Проект "Народные подвижные игры Урала"
методическая разработка (средняя группа) по теме
Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_podvizhnym_igram.docx | 60.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Без памяти нет традиций,
Без традиций нет культуры,
Без культуры нет воспитания,
Без воспитания нет духовности,
Без духовности нет личности,
Без личности нет народа».
(«Золотая формула» этнопедагогики)
Тип проекта: информационный, игровой.
По продолжительности: средней продолжительности (1 год).
По характеру контактов: внутригрупповой.
По количеству участников: групповой, фронтальный.
Цель проекта:
Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 4-5 лет.
Задачи проекта:
- Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.
- Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
- Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.
- Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- развитие диалогической и монологической речи детей.
- использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.
- создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры Урала.
- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
Обеспечение проектной деятельности:
- Методическое:
- М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
- О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.
- Картотека русских народных подвижных игр.
- Картотека «Подвижные игры Урала»
- Картотека «Подвижные игры Среднего Урала»
- Материально-техническое:
- Мячи.
- Цветные мелки.
- Флажки.
- Бубен.
- Колокольчик.
- Платок
- Шапочки животных.
- Шнур, тонкий канат.
- Диагностико-дидактическое обеспечение:
- Карта наблюдения за детьми «Развитие игровой деятельности» (принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре).
Методы проекта: игры - подвижные, малой подвижности, хороводные. Деятельность педагога:
- знакомит с новой игрой, ее правилами, помогает распределить роли, разделиться на команды, контролирует, оценивает результаты проекта.
- составляет картотеку: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.
Деятельность детей: выбирают, изучают, играют, участвуют в оценке проекта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Время года | Месяц | Вид игры | Название игры |
О С Е Н Ь | Сентябрь | Подвижные | Солнышко и дождик Самолеты Наседка и цыплята Трамвай |
Малоподвижные | Найди флажок | ||
Хороводные | Летал, летал воробей. | ||
Народные | Муха Капуста | ||
Октябрь | Подвижные | Цветные автомобили Ловишки Лохматый пес Наседка и цыплята | |
Малоподвижные | Море волнуется | ||
Хороводные | Хороводная – огородная | ||
Народные | У медведя во бору Охотники и собаки | ||
Ноябрь | Подвижные | Садовник и цветы Зайцы и волк Птичка и птенчики Поезд | |
Малоподвижные | Найди свой цвет | ||
Хороводные | Ходит Ваня | ||
Народные | У дядюшки Трифона Золотые ворота | ||
З И М А | Декабрь | Подвижные | Трамвай Бездомный заяц Мыши в кладовой Птички в гнездышках |
Малоподвижные | Найди и промолчи | ||
Хороводные | Карусель | ||
Народные | Бабка Ежка Жмурки | ||
Январь | Подвижные | Лошадки Мыши и кот Воробушки и кот Бегите ко мне | |
Малоподвижные | Кто ушел | ||
Хороводные | Каравай | ||
Народные | Скакалка Два мороза | ||
Февраль | Подвижные | Птички и кошка Лиса в курятнике Прятки По ровненькой дорожке | |
Малоподвижные | Пузырь | ||
Хороводные | Кто у нас хороший | ||
Народные | Горелки Летят не летят | ||
В Е С Н А | Март | Подвижные | Слышим – делаем Серый зайка умывается У медведя во бору Лохматый пес |
Малоподвижные | Мяч через сетку | ||
Хороводные | Греет солнышко теплее | ||
Народные | Пирог Салки | ||
Апрель | Подвижные | Найди себе пару Бездомный заяц Лиса в курятнике Ловишки | |
Малоподвижные | Подбрось - поймай | ||
Хороводные | Веснянка | ||
Народные | Ручеек Птички | ||
Май | Подвижные | Лошадки Поезд Мыши и кот Пастух и стадо | |
Малоподвижные | Сбей булаву | ||
Хороводные | Мы на луг ходили | ||
Народные | Солнышко- ведрышко. Гуси – гуси. |
«Без памяти нет традиций,
Без традиций нет культуры,
Без культуры нет воспитания,
Без воспитания нет духовности,
Без духовности нет личности,
Без личности нет народа».
(«Золотая формула» этнопедагогики)
Тип проекта: информационный, игровой.
