Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Скоро в школу" 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Скоро в школу" 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skoro_v_shkolu_5-6.docx | 338.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скоро в школу» имеет социально-гуманитарную направленность.
Адресат программы: Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Скоро в школу» предназначена для детей в возрасте 5 - 6 лет из состава воспитанников МАДОУ ЦРР д/с №76.
Актуальность программы на этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Отличительной особенностью программы является:
Использование деятельностного метода для знакомства детей с новым материалом, что позволяет дошкольникам получать не знание в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенным признаков.
В основе лежит коррекционный (логопедический) подход, позволяющий обеспечить системное развитие всех компонентов речи на более качественном уровне, корректировать при необходимости отдельные незначительные недостатки речи детей, а также предупредить появление характерных ошибок в чтении и письме.
Объем и срок освоения программы– 9 месяцев
На полное освоение программы требуется - 72 часов.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в группы осуществляется из детей МАДОУ ЦРР д/с № 76. Программа предполагает групповые формы работы с детьми. Состав групп от 5 - 17 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 72 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: 25 минут. Недельная нагрузка на одну группу: - 2 часа. Занятия проводятся - 2 раза в неделю, во вторую половину дня.
Данная программа включает в себя курс развития математических представлений «Раз - ступенька, два – ступенька», курс развития речи, подготовке к обучению грамоте «По дороге к азбуке».
Педагогическая целесообразность.
Обучение проводится в занимательной, игровой форме. В ходе активного участия детей в дидактических играх и игровых упражнениях происходит не только усвоение знаний, но общее развитие ребёнка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Учебный материал вводится последовательно: от развития более простых умений детей к развитию более сложных умений. В рамках занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности. Предполагается и групповая работа, и игры, и самостоятельное выполнение заданий в тетради.
Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.
Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать своё отношение к занятию, к тому, что понравилось, а что было трудным. Задания подбираются с учётом индивидуальных особенностей личности ребёнка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы.
Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя их учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки.
Практическая значимость.
В результате освоения программы, обучающиеся научатся понимать, что такое слово, предложение и как они строятся, интонационно выделять звуки в слове, называть слова с заданным звуком, научатся делить слова на слоги, выделять гласные и согласные звуки. Познакомятся с элементами геометрических фигур (вершина, стороны, углы), измерять с помощью линейки, изображать отрезки заданной длины, определять время с точностью до получаса.
Ведущие теоретические идеи.
Ведущая идея данной программы — создание позитивных изменений в познавательной сфере детей, которые происходят в результате математических представлений и связанных с ними логических операций, и многосторонней речевой подготовки к школе.
Цель программы: всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи программы:
Обучающая:
- формировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;
- научить способам интонационного выделения звуков в слове;
- научить называть слова с заданным звуком;
- познакомить со слогом, со слоговой структурой слова, научить делить слова на слоги;
- учить выделять гласные и согласные звуки;
- познакомить с образованием чисел второго десятка;
- познакомить с элементами геометрических фигур (вершина, стороны, углы);
- научить измерять с помощью линейки, изображать отрезки заданной длины;
- научить определять время с точностью до получаса, закреплять знания о днях недели, месяцах, временах года.
Развивающая:
- развивать речевые навыки и умения в области грамоты (наличие у ребёнка представления о звуковой основе речи, о слове, о слоге, звуке, ударении, о качественной характеристике звуков: о выразительных средствах речи);
- развивать логические формы мышления (количество и счёт, геометрические фигуры, величина, ориентировка во времени).
Воспитательная: воспитывать интеллектуальные, познавательно-речевые и математические способности у каждого ребёнка.
Принципы отбора содержания
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Организационно – педагогические условия реализации программы:
Кадровое обеспечение реализации программы. Программу ведёт педагог дополнительного образования, имеет высшее профессиональное образование, первую категорию.
Материально – техническое обеспечение. Для эффективной организации образовательного процесса в рамках программы необходимы:
- кабинет для занятий;
- столы и стулья по количеству детей группы;
- Интерактивная доска;
- Магнитная доска;
- Компьютер;
- Дидактические материалы;
- Рабочие тетради.
