных подвижных игр.
Предполагаемые итоги реализации работы:
• у детей формируются знания о традициях народа
• дети умеют играть и проявляют интерес и в свободное время используя считалки играют в русские народные подвижные игры.
• в семье устанавливается связь между поколениями
родители вовлекаются в совместные игры с детьми.
Количество новой игры: один раз в неделю
Срок реализации: сентябрь- апрель.
Используемая литература:
1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С. -Петербург, 1998.
2. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.
3. Яковлев В. Г. Игры для детей. – 2-е изд., перераб. – М.: ФиС, 1975.
4. И.Л.Страковская 300 Подвижных игр -М. Новая школа 1994,-288с.
Русские народные мелодии и песни:
«Плясовая», «Во поле берёзка стояла», «Барыня», «Как на тоненький ледок»,
и др.
Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Санкт- Петербург «Детство - пресс»2000
1.Этап
Подбор материала, игр по теме.
Составление картотеки
Разработка перспективного плана
С родителями:
Анкетирование родителей: »Русские народные игры» ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Консультация родителей по теме: «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем».
2.Основной Этап:
-разучивание считалок, закличек, потешек
- оформление картотеки русских народных игр;
- изготовление масок и костюмов;
- изготовление атрибутов;
Для родителей:
Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры».
Консультация: «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни».
Мастер – класс :«Использование народных традиций»
Мастер- класс: «Плетение пояса»
Папка – передвижка: »Народные традиции». «Играем дома»
« Святочные игры », «Екатерина Санница», «Игры на масленичной недели», «Благовещенье»
Совместно с родителями:
«Празднование Дня Матери» ( с использование русской традиции)
«Святочные игры на прогулке»- (январь)
С детьми:
Со старшими детьми на прогулке - « Играем в народные игры»
Музыкальное развлечение «Масленица» -( март )
Печем « Жаворонки, жавороночки » - (март)
3. Заключительный этап:
Картотеки русских народных игр, считалок, закличек.
Применение детьми народных игр в самостоятельной деятельности.
Участие в народных праздниках и гуляньях совместно с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnye_podvizhnye_igry_v_sovremennyh_usloviyah_dlya_detey.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Народные подвижные игры в современных условиях для детей»
Участники проекта: проекта: дети, родители
Возраст детей: 4-5 лет
Пояснительная записка
Большое значение в психическом и физическом развитии имеет игра. В детском саду она занимает ведущее место. Подвижные игры подбираются с учетом возраста. Участвуя в игре, дети не только бегают, но и изображают персонажи, а в ходе игры у них развиваются мышцы, воображение, фантазия, сноровка, формируются духовно – нравственные качества. Дети учатся точному подчинению правил игры. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Важнейшее место в жизни ребёнка-дошкольника занимают народные подвижные игры. На большое воспитательное значение этих игр указывали многие выдающиеся педагоги: Ушинский К.Д., Г.А. Виноградов, А. В. Запорожец и др. Они собирали и описывали народные игры, чтобы донести до нас, потомков обычаи народа, особенные черты русского характера.
Народные подвижные игры ведут свое начало из глубин народной педагогики. Дети раннего возраста воспитывались в семьях на потешках, играх-забавах, прибаутках в жизни более старших бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, считалки. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший игровой фольклор.
Как в наше, современное время передаётся народная игра ребёнку?
Еще несколько поколений назад были дворовые игры. И дети накапливали игровой опыт, и сами становятся «носителями» игры. В настоящее время редко увидишь детей, которые играют в «Казаков разбойников», «Салки», «Ручеек».
Рассмотрим причины:
- во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов в учебной деятельности;
- во-вторых, родители современных детей часто сами не умеют играть;
- в-третьих, нехватка времени у взрослого на игру и задушевную беседу с ребенком;
- в-четвертых, дети стали больше смотреть телевизор, играть в электронные игры, заниматься за компьютером и другими малоподвижными видами деятельности.
Народные игры почти исчезают сегодня из детства, поэтому я взяла это направление, чтобы показать родителям и детям, что народные игры являются национальным богатством и сильным воздействием на личность ребенка.
Цель:
Формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру; Активизировать двигательную активность.
Задачи:
• Познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки)
• Развивать нравственные и патриотические чувства в процессе ознакомления с русскими народными играми;
• Развивать физические и умственные качества, любознательность;
• Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в использовании народных подвижных игр.
Предполагаемые итоги реализации работы:
• у детей формируются знания о традициях народа
• дети умеют играть и проявляют интерес и в свободное время используя считалки играют в русские народные подвижные игры.
• в семье устанавливается связь между поколениями
родители вовлекаются в совместные игры с детьми.
Количество новой игры: один раз в неделю
Срок реализации: сентябрь- апрель.
Используемая литература:
1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С. -Петербург, 1998.
2. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.