По продолжительности: средней продолжительности (1 год).
По характеру контактов: внутригрупповой.
По количеству участников: групповой, фронтальный.
Цель проекта:
Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 4-5 лет.
Задачи проекта:
- Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.
- Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
- Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.
- Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- развитие диалогической и монологической речи детей.
- использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.
- создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры Урала.
- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
Обеспечение проектной деятельности:
- Методическое:
- М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
- О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.
- Картотека русских народных подвижных игр.
- Картотека «Подвижные игры Урала»
- Картотека «Подвижные игры Среднего Урала»
- Материально-техническое:
- Мячи.
- Цветные мелки.
- Флажки.
- Бубен.
- Колокольчик.
- Платок
- Шапочки животных.
- Шнур, тонкий канат.
- Диагностико-дидактическое обеспечение:
- Карта наблюдения за детьми «Развитие игровой деятельности» (принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре).
Методы проекта: игры - подвижные, малой подвижности, хороводные. Деятельность педагога:
- знакомит с новой игрой, ее правилами, помогает распределить роли, разделиться на команды, контролирует, оценивает результаты проекта.
- составляет картотеку: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.
Деятельность детей: выбирают, изучают, играют, участвуют в оценке проекта.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ
Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Русские народные игры, в которых принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря.
Время года | Обрядовые праздники | Русские народные игры |
ЗИМА | Новый год. | Арина Бабка Ёжка Баба Яга В углы Башмачник Жмурки |
Рождественский сочельник | Два Мороза Скакалка Масло Орешек С города долой! | |
Зимние святки | Бабка Гуськи Дедушка-рожок Краской Прялица Слепая курица и чулок Слепой козел «Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять. | |
Масленица | В каравай Взятие снежной крепости Водить козла Горелки Гори, гори ясно Продаем горшки (татарская) Крута гора Лапти Летят- не летят Пирог Салки Салки- догонялки Салки-мартышки Салки с мячом Пятнашки с мячом А мы масленицу дожидали | |
ВЕСНА | Благовещенье | «Ай да птица, что за птица!» Бабочки и ласточки В птицы Воробей Ворон Голуби Жаворонок Коршун Ласточки Огородник и воробей Птички Пчелы Пчелы и ласточка Филин и пташки Воробьи и вороны. |
Вербная неделя | Верба-вербочка Дед Захарка Мосток Ласточки и ястреб (башкирская) | |
Пасха | Игры с яйцами Чье яйцо дольше покрутится? Катание яиц с горки Бой яйцами Солнышко-ведрышко Береза Медом или сахаром | |
Красная горка | В круги Отгадывание Ручеек. | |
Лялин день | Ляля Роща растет | |
Егорьев день | Лошадки Пастух и стадо Спутанные кони (татарская) | |
ЛЕТО | Троица (Семик) | В кресты Венок Водяной Горячее место Ерыкальце |
Никита-гусятник | В утку Волк и гуси Гуси-гуси Утка и селезень Заинька Утица Уточка Пошел козел на базар | |
Давид – земляничник | У медведя во бору Волк в лесу Медведь | |
Николай Кочанский | Капуста Плетень | |
Успение | Кто с нами? Огородник Пахари и жнецы | |
ОСЕНЬ | Семенов день | Муха Охотники и собаки Черный жук |
Покров | Заря-зарница Кружева Молчанка Пятнашки У дядюшки Трифона | |
Кузьма и Демьян | Ворон и куры Золотые ворота Кузнецы Курочки Царевна |
ОПИСАНИЕ ИГР
Пастух и стадо
Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль стада. По сигналу «Рожок!» (свисток или музыка) все животные спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по пастбищу, по сигналу «Домой!» все возвращаются в свои дома.
Муха
На земле очерчивается круг. В центре вбивается кол, на него вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и бросают палочки, кусочки дерева - стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда играющие бросят все свои «снаряды», то бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот становится караульщиком у «мухи».
Ручеек
Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,
взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.
Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.
Пирог
Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).
Все дружно начинают расхваливать «пирог»:
Вот он какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.
Режъ его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор,
пока не проиграют все в одной из команд.
Капуста
Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.
Бабка Ёжка
В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка Костяная Ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: — У меня нога болит. Пошла она на улицу — Раздавила курицу. Пошла на базар — Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает
У дядюшки Трифона
Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине. Все поют или приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей, и все сыновья.
