Проект «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись, игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит посредством родителей, бабушек и дедушек, такими носителями народных традиций выступает старшее поколение, педагоги. Именно они передают правила игры, их организацию, использование атрибутов, способы действий с игрушками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_igrovoy_proekt_polikultura.docx | 556.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Василек» г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
Проект
«Народные подвижные
игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Разработала:
Цыганкова Наталья Юрьевна,
воспитатель,
высшая квалификационная категория
Почему современные дети не играют в подвижные игры? Этот вопрос можно задать многим современным родителям. И получить стандартный ответ в двух вариантах. Вариант первый: «Боимся, как бы чего не случилось. Времена нынче неспокойные, постоянно видим в общественных местах объявления о пропавших детях. Поэтому пусть уж лучше дома сидят». Вариант второй: «А его и не выгонишь на улицу. Неинтересно им это. Есть телевизор, компьютер, вот они и сидят за ними часами. И нам спокойнее, хлопот меньше».
Действительно, сейчас редко можно встретить детвору, увлеченно играющую в подвижные игры. Тем не менее, если выделить отдельный двор, собрать детей и начать учить их играть в игры, они будут играть так же весело, как их мамы и папы, бабушки и дедушки в свое время. Все старые игры не стали менее интересными, просто детишки не знают, как в них играть.
Ребенок сам не умеет играть, его нужно научить, показать. Конечно, проще сунуть ребенку гаджет и «он сам как-нибудь разберется». Тем более в последние годы у молодых людей есть проблемы с восприятием речи и формулировкой своих мыслей. Отчасти в этом виноват дефицит общения на улице, дома. А ведь практически все подвижные игры сопровождаются словами - заигрышами. Эти слова помнят многие поколения, они переходят из уст в уста, и являются настоящим фольклором.
В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор. С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов.
Игры содействуют возникновению в детской среде соревнования и, как результат, признаются достоинства или недостатки, поощряется, кто показал высокий уровень физических качеств, порицают тех, кто проиграл. Каждый участник игры должен изучить и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения. Только тогда о ребенке можно говорить как о достойном участнике игры.
Воспитательное значение детских игр повышается еще тем, что в их процессе применяется своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения складывается из того, что победитель первым начинает следующую игру, получает право ведения игры, выбора партнера, назначает наказания проигравшему. Наказания в играх самые разнообразные: возить на спине, караулить вне очереди, станцевать или спеть в кругу участников.
Во все времена дети проявляют особый интерес к подвижным играм. Игры привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.
В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. В народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены. Игры разнообразны по содержанию и организации
Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.
А еще только детская подвижная игра, приносит не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение. Подвижные игры учат наших детей очень многому. Так, ни одна подвижная игра не может существовать и развиваться без правил, от соблюдения которых будет зависеть и интерес к игре со стороны всех ее участников. Это с одной стороны, а с другой, сами правила помогают ребенку понять их значение в жизни человека, организуют его морально, учат справедливости и оценке. Ребенок, умеющий играть по правилам, будет и жить по правилам!
Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем. И огромную роль здесь играет знакомство с народной игрой. К сожалению, большинство людей очень поверхностно знакомо с народным творчеством. Родная культура должна стать неотъемлемой частью ребёнка, началом, порождающим личность. Знакомить с народным творчеством нужно начинать с дошкольного возраста и лучше всего через игру.
В настоящее время родители стали опасаться отпускать детей гулять одних, пропало поколение, которое бы «передало» по наследству дворовые игры нынешнему поколению детей. Чтобы возродить эти игры, нынешние родители и педагоги должны постараться.
Актуальность темы:
Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
Поликультурное воспитание - это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев.
Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись, игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит посредством родителей, бабушек и дедушек, такими носителями народных традиций выступает старшее поколение, педагоги. Именно они передают правила игры, их организацию, использование атрибутов, способы действий с игрушками.
Народные подвижные игры позволяют определить действительное значение положительных национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить многообразие самобытности игр различных народов. Благодаря народным играм дети намного быстрее приобщаются к национальной культуре, проникаются традициями и обрядами того или иного народа. К тому же, игра всегда подразумевает под собой возникновение положительных эмоций.
Игры народов Кубани и Северного Кавказа являются отображением национальных традиций, самобытности и колорита народностей. Начальная форма подвижных игр определена общественно-историческим развитием, своеобразием традиций, быта и культуры данного народа. Разнообразие детских игр зависит от многонациональности Кавказского региона.