3. Яковлев В. Г. Игры для детей. – 2-е изд., перераб. – М.: ФиС, 1975.
4. И.Л.Страковская 300 Подвижных игр -М. Новая школа 1994,-288с.
Русские народные мелодии и песни:
«Плясовая», «Во поле берёзка стояла», «Барыня», «Как на тоненький ледок»,
и др.
Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Санкт- Петербург «Детство - пресс»2000
1.Этап
Подбор материала, игр по теме.
Составление картотеки
Разработка перспективного плана
С родителями:
Анкетирование родителей: »Русские народные игры» ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Консультация родителей по теме: «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем».
2.Основной Этап:
-разучивание считалок, закличек, потешек
- оформление картотеки русских народных игр;
- изготовление масок и костюмов;
- изготовление атрибутов;
Для родителей:
Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры».
Консультация: «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни».
Мастер – класс :«Использование народных традиций»
Мастер- класс: «Плетение пояса»
Папка – передвижка: »Народные традиции». «Играем дома»
« Святочные игры », «Екатерина Санница», «Игры на масленичной недели», «Благовещенье»
Совместно с родителями:
«Празднование Дня Матери» ( с использование русской традиции)
«Святочные игры на прогулке»- (январь)
С детьми:
Со старшими детьми на прогулке - « Играем в народные игры»
Музыкальное развлечение «Масленица» -( март )
Печем « Жаворонки, жавороночки » - (март)
3. Заключительный этап:
Картотеки русских народных игр, считалок, закличек.
Применение детьми народных игр в самостоятельной деятельности.
Участие в народных праздниках и гуляньях совместно с родителями.
Перспективный план народных подвижных игр
Месяц | Название | Цели | |
Сентябрь | |||
1 | «Зайка серый умывается» | Учить детей слушать текст игры, сопровождать его соответствующими движениями. | |
2 | «Ручеек» | Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе. | |
3 | «Золотые ворота» | Развивать умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения; Развивать умение ориентироваться в пространстве; Упражнять в ходьбе цепочкой. | |
Октябрь | |||
4 | «Бабушка и пирожок» | Развивать ловкость и внимательность, скоростные качества | |
5 | «Гуси- гуси» | учить детей действовать согласно сюжету игры, развивать координацию движений. | |
6 | «Лошадки» | Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе. | |
7 | «Заинька» | Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность. | |
Ноябрь | |||
8 | «Гори, гори ясно» | Развивать выдержку и ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге. | |
9 | «Дедушка Рожок» | Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. | |
10 | «Заря заряница» | Учить играть, соблюдая правила, проявляя доброжелательность | |
11 | «Шел козел по лесу» | Учить детей проговаривать слова с движениями | |
Декабрь | |||
12 | Екатерина - санница | Учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу. | |
13 | «Баба Яга» | Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе. | |
14 | «Мороз-красный нос « | Развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения. | |
Январь | |||
15 | «Пришла Коляда» |
| |
16 | «Звонарь» |
| |
17 | «Льдинки, ветер и мороз» | Учить ориентироваться в пространстве, ловкость. | |
Февраль | |||
18 | «Хоровод с платком» | Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений | |
19 | Хоровод »Ой блин золотой» | Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной традиций. Развитие музыкальных и творческих способностей. | |
19 | «Зайка беленький сидит» | Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием: хлопать в ладоши, подпрыгивать. | |
20 | «Крута гора» | Развивать чувство ритма и музыкального слуха, способствовать совершенствованию двигательных навыков (прыжков). | |
Март | |||
21 | «Горелки» | Совершенствовать технику бега наперегонки в естественных условиях; способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации подвижной игры; укреплять связочно-мышечный аппарат ног, содействовать формированию правильной осанки. | |
22 | «Перепрыгни ручеек». | Упражнять детей в прыжках на двух ногах. Укреплять мышцы ног. | |
23 | «В небе жаворонок пел» | Развивать речевую и двигательную, активности, развивать быстроту реакции | |
Апрель | |||
24 | «Зайцы и волк» | Упражнять в беге, отрабатывать умение в прыжках на обеих ногах, в приседании. Воспитывать смелость, внимательность, коллективизм. | |
25 | «У дядюшки Трифона» | Развивать фантазию и внимание | |
26 | «Мы матрешки» | Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки. | |
Май | |||
27 | «В ногу» | Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в метании | |
28 | «Капуста» | Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Народные подвижные игры Урала"
Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неусп...
проект "Народные подвижные игры" сентябрь - октябрь
месячный проект...
Проект "Народные подвижные игры"
Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, пост...
проект "Народные подвижные игры"
Недельный проект информационно-игрового типа для детей младшей группы....
Проект «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись, игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит п...
Проект по здоровьесберегающей технологии в средней группе «Народные подвижные игры в физическом развитии детей»
Проект по здоровьесберегающей технологиив средней группе«Народные подвижные игры в физическом развитии детей»...