Практикум для педагогов
консультация (младшая группа)
Практикум для педагогов
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для педагогов
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности»
Подготовила:
Демьянова А.А., воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад №6 г. Шебекино»
Цель: представление опыта работы с детьми раннего возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности детей раннего возраста через поисково-исследовательскую деятельность;
- представить участникам одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста;
- сформировать у педагогов мотивацию на использование в воспитательно- образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности детей.
Оборудование и материалы:
Ход практикума
1 часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на практикуме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Роль опытно - экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей.
Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника, ведь недаром китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры. Например: многие дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему поможет Зайка - Любознайка, который вместе с детьми может создать замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, джем.
На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдёт со снегом в помещении, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.
Прежде чем приступить к практической деятельности, предлагаю вам ответить на несколько вопросов.
Блиц-игра «Вопрос-ответ»
- Что является объектом познания детей младшего возраста?
Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы.
- Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.
Ответ : плавает - не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.
- Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.
Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.
- Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.
Ответ: любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.
Дети раннего возраста отличаются любопытством и любознательностью, у них хозяином Уголка может быть Зайчик - Любознайчик, который хочет всё узнать и всем интересуется. Эти «герои» могут участвовать в опытах и экспериментах, решать возникшие вопросы приносить интересные вещи юным исследователям и рассказывать правила работы с ними.
В процессе формирования элементарных исследовательских действий у детей младшего дошкольного возраста необходимо решать следующие задачи:
- Сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, запах Дидактическая игра «Чудесный мешочек»).
- Сравнивать сходные по внешнему виду предметы (шуба – пальто – Дидактическая игра «Не ошибись»).
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (почему стоит автобус).
- Активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок рассыпается?)
Основное содержание исследований способствует формированию у детей следующих представлений:
- О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
- О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода: игры со снегом (снег как одно из агрегатных состояний воды).
- О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений – гороха, бобов, семян цветов).
- О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки).
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов:
- Обозначающие сенсорные признаки (цвет, форма).
- Свойства явления или объекта природы (цвет, форма, величина, мнется-ломается, твердый-мягкий, высоко-низко).
Материалы для организации детского экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста.
- Пластиковые бутылочки разного размера.
- Разноцветные прищепки.
- Камешки разного размера.
- Пробки (разного цвета).
- Семена бобов, фасоли, гороха.
- Вода и пищевые красители, краски.
- Сачки разного диаметра.
- Формочки, совочки, ведра.
- Стаканы разного размера.
- Фартуки и тряпочки.
- Игрушки для купания (плавающая рыбка, уточка).
- Пипетки.
- Лейки.
- Соль, сахар, песок, манка, рис и т.д.
2 часть
Проведение опыта/экспериментирования
Экспериментирование с водой
«Поймай рыбку»
Продолжая знакомить детей со свойствами воды, использую интересную игру «Поймай рыбку». Дети при помощи сачков вылавливают не только рыбок, но и лягушек, уточек, черепаху. Для игры использую рыбок разной величины и окраски, обсуждаем величину улова. Дети получают знания об обитателях водоёма. (показываю рыбок и сачки).
«Водичка разная: жёлтая и красная»
Окрашивание воды не менее интересное занятие для детей раннего возраста. Сначала дети учатся окрашивать водичку при помощи гуаши и кисточки. Затем я предлагаю другой способ: наливаю в бутылочки прозрачную водичку, предлагаю детям закрыть их крышками и потрясти. Вот уже прозрачная вода становиться цветной. Ребята рассматривают с большим удивлением цвет воды в своей бутылочке и у других детей. Предлагаю родителям провести окрашивание воды: закрыть крышки и потрясти бутылочки.
«Тонет - не тонет»
Любимый опыт детей «Тонет — не тонет». В осенний период с детьми на прогулке опускаем в лужи листики, камешки, шишки. Дети осваивают такие понятия, как лёгкий и тяжёлый. В группе опускаем в ёмкость с водой различные предметы: камешки, мячик, шишки, машинки, ложки. Дети рассматривают предметы, и я подвожу их к выводу, что лёгкие предметы не тонут, а тяжёлые - тонут.
Экспериментирование с песком/манной крупой
«Необыкновенные следы».
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).
3 часть вывод/рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»
Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...
Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"
Семинар-практикум на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов" был разработан с целью расширения у педагогов круга методов и приемов в...
Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"
В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...
Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...