Методическое обеспечение программы:
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы:
- Словесный (рассказ беседа);
- Наглядный (демонстрация картин, иллюстрации),
- Практический (работа в рабочих тетрадях).
Чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Учебно – методический материал для реализации программы:
- Пособия и игры для развития мышления, внимания, памяти и речи;
- Пособия и игры для развития мелкой моторики пальцев рук;
- Пособия по обучению и счету;
- Пособия по подготовки к грамоте;
- Демонстрационный и раздаточный материал
Требования к усвоению программы
Успех реализации данной программы будет обеспечен при выполнении следующих условий:
- личностно-ориентированное взаимодействие со взрослым в процессе освоения содержания;
- построением предметно-пространственной среды и наполняемостью центра познавательного развития дидактическими играми и пособиями математического содержания;
- активным привлечением родителей к воспитательно-образовательному процессу.
Планируемые результаты: Курс развития речи, обучения грамоте
В результате освоения программы у ребёнка:
- чистое звукопроизношение;
- достаточно развитая мелкая моторика пальцев рук;
- ребёнок использует в активной речи тематическую лексику, названия признаков предметов, действий;
- потребляет одно-, двух- и трёхсложные (в ряде случаев – четырёхсложные) слова;
- имеет воспроизводить и изменять фонетический, слоговой и морфологический рисунок слова;
- согласовывает слова в словосочетаниях и предложениях;
- использует в речи распространённые простые, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;
- использует в речи простые и сложные предлоги;
- имеет представление о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуках;
- знает буквы гласных и некоторых согласных звуков; умеет производить сложный звуковой и слоговой анализ слов, различать слова по звуковому и слоговому составу;
- использует в речи простые и сложные предлоги;
- имеет представление о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуках;
- знает буквы гласных и некоторых согласных звуков; умеет производить сложный звуковой и слоговой анализ слов, различать слова по звуковому и слоговому составу.
Планируемые результаты: Курс математическое развитие 5-6 лет
В результате освоения программы у ребёнка:
- умеет выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов по цвету, форме, размеру;
- умеет продолжить ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком;
- умеет в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 3–4 предметов, находить «лишний» предмет;
- умеет находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;
- умеет сравнивать группы предметов на основе составления пар, выражать словами, каких предметов поровну, каких больше (меньше), и на сколько;
- умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- умеет соотносить запись чисел 1–8 с количеством и порядком предметов;
- умеет сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 8;
- умеет изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе, содержащей до 5 предметов;
- умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, объему (вместимости), раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними;
- умеет правильно устанавливать пространственно-временные отношения (шире – уже, длиннее – короче, справа, слева, выше, ниже, вверху, внизу, раньше – позже и т.д.);
- умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево);
- показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого и живого объекта;
- умеет называть части суток, устанавливать их последовательность, находить последовательность событий и нарушение последовательности;
- умеет узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, шар, куб, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Механизм оценивания образовательных результатов
Дети по программе не оцениваются.
Формы подведения итогов реализации программы
- открытые показы ОД для родителей (законных представителей);
- участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня.