Все коллективные народные игры учат детей толерантности и уважению. Ребёнок начинает сознательно относиться к своему партнёру по игре весьма уважительно, пытается найти общий язык, способность к сотрудничеству. У них формируется способность прийти на помощь в любой момент, пусть даже пока только в игровой форме.
Народные игры Кавказского региона рассматриваются как метод физического и духовного воспитания детей.
Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания идальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Вид проекта – познавательный, практико-ориентированный.
Срок реализации проекта:
С сентября 2016 г по июнь 2017 г
Участники проекта:
Дети старших групп, воспитатели, инструктор по физкультуре, родители, музыкальный руководитель.
Цель проекта:
- Познакомить детей с подвижными играми разных народов живущих в нашем регионе;
- Приобщение дошкольников к материальной и духовной культуре народов Северного Кавказа и вовлечение ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников;
- Воспитание детей физически и духовно здоровыми через народные игры Кубани и Кавказского региона;
- Передача игрового опыта через установление взаимосвязи между поколениями
Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Задачи:
Для педагогов:
- систематизировать знания педагогов о многообразии народных подвижных игр, как средств развития всесторонне развитой личности ребенка;
- привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур
- прививать любовь к творческому наследию нашего народа, создавать условия для становления основ нравственно - патриотического сознания;
- воспитывать в детях чувства патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам;
- воспитывать уважение к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения;
- способствовать усилению роли семьи, через расширение и закрепление знаний детей об играх и обрядовых праздниках наших предков;
- содействовать укреплению здоровья и развитию физических качеств детей.
Для детей:
- формировать у детей представления о многообразии культур в России и мире, приобщать детей к культурному богатству русского и других народов, через традиции и обычаи, игры, фольклор;
- воспитывать позитивное отношение к различным культурам;
- узнать у своих бабушек и дедушек, родителей, об играх их детства, донести информацию до своих сверстников;
- познакомиться с разными видами народных игр.
Для родителей:
- познакомиться с разновидностями детских игр с учетом специфики их применения в семейном воспитании;
- передавать игровой опыт своим детям.
В процессе выше поставленных задач возникли затруднения следующего характера:
- дети затрудняются играть, подчиняясь правилам игры;
- у детей слабо развито воображение, не умеют подражать ;
- при овладении подвижными играми испытывают затруднения в выполнении ОВД
- отсутствие педагогических знаний у родителей по организации народных праздников.
- нет условий для самостоятельного отражения в обычной жизни детьми полученных знаний и умений по организации народных игр.
- недостаточная продуктивность взаимодействия детского сада и семьи. - педагог не способствует сохранению интереса у ребенка к подвижной игре;
- взрослые не могут мотивировать детей на подвижную игру;
- недостаточно оснащена предметно-развивающая среда для самостоятельной творческой деятельности детей в подвижных играх (маски, атрибуты)
Ознакомление дошкольников с подвижными играми разных национальностей и культур, происходит в ходе непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах и реализуются через интеграцию образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие;
Прогнозируемый результат
- Развитие диалогической и монологической речи путем использования в активной речи детей потешек, считалок, закличек, загадок;
- Развитие устойчивого интереса к культуре разных национальностей;
- Сформировать у детей чувство национального достоинства;
- Дети должны научиться уважительному отношению к памяти предков, к преемственности поколений.
- У детей должен развиться интерес к народным подвижным играм, в которые играли их предки.
- Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение подвижных - народных игр, знакомство с обрядовыми праздниками обычаями и традициями.
- В результате реализации проекта у родителей должно быть сформировано устойчивое представление о пользе народных игр.
Вывод:
В основу этого проекта положены подвижные народные игры, поскольку они в наибольшей степени соответствуют задачам и особенностям психики детей. В работе использованы игры, классифицированные по временам года. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Вот почему следует поддерживать у детей интерес к игре, помогать в их организации там, где ребенок проводит значительную часть свободного времени. Подвижные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, силы воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными, правдивыми, целеустремленными.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта проходит по трём этапам:
1. Подготовительный
- выявление основных проблем, формирование идеи по их решению;
- подбор специальной методической литературы с целью расширения теоретических знаний педагогов;
- совместное обсуждение темы с детьми («Что мы знаем, что мы хотим узнать, как и где мы можем узнать?»)
- составление плана мероприятий;
- подбор информации в книгах, журналах, сети интернет.
- анкетирование родителей по теме «Во что играют ваши дети?»;
- консультации для родителей по теме проекта.