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят
И все делают вот так.
При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторить движения или повторяет их неточно, платит фант. Движения должны быть забавными.
Гуси-гуси
Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.
— Гуси-гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну, летите же домой!
— Серый волк под горой,
Не пускает нас домой,
Зубы точит,
Съесть нас хочет!
— Ну летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:
— Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.
«Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.
Салки
Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»
Игра повторяется.
Правила.
1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.
Скакалка
Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова:
Чтоб был долог колосок, Чтобы вырос лен высок, Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.
Жмурки
Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог.
— Кот, Кот, на чем стоишь?
— На квашне.
— Что в квашне?
— Квас,
— Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их
ловит, Кого он поймал — тот становится «жмуркой».
Народные подвижные игры
коренных народов Урала.
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.
Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.
В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
К.Д.Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.
В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет.
Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. Не исключением являет и Урал.
Основными средствами физического воспитания у коренных народов Урала являлись исторически сложившиеся народные игры, игры-состязания, игры-упражнения. Широкой популярностью среди этих народов пользовались: борьба, стрельба из лука, метание и толкание камней и других предметов, разновидности гонок на охотничьих лыжах, лодках, собачьих упряжках, поднятие и переноска тяжестей, перетягивание палки, метание аркана, прыжки в высоту и длину, через лодки и т.д.
Жизненные условия Урала, промысловая деятельность требовали уже с 4–7-летнего возраста активного развития важнейших физических качеств и воспитания специфических двигательных навыков. С этого возраста дети всецело привлекались к помощи родителям по хозяйству, их готовили к промысловой деятельности (охоте, рыболовству). Естественно, что основы промысловой деятельности закладывались в разнообразных народных подвижных играх. Игры детей этого возраста отличаются более высоким уровнем игровой деятельности. В этот период дети начинают играть в игры с правилами. Эти игры разнообразны по своему содержанию и организационным формам поведения, что связано с быстрым физическим и умственным развитием детей на этом этапе.
Классификация игр детей включает в себя: подвижные игры («прятки», «пятнашки», игры с мячами), игры-состязания (в беге, перетягивании, борьбе, метании, стрельбе из лука), игры-упражнения (на силу, быстроту, ловкость, гибкость).
Наиболее простыми и самыми распространенными были различные игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, которые содействовали укреплению всех групп мышц тела, развитию ловкости, быстроты, выносливости. Кроме того, такие игры, как «прятки», «салки под снегом», «скачки на одной ноге», «метание диска», «игра с кольцами», «поиграем в ямки» прекрасно готовили детей к промысловой деятельности. Существовал ряд подвижных игр, которые непосредственно способствовали обретению навыков осуществления к промысловой деятельности: «стрельба из лука на дальность», «охота», «ловля рыбы» и др. Большой популярностью среди детей пользовались игры-упражнения, которые прекрасно развивали ловкость, координацию движений, гибкость.
Исследования показали, что у более старших детей коренных народов Урала, были популярны игры, связанные с бегом, прыжками, метанием («кто из нас быстрее», «догонялки», «оленья упряжка», «деревянная нога», «прыжки через нарты», «заячьи следы», «выбей чурочку», «городки», «игра кольцом», «метание камней»). Особой любовью среди детей и подростков пользовались игры-состязания по стрельбе из лука в цель, в метании аркана на хорей, самобытная игра-состязание в метании палки-копья на дальность и в цель. Кроме игр подвижного характера, на досуге использовались такие игры, как «игра с веревочкой», «игра с нитками», «игра с палочками», «игра в камешки», «игра с иголкой» и пр.
Считалки
Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку, например:
Тара – бара,
Домой пора —
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить,
Тебе водить!
Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим. Считалка не повторяется.
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!
Катилося яблочко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола;
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет!
– Заяц белый,
Куда бегал?
– В лес дубовый!
– Что там делал?
– Лыки драл!
– Куда клал?
– Под колоду!
– Кто украл?
– Родион.
– Выйди вон!
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети.
И кричали:
«Кук! Мак!»
Убирай
Один кулак!
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети.
Кукушата
Просят пить.
Выходи —
Тебе водить!