Учебно-тематический план
Занятие (п/н) | Курс | Тема | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | «По дороге к азбуке» | Звуки и буквы | 0,25 | 0,75 |
2 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Свойства предметов | 0,25 | 0,75 |
3 | «По дороге к азбуке» | Слова и звуки | 0,25 | 0,75 |
4 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Свойства предметов | 0,25 | 0,75 |
5 | «По дороге к азбуке» | Звук [А] | 0,25 | 0,75 |
6 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Свойства предметов | 0,25 | 0,75 |
7 | «По дороге к азбуке» | Звук [О] | 0,25 | 0,75 |
8 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Свойства предметов | 0,25 | 0,75 |
9 | «По дороге к азбуке» | Звук [Э] | 0,25 | 0,75 |
10 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Свойства предметов | 0,25 | 0,75 |
11 | «По дороге к азбуке» | Звук [И] | 0,25 | 0,75 |
12 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Сравнение групп предметов | 0,25 | 0,75 |
13 | «По дороге к азбуке» | Звук [Ы] | 0,25 | 0,75 |
14 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Сравнение групп предметов | 0,25 | 0,75 |
15 | «По дороге к азбуке» | Звуки [И] - [Ы] | 0,25 | 0,75 |
16 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Сравнение групп предметов | 0,25 | 0,75 |
17 | «По дороге к азбуке» | Звук [У] | 0,25 | 0,75 |
18 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Сложение | 0,25 | 0,75 |
19 | «По дороге к азбуке» | Гласные звуки | 0,25 | 0,75 |
20 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Пространственные отношения: на, над, под | 0,25 | 0,75 |
21 | «По дороге к азбуке» «По дороге к азбуке» | Звук [М]. Согласные звуки | 0,25 | 0,75 |
22 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Пространственные отношения: слева, справа | 0,25 | 0,75 |
23 | «По дороге к азбуке»
| Звук [М ’]. Твёрдые и мягкие согласные. | 0,25 | 0,75 |
24 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Пространственные отношения: слева, справа | 0,25 | 0,75 |
25 | «По дороге к азбуке» | Звук [Н] | 0,25 | 0,75 |
26 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Вычитание. | 0,25 | 0,75 |
27 | «По дороге к азбуке» | Звук [Н ’ ] | 0,25 | 0,75 |
28 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Пространственные отношения: между посередине | 0,25 | 0,75 |
29 | «По дороге к азбуке» | Звук [П] | 0,25 | 0,75 |
30 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Один – много | 0,25 | 0,75 |
31 | «По дороге к азбуке» | Звук [П ’ ] | 0,25 | 0,75 |
32 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Число 1. Цифра 1 | 0,25 | 0,75 |
33 | «По дороге к азбуке» | Звук [Т] | 0,25 | 0,75 |
34 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Внутри, снаружи | 0,25 | 0,75 |
35 | «По дороге к азбуке» | Звук [Т ’ ] | 0,25 | 0,75 |
36 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Число 2. Цифра 2. Пара | 0,25 | 0,75 |
37 | «По дороге к азбуке» | Звук [К] | 0,25 | 0,75 |
38 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Точка. Линия. Прямая и кривая линия | 0,25 | 0,75 |
39 | «По дороге к азбуке» | Звук [К ’ ] | 0,25 | 0,75 |
40 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Отрезок. Луч. | 0,25 | 0,75 |
41 | «По дороге к азбуке» | Звук [Х] | 0,25 | 0,75 |
42 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Число и цифра 3 | 0,25 | 0,75 |
43 | «По дороге к азбуке» | Звук [Х ’ ] | 0,25 | 0,75 |
44 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Замкнутые и незамкнутые линии | 0,25 | 0,75 |
45 | «По дороге к азбуке» | Звуки [К] - [Х], [К ’] - [Х ‘ ] | 0,25 | 0,75 |
46 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Ломаная линия, многоугольник | 0,25 | 0,75 |
47 | «По дороге к азбуке» | Звук [Ф] | 0,25 | 0,75 |
48 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Число 4. Цифра 4. | 0,25 | 0,75 |
49 | «По дороге к азбуке» | Звук [Ф ’ ] | 0,25 | 0,75 |
50 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Угол. | 0,25 | 0,75 |
51 | «По дороге к азбуке» | Звук [Й ’ ] | 0,25 | 0,75 |
52 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Числовой отрезок | 0,25 | 0,75 |
53 | «По дороге к азбуке» | Дружные звуки [Й ’О] | 0,25 | 0,75 |
54 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Число 5. Цифра 5 | 0,25 | 0,75 |
55 | «По дороге к азбуке» | Звуки [Й ’У] | 0,25 | 0,75 |
56 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Впереди – сзади. | 0,25 | 0,75 |
57 | «По дороге к азбуке» | Звуки [Й ’А] | 0,25 | 0,75 |
58 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Столько же | 0,25 | 0,75 |