- родительское собрание «Роль подвижной игры в воспитании детей»
2. Основной
Работа с детьми:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением играющих в Русские народные игры; игры Северного Кавказа, Кубани.
2. Беседы об играх, в которые играли наши предки
3. Знакомство с правилами подвижных игр разных народностей.
4. Изготовление атрибутов к играм.
5.Изготовление дидактических игр: «Угадай подвижную игру»; «Назови игру, подбери к ней схему»; «Раз, два, три, четыре, пять – выходи со мной играть!»; «Как называется игра»
6. Выставка рисунков «Игры моего народа!»; «Во что играли мои бабушки и дедушки»; «Как играли в старину»; «Моя любимая народная игра»; «Любимая игра нашей семьи».
7. Конкурсы: «Кто больше знает игр»; «С какой игры слова »; «Какому народу принадлежит игра».
8. Разучивание считалок, текста игр.
9.Развлекательные итоговые мероприятия по принципу - «Ярмарка подвижных игр»; «Игровой калейдоскоп»; « Игровая чехарда»; «Страна здоровья».
10.Серия познавательных занятий: «Откуда к нам пришла игра?» ; «Игры и традиции Русского народа»; «Красивые обряды горцев»; «Армянские народные игры»; «Народные игры адыгов и черкесов» и т. д .
Работа с педагогами:
1. Консультации: «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей»; «Роль подвижной игры в воспитании всесторонне-развитой личности ребенка»; «Народные подвижные игры как фактор здоровья сбережения»
2. Знакомство с разными типами игр
3. Подбор литературы
4. Оформление фотоальбома: «Нам некогда скучать – мы умеем весело играть»
5. Изготовление атрибутов к играм (подвижным; дидактическим)
6. Составление картотеки игр (разных народностей и по временам года)
7. Разучивание текста игр.
Работа с родителями:
1. В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по народным праздникам.
2.Консультации по теме проекта:
3. Буклеты к родительскому собранию:
-«Роль подвижной игры в развитии и воспитании детей»
-«Подвижные игры народов Кавказа »
4. Выставка семейных рисунков: «Игры моего народа! »; «Во что играли мои бабушки и дедушки»; «Любимая игра нашей семьи».
5. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
6. Папка-передвижка «Во что играют наши дети? »
7. Физкультурные досуги и развлекательные итоговые мероприятия - «Ярмарка подвижных игр»; «Игровой калейдоскоп»; «Игровая чехарда»; «Страна здоровья».
3. Заключительный
1. Оформление фотоальбома «Нам некогда скучать – мы умеем весело играть
2.Проведение итогового мероприятия - совместных посиделок «Игры нашего детства»;
3.Анализ проведенной работы, подведение итогов совместной деятельности, соотнесение результатов с поставленными задачами;
4.представление презентации. «У каждого народа игра своя»
Используемая литература:
1. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 1998, № 11.
2.Астахова Н. Энциклопедия русского фольклора «Ладушки» М. : Белый город, 2009, - 189 с
3.Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек// Дошкольное воспитание, 1997 г. № 12, с. 72-75.
4. Иванчикова Р. Народные игры с детьми. // Дошкольное воспитание. 2005, № 4.
5.Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР:.М. :просвещение, 1989.- 239 с.
8. Литвинова И. Н. Детские народные подвижные игры. М. ; Владос, 1995, - 89 с.
9.Сакидибирова З.И. Подвижная игра – спутник жизни ребенка, Махачкала, 2003
10.Материалы из сети интернет
Консультация для педагогов ««Роль подвижной игры в воспитании всесторонне-развитой личности»;
Консультация для педагогов
«Роль подвижной игры в воспитании всесторонне-развитой личности ребенка»
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.
Игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.
В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих
Еще А.С. Макаренко говорил, что игры это средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитывается активность, инициатива, чувство коллективизма. Но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер. В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными
Подборка народных подвижных игр Северного Кавказа для детей дошкольного возраста
(Адыгейские, Азербайджанские, Грузинские Кабардино-Балкарские, Северо-Осетинские, Дагестанские, Армянские Чеченские, Ингушские)
«Гаккарис» (осетинская народная игра);
«Утушка» (чечено-ингушская народная игра);
«Дети и петух» (азербайджанские народные игры);
«Земля, вода, огонь, воздух» (армянская народная игры);
Дагестанские народные подвижные игры
«Подними платок» (ав.) «Джигитовка»
«Надень папаху» (ав.) «Чижик» («Кирпи-лали»)
«Волк и овцы» «Ой райда» (лез.)
«Цику-ция» (лак.) «Достань шапку» (ав.)
«Выбей из круга» (ав.) «Под буркой»
Игры
Для девочек
«Отдай платочек», «День – ночь», «Белый - черный мяч», «Изюминка», «Дети и петух», «Цветы и ветерки», «Земля, вода, воздух», «Беспокойный мяч», «Игра в лягушек», «Грузинские классы», «Ударь жгутом» Достань шапку», «Подними платок», «Платочек», «Журавли - журавушки» «Жмурки- носильщики».
Для мальчиков
«Пешие всадники», «Сильные ноги», «Всадники», «Перетяги-вание веревки», «Скачки», «Перетягивание палки», «Козлик-козлик», «Дедушка – мой дед» «Веселая палка», «Конное поло», «Конно-спортивная игра», «Метание копья», «Защитники» «Слепой медведь» «Борьба за флажки», «Метание с плеча», «Чиж».
Игры на развитие:
- внимания и слуха «День и ночь», «Прятки»
- умения ритмично двигаться «Пастух», «Бег к реке»
- выработка быстроты бега «Всадники», «Кто быстрее»
- умений: а) ритмично ходить; б) быстро бегать; в) прыгать г) делать перебежки («Скачки», «Борьба за флажки», «Со спины лошадки»)
- закрепление навыков организованно и быстро совершать перебежки группами («Наступление»)
- обучение и закрепление умений в бросании и ловле малого мяча («Повелитель лунки» «Белый мяч и черный мяч», «Три камня», «Беспокойный мяч», «Мяч в кругу»)
- развитие меткости при метании мяча и других предметов в цель («Конное поло», «Конно - спортивная игра», «Метание копья»)
- совершенствование навыка в бросании и ловле малого мяча, и других предметов («Плоский камень и мяч», «Метание с плеча», «Чиж», «Изюминка»)
- выработка умения точно и быстро передавать мяч и другие предметы («Отдай платочек», «Снятие шапки»)
- закрепление техники подпрыгивания («Прыжок лягушки»)
- совершенствование навыка в равновесии («Достань шапку», «Жмурки-носильщики»)
- закрепление навыков лазанья, перетягивания («Перетягивание веревки», «Чья шеренга победит», «Перетягивание палки», «Снимать сыр»)
- развитие гибкости («Надень папаху», «Утушка»)
- развитие умения выполнять подражательные движения («Лягушки», «Журавли», «Пастух», «Дети и петух»).
Сообщение на тему: «Игра – жизненная потребность ребенка»
«Игра – это огромное светлое окно,
через который духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
Физиологи считают, движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Недаром говорят: движение – это жизнь и эффективное лечебное средство. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – это важное средство воспитания, игры дают детям яркие минуты общения, развивает опыт поведения.
Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразий игр следует особо выделить подвижные игры, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.
- Игра позволяет детям освоить жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазаньи, метании.
- В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способность проявлять выдержку, смелость, уверенность в собственных силах.
- Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость.
- Подвижная игра увеличивает двигательную активность ребенка в течение дня.
- Активность двигательная деятельность на свежем воздухе помогает, благотворно влияет на общее состояние ребенка и на его здоровье.
- Подчинение правилам игры воспитывает у ребенка организованность, внимание, умение управлять своим движением, способствует проявлению волевых чувств.
- Подвижная игра создает дополнительную возможность общения детей со сверстниками и взрослыми.
- Подвижная игра способствует развитию речи и обогащению словаря.
Выступление на общем родительском собрании на тему
«Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»
«Игра – это огромное светлое окно,
через который в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
Физиологи считают, движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Недаром говорят: движение – это жизнь и эффективное лечебное средство. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – это важное средство воспитания, игры дают детям яркие минуты общения, развивает опыт поведения.
Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразий игр следует особо выделить подвижные игры, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.
Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии. Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения.
Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают
правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно
действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.
В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия,
мышление, воображение, формируются социальные качества. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания.
Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.
Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение
контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.
В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают
красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Играя и
реализуя различные формы активности, дети познают себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.
Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.
Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество– важнейшие факторы оздоровления.
Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.
Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.
Мы в своей работе используем подвижные игры повседневно: и в организованной деятельности, и в режимные моменты, и на прогулке в каждой возрастной группе.
Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников.
Мини-анкета для родителей
- Играете ли Вы с ребенком в подвижные игры?
- Назовите, пожалуйста, подвижные игры, в которые вы играете все вместе.
- Помните ли вы считалочки, напишите их?