Кукушечка –
Горюшечка
Плетень плела,
Детей вела.
Дети шли,
До конца дошли,
До конца дошли,
Обратно пошли.
Кук!
Тили – тели,
На лавочке сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник,
Портной.
А ты кто такой?
Ах ты, Совушка – сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела —
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На двери висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.
Лиса по лесу шла,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела —
Мужу двое,
Себе трое
И детишкам
По лаптишкам!
Под мельницей,
Под веретельницей
Подралися два ерша.
Вот и сказка вся!
Обруч кружь, обруч кружь.
Кто играет, будет уж.
Кто не хочет быть ужом,
Выходи из круга вон!
Инцы-брынцы,
Балалайка!
Инцы-брынцы,
Поиграй-ка!
Инцы-брынцы,
Не хочу!
Инцы-брынцы,
Вон пойду!
По дорожке Дарья шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок маленький,
Нитки аленьки,
Клубок катится,
Нитка тянется.
Клубок дале, дале, дале,
Нитка доле, доле, доле.
Я за ниточку взяла,
Потянула, порвала.
Стакан, лимон —
Вышел вон.
Комарики-мошки,
Тоненькие ножки,
Пляшут по дорожке.
Близко ночь,
Улетайте прочь.
Еду-еду
К бабке, к деду
На лошадке
В красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг... в яму! Бух!
Катился горох по блюду.
Ты води,
А я не буду.
Тара-бара, домой пора,
Коров доить, тебе водить!
Заяц бегал по болоту,
Он искал себе работу.
Он работу не нашел,
А заплакал и пошел!
Конь ретивый с длинной гривой
Скачет, скачет по полям,
Тут и там, тут и там!
Где проскачет он —
Выходи из круга вон!
Ягода, малиновка,
Медок, сахарок,
Поди вон, королек!
Там тебе место,
В кислое тесто.
Раз, два, три, четыре —
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь—
Паука мы попросим: —
Ты, обжора, не ходи.
Ну-ка, Мишенька, води.
Раз, два, три, четыре —
Меня грамоте учили.
Пять, шесть, семь —
Покосился пень.
Он, Додон,
Выйдет от нас вон!
По утренней росе,
По зеленой полосе.
Здесь яблоки, орешки, Медок,сахарок,
Поди, вон в уголок!
Чуха, рюха, ты свинуха!
Семьсот поросят
За тобой кричат.
Шестьсот красот
По болоту бродят,
Тебя не находят,
Щиплют травку-лебеду,
Ее в рот не берут —
Под березоньку кладут.
Кто возьмет ее из нас,
Пусть он выйдет тот же час!
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Шатар, батар,
Шуми, шу,
Я не тятькин сын,
Я не мамкин сын,
Я на елке рос,
Меня ветер снес,
Я упал на пенек,
Поди водить, паренек!
Первой дал,
Второй взял,
Трое сели —
Все поели.
Кому гадки гадать?
По-турецки писать?
Шел, прошел —
Шишел, вышел,
Вон пошел!
Аты-баты,
Шли солдаты,
Аты-баты,
На базар.
Аты-баты,
Что купили?
Аты-баты,
Самовар!
Соломинка, яреминка,
Прела, горела,
На море летела,
Кастюк-мастюк,
Родион, поди вон!
Тенти-бренти!
Сам сокол
Через поле
Перешел:
Руку, ногу
Наколол.
Шишел, вышел,
Вон пошел!
- Чики-брики, ты куда?
- Чики-брики, на базар.
- Чики-брики, ты зачем?
- Чики-брики, за овсом!
- Чики-брики, ты кому?
- Чики-брики, я коню!
- Чики-брики, ты какому?
- Чики-брики, вороному!
Таря-Маря
В лес ходила,
Шишки ела —
Нам велела.
А мы шишки
Не едим,
Таре-Маре
Отдадим!
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал,
Серый зайчик убежал!
Ходит свинка
По бору,
Рвет траву-мураву.
Она рвет,
И берет,
И в корзиночку кладет.
Этот выйдет,
Вон пойдет.
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
Летела кукушечка мимо сада, Поклевала всю рассаду
И кричала: «Ку-ку-мак!»
Раскрывай один кулак.
Катилася торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем хочешь поделиться?