59 | «По дороге к азбуке» | Звуки [Й ’Э] | 0,25 | 0,75 |
60 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Больше. Меньше. Знаки > и < | 0,25 | 0,75 |
61 | «По дороге к азбуке» | Звук [Й’Э] [Й’О] [Й’У] [Й’А] | 0,25 | 0,75 |
62 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Раньше, позже | 0,25 | 0,75 |
63 | «По дороге к азбуке» | Закрепление гласных звуков. | 0,25 | 0,75 |
64 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Длиннее, короче | 0,25 | 0,75 |
65 | «По дороге к азбуке» | Закрепление согласных звуков | 0,25 | 0,75 |
66 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Повторение. Числа 1-5 | 0,25 | 0,75 |
67 | «По дороге к азбуке» | Составление слогов по пройденному материалу | 0,25 | 0,75 |
68 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Повторение. Сложение и вычитание в пределах 5 | 0,25 | 0,75 |
69 | «По дороге к азбуке» | Повторение. Игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетно-ролевые, дидактические игры | 0,25 | 0,75 |
70 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Повторение. Ориентировка в пространстве | 0,25 | 0,75 |
71 | «По дороге к азбуке» | Открытое занятие | 0,25 | 0,75 |
72 | «Раз – ступенька, два – ступенька» | Открытое занятие | 0,25 | 0,75 |
Итого | 18 | 54 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(72 часа, 2 часа в неделю)
- Звуки и буквы. Познакомить детей с понятиями «звуки» и «буквы». Формировать представления о том, с помощью чего произносятся звуки (органы артикуляции);
- Свойства предметов. Знакомство с понятиями «одинаковые», «разные». Развитие умения сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать. Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, речи, мышления). Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа. Уметь находить сходства и отличия;
- Слова и звуки. Познакомить детей с понятием «слово», учить различать короткие и длинные слова. Закрепить понятие «звук»;
- Свойства предметов. Закрепить понятия треугольник, прямоугольник, квадрат, овал. Учить находить сходства и различия. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [А]. Познакомить детей с гласным звуком [А], его условным обозначением, способом произнесения, графическим обозначением звука, буквой А. Учить определять положение звука [А] в слове. Находить его в словах на наглядной основе (картинки), на слух. Закрепить понятия «звуки» и «буквы». Учить заштриховывать буквы;
- Свойства предметов. Умение группировать предметы, обозначать название предметов словом. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [О]. Познакомить детей с гласным звуком [О], его условным изображением, графическим обозначением звука, буквой О. Упражнять в правильном произнесении звука при участии органа артикуляции (губы). Учить определять положение звука [О] в слове (начало, середина, конец). Находить его в словах на наглядной основе (картинки), на слух. Закрепить представления о звуке [А]. Упражнять в штриховке;
- Свойства предметов. Учить анализировать форму предметов, их цвет при изменении предметов. учить находить закономерности в расположении геометрических фигур. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [Э]. Познакомить детей с гласным звуком [Э], его условным обозначением, способом произнесения, графическим обозначением звука, буквой Э. Учить определять положение звука [Э] в слове. Находить его в словах на наглядной основе (картинки), на слух. Учить детей изменять слово путём добавления звука в начале слова. Закрепить представления о звуке [О]. Упражнять в штриховке;
- Свойства предметов. Знакомство с понятиями «большой», «маленький». Обучение соотнесению предметов по величине. Развитие умения группировать предметы по заданному признаку. Учить использовать в речи понятия увеличить, уменьшить. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [И]. Познакомить детей с гласным звуком [И], его условным обозначением, способом произнесения, графическим обозначением звука, буквой И. Учить определять положение звука [И] в слове. Находить его в словах на наглядной основе (картинки), на слух. Продолжать обучать детей изменять слово путём добавления звука в начале слова. Показать способ слияния двух звуков [И], [А] для получения слога «ИА». Учить соединять при произнесении два звука. Закрепить понятия длинные и короткие слова, представления о звуке [Э]. Упражнять в штриховке;
- Сравнение. Обучение сравнению совокупностей предметов. Учить читать записи, в которых использовали знаки «равно» и «неравно». Закрепление понятий «столько же», «поровну». Обучение восстановлению равенства. Закрепление понятий «увеличение», «уменьшение». Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [Ы]. Познакомить детей с гласным звуком [Ы], его условным обозначением, способом произнесения, графическим обозначением звука, буквой Ы. Учить определять положение звука [Ы] в слове. Находить его в словах на наглядной основе (картинки), на слух. Учить детей изменять слово путём добавления, исключения звука в конце слова, выяснять разницу между парами слов. Закрепить представления о звуке [И]. Упражнять в штриховке;
- Сравнение. Обучение постановке знаков «=» и «≠» при сравнении предметов. Обучение замещению предметов на большие и меньшие по форме. Учить находить закономерности. Развитие тактильных ощущений. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звуки [И] - [Ы]. Закрепить представления о звуках [И] - [Ы], находить отличия в способах их произнесения, определять звуки в словах и место их положения (начало, середина, конец слова) на наглядной основе и на слух. Учить заменять звук в слове для получения слова в ласкательной форме;
- Сравнение. Обучение постановке знаков «=» и «≠» при сравнении предметов. Обучение восстановлению равенства между совокупностями. Учить находить закономерности. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [У]. Познакомить детей с гласным звуком [У], его условным обозначением, способом произнесения, графическим обозначением звука, буквой У. Учить определять положение звука [У] в слове. Находить его в словах на наглядной основе (картинки), на слух. Сравнивать способ произнесения звука [У] со способом произнесения звука [О], называть различия. Упражнять в штриховке;
- Сложение. Формирование представлений о сложении, оперируя понятиями: первая часть, вторая часть, целое. Учить находить закономерности. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Гласные звуки. Познакомить детей с понятием «гласные звуки», их условным обозначение – красным цветом. Учить определять гласный звук по описанию его артикуляции, по изображению артикуляции. Упражнять в определении гласных звуков в словах;
- Пространственные отношения: на, над, под. Формирование пространственных представлений. Дифференциация понятий «на», «над», «под». Развитие ориентировки на местности. Закрепить представления о сложении, оперируя понятиями: первая часть, вторая часть, целое. Учить находить закономерности. Обучения способам группировки предметов. Развитие тактильных ощущений. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [М] Согласные звуки. Слоги. Познакомить детей с понятиями «согласные звуки», «слоги». Сформировать представления о признаках отличия согласных звуков от гласных. Учить выкладывать с помощью звуковых обозначений слоги, изменять положение звуковых обозначений и прочитывать слоги;
- Пространственные отношения: слева, справа. Формирование пространственных представлений. Дифференциация понятий «слева», «справа». Развитие ориентировки на местности. Закрепить представления о сложении, оперируя понятиями: первая часть, вторая часть, целое. Учить находить закономерности. Обучения способам группировки предметов. Развитие тактильных ощущений. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные. Познакомить детей с понятием твёрдые и мягкие согласны звуки, с цветовым условным обозначением этих звуков. Формировать представления о согласном звуке [М’], способе его произнесения, условном изображении. Упражнять в подборе антонимов, слов с заданным звуком. Закреплять умения выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. Упражнять в штриховке;
- Пространственные отношения: слева, справа. Формирование пространственных представлений. Дифференциация понятий «слева», «справа». Развитие ориентировки на местности. Закрепить представления о сложении, оперируя понятиями: первая часть, вторая часть, целое. Учить находить закономерности. Обучения способам группировки предметов. Развитие тактильных ощущений. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [Н]. Познакомить детей с согласным звуком [Н], способом произнесения, его условным и графическим изображениями (буквой Н). Учить давать характеристику звуку правильно строя ответ. Закреплять умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений, менять местами карточки и «прочитывать» новые слоги. Самостоятельно выполнять задания в тетради с цветовым обозначением звука. Продолжать учить изменять слова путём добавления слога в начале слова. Закрепить представления об отличии гласных звуков от согласных;
- Вычитание. Познакомить с понятием «вычитание» и учить использовать этот термин в активной речи. Закрепление понятий «справа», «слева», «на», «под», «над». Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [Н’]. Познакомить детей с согласным звуком [Н’], способом произнесения, его условным и графическим изображениями. Сравнивать звуки [Н] и [Н’]. Давать характеристику звукам правильно строя ответ, используя цветовые обозначения. Упражнять в выкладывании слогов со звуком [Н’], заменять твёрдый звук на мягкий. Упражнять в штриховке;
- Пространственные отношения: между, посередине. Обучение сравнению предметов по количеству. Введение в активную речь понятий «между», «посередине». Закрепление понятий «вычитание», «сложение». Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [П]. Познакомить детей с согласным звуком [П], способом произнесения, его условным и графическим изображениями (буквой П). Давать характеристику звуку правильно строя ответ. Закреплять умение выделять звук в любой части слова, составлять слоги. Собирать слово из повторяющихся слогов, добавляя слог в начале слова;
- Один – много. Обучение сравнению предметов по количеству. Введение в активную речь понятий «один», «много». Закрепление понятий «между», «посередине», «справа», «слева». Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [П’]. Познакомить детей с согласным звуком [П’], способом произнесения, его условным и графическим изображениями. Упражнять в умении давать характеристику звуку правильно строя ответ. Составлять прямые и обратные слоги. Учить последовательно преобразовывать слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава. Выкладывать по порядку обозначения звуков для получения слова. Сравнивать звуки [П] и [П’] между собой. Упражнять в штриховке;
- Число 1. Цифра 1. Знакомство с числом и цифрой 1. Обучение замещению предметов символами. Закрепление навыка создания последовательности в определенном ритме. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [Т]. Познакомить детей с согласным звуком [Т], способом произнесения, его условным и графическим изображениями (буквой Т). Продолжать упражнять в умении давать характеристику звуку правильно строя ответ. Выделять звук в любой части слова, составлять прямые и обратные слоги. Изменять слово путём замены первого звука. Подбирать звуковые обозначения к первым звукам в названии картинок, выкладывать их по порядку и «прочитывать» полученное слово;
- Внутри, снаружи. Формирование пространственных представлений. Дифференциация понятий «внутри», «снаружи». Развитие ориентировки на местности;
- Звук [Т’]. Познакомить детей с согласным звуком [Т’], способом произнесения, его условным и графическим изображениями. Продолжать упражнять в умении давать характеристику звуку правильно строя ответ. Выделять звук в любой части слова, составлять прямые и обратные слоги. Учить разгадывать ребусы. Сравнивать звуки [Т] и [Т’] между собой. Упражнять в штриховке;
- Число 2. Цифра 2. Пара. Знакомство с числом и цифрой 2. Обучение замещению реальных предметов символами. Учить использовать в активной речи понятие «пара». Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [К]. Познакомить детей с согласным звуком [К], способом произнесения, его условным и графическим изображениями (буквой К). Закрепить умение давать характеристику звуку правильно строя ответ. Выделять звук в любой части слова, составлять прямые и обратные слоги. Изменять слова путём замены звуков. Познакомить с семантикой слов кум и кума;
- Точка. Линия. Прямая и кривая линия. Ввести понятия «точка», «линия», «прямая и кривая линии». Закрепить знание состава числа 2. Учить находить закономерности. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [К’]. Познакомить детей с согласным звуком [К’], способом произнесения, его условным и графическим изображениями. Давать характеристику звуку правильно строя ответ. Выделять звук в любой части слова, составлять прямые и обратные слоги. Упражнять в сравнении звуков [К] и [К’]. Подбирать звуковые обозначения к первым звукам в названии картинок, выкладывать их по порядку и «прочитывать» полученное слово, заменять звук и добавлять слог для получения нового слова. Упражнять в штриховке;
- Отрезок. Луч. Ввести понятия «отрезок». Учить решать примеры на сложение и вычитание с числами 1 и 2. Учить находить закономерности. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
- Звук [Х]. Познакомить детей с согласным звуком [Х], способом произнесения, его условным и графическим изображениями (буквой Х). Давать характеристику звуку правильно строя ответ, используя цветовое обозначение. Выделять звук в любой части слова, составлять прямые и обратные слоги. Закреплять понятия длинные и короткие слова. Вкладывать с помощью звуковых обозначений слова, изменять их путём исключения звуков. Подбирать звуковые обозначения к первым звукам в названии картинок, выкладывать их по порядку и «прочитывать» полученное слово;
- Число и цифра 3. Знакомство с числом и цифрой 3. Обучение замещению реальных предметов символами. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [Х’]. Познакомить детей с согласным звуком [Х’], способом произнесения, его условным и графическим изображениями. Давать характеристику звуку правильно строя ответ. Выделять звук в любой части слова, составлять прямые и обратные слоги. Изменять слово путём исключения звука. Сравнивать звуки [Х] и [Х’] между собой. Упражнять в штриховке;
- Замкнутые и незамкнутые линии. Ввести понятия «замкнутая линия», «незамкнутая линия». Закрепить знание состава числа 3. Учить соотносить количество предметов с числом 3. Учить находить закономерности. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звуки [К] - [Х], [К’] - [Х‘]. Учить проводить сравнительный анализ звуков [К] - [Х] и [К’] - [Х‘]. Выделять звуки в любой части слова, составлять с ними прямые и обратные слоги. Изменять слова путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков и слогов;
- Ломаная линия, многоугольник. Ввести понятия «ломаная линия», «многоугольник». Закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание с числами 1, 2, 3. Учить находить закономерности. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [Ф]. Познакомить детей с согласным звуком [Ф], способом произнесения, его условным и графическим изображениями (буквой Ф). Давать характеристику звуку правильно строя ответ. Выделять звук в любой части слова, составлять прямые и обратные слоги. Упражнять в разгадывании ребусов, изменении слов путём замены, добавления звука в начале или конце слога;
- Число 4. Цифра 4. Знакомство с числом и цифрой 4. Знакомство с образованием числа четыре от предыдущего. Закрепление цифрового ряда от одного до пяти. Знакомство с образованием числа 4 из двух меньших чисел. Развитие конструктивного праксиса. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [Ф’]. Познакомить детей с согласным звуком [Ф’], способом произнесения, его условным и графическим изображениями. Давать характеристику звуку правильно строя ответ. Выделять звук в любой части слова, составлять прямые и обратные слоги. Сравнивать звуки [Ф] и [Ф’] между собой. Изменять слова путём перестановки слогов. Упражнять в штриховке;
- Угол. Ввести понятие «угол». Учить находить углы на рисунках, на предметах. Закрепить умение складывать и вычитать числа от 1 до 4. закрепить знание состава числа 4. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [Й’]. Познакомить детей с особым согласным звуком [Й’], способом произнесения, его условным и графическим изображениями (буквой Й). Давать акустическую характеристику звуку правильно строя ответ. Выделять звук в любой части слова, составлять слоги. Преобразовывать слова в другие путём изменения его звукового состава. Упражнять в штриховке;
- Числовой отрезок. Ввести понятие «числового луча», учить использовать его в речи. Закрепление навыка порядкового счета. Учить решать примеры на сложение и вычитание с помощью числового луча. Развитие тактильных ощущений. Закрепление навыков согласования числительных с существительными. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Дружные звуки [Й’О]. Формировать понятие, что некоторые пары звуков («дружные звуки») в русском языке обозначаются одной буквой. Познакомить с буквой Ё. Упражнять в правильной артикуляции пары звуков. Учить слышать и выделять эти звуки в словах, проводить сравнительный анализ. Упражнять в штриховке;
- Число 5. Цифра 5. Знакомство с числом и цифрой 5. Закрепление цифрового ряда от одного до пяти. Знакомство с образованием числа 5 из двух меньших чисел. Развитие конструктивного праксиса. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звуки [Й’У]. Продолжать знакомить детей с парами «дружных звуков». Упражнять в умении слышать и выделять эти звуки в словах, проводить сравнительный анализ. Познакомить с буквой Ю. Упражнять в правильной артикуляции пары звуков. Разгадывать слово по первым звукам названий картинок, выкладывать его с помощью звуковых обозначений. Изменять слова путём замены, добавления и исключения звуков. Упражнять в штриховке;
- Впереди, сзади. Закрепление навыка ориентировки в пространстве и на плоскости. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звуки [Й’А]. Продолжать знакомить детей с парами «дружных звуков». Упражнять в умении слышать и выделять эти звуки в словах, проводить сравнительный анализ. Познакомить с буквой Я. Упражнять в правильной артикуляции пары звуков. Преобразовывать слова в другие слова путём неоднократного изменения звукового состава слова. Разгадывать ребус. Упражнять в штриховке;
- Столько же. Научить устанавливать равенство и сравнивать группы предметов по количеству. Закрепление навыка использования знаков «≠», «=». Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звуки [Й’Э]. Продолжать знакомить детей с парами «дружных звуков». Упражнять в умении слышать и выделять эти звуки в словах, проводить сравнительный анализ. Познакомить с буквой Е. Упражнять в правильной артикуляции пары звуков. Упражнять в штриховке;
- Больше. Меньше. >, <. Закрепление умения устанавливать равенство и сравнивать группы предметов по количеству. Закрепление навыка использования знаков «>», «<», «=». Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Звук [Й’Э] [Й’О] [Й’У] [Й’А]. Повторить йотированные пары звуков, проводить их сравнительный анализ. Закрепить умение подбирать антонимы. Преобразовывать слова с помощью йотированных звуков для получения новых слов;
- Раньше. Позже. Обучение восстановлению последовательности событий. Введение в активную речь слов «раньше», «позже». Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа;
- Закрепление гласных звуков.
- Длиннее, короче. Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова «длиннее», «короче». Закрепить взаимосвязь целого и частей, знание состава чисел 1-5, счетные умения в пределах 5;
- Закрепление согласных звуков. Закрепление пройденных согласных звуков;
- Повторение. Повторение чисел от 1 до 5;
- Составление слогов по пройденному материалу.
- Повторение. Повторение действий на сложения и вычитания в пределах 5;
- Повторение. Игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетно-ролевые, дидактические игры;
- Повторение. Повторение на ориентировку в пространстве;
- Открытое занятие;
- Открытое занятие.
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Скоро в школу» на 2021-2022 учебный год.
Начало учебного года: 01.09.2021 г.
Окончание учебного год: 31.05.2022 г.
Продолжительность учебного года по реализации дополнительной общеобразовательной программы: с 01.09.2021 г. по 31.05.2022 г. (без праздничных дней).
Праздничные (выходные) дни в соответствии с производственным календарем на 2020-2021 учебный год:
- 4,5 ноября – День народного единства;
- 31.12-09.01 – Новогодние каникулы;
- 23 февраля – День защитника Отечества;
- 7,8 марта – Международный женский день;
- 1,2, 3 мая – Праздник весны и труда;
- 9,10 мая – День Победы
Список литературы:
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В. По дороге к азбуке. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей, к частям 3 и 4, Баласс, 2016
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие по речевому развитию детей. В 5-ти частях. Часть 3, Баласс, 2017
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Речевое развитие детей дошкольного возраста (6-7(8) лет). Учебное пособие в 5-ти частях. Часть 4, Баласс, 2017
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. Развитие речи. Пособие для дошкольников (карточки, картинки). Часть 5, Баласс, 2007
- Венгер Л.А., Дьяченко М.О. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». – М.: 1989.
- Волина В.В. «Учимся, играя». – М.: «Просвещение, 1994.
- «Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет./ Под ред. А.А. Столяра. – М.: «Просвещение», 1991.
- Логика и математика для дошкольников / авт.сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: «Детство-Пресс», 1996.
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». – М.: «Просвещение», 1985.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Часть 4 (1). Демонстрационный материал, Бином. Лаборатория знаний, 2018
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет. Часть 4 (1). Демонстрационный материал, Бином. Лаборатория знаний, 2018
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка - ступенька к школе. Математика для детей 5-6 лет. Часть 3. ФГОС ДО, 2019
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 5-6 лет. Раздаточный материал. ФГОС, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «Школа раннего развития «Росток»»
рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет ....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....