- Знает ли Ваш ребенок считалочки?
- Кто его научил (родители дома, детский сад, бабушки-дедушки).
Интервью с детьми.
Воспитатель: А вот что говорят наши дети. Сравните свои ответы с ответами детей.
(Прослушивание аудиозаписи интервьюирования детей группы).
- Любишь ли ты играть (да, очень, люблю играть на прогулке вместе со всеми)? Мне нравятся подвижные игры и т.д.
- Играют ли дома с тобой родители? (Только брат Саша, нет в игры подвижные не играют)
- со мной играет только бабушка
- маме некогда, папа смотрит телевизор
- В какие игры ты любишь играть?
- В детском саду в подвижные игры, где мы все бегаем и играем вместе
- Дома играю только в компьютерные игры.
- Мне нравится игра – «Лягушки» и т.д.
- В какие подвижные игры вы играете дома или на прогулке с родителями?
- мы дома не играем в подвижные игры
- иногда в настольные.
- Какие считалочки ты знаешь? Расскажи.
- Учишь ли ты дома с родителями считалочки:
- нет только в детском саду;
- на занятии;
- интересные, которые знают дети.
Консультация для педагогов
Национальные подвижные игры как фактор здоровьесбережения.
Игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей. Особое значение имеют народные подвижные игры, развивающие основные двигательные навыки, положительно влияющие на формирование здоровья подрастающего человека.
Веселая подвижная игра – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловушек, салочек. Как они возникли? Кто придумал эти игры? Они созданы народом, так же как и сказки, и песни. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром.
Я считаю, что игра является наиболее удобной формой освоения движений. Дети дошкольного возраста на первый взгляд очень подвижны: они умеют ходить, бегать, скакать, лазать и усваивать новые движения. Однако в детской походке, беге, прыжках много неловкостей, незаконченных движений. Для устранения этих недостатков нужны занятия по физической культуре. Например, во всех играх «в змею», в играх, когда дети под песни и считалочки ходят по кругу в хороводах ,они охотно сосредотачивают свое внимание на красивой, ровной походке.
Не менее значительна роль народной игры и в умственном воспитании ребенка. Когда я показываю и объясняю движения, согласно правилам игры, стараюсь завязать отношения между детьми, учу воспринимать новые понятия, связывать словарные обозначения непосредственно с движениями .
Песни и стихи, сопровождающие народные игры, обогащают речь детей. Большое значение имеет обогащение детей новыми представлениями и понятиями, с которыми они знакомятся в народных играх.
Например, игра «в Бабку» знакомит детей с названиями разных блюд. Игры «Садовник» и «Чижик» знакомят детей с трудовыми движениями.
В каждой игре ребенок узнает новое расширяет свои знания. Например, когда я предлагаю народную игру другой национальности – украинской, татарской и другие, дети знакомятся с жизнью, бытом, языком других народов. Большое значение народные игры имеют и для нравственного воспитания ребенка. В игре ребенок имеет возможность сравнивать свои успехи с успехами других детей, учиться правильно вливаться в коллектив, ценить соблюдение правил.
Значение народных игр в эстетическом воспитании ребенка очень велико: в детях развиваются чувства ритма, движения становятся более уверенными.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый, игровой фольклор.
Я уделяю большое внимание разучиванию игр. Никогда заранее не разучиваю потешки, считалки и просто слова. Все это дети запоминают вместе движениями и правилами игры. Да и сама я охотно принимаю участие и играх, что детям очень нравится.
Почему меня привлекли народные игры? Потому что в этих играх дети знакомятся с народным фольклором. Это и припевки, и шутки, и песенки, и считалки, которые дети с удовольствием применяют в других играх с игрушками.
В любое время года я играю с детьми в игры, соответствующие погоде:
Зима: «Быстрые и меткие», «Штурм снежной крепости», «Царь горы» и другие.
Весна: «Соседи», «Ручеек», «Золотые ворота» и другие.
Лето: «Гуси-лебеди», «Прятки», «У медведя в бору», «Репка».
Осень: « Испорченный телефон», «Садовник», «Краски» и другие.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от ок...
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающи...
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Консультация для воспитателей...
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностейне передаются по наследству, в каждом поколении их надовоспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большу...
Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста
laquo;ПОДВИЖНАЯ ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ УПРАЖНЕНИЕМ,ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО РЕБЕНОК ГОТОВИТСЯ К ЖИЗНИ» П.Ф. ЛЕСГАФТ...
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Описание опыта работы....
Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа «Русская народная подвиж...