Прыг да скок,
Прыг да скок,
Скачет зайка —
Серый бок.
По лесочку
Прыг-прыг-прыг,
По снежочку
Тык-тык-тык.
Под кусточек присел,
Схорониться захотел.
Кто его поймает, тот и водит.
Ехал Ваня из Казани,
Полтораста рублей сани.
Двадцать пять рублей дуга. — Мальчик — девочке слуга. —
Ты, слуга, подай карету,
Я в ней сяду и поеду.
Тани-бани,
Что за вами
Под железными
Столбами?
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем – водишь ты.
По тропинке кувырком
Скачет зайка босиком.
Заинька, не беги —
Вот тебе сапоги,
Вот тебе поясок,
Не спеши в лесок.
Иди к нам в хоровод
Веселить народ.
— Теля— меля, ты, Емеля,
Третий бас.
Поводи-ка ты за нас!
Покатилось колесо,
Укатилось далеко,
И не в рожь,
И не в пшеницу,
А до самой
До столицы.
Колесо кто найдет,
Тот ведет.
Трух-тух,
Трух-тух-тух,
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окном стоит,
На весь мир кричит.
Кто услышит,
Тот бежит.
Погляди на небо,
Звезды горят,
Журавли кричат:
Гу-гу! Убегу!
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамоту в охлопке,
Она села на пенек
И читала весь денек.
Петушок-петушок,
Покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнем,
Сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять, Невозможно сосчитать!
Ниточка, иголочка,
Синенько стеколочко,
Рыба-карась,
Ты убирайсь!
Стульчик,
Мальчик,
Сам король,
Шишел, вышел,
Вон пошел.
Сговорки
В играх где все играющие делятся на две партии (группы, команды), вначале выбирают вожака (матку) для каждой партии, а затем уже определяют состав команд. Разделить всех игроков поровну, так, чтобы никому не было обидно, помогают сговорки.
Играющие образуют пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверей, птицы, игрушки, растения и т.д. Разрешается применять шуточные названия: цапы-цапы и топы-топы; дедушка Пыхто и бабушка Никто и т.п. сговорившись, пары подходят поочередно к тому или другому матке и спрашивают:
Матка, матка! Чего тебе надо?
Пирог с грибами или козла с рогами?
Из ведра ерша или из корзины ежа?
Выбирая названия, матка выбирает себе игроков. Сговорки бывают разные.
Выбирай:
Сахару кусочек
Или красненький платочек?
Ландыш душистый
Или одуванчик пушистый?
Колокольчик голубой
Или желтый зверобой?
Белую березу
Или красную розу?
Гороху мешок
Или масла горшок?
Медведя лохматого
Или козла рогатого?
Зеленую лягушку
Или хлеба краюшку?
Из речки ерша
Или из лесу ежа?
Выбери помощника
Сено косить
Или дрова рубить?
Коня ковать
Или двор подметать?
Горох молотить
Или кашу варить?
Лапти плести
Или двор мести?
Колыбельку качать
Или сметану лизать?
Шары катить
Или воду лить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Подвижные игры народов Урала" для детей дошкольного возраста.
"Подвижные игры народов Урала для дошкольного возраста" составитель Крыжановская Л.А. (воспитатель МДОУ 9 г. Первоуральск.)Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разде...
Подвижные игры народов Урала
Картотека народных игр...
Консультация для родителей " Подвижные игры Южного Урала для детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей, с приложением народных подвижных игр Южного Урала, рекомендованых для детей 2 - 3 лет...
Проект во второй младшей группе «Солнышко» на тему: «Народные подвижные игры Южного Урала»
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребенка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведет ребенка по жизни. Детские игры многообразны: игры с игрушками, игры с движениями, игры – ...
Проект во второй младшей группе «Солнышко» на тему: «Народные подвижные игры Южного Урала»
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребенка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведет ребенка по жизни. Детские игры многообразны: игры с игрушками, игры с движениями, игры – ...
Перспективное планирование. Народные подвижные игры Урала. Инструктора по ФИЗО
Перспективное планирование. Народные подвижные игры Урала. Инструктора по ФИЗО....
Проект "Подвижные игры Урала" (средняя группа)
Неоценимым национальным богатством являются уральские народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